Теоретические аспекты государственного регулирования экономики
1. Субъекты и объекты государственного регулирования экономики;
2. Методы государственного регулирования экономики;
3. Теория общественного выбора.
Субъекты государственного регулирования экономики– это те, кто реализует экономическую политику: государственные, региональные, местные, институциональные образования, а также негосударственные союзы и объединения; делятся по уровням.
Подходы:
Ордолибералы (делят субъекты по уровням, определяющее место имеет, как видно, государство):
1. Государственные субъекты: законодательная, исполнительная, судебная ветви власти (этот и второй уровень взаимодействуют, не работаю отдельно).
2. Негосударственные субъекты: профсоюзы (главные субъекты такого уровня), союзы предпринимателей, партии, лобби, СМИ, влиятельные личности, общественное мнение (обладают большой экономической властью).
3. Надгосударственные: интеграционные институты, МВФ.
Российская точка зрения:
1. Носители экономического интереса – экономические агенты;
2. Выразители: партии, профсоюзы, союзы предпринимателей;
3. Исполнители экономического интереса: исполнительная, законодательная, судебная ветви власти.
Механизм – доброе правительство – во время кризиса – антикризисная политика, во время развития – антиинфляционная политика.
Хозяйственный механизм – толчком в нем является экономический интерес.
Основные субъекты государственного регулирования в России:
· Министерство финансов;
· Министерство экономического развития и торговли;
· Центральный банк;
· Профсоюзы;
· Союзы предпринимателей;
· СМИ;
· Политические партии;
· Влиятельные личности.
Объекты государственного регулирования экономики:
· Условия воспроизводства (условия конкуренции, государственный заказ);
· Регионы;
· Секторы;
· Территории;
· Ситуации;
· Внешнеполитическая сфера;
· Экономические интересы.
Методы
Общие методы:
· Научной абстракции;
· Анализа и синтеза;
· Системного подхода ёй1;
· Методы общественного воспроизводства.
Частные методы:
· Метод экстраполяции (перенос прошлых тенденций на будущее);
· Метод экономических группировок;
· Бюджетный метод (балансовый).
Методы прямого воздействия (прим. государственные предприятия):
Предполагают регулирование экономики со стороны государства, при котором поведение субъектов основано на предписаниях:
· Контроль за финансовыми операциями предприятий;
· Установление цен и тарифов;
· Установление производственных заданий (объёмы производства).
Административные методы (применяются во всех моделях, направлены на все секторы экономики):
· Прямой государственный контроль над деятельностью монополий (профсоюзов, предприятий, государства);
· Регулирование побочных эффектов;
· Разработка, реализация стандартов;
· Поддержание минимально допустимых параметров жизни;
· Защиты национальных интересов.
Косвенные методы:
Влияют на экономический интерес
· Методы предотвращения банкротства;
· Инструменты конъюнктурной политик;
· Инструменты фискальной политики;
· Инструменты монетарной политики.
Рекомендательные: здесь задача государства – облегчить функционирование экономики – планы, индикативное планирование, государственные заказы.
Институциональные методы – связаны с формированием институционального пространства.
Теория общественного выбора
П. Самюэльсон: «Процесс принятия правительственных решений, призван дать ответ на вопросы:
- Что покупается правительством?
- Для кого предназначаются государственные расходы?
- Как производить общественные товары?
Бьюкенен выдвинул новый метод анализа принятия и реализации государственных решений.
Допущение Бьюкенена, с которым не согласен Самуэльсон: «Механизм принятия решений нужно анализировать точно также, как поведение предпринимателей и домохозяйств, каждый из которых заинтересован в максимизации дохода. Политики выступают в роли политических предпринимателей, которые максимизируют свою власть и возможность приобретать голоса избирателей».
Составные части теории общественного выбора:
- теория бюрократии (Нискорен)
- теория «погоня за рентой» (Кеннет)
- теория политического цикла (Л. Коллецкий, Шрейдер)
Теория бюрократии
бюрократ — кабинетный работник
американский опыт
крупные бюро
финансовые решения
Задачи бюрократии:
ñ увеличить масштабы контролируемых ресурсов;
ñ максимизация престижа и власти;
ñ максимизация количества выполняемых функций;
ñ рост заработной платы;
ñ рост благосостояния чиновников.
Бюрократия выполняет/реализует выгодные приказы, решения президента и тормозит невыгодные, т. е. политический лидер принимает только правильные решения, формулирую общую стратегическую установку и делигируя реализацию стратегии бюрократической машине, которая собирается использовать все методы, чтобы не выполнять те обещания и цели, противоречащие их интересам
Итоговая цель бюрократии: увеличение аппарата управления и бюджета.
Теория «Погоня за рентой»
Задача: поставить принуждающую силу государства на службу каких-либо конкретных частных интересов.
Государство через механизмы лоббирования может ограничить доступ к части продавцов или покупателей на тот или иной рынок или установить выгодные таможенные пошлины, цены, преимущества в кредитовании, льготное налогообложение и т. д.
Механизм конкуренции с микроэкономического уровня переходит на макро уровень. В результате государственное финансирование не приводит к увеличению благосостояния, росту качества продукции и количества товаров.
Теория политического цикла
На основе механизма выборов, формируется политический цикл, он формулирует экономический цикл. В итоге они синхронизируются.
Перед выборами искусственно создается фаза «подъема» в экономике.
(почитать: Шамхалов, Чипурин)
Политический цикл формирует экономический – и эти два цикла синхронизируются.
Бьюкенен подводил итоги: в экономике и политике имеет место большая игра и появляется невидимая рука политики и появляется реалистический механизм государственного регулирования экономики. Предприниматели на словах не заинтересованы в государственном регулировании, а на деле, на практике управляемые управляют управляющими.
Он говорил, что предпринять в таких условиях:
1. Ситуация может быть изменена только в плюралистическом мире;
2. Не все действия политиков принимаются в ущерб потребителя;
3. Те предпринимательские структуры, которые проиграли в конкуренции в краткосрочном периоде, буду лоббировать свои интересы, и получат льготы в следующем периоде;
4. Нужно наделить политического лидера полномочиями, которые бы позволяли в случае лоббистских действий наказывать;
5. Нужно закрепить законодательно о последствиях принятия лоббистских решений;
6. Решения по общественным благам должны приниматься совместно на условиях договора между государством, союзами предпринимателей, профсоюзами.
Цели экономической политики
1. Основные подходы к формированию целей экономической политики;
2. Пирамида целей экономической политики;
3. Дерево целей экономической политики.
Ян Тинберген (50-е гг.)– 2 подхода к формированию целей:
· Одновременное достижение нескольких целей;
· Выделение очередности целей экономической политики.
1-й подход к формированию целей экономической политики:
1. Объём государственных расходов;
2. Темпы изменения реальной заработной платы;
3. Достижение определенного уровня занятости;
4. Осуществление распределения расходов;
5. Определение размера инвестиций;
6. Достижение определенного объема AD (совокупного спроса);
7. Регулирование уровня производства;
8. Достижение сальдо платежного баланса.
2-й подход к формированию целей:
Формирование целевой функции предпочтения – выделение очередности достижения целей и распределение их по степени важности.
Например:
· Достижение целей финансовой стабильности;
· Достижение целей экономической, политической стабильности;
· Обеспечение экономического роста;
· Сокращение безработицы (второго уровня);
· Рост благосостояния граждан (стратегическая).
- одновременное достижение целей;
- выделение очередности целей.
Достоинства целевой функции предпочтения:
· Правительство может формулировать стратегию государства, при этом осуществлять контроль над очередностью целей;
· Формирование целей будет определяться текущими обстоятельствами;
· Определение очередности достигаемых целей.
Этапы формирования целевой функции предпочтения:
1. Субъекты экономической политики на основе существующей политической процедуры определяют очередность решения народно-хозяйственных проблем;
2. Разработкой целевой функции занимаются эксперты;
3. Передача государственным органам вариантов целевой функции на рассмотрение;
4. Принятие целей экономической политики.