Кризис самодержавия и попытки выхода из него
Цель и задачи семинарского занятия:
Рассмотреть проявления кризиса российского самодержавия в XIX в. Показать половинчатый характер русских реформ – от реформ к контрреформам. Охарактеризовать изменения в геополитическом положении Российской империи в первой половине ХIХ века (трансформация внешнеполитического образа государства от «Спасителя Европы» до «Жандарма Европы»). Проанализировать развитие общественно-политической мысли и особенности общественного движения России в первой половине XIX в. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.
Дать характеристику Александру II и Александру III как политическим деятелям и личностям. Дать анализ буржуазным реформам 60 – 70-х гг. XIX в и показать их незавершенность. Рассмотреть зарождение буржуазных отношений и особенности развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве России в пореформенный период. Проанализировать развитие общественно-политической мысли и особенности общественного движения России во второй половине XIX в.
Плансеминарского занятия:
1. «Дней Александровых прекрасное начало».
2. Николай I –эпоха контрреформ.
3. Александр II. Самодержец или реформатор?
4. Общественно-политическая мысль России XIX в.
Темы докладов и сообщений:
1. Политический портреты Александра I.
2. Политический портрет Александра II.
3. Начало развития капитализма в пореформенной России.
4. Реформа земской медицины.
Рекомендуемая литература по теме:
1. Гордин Я. Мятеж реформаторов 14 декабря 1825 года.- Л., 1989.
2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.
3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.
4. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.
5. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.
6. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.
7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.
8. Российские самодержцы 1801-1917 гг. - М, 1994.
9. Россия на рубеже веков: Политические портреты.- М., 1991
10. Сперанский М.М. Проекты и записки / Под ред. С.Н. Валка. -М.; Л., 1961. С. 86-100, 143-152, 222-231
11. Судьбы реформ и реформаторов в России. - М., 1999
12. Эйдельман Н.Я. Грань веков: политическая борьба в России.- М.,1992.
13. http://decemb.hobby.ru/-Музей декабристов. На сайте размещены новости, мемуары, алфавитный указатель, статьи, фото-галерея и др. материалыБоханов А. Н. Император Александр III. М., 1998.
14. Судьбы реформ и реформаторов в России. М., 1999.
Задания для самостоятельной работы:
1. Выпишите даты основных исторических событий: учреждение министерств, закон о «вольных хлебопашцах», Тильзитский мир, Отечественная война, русско-турецкая война, русско-шведская война, выступление декабристов, царствование Николая I, Крымская война, Кавказские войны, Венский конгресс.
2. Дайте определения следующим историческим понятиям: Государственный совет, министерства, конституция, республика, ограниченная монархия, реформы, революция, либерализм, консерватизм, III отделение, негласный комитет, военные поселения, ассигнация.
3. Заполните таблицу «Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века»:
Название реформы | Год введения реформы | Суть реформы |
… |
Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):
1. Александр I правил в период:
а: 1801 – 1825 гг.
б: 1825 – 1855 гг.
в: 1805 – 1825 гг.
г: 1855 – 1881 гг.
2. В первое десятилетие царствования Александра I автором проекта реформ государственного управления был:
а: Г.А. Потемкин
б: М.М. Сперанский
в: А.Х. Бенкендорф
г: Е.Ф. Канкрин
3. Государственный строй в России по проекту декабриста П.И. Пестеля:
а: республика
б: конституционная монархия
в: самодержавная монархия
г: сословно-представительная монархия
4. Последовательность возникновения органов государственного управления в России:
1: Сенат
2: Земский Собор
3: Боярская Дума
4: Государственная Дума
5. Задачей Третьего отделения Его Императорского Величества Николая I стал(о, а):
а: разработка проектов отмены крепостного права
б: внешняя разведка
в :политический сыск и борьба с государственной изменой
г: координация действий министерств
6. Общественное течение, возникшее в первой половине XIX в., приверженцы которого считали, что Россия в своем развитии должна идти уникальным путем:
а: западники
б: евразийцы
в: патриоты Отечества
г: славянофилы
7. Соотнесите имя исторического лица и его роль в истории:
1: Д.В. Давыдов
2: С.С. Уваров
3: П.Д. Киселев
4: М.М. Сперанский
а: участник Отечественной войны 1812 г
б: реформатор государственной системы в период правления Александра I
в: автор крестьянской реформы в период правления Николая I
г: автор «теории официальной народности»
8. Последовательность исторических событий:
а: Первая Мировая война
б: Крымская война
в: Русско-японская война
г: Отечественная война с Наполеоном
9. Название программы декабриста П. Пестеля:
а: «Конституция»
б: «Русская правда»
в: «Статут»
г: «Зеленая книга»
10. Министерства были созданы в России:
а: при Иване Грозном
б: при Петре I
в: при Екатерине II
г: при Александре I
11. Указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г. предусматривал:
а: освобождение крестьян от крепостной зависимости
б: отмену «заповедных лет»
в: право государственных крестьян покупать новые земли
г: отпуск на волю крепостных крестьян с согласия помещика
12. К "золотому веку" русской литературы относится творчество:
а: Д.И. Фонвизина
б: А.С. Пушкина
в: А.И. Солженицына
г: М.А.Булгакова
13. Герой Крымской войны 1853 – 1855 гг:
а: М.И. Кутузов
б: П.С. Нахимов
в: В.И. Чапаев
г: Г.К. Жуков
14.Участником обороны Севастополя был крупный ученый и врач, который впервые произвел операцию под наркозом на поле боя:
а: И.П. Павлов
б: А.П. Чехов
в: Н.И. Пирогов
г: И.М. Сеченов
15. Время правления Александра I после Отечественной войны 1812 г. получило название:
а: хованщина
б: бироновщина
в: аракчеевщина
г: ежовщина
Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):
1. Александр II правил в период:
а: 1855 – 1881 гг.
б: 1881 – 1894 гг.
в: 1801 – 1825 гг.
г: 1879 – 1894 гг.
2. Годы царствования Александра III:
а: 1855 – 1881 гг.
б: 1881 – 1894 гг.
в: 1894 – 1917 гг.
г: 1825 – 1855 гг.
3. Окончательное раскрепощение крестьян произошло в:
а: 1649 г.
б: 1850 г.
в: 1861 г.
г: 1917 г.
4. Отмена крепостного права произошла в царствование:
а: Александра I
б: Николая I
в: Александра II
г: Александра III
5. Органы общественного самоуправления на местах, созданные в результате буржуазных реформ 60 – 70-х годов XIX в.:
а: Земства
б: Дворянские собрания
в: Общины
г: Вече
6. Согласно судебной реформе 1864 г. было(а):
а: отменено телесное наказание для всех сословий
б: введена должность прокурора
в: введена состязательность суда, введен институт адвокатуры
г: была отменена смертная казнь
7. Представители общественной мысли России XIX в., отрицавшие культурные, духовные ценности общества и выступавшие против пережитков крепостного права:
а: диссидентами
б: еретиками
в: раскольниками
г: нигилистами
8. Ослабление цензурных запретов, гласное обсуждение проектов освобождения крестьян от крепостной зависимости относится к началу царствования:
а: Николая I
б: Николая II
в: Александра II
г: Александра III
9. Писатель и историк, отстаивавший монархическую форму государственного устройства России и написавший первую многотомную "Историю государства Российского":
а: А.С. Пушкин
б: Н.М. Карамзин
в: А.А. Аракчеев
г: А.Н. Радищев
10. Герой Крымской войны 1853 – 1855 г.:
а: М.И. Кутузов
б: П.С. Нахимов
в: В.И. Чапаев
г: Г.К. Жуков
11. Император, получивший в народе имя «Миротворец»:
а: Петр I
б: Александр I
в: Александром III
г: Николай II
12. «Циркуляр о кухаркиных детях» 80-х годов XIX в. связан с политикой царского правительства в отношении:
а: всеобщей воинской повинности
б: национальных окраин
в: рабочего вопроса
г: народного образования
13. Участие различных сословий в местном управлении стало возможным в результате проведения в 1860 – 1870-х гг.:
а: крестьянской реформы
б: земской, городской реформ
в военной реформы
г: школьной реформы
14. Александр III вступил на престол после:
а: восстания декабристов
б: убийства народовольцами его отца
в: поражения России в Крымской войне
г: убийства заговорщиками Павла I
15. Даты 1861 г., 1864 г., 1870 г., 1874 г. в истории России связаны с:
а: экономическими и социальными реформами
б: присоединением Средней Азии
в: возникновением первых рабочих организаций
г: открытием новых университетов.
Семинар 6.