Сущность государственного и муниципального управления

ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Данный курс призван дать студенту общее представление о системе государственного и муниципального управления.

В нем государственное и муниципальное управление изучается в целостном виде, как определенная система элементов - органов, должностных лиц, связей между ними, их деятельности.

Где бы ни работал затем выпускник вуза в центральном аппарате министерства, у губернатора субъекта РФ, в мэрии, районной управе, функционером общественного объединения, в управлении акционерным обществом и т.д., он должен иметь представление о целостной системе управления в обществе.

Сущность государственного и муниципального управления

Осмысление содержания института государственного и муниципального управления связано с определением понятия «управление».

С точки зрения кибернетики – профильной науки об управлении,

управление-целенаправленное воздействие субъекта (того, кто управляет) на объект (того/то, кем/чем управляют) при получении непрерывной обратной связи.

Кибернетика – это наука об общих принципах и закономерностях управления и передачи информации в механических, биологических и социальных системах [1].

Государственное и муниципальное управление – это один из видов управления, специфика которого обусловлена тем, что объектом воздействия является общество, являющееся с точки зрения кибернетики наиболее сложным и наименее предсказуемым объектом.

Данная сложность определяется многими факторами, к числу которых можно отнести:

· высокую важность обратных связей,

· множественность социальных ролей государственных служащих, их вовлеченность в сферу действия принимаемых решений и другие.

В то же время государственное и муниципальное управление неверно отождествлять с управлением обществом, которое является более широким понятием по нескольким причинам:

1. Субъектами управления обществом помимо органов государственного и муниципального управления могут быть политические партии, СМИ и другие;

2. В отличие от государственного и муниципального управления, осуществляемого обычно «сверху вниз» субъект общественного воздействия чаще и эффективнее реализует «горизонтальные» средства и методы управления, предусматривающие партнерство, взаимодействие с объектом.

3. Субъект государственного управления институционально, функционально, культурно-этическидистанцирован отвнешней среды в гораздо большей степени, чем субъект социального управления.

С учетом вышеизложенного, государственное и муниципальное управление – это особый вид общественного управления, который отличается:

· спектром субъектов воздействия,

· особым инструментарием воздействия,

· высокой степенью автономии от окружающего социума[1].

При этом государственное и муниципальное управление тесно связано с обществом, которое является не только объектом воздействия, но и источником и ресурсом совершенствования, количественных и качественных преобразований системы управления.

ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Данный курс призван дать студенту общее представление о системе государственного и муниципального управления.

В нем государственное и муниципальное управление изучается в целостном виде, как определенная система элементов - органов, должностных лиц, связей между ними, их деятельности.

Где бы ни работал затем выпускник вуза в центральном аппарате министерства, у губернатора субъекта РФ, в мэрии, районной управе, функционером общественного объединения, в управлении акционерным обществом и т.д., он должен иметь представление о целостной системе управления в обществе.

Сущность государственного и муниципального управления

Осмысление содержания института государственного и муниципального управления связано с определением понятия «управление».

С точки зрения кибернетики – профильной науки об управлении,

управление-целенаправленное воздействие субъекта (того, кто управляет) на объект (того/то, кем/чем управляют) при получении непрерывной обратной связи.

Кибернетика – это наука об общих принципах и закономерностях управления и передачи информации в механических, биологических и социальных системах [1].

Государственное и муниципальное управление – это один из видов управления, специфика которого обусловлена тем, что объектом воздействия является общество, являющееся с точки зрения кибернетики наиболее сложным и наименее предсказуемым объектом.

Данная сложность определяется многими факторами, к числу которых можно отнести:

· высокую важность обратных связей,

· множественность социальных ролей государственных служащих, их вовлеченность в сферу действия принимаемых решений и другие.

В то же время государственное и муниципальное управление неверно отождествлять с управлением обществом, которое является более широким понятием по нескольким причинам:

1. Субъектами управления обществом помимо органов государственного и муниципального управления могут быть политические партии, СМИ и другие;

2. В отличие от государственного и муниципального управления, осуществляемого обычно «сверху вниз» субъект общественного воздействия чаще и эффективнее реализует «горизонтальные» средства и методы управления, предусматривающие партнерство, взаимодействие с объектом.

3. Субъект государственного управления институционально, функционально, культурно-этическидистанцирован отвнешней среды в гораздо большей степени, чем субъект социального управления.

С учетом вышеизложенного, государственное и муниципальное управление – это особый вид общественного управления, который отличается:

· спектром субъектов воздействия,

· особым инструментарием воздействия,

· высокой степенью автономии от окружающего социума[1].

При этом государственное и муниципальное управление тесно связано с обществом, которое является не только объектом воздействия, но и источником и ресурсом совершенствования, количественных и качественных преобразований системы управления.

Наши рекомендации