Кризис самодержавия и попытки выхода из него

Цель и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть проявления кризиса российского самодержавия в XIX в. Показать половинчатый характер русских реформ – от реформ к контрреформам. Охарактеризовать изменения в геополитическом положении Российской империи в первой половине ХIХ века (трансформация внешнеполитического образа государства от «Спасителя Европы» до «Жандарма Европы»). Проанализировать развитие общественно-политической мысли и особенности общественного движения России в первой половине XIX в. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.

Дать характеристику Александру II и Александру III как политическим деятелям и личностям. Дать анализ буржуазным реформам 60 – 70-х гг. XIX в и показать их незавершенность. Рассмотреть зарождение буржуазных отношений и особенности развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве России в пореформенный период. Проанализировать развитие общественно-политической мысли и особенности общественного движения России во второй половине XIX в.

Плансеминарского занятия:

1. «Дней Александровых прекрасное начало».

2. Николай I –эпоха контрреформ.

3. Александр II. Самодержец или реформатор?

4. Общественно-политическая мысль России XIX в.

Темы докладов и сообщений:

1. Политический портреты Александра I.

2. Политический портрет Александра II.

3. Начало развития капитализма в пореформенной России.

4. Реформа земской медицины.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Гордин Я. Мятеж реформаторов 14 декабря 1825 года.- Л., 1989.

2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.

3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

5. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

6. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.

8. Российские самодержцы 1801-1917 гг. - М, 1994.

9. Россия на рубеже веков: Политические портреты.- М., 1991

10. Сперанский М.М. Проекты и записки / Под ред. С.Н. Валка. -М.; Л., 1961. С. 86-100, 143-152, 222-231

11. Судьбы реформ и реформаторов в России. - М., 1999

12. Эйдельман Н.Я. Грань веков: политическая борьба в России.- М.,1992.

13. http://decemb.hobby.ru/-Музей декабристов. На сайте размещены новости, мемуары, алфавитный указатель, статьи, фото-галерея и др. материалыБоханов А. Н. Император Александр III. М., 1998.

14. Судьбы реформ и реформаторов в России. М., 1999.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выпишите даты основных исторических событий: учреждение министерств, закон о «вольных хлебопашцах», Тильзитский мир, Отечественная война, русско-турецкая война, русско-шведская война, выступление декабристов, царствование Николая I, Крымская война, Кавказские войны, Венский конгресс.

2. Дайте определения следующим историческим понятиям: Государственный совет, министерства, конституция, республика, ограниченная монархия, реформы, революция, либерализм, консерватизм, III отделение, негласный комитет, военные поселения, ассигнация.

3. Заполните таблицу «Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века»:

Название реформы Год введения реформы Суть реформы
       
       
       
  …    

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Александр I правил в период:

а: 1801 – 1825 гг.

б: 1825 – 1855 гг.

в: 1805 – 1825 гг.

г: 1855 – 1881 гг.

2. В первое десятилетие царствования Александра I автором проекта реформ государственного управления был:

а: Г.А. Потемкин

б: М.М. Сперанский

в: А.Х. Бенкендорф

г: Е.Ф. Канкрин

3. Государственный строй в России по проекту декабриста П.И. Пестеля:

а: республика

б: конституционная монархия

в: самодержавная монархия

г: сословно-представительная монархия

4. Последовательность возникновения органов государственного управления в России:

1: Сенат

2: Земский Собор

3: Боярская Дума

4: Государственная Дума

5. Задачей Третьего отделения Его Императорского Величества Николая I стал(о, а):

а: разработка проектов отмены крепостного права

б: внешняя разведка

в :политический сыск и борьба с государственной изменой

г: координация действий министерств

6. Общественное течение, возникшее в первой половине XIX в., приверженцы которого считали, что Россия в своем развитии должна идти уникальным путем:

а: западники

б: евразийцы

в: патриоты Отечества

г: славянофилы

7. Соотнесите имя исторического лица и его роль в истории:

1: Д.В. Давыдов

2: С.С. Уваров

3: П.Д. Киселев

4: М.М. Сперанский

а: участник Отечественной войны 1812 г

б: реформатор государственной системы в период правления Александра I

в: автор крестьянской реформы в период правления Николая I

г: автор «теории официальной народности»

8. Последовательность исторических событий:

а: Первая Мировая война

б: Крымская война

в: Русско-японская война

г: Отечественная война с Наполеоном

9. Название программы декабриста П. Пестеля:

а: «Конституция»

б: «Русская правда»

в: «Статут»

г: «Зеленая книга»

10. Министерства были созданы в России:

а: при Иване Грозном

б: при Петре I

в: при Екатерине II

г: при Александре I

11. Указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г. предусматривал:

а: освобождение крестьян от крепостной зависимости

б: отмену «заповедных лет»

в: право государственных крестьян покупать новые земли

г: отпуск на волю крепостных крестьян с согласия помещика

12. К "золотому веку" русской литературы относится творчество:

а: Д.И. Фонвизина

б: А.С. Пушкина

в: А.И. Солженицына

г: М.А.Булгакова

13. Герой Крымской войны 1853 – 1855 гг:

а: М.И. Кутузов

б: П.С. Нахимов

в: В.И. Чапаев

г: Г.К. Жуков

14.Участником обороны Севастополя был крупный ученый и врач, который впервые произвел операцию под наркозом на поле боя:

а: И.П. Павлов

б: А.П. Чехов

в: Н.И. Пирогов

г: И.М. Сеченов

15. Время правления Александра I после Отечественной войны 1812 г. получило название:

а: хованщина

б: бироновщина

в: аракчеевщина

г: ежовщина

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Александр II правил в период:

а: 1855 – 1881 гг.

б: 1881 – 1894 гг.

в: 1801 – 1825 гг.

г: 1879 – 1894 гг.

2. Годы царствования Александра III:

а: 1855 – 1881 гг.

б: 1881 – 1894 гг.

в: 1894 – 1917 гг.

г: 1825 – 1855 гг.

3. Окончательное раскрепощение крестьян произошло в:

а: 1649 г.

б: 1850 г.

в: 1861 г.

г: 1917 г.

4. Отмена крепостного права произошла в царствование:

а: Александра I

б: Николая I

в: Александра II

г: Александра III

5. Органы общественного самоуправления на местах, созданные в результате буржуазных реформ 60 – 70-х годов XIX в.:

а: Земства

б: Дворянские собрания

в: Общины

г: Вече

6. Согласно судебной реформе 1864 г. было(а):

а: отменено телесное наказание для всех сословий

б: введена должность прокурора

в: введена состязательность суда, введен институт адвокатуры

г: была отменена смертная казнь

7. Представители общественной мысли России XIX в., отрицавшие культурные, духовные ценности общества и выступавшие против пережитков крепостного права:

а: диссидентами

б: еретиками

в: раскольниками

г: нигилистами

8. Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждение проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости относится к началу царствования:

а: Николая I

б: Николая II

в: Александра II

г: Александра III

9. Писатель и историк, отстаивавший монархическую форму государственного устройства России и написавший первую многотомную "Историю государства Российского":

а: А.С. Пушкин

б: Н.М. Карамзин

в: А.А. Аракчеев

г: А.Н. Радищев

10. Герой Крымской войны 1853 – 1855 г.:

а: М.И. Кутузов

б: П.С. Нахимов

в: В.И. Чапаев

г: Г.К. Жуков

11. Император, получивший в народе имя «Миротворец»:

а: Петр I

б: Александр I

в: Александром III

г: Николай II

12. «Циркуляр о кухаркиных детях» 80-х годов XIX в. связан с политикой царского правительства в отношении:

а: всеобщей воинской повинности

б: национальных окраин

в: рабочего вопроса

г: народного образования

13. Участие различных сословий в местном управлении стало возможным в результате проведения в 1860 – 1870-х гг.:

а: крестьянской реформы

б: земской, городской реформ

в военной реформы

г: школьной реформы

14. Александр III вступил на престол после:

а: восстания декабристов

б: убийства народовольцами его отца

в: поражения России в Крымской войне

г: убийства заговорщиками Павла I

15. Даты 1861 г., 1864 г., 1870 г., 1874 г. в истории России связаны с:

а: экономическими и социальными реформами

б: присоединением Средней Азии

в: возникновением первых рабочих организаций

г: открытием новых университетов.

Семинар 6.

Наши рекомендации