Россия в xix в. кризис самодержавия и попытки выхода из него. начало освободительного движения

(Два семинарских занятия)

Семинар 8.

РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ ВЕКЕ.

КРИЗИС САМОДЕРЖАВИЯ И ПОПЫТКИ ВЫХОДА ИЗ НЕГО

Цель и задачи семинарского занятия:

Рассмотреть проявления кризиса российского самодержавия в XIX в. Показать половинчатый характер русских реформ – от реформ к контрреформам. Охарактеризовать изменения в геополитическом положении Российской империи в первой половине ХIХ века (трансформация внешнеполитического образа государства от «Спасителя Европы» до «Жандарма Европы»). Проанализировать развитие общественно-политической мысли и особенности общественного движения России в первой половине XIX в. Охарактеризовать особенности культуры в данный период.

План и регламент семинарского занятия:

I. Введение. 5 мин.
II. УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ  
1. Внутренняя политика Александра I (либеральные реформы 1801 – 1811 гг.). 30 мин.
2. Внешняя политика Александра I (направления, цели, ход и результаты). Отечественная война 1812 года: причины, ход, итоги. 20мин.  
3. Реакционные реформы 1815 – 1825 гг. «Аракчеевщина». 10 мин.
4. Николай I - внутренняя и внешняя политика. 30 мин.
5. Россия в ХIХ в: Выбор пути общественного развития (основные направления русской политической мысли): - движение декабристов (тайные общества программные документы, восстание 14 декабря 1825 г.); - либеральное - западники и славянофилы; - консервативное - «теория официальной народности». 20 мин.
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ 5 мин.
  Итого 120 мин.

Учебно-материальное обеспечение семинара:

- Презентации по теме.

- Плазменный телевизор и компьютер.

- Наглядный материал в виде исторических карт, схем и т.п.

Темы докладов и сообщений:

1. Политический портреты Александра I.

2. Движение декабристов – попытка изменения политического устройства Российской империи.

3. М.М. Сперанский – проект реформы государственного управления.

4. Политический портрет Николая I.

5. Крымская война 1853 – 1856 гг. (причины, ход, итоги).

6. Золотой век русской культуры.

Основная литература:

1. Зуев М.Н. История России: учебное пособие. Рекомендовано Мин.образования / М. Н. Зуев. -М.: Высшее образование, 2008. С. 213 – 238, 266 – 275.

1. Дополнительная литература:

1. Краткий исторический словарь / А. А. Данилов. - М. : Проспект, 2009.

2. Отечественная история [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / И. И. Николаева, О. Ю. Кузьмина. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2011.

3. История отечества [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов НГМУ очной формы обучения / И. И. Николаева, А. Г. Шатов, А. Ю. Охотников [и др.]. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2013. С.68-72.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Гумилёв Л.Н. История как форма движения энергии. М.: АСТ, 2008 и др. издания.

2. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

3. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

4. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

5. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2008 и др. издания.

6. Российские самодержцы 1801-1917 гг. - М, 1994 и др. издания.

7. Сперанский М.М. Проекты и записки / Под ред. С.Н. Валка. -М.; Л., 1961. С. 86-100, 143-152, 222-231 и др. издания.

8. Судьбы реформ и реформаторов в России. - М., 1999 и др. издания.

Интернет-источники:

1. http://decemb.hobby.ru/-Музей декабристов. На сайте размещены новости, мемуары, алфавитный указатель, статьи, фото-галерея и др. материалы

Задания для самостоятельной работы (выполняется в тетради в виде конспекта):

1. Выписать даты основных исторических событий: учреждение министерств, закон о «вольных хлебопашцах», Тильзитский мир, Отечественная война, русско-турецкая война, русско-шведская война, выступление декабристов, царствование Николая I, Крымская война, Кавказские войны, Венский конгресс.

2. Дать краткую характеристику историческим личностям:. М.М. Сперанский, А.А. Аракчеев, С.С. Уваров, М.И. Кутузов, П.И. Пестель, Н.М. Муравьев, П.И. Багратион, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, Ф.Ф. Ушаков.

3. Дать определения следующим историческим понятиям: Государственный совет, министерства, конституция, республика, ограниченная монархия, реформы, революция, либерализм, консерватизм, III отделение, негласный комитет, военные поселения, ассигнация.

Задания для самоконтроля(выполняется в виде решения тестовых заданий):

1. Александр I правил в период:

а: 1801 – 1825 гг.

б: 1825 – 1855 гг.

в: 1805 – 1825 гг.

г: 1855 – 1881 гг.

2. В первое десятилетие царствования Александра I автором проекта реформ государственного управления был:

а: Г.А. Потемкин

б: М.М. Сперанский

в: А.Х. Бенкендорф

г: Е.Ф. Канкрин

3. Государственный строй в России по проекту декабриста П.И. Пестеля:

а: республика

б: конституционная монархия

в: самодержавная монархия

г: сословно-представительная монархия

4. Последовательность возникновения органов государственного управления в России:

1: Сенат

2: Земский Собор

3: Боярская Дума

4: Государственная Дума

5. Задачей Третьего отделения Его Императорского Величества Николая I стал(о, а):

а: разработка проектов отмены крепостного права

б: внешняя разведка

в :политический сыск и борьба с государственной изменой

г: координация действий министерств

6. Общественное течение, возникшее в первой половине XIX в., приверженцы которого считали, что Россия в своем развитии должна идти уникальным путем:

а: западники

б: евразийцы

в: патриоты Отечества

г: славянофилы

7. Соотнесите имя исторического лица и его роль в истории:

1: Д.В. Давыдов

2: С.С. Уваров

3: П.Д. Киселев

4: М.М. Сперанский

а: участник Отечественной войны 1812 г

б: реформатор государственной системы в период правления Александра I

в: автор крестьянской реформы в период правления Николая I

г: автор «теории официальной народности»

8. Последовательность исторических событий:

а: Первая Мировая война

б: Крымская война

в: Русско-японская война

г: Отечественная война с Наполеоном

9. Название программы декабриста П. Пестеля:

а: «Конституция»

б: «Русская правда»

в: «Статут»

г: «Зеленая книга»

10. Министерства были созданы в России:

а: при Иване Грозном

б: при Петре I

в: при Екатерине II

г: при Александре I

11. Указ о «вольных хлебопашцах» 1803 г. предусматривал:

а: освобождение крестьян от крепостной зависимости

б: отмену «заповедных лет»

в: право государственных крестьян покупать новые земли

г: отпуск на волю крепостных крестьян с согласия помещика

12. К "золотому веку" русской литературы относится творчество:

а: Д.И. Фонвизина

б: А.С. Пушкина

в: А.И. Солженицына

г: М.А.Булгакова

13. Герой Крымской войны 1853 – 1855 гг:

а: М.И. Кутузов

б: П.С. Нахимов

в: В.И. Чапаев

г: Г.К. Жуков

14.Участником обороны Севастополя был крупный ученый и врач, который впервые произвел операцию под наркозом на поле боя:

а: И.П. Павлов

б: А.П. Чехов

в: Н.И. Пирогов

г: И.М. Сеченов

15. Время правления Александра I после Отечественной войны 1812 г. получило название:

а: хованщина

б: бироновщина

в: аракчеевщина

г: ежовщина

Семинар 9.

Наши рекомендации