Работа с литературными источниками

Умение работать с литературным источником – это умение быстро разобраться в его структуре, использовать в удобной форме всё, что в нём оказалось ценным и нужным.

Навыками работы с литературой обладают далеко не все. Наиболее частые ошибки – отсутствие целенаправленности в чтении, недостаточное использование справочного материала, нерациональная форма записи прочитанного. Работу с источниками можно разделить на три основных части: чтение книги, тщательная проработка текста, ведение записей.

Предварительное ознакомление с книгой призвано дать чёткий ответ на вопрос о целесообразности её дальнейшего использования. Ценность каждого научного произведения колеблется в весьма широких пределах. Поэтому для начала следует принять во внимание те элементы книги, которые дают возможность оценить её должным образом: заглавие, автор, издательство, время издания, аннотация, оглавление, авторское или издательское предисловие, справочно-библиографический аппарат.

Следующим этапом является чтение книги. Существует два подхода к чтению научно-литературного произведения: беглый просмотр его содержания и тщательная проработка произведения в целом и его отдельных частей.

Беглый просмотр содержания книги необходим в тех случаях, когда предварительное ознакомление с ней не даёт возможности определить насколько она интересна.

Тщательная проработка текста – это его усвоение в степени, необходимой по характеру выполняемой работы. Следует отметить, что прочесть текст – ещё не значит его усвоить. Запоминание содержания текста также не означает его усвоения. Усвоить прочитанное – значит понять всё так глубоко и продумать так серьёзно, чтобы мысли автора, объединённые с собственными мыслями, превратились бы в единую систему знаний по данному вопросу.

Поэтому рекомендуется следить за ходом мысли автора, логикой его доказательств, установить связи между отдельными положениями, выделить то главное, что приводится для их обоснования, отделить основные положения от иллюстраций и примеров.

Ведение записей при чтении – обязательный элемент работы над книгой, неотделимый от процесса чтения. Запись помогает лучше усвоить прочитанное, даёт возможность сохранить нужные материалы в удобном для использования виде, позволяет сократить время на поиск при повторном обращение к данному источнику.

Записи должны быть предельно полными, лаконичными и наглядными. Практическая рекомендация – при осуществлении записей следует оставлять поля, в которые записываются оригинальные мысли и идеи, появляющиеся в процессе чтения. Вести записи рекомендуется только на одной стороне листа. Так как при этом ускоряется их поиск и систематизация. Наиболее удобна, не «книжная», а «карточная» форма записей, поскольку она позволяет лучше систематизировать материал.

Однако не все записи должны быть одинаковыми по форме. Наиболее широко распространённой формой ведения записей являются выписки.

Выписывают обычно наиболее интересные данные. Выписки из текста, как правило, делают дословно, в виде цитаты. При этом выбирают наиболее важные высказывания, основные идеи, которые необходимо процитировать в работе. В тоже время, не все мысли следует выписывать дословно. Часто бывает, что ту или иную мысль без всякого ущерба, а часто, даже в более подходящей форме можно передать своими словами. Так как после каждой цитаты должна быть обязательно сделана ссылка на её источник, то при конспектировании следует сразу же отмечать автора произведения, его название, место и год издания, издательство, номер страницы.

Примерами, облегчающими работу с книгой являются использование закладок с надписями и использование пометок и выделений на полях книги или прямо в тексте. Часто рекомендуется вести более сложные формы записи – тезисы (основные положения книги) и конспект (краткое изложение прочитанного).

Имея в перспективе возможность копирования или сканирования прочитанного материала, следует сразу, по ходу чтения готовить перечень страниц, подлежащих копированию или сканированию.

При сложности современной специальной терминологии, отсутствии единства в ней, при частых изменениях, а также обилии сокращений рекомендуется вести словарь терминов и понятий, который затем можно будет включить в работу в виде приложения.

Написание текста работы

Собрав и изучив литературные источники и, возможно, практический материал, студенту следует приступить к написанию курсовой работы.

Изложение вопросов темы должно быть последовательным и логичным. При написании курсовой работы не всегда целесообразно использовать весь законспектированный и собранный материал, лучше выбрать основные данные, позволяющие чётко и обоснованно раскрыть тему работы. Излагать материал рекомендуется своими словами, не допуская переписывания из литературных источников. Не допускается также произвольное сокращение слов. Приводимые в тексте цитаты, формулы, данные финансовой отчётности, статистические данные следует проверить и снабдить их постраничными ссылками на источники.

Как правило, написание курсовой работы начинается с основной части. Несмотря на то, что введение является одним из первых структурных элементов работы, обычно его пишут после написания основной части и заключения. На последней стадии написания работы составляются приложения.

Наши рекомендации