Анализ современных социальных проектов в Бурятии
Для анализа эффективности социальной рекламы Бурятии мы провели два опроса среди наших жителей. Первый опрос мы провели на просторах интернета. В социальной сети в Вконтакте запустили анонимное голосование среди 249 реципиентов. В результате этого опроса 64, 3 % - это 160 опрошенных согласились с тем, что социальная реклама в Республике является достаточно эффективной и заставляет задуматься над общественными проблемами, 12,9 % , т.е. 32 опрошенных согласились с тем, что она никаким образом не воздействует на них, 4,4%, т.е. 11 реципиентов не знают значения социальной рекламы, 18,5 %, т.е. 46 человек не обращают на нее внимания.
Второе анкетирование с открытыми вопросами только 45 % из опрашиваемых 100 респондентов смогли привести примеры социальной рекламы. Эти 45 % респондентов вспомнили о рекламной кампании, проведенными волонтерами на площади Советов на тему защиты оз. Байкал. По словам респондентов, эта акция действительно заставила задуматься над данной проблемой и вспомнить о своих обязанностях перед природой. Также опрашиваемые вспомнили различные мероприятия, движения, митинги, посвященные темам наркомании, СПИДа, правилам безопасности дорожного движения, проводящиеся в городе [приложение 1].
Расходы на социальную рекламу в начале 2000-х гг. были мизерными по сравнению с расходами на коммерческую рекламу. Подтверждением этому является реклама табака и на распространении информации о вреде курения. По данным Роспотребнадзора 2009 году рекламы табака было 330 раз больше, чем пропаганды вреда курения [47].
К акциям по пропаганде ЗОЖ относится и социальный проект «Меняем сигарету на конфету», который был запущен 31 мая 2013 г. в всемирный день без табака. В рамках этой акции волонтеры проводили опросы, разъяснительные работы среди населения. Акция проводилась в трамваях и на площадях г. Улан-Удэ.
В 2012-2013 годах проводилось анкетирование населения Улан-Удэ по теме «Курение», специалистов интересовало, какой процент опрошенных курит табак, что послужило причиной приобщения к табаку, частота и стаж курения.
Опрос показал, что 47 процентов всех опрошенных курят, из них 45 процентов это эпизодические курильщики от случая к случаю, постоянных курильщиков 53 процента.
В ходе опроса выяснилось, что главной причиной курения для молодежи является и остается наличие курящей компании.
Из 47 % курящих 77 % курильщиков хотят бросить курить. Из этого следует, что им необходимо оказание помощи в прекращении употребления табачных изделий.
По результатам опроса выяснилось, что среди основных причин побуждающих избавиться от привычки ведущей является знание, понимание того, что курение вредит здоровью – 47 процентов.
Следует отметить, что понимание того, что курение наносит вред здоровью, является главным мотивом отказа от курения для всех респондентов [47] .
В целом, можно говорить об эффективности пропаганды здорового образа жизни в республике на примере снижения числа курящих среди молодежи. По данным анкетирования среди молодежи, можно говорить о снижении количества курильщиков на 20 процентов. Данные «Центра здоровья» Республиканского центра медицинской профилактики подтверждают эти показатели.
В столице республики в 2010 году появились надписи Межрегиональной Байкальской общественной организации «Трезвей! –Тэлэрыш!». Некоммерческая организацияс целью восстановления трезвой жизни среди населения нанесла 120 надписей-призывов «Трезвей!-Тэлэрыш!» на остановках и на дорогах города Улан-Удэ. Однако надписи не вызвали глубокого отклика среди жителей.
По сравнению с такими социальными проектами реклама алкогольной продукции намного превосходит по своей масштабности и по бюджету. В рекламе алкогольных изделий мы находим обещание ярких впечатлений, и удовольствие, и приобщение к высшему обществу. На этом фоне антиалкогольная пропаганда представляется пустой тратой.
Для того, чтобы создать рекламу алкоголя проводят массу маркетинговых исследований, результаты которых учитываются при разработке рекламы. Производители вкладывают огромные для нашего региона суммы для продвижения алкоголи среди населения. Например, еще недавно в крупных магазинах города, таких как Абсолют и Титан регулярно проводились акции на алкогольную продукцию. Людям дарили цветы, шоколад, бесплатный алкоголь в честь наступивших праздников, раздавали на улицах города флайеры с рекламой того или иного производителя алкоголя.
На сегодняшний день социальная реклама стала набирать обороты, однако, не столь высокие. В Бурятии значительно выросли затраты на пропаганду здорового образа жизни. Но эти суммы все еще во много раз меньше затрат на рекламу табака и алкогольных напитков (на основе чего такой вывод?)
По словам, Т.А. Астаховой пока в эту область не придут ведущие креаторы, чиновников Минздрава не сменят специалисты по профилактике, а размещением рекламы здорового образа жизни не займутся ведущие рекламные агентства, ситуация вряд ли изменится к лучшему [2].
Рассмотрим теперь реакцию граждан г. Улан-Удэ на социальную рекламу, направленную на запрет абортов.
В ходе исследования респондентам было предложено оценить рекламный плакат, расположенный на жилых домах и билбордах, на котором был изображен ребенок просящий «Сохранить ему жизнь».
Была установлена гендерная зависимость отношения к такой рекламе. Всего видели данный плакат 32% опрошенных мужчин. Примечательно то, что все респонденты мужского пола отзывались положительно о такой рекламе. Однако намного больше внимания обращали на этот призыв женщины (71%), но они не были так благодушны к данной рекламе как мужчины. Положительно к ней отнеслись лишь 32%. Негативные отзывы со стороны женщин составили 30%. Такое отношение было вызвано в основном сочувствием и жалостью к матери («Где отец? Что она с ними будет делать? Кто будет помогать ей в воспитании ребенка?). У некоторых респондентов женского пола реклама вызывала двоякое чувство – радость за мать и обида на государство, на противоположный пол. Среди женщин равнодушными остались 9% [приложение 2]. (к чему это анкетирвоание, для чего оно для каких выводов?)
2008 год был объявлен годом семьи. В связи с чем в 2008 году велась активная популяризация института семьи. Вообще год семьи появился из обозначения демографической проблемы — снижения роста населения. Проведенный анализ в информационном и рекламном поле показал очень интересные вещи. Во-первых, в большинстве изображений семей присутствует один ребенок, что неправильно в связи с задачами демографической политики. Во-вторых, в массе своей превышали фотографии, плакаты, баннеры, на которых были изображены мама, бабушка, дедушка, а отца не было. В информационном поле папа — это алкоголик, неплательщик алиментов, поэтому его и не существует на картинках.
В ходе разработки фирменных стилей Года семьи во всей России на всех логотипах появилось более одного ребенка и обязательным стало присутствие обоих родителей. Очень важно визуализировать такие моменты.
В Республике в последние годы среди бурятского населения стала острой проблема утраты культурных традиций и языка. В связи с этим стали проводится социальные проекты по укреплению и распространению традиций и языка. Так, например, в 2014 г. рамках развития бурятского языка в 2014 году была принята новая Государственная программа «Сохранение и развитие бурятского языка», по которой разрабатываются новые методики преподавания, издается учебная, методическая литература. В рамках этой программы были впервые проведены конкурсы грантов для реализации проектов, направленных на расширение сферы применения и повышение статуса бурятского языка.
Однако львиная доля таких акций, связанные с укреплением за бурятами их культуры, проводят не государственные структуры, а некоммерческие организации (благотворительный фонд «Найдал», Буддийский университет «Даши Чойнхорлин им. Д.Д. Заяева»), которые ежегодно проводят конкурсы бурятского языка. Проблемой популяризации самостоятельно занимаются известные личности Бурятии, один из которых известный режиссер Солбон Лыгденов в рамках укрепления и распространения языка на свои средства создал серию роликов, в которых призывает бурятскую молодежь не забывать свои корни. В его коммерческих рекламах также содержатся социальные элементы. Так, например, в рекламе сети супермаркетов «Николаевский» режиссер органично вписал и тему уважения к традициям предков, любви к родной земле.
На вопрос об эффективности мероприятии по пропагандированию языка и культуры бурятского народа 75% опрошенных дали положительный отзыв, 15% отнеслись нейтрально, 10 % не задумывались над этим вопросом [приложение 3].
В последние годы в Республике чаще стали создаваться социальные видеоролики. Так, например, Республиканский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Шанс» недавно выпустил ролик о бездомных г. Улан-Удэ с призывом не быть равнодушным к этому слою общества. При поддержке «Тивикома» вышел ролик благотворительного фонда «Подари детям жизнь», в котором говорилось о важности поддержки семей, нуждающихся в материальной помощи. Сравнительно недавно вышел ролик о детях-сиротах, мечтающих обрести своих родителей. Правда, он так и остался на просторах интернета. Такие социальные видеопроекты призывают людей не быть равнодушными к бедам других.
Найди количество проектов за период, из них с эффектом?
Однако, несмотря на то, что в Бурятии все-таки стали выпускать социальное видео, большее их количество остается незамеченным, так как не транслируются в общественных местах и на телевидении. Они распространяются на просторах интернета, общими усилиями неравнодушных к таким проблемам людей. До сих пор количество и качество подобных проектов оставляет желать лучшего.
Не так давно в Бурятии стали актуальными акции по пропаганде ЗОЖ. В последнее время все чаще проводят такие спортивные мероприятия, как велопробеги, забеги на каблуках, различные марафоны, воркауты (уличный спорт). По мнению опрошенных, такие акции действительно помогают молодому поколению сознательнее относится к своему здоровью.
В последнее время среди молодого населения стал актуальным вопрос защиты окружающей среды. Так, например, ежегодно Республиканское агентство лесного хозяйства в середине мая в рамках всероссийского дня посадки леса организовывает группу добровольцев для посадки леса [50].
В 2014 г. в г. Улан-Удэ на просторах интернета, а в частности в одной из социальных сетей в Вконтакте появилась группа «Я за чистый город Улан-Удэ». Эта группа волонтеров в прошлом году на период апрель - май - июнь неоднократно выезжала на особо загрязненные места города. Рекламу о сборах группа распространяла посредством репостов. Группу необходимым инвентарем обеспечивал интернет магазин «Барис-онлайн».
Во многом в развитии социальной рекламы в нашем регионе мешает: Во-первых, невыработанная комплексная технология диагностики, профилактики и решения многих социальных проблем. Во-вторых, существует ряд проблем и противоречий на уровне нормативно-правового регулирования рекламной деятельности. В-третьих, до сих пор не разработан механизм оптимального взаимодействия между заказчиками, производителями и потребителями социальной рекламы.
Производство социальной рекламы - это один из элементов социальной ответственности. Степень ответственности в социальной рекламе чрезвычайно высока, так как реклама может не только остаться незамеченной, но и произвести «обратный эффект». В случае неудачи рекламы техники, продуктов питания, то, потребители просто не станут их приобретать и компании понесут убытки. В социальной рекламе многие темы связаны с человеческой жизнью, особенно, рекламы против алкоголизма, наркомании, СПИДа и т. д.
Недостаточно поддержки тем агентствам, которые касаются тем социальной рекламы. Не существуют льгот по размещению социальной рекламы в эфирах. Как правило, социальная реклама размещается в эфирных «дырках». На сегодняшний день социальная реклама существует по остаточному принципу.
В Бурятии за счет бюджетных средств финансируется социальная реклама в рамках региональных целевых программ. Например, в области здравоохранения это «Вакцинопрофилактика», «АНТИВИЧ/СПИД», «Артериальная гипертония». Стали проводится социальные проекты, так, например, в ноябре 2014 г. в Улан-Удэ прошел «Первый шаг» по поддержке и продвижению талантливой молодежи. Молодежь Бурятии теперь имеет возможность попробовать свои силы в создании социальной рекламы по одной или нескольким темам, определённым условиями Всероссийского конкурса. В этом году, наряду с популярными уже темами «Безопасность жизни», «Береги природу», «Семейные ценности», введены новые, отражающие проблемы наиболее волнующие молодежь в Республике Бурятия и России в целом. Так, по мнению кураторов проекта, ролики и плакаты по теме «Против насилия» должны привлечь внимание к проблеме жестокого обращения с детьми, к нарастающему потоку ксенофобии, нетерпимости и дискриминации в сети Интернет.
Ежегодно Республиканский центр медицинской профилактики им. В.Р. Бояновой проводит конкурс социальной рекламы по пропаганде здорового образа жизни среди школьников и студентов Бурятии «Мы - молодежь - выбираем ЗОЖ!».
В последние годы традиционным стал флеш-моб в поддержку «Байкала». Также ГИБДД РБ часто проводит разные социальные проекты. Так, например, сотрудники ДПС в честь празднования «Международного женского дня» дарили женщинам цветы, не забывая при этом напомнить правила дорожного движения. За безопасность детей на дорогах в последнее время выступают и представители буддийского духовенства. Так, например, недавно в с. Кижинга сотрудники Госавтоинспекции, активисты отряда ЮИД и представители буддийского духовенства провели акцию, направленную на повышение детской безопасности на дороге. Организаторы профилактического мероприятия побеседовали с водителями транспортных средств и напомнили им о самой незащищенной категории участников дорожного движения [46].
Периодически в городе на остановках развешиваются плакаты социальной рекламы «Рули трезвым», «Подари мне жизнь», «Россия без абортов».
Нет вывода