Кризис самодержавия и попытки выхода из него

Цель и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть проявления кризиса российского самодержавия в XIX в. Показать половинчатый характер русских реформ – от реформ к контрреформам. Охарактеризовать изменения в геополитическом положении Российской империи в первой половине ХIХ века (трансформация внешнеполитического образа государства от «Спасителя Европы» до «Жандарма Европы»). Проанализировать развитие общественно-политической мысли и особенности общественного движения России в первой половине XIX в. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.

План семинарского занятия:

1. Внутренняя политика Александра I (либеральные реформы 1801 – 1811 гг.).

2. Внешняя политика Александра I (направления, цели, ход и результаты). Отечественная война 1812 года: причины, ход, итоги.

3. Реакционные реформы 1815 – 1825 гг. «Аракчеевщина».

4. Николай I - внутренняя и внешняя политика.

5. Россия в ХIХ в: Выбор пути общественного развития (основные направления русской политической мысли):

5.1. движение декабристов (тайные общества программные документы, восстание 14 декабря 1825 г.);

5.2. либеральное - западники и славянофилы;

5.3. консервативное - «теория официальной народности».

Темы докладов и сообщений:

1. Политический портреты Александра I.

2. Движение декабристов – попытка изменения политического устройства Российской империи.

3. М.М. Сперанский – проект реформы государственного управления.

4. Политический портрет Николая I.

5. Крымская война 1853 – 1856 гг. (причины, ход, итоги).

6. Золотой век русской культуры.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Гордин Я. Мятеж реформаторов 14 декабря 1825 года.- Л., 1989.

2. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008.

3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

5. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

6. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

7. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008.

8. Российские самодержцы 1801-1917 гг. - М, 1994.

9. Россия на рубеже веков: Политические портреты.- М., 1991

10. Сперанский М.М. Проекты и записки / Под ред. С.Н. Валка. -М.; Л., 1961. С. 86-100, 143-152, 222-231

11. Судьбы реформ и реформаторов в России. - М., 1999

12. Эйдельман Н.Я. Грань веков: политическая борьба в России.- М.,1992

13. http://decemb.hobby.ru/-Музей декабристов. На сайте размещены новости, мемуары, алфавитный указатель, статьи, фото-галерея и др. материалы

Задания для самостоятельной работы:

1. Выпишите даты основных исторических событий: учреждение министерств, закон о «вольных хлебопашцах», Тильзитский мир, Отечественная война, русско-турецкая война, русско-шведская война, выступление декабристов, царствование Николая I, Крымская война, Кавказские войны, Венский конгресс.

2. Дайте краткую характеристику историческим лицам. М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, С.С. Уваров, М.И. Кутузов, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, П.И. Багратион, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, Ф.Ф. Ушаков.

3. Дайте определения следующим историческим понятиям: Государственный совет, министерства, конституция, республика, ограниченная монархия, реформы, революция, либерализм, консерватизм, III отделение, негласный комитет, военные поселения, ассигнация.

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Александр I правил в период:

а: 1801 – 1825 гг.

б: 1825 – 1855 гг.

в: 1805 – 1825 гг.

г: 1855 – 1881 гг.

2. В первое десятилетие царствования Александра I автором проекта реформ государственного управления был:

а: Г.А. Потемкин

б: М.М. Сперанский

в: А.Х. Бенкендорф

г: Е.Ф. Канкрин

3. Государственный строй в России по проекту декабриста П.И. Пестеля:

а: республика

б: конституционная монархия

в: самодержавная монархия

г: сословно-представительная монархия

4. Последовательность возникновения органов государственного управления в России:

1: Сенат

2: Земский Собор

3: Боярская Дума

4: Государственная Дума

5. Задачей Третьего отделения Его Императорского Величества Николая I стал(о, а):

а: разработка проектов отмены крепостного права

б: внешняя разведка

в :политический сыск и борьба с государственной изменой

г: координация действий министерств

6. Общественное течение, возникшее в первой половине XIX в., приверженцы которого считали, что Россия в своем развитии должна идти уникальным путем:

а: западники

б: евразийцы

в: патриоты Отечества

г: славянофилы

7. Соотнесите имя исторического лица и его роль в истории:

1: Д.В. Давыдов

2: С.С. Уваров

3: П.Д. Киселев

4: М.М. Сперанский

а: участник Отечественной войны 1812 г

б: реформатор государственной системы в период правления Александра I

в: автор крестьянской реформы в период правления Николая I

г: автор «теории официальной народности»

8. Последовательность исторических событий:

а: Первая Мировая война

б: Крымская война

в: Русско-японская война

г: Отечественная война с Наполеоном

9. Название программы декабриста П. Пестеля:

а: «Конституция»

б: «Русская правда»

в: «Статут»

г: «Зеленая книга»

10. Министерства были созданы в России:

а: при Иване Грозном

б: при Петре I

в: при Екатерине II

г: при Александре I

11. Указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г. предусматривал:

а: освобождение крестьян от крепостной зависимости

б: отмену «заповедных лет»

в: право государственных крестьян покупать новые земли

г: отпуск на волю крепостных крестьян с согласия помещика

12. К "золотому веку" русской литературы относится творчество:

а: Д.И. Фонвизина

б: А.С. Пушкина

в: А.И. Солженицына

г: М.А.Булгакова

13. Герой Крымской войны 1853 – 1855 гг:

а: М.И. Кутузов

б: П.С. Нахимов

в: В.И. Чапаев

г: Г.К. Жуков

14.Участником обороны Севастополя был крупный ученый и врач, который впервые произвел операцию под наркозом на поле боя:

а: И.П. Павлов

б: А.П. Чехов

в: Н.И. Пирогов

г: И.М. Сеченов

15. Время правления Александра I после Отечественной войны 1812 г. получило название:

а: хованщина

б: бироновщина

в: аракчеевщина

г: ежовщина

Семинар 9.

Наши рекомендации