Экспертиза социальных проектов

Выше уже отмечалось, что до утверждения проекта к исполнению, проводится предварительная экспертиза проекта (схема 1, 2). При этом оценивается еще не реализованный, а только предлагаемый к реализации (запланированный) проект. Более того, не важно, предложен ли проект на конкурс, или выполняется вне конкурсной заявки, на данном этапе он, как правило, подвергается экспертизе.

Зачем осуществляется экспертиза проекта

Сотрудники организаций-грантодателей обязаны использовать те средства, которые находятся в их руках, наиболее разумным способом и в соответствии с задачами и политикой своих организаций. Именно поэтому грантодатель вырабатывает правила и положения, которым организация и ее грантополучатели должны следовать при подготовке гранта, его реализации и отчетности по нему. Эти правила определены форматом заявки, условиями предоставления гранта, положением о конкурсе и пр. Более подробно эти вопросы рассматриваются в первой части данного пособия: «Социальное проектирование. Часть I. Пособие по составлению заявок на гранты».

Предварительная оценка, или экспертиза, заявок - это процесс определения (прогнозирования) “ценности” деятельности или услуги до начала деятельности или предоставления услуги. Она является инструментом проверки на соответствие заявки задачам и политике грантодателя.

Заявка является инструментом маркетинга потенциальных грантополучателей. Подающий заявку предполагает продать определенную продукцию - т.е. проект своей организации. Прогнозирование ценности заявляемого проекта осуществляется в сопоставлении с конкретным временным отрезком, хотя его фактическая ценность может проявиться лишь через несколько лет (один-два года и даже более).

Одной из задач специалиста по предварительной экспертизе является проверка, насколько детально в представленной заявке описаны виды деятельности, результаты которых будет возможно оценить в будущем. Эксперт также должен определить, включает ли предлагаемый проект элементы, необходимые для его последующей оценки. Это могут быть некие “исходные показатели”, с которыми можно будет сопоставить результаты проекта, и которые обозначены до осуществления проекта, а также механизм контроля за достижениями проекта (мониторинг) во время его выполнения. Эксперт также должен определить, является ли проект “рутинным (обычным)” приложением известных технологий, или это инновационный проект, требующий значительно больших вложений в мониторинг и оценку. Эти и другие вопросы, на которые должна ответить предварительная экспертиза, во многом определяются факторами, влияющими на политику грантозаявителя.

Факторы влияния на формирование экспертной оценки

Выше уже отмечалось, что у большинства финансирующих организаций есть четко обозначенные задачи и сфера интересов. Спектр этих задач и интересов очень разнообразен - от поддержки медицинских исследований и до выдачи стартового капитала для организации малых предприятий. Некоторые организации поддерживают инновационные, с высоким риском, виды деятельности, в то время как другие больше заинтересованы в поддержке уже работающих и стабильных структур.

Организации-доноры различаются и по тем ограничениям и требованиям к отчетности, которые они накладывают на своих грантополучателей. Одни спонсоры (например, частные семейные фонды) могут решить выдать однократный грант в виде пожертвования для прохождения стипендиальной или научной программы, предоставляя полную свободу грантополучателю в распоряжении этими финансами на вышеуказанные цели. Другие спонсоры хотят более активно участвовать в процессе принятия решений и в деятельности, которую они решили поддерживать.

Организации-доноры отличаются друг от друга и по своей заинтересованности в обеспечении открытости и объективности процесса сбора заявок, их рассмотрения и выделения грантов. Одна из крайностей - финансирующая организация выдает гранты исключительно на основе личных симпатий и предпочтений. Как правило, это семейные фонды, когда главным администратором является член семьи либо ее доверенное лицо. В этом случае процесс выдачи грантов является результатом личных контактов, взаимоотношений и субъективных суждений. Другая крайность - разработка достаточно сложных и максимально открытых конкурсных процедур для выдачи грантов. Организации, ответственные за использование общественных фондов для выдачи грантов, особенно чувствительны к любым обвинениям в предвзятости или отсутствию ясности в их процедурах. Такие организации обычно разрабатывают очень четко сформулированные письменные целевые установки, правила подачи заявок, а также систему предварительной экспертизы.

В идеале организация-грантодатель стремится к выработке такого процесса, при котором цели программы грантодателя широко известны, поняты и разумны, что, в свою очередь, подразумевает получение качественно составленных заявок и возможность принятия объективных решений по выдаче грантов. Как правило, независимо от того, является ли организация-грантодатель частной или общественной, она по закону должна отчитываться перед своими вкладчиками, перед правительством, перед общественностью. Именно поэтому базовыми факторами влияния на формирование экспертной оценки являются условия обеспечения прозрачности, качества и объективности, заложенные в процессе выдачи грантов.

Существуют различные методы обеспечения прозрачности, качества и объективности процесса выдачи грантов. Содержательная часть этих методов становится основой для проведения экспертизы. Организации-грантодатели, как правило, следуют всем или почти всем из следующих требований:

Наши рекомендации