Первые реформы советской власти. становление в ссср тоталитарного режима. сталинизм: истоки, сущность, последствия. ссср во второй мировой войне.

Цель и задачи семинарского занятия:

Сформировать объективный взгляд на альтернативы политического развития страны в 1917 г. Проанализировать первые мероприятия Советской власти.

Установить причины Гражданской войны, охарактеризовать ее основные события. Оценить первые реформы Советской власти. Рассмотреть проблемы формирования однопартийного политического режима и образование СССР. Дать характеристику экономическим реформам периода НЭПа.

Охарактеризовать переход государства к командной экономике и тоталитарной политической системе (от НЭПа к индустриализации, коллективизации и культурной революции). Оценить соответствие проводимой политики с реальными потребностями страны в период перехода к плановой экономике. Проанализировать внешнеполитическое положение СССР в 30-е годы.

Установить причины Второй мировой и Великой Отечественной войн. Проанализировать этапы Великой Отечественной войны (стратегия и тактика сторон, ход, основные сражения, результаты). Оценить масштаб потерь и степень политических и экономических изменений в СССР в ходе войны. Дать оценку Второй мировой и Великой Отечественной войн. Охарактеризовать послевоенное развитие СССР.

Плансеминарского занятия:

1. Гражданская война. Причины. Ход. Итоги.

2. Первые реформы советской власти. ПВК и НЭП. Большой скачок: индустриализация и коллективизация.

3. Истоки и сущность сталинизма.

4. Вторая Мировая и Великая Отечественная войны.

5. Последствия второй Мировой войны. Начало «холодной войны».

Темы докладов и сообщений:

1. Истоки и сущность сталинизма.

Рекомендованные материалы по теме:

1. Акулов М.Р., Анисков В.Т., Васильев Ю.А., Кузнецов И.И. Подвиг земли богатырской. Сибирь в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1970;

2. Докучаев Г.А. Сибирский тыл в Великой Отечественной войне. Новосибирск, 1968;

3. Зуев М. Н. История России: учебное пособие для студентов вузов. М., 2008.

4. Индустриальное развитие Сибири. Опыт послевоенных пятилеток 1946-1960 гг. Новосибирск, 1989;

5. История России / А.С. Орлов и др. М., 2010.

6. История России с древнейших времен до наших дней / А.Н. Сахаров и др. М.., 2010.

7. Максимов Ю. История России. Краткий курс для поступающих в вузы: учебное пособие. М., 2010.

8. Мединский В. Война. Мифы СССР. 1939 – 1945.

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте определения следующим историческим понятиям: монополистический капитализм, империализм, партия, многопартийная система, парламент, Государственная Дума, революционная ситуация,Антанта, Тройственный союз, контрибуции, аннексия, сепаратный мир, двоевластие, революция, переворот, декрет, диктатура, республика, гражданская война, военный коммунизм, новая экономическая политика, многоукладная экономика, террор, сепаратизм, самоопределение, демократическая «контрреволюция», модернизация, коллективизация, индустриализация, культурная революция, репрессии, тоталитаризм, Коминтерн, Лига наций, стахановец, раскулачивание, ГУЛАГ.

2. Заполните таблицу «Партии Российской империи»:

  Название партии, год основания Лидеры партии   Основные положения программы
Революционные 1. 2. 3.    
Либеральные     1. 2.    
Монархические     1. 2.    

3. Заполните таблицу «Этапы Великой Отечественной войны»:

№ пп Этапы Название операций Основные события
1.      
2.      
     
       

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Годы правления Николая II:

а:1896 – 1917 гг.

б:1894 – 1917 гг.

в: 1881 – 1917 гг.

г: 1899 – 1918 гг.

2. Финансовую реформу 1897 г., в результате которой был введен золотой рубль, провел:

а: М.М. Сперанский

б: К.П. Победоносцев

в: М.А. Бакунин

г: С.Ю. Витте

3. Партия, принявшая в 1903 г. на II съезде программу, ставившую целью установление диктатуры пролетариата:

а: РСДРП

б: «Союз освобождения»

в: «Союз 17 октября»

г: «Союз благоденствия»

4. По завершении русско-японской войны Россия потеряла:

а: Среднюю Азию

б: Финляндию

в: Южный Сахалин

г: Аляску

5. Первая русская революция началась с:

а: Обуховской обороны

б: Декабрьского вооруженного восстания

в: Штурма Зимнего дворца

г: "Кровавого воскресенья"

6. До 1905 г. Россия представляла собой государство по типу:

а: аристократической республики

б: конституционной монархии

в: самодержавной монархии

г: демократической республики

7. Соотнесите имена лидеров и партий начала XX в.:

Кропоткин П. А. партия большевиков
Милюков П. А. партия кадетов
Чернов В. М. партия эсеров
Ленин В. И. партия анархистов

8. Последовательность исторических событий революции 1905 – 1907 гг.:

а: Созыв I Государственной Думы

б: Манифест Николая II о даровании политических свобод

в: «Кровавое воскресенье»

г: Новый избирательный закон - «третьеиюньская монархия»

9. Первая русская революция завершилась:

а: победой демократических сил

б: значительными уступками царизма в политической сфере

в: полным поражением правительственных сил

г: принятием «Манифеста 17 октября»

10. Последовательность возникновения органов государственного управления в России:

а: Сенат

б: Земский Собор

в: Боярская Дума

г: Государственная Дума

11. Центральное место в деятельности I и II Государственных Дум (1906 – 1907 гг.) занимал:

а: национальный вопрос

б: аграрный вопрос

в: военный вопрос

г: вопрос налоговой политики

12. Столыпинская аграрная реформа в России началась в:

а: 1861 г.

б: 1917 г.

в: 1906 г.

г: 1870 г.

13. Одним из направлений Столыпинской аграрной реформы было (-а):

а: ликвидация помещичьего землевладения

б : разрушение крестьянской общины

в: расширение помещичьего землевладения

г: укрепление крестьянской общины

14. Соотнесите имя исторического лица и его роль в истории:

П.А. Столыпин участник Отечественной войны 1812 г.
М.М. Сперанский   реформатор государственной системы в период правления Александра I
Д.В. Давыдов   автор земельной реформы в период правления Николая II
А.В. Колчак   руководитель Белого движения в Сибири после революции 1917 г.

15. Современник Николаю II:

а: А.А. Аракчеев

б: П.А. Столыпин

в: С.С. Уваров

г: М.М. Сперанский

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Последовательность исторических событий:

а: Первая Мировая война

б: Крымская война

в: Русско-японская война

г: Отечественная война с Наполеоном

2. Поводом к началу Первой мировой войны послужили (-о):

а: противоречия между Россией и Германией

б: русско-австрийские противоречия на Балканах

в: конфликт на границе Германии с Польшей

г: убийство наследника австро-венгерского престола

3. Хронологические рамки Первой мировой войны:

а: 1853 – 1856 гг.

б: 1904 – 1905 гг.

в: 1914 – 1918 гг.

г: 1939 – 1945 гг.

4. Россия в годы Первой мировой войны входила в состав военного блока:

а: Четверной союз

б: Антанта

в: Антикоминтерновский пакт

г: Тройственный союз

5. Последний русский царь из династии Романовых:

а: Александр II

б: Михаил Александрович

в: Николай Николаевич

г: Алексей Николаевич

6. Апрельский кризис Временного правительства вызван:

а: Отклонением проекта о введении 8-часового рабочего дня

б: Провозглашением России парламентской республикой

в: Нотой правительства о "продолжении войны до победного конца"

г: Перенесением выборов в Учредительное собрание

7. «Двоевластие», возникшее в дни Февральской революции 1917 г., означало наличие власти в руках:

а: Солдатских комитетов и командования армии

б: Государственной думы и царя

в: Земств и губернаторов

г: Временного правительства и советов рабочих депутатов

8. Последствия Февральской революции:

а: разрешение национальным регионам выходить из состава России

б: выход России из Первой Мировой войны

в: получение крестьянами помещичьей земли

г: приобретение Россией политических свобод

9. Последним главой Временного правительства был:

а: В.И. Ленин

б: А.Ф. Керенский

в: Николай II

г: П.А. Столыпин

10. Вдохновитель и организатор вооруженного восстания в Петрограде 25 октября 1917 г., лидер партии РСДРП (б) ____________________

11. В Октябре 1917 г. II съездом рабочих и солдатских депутатов был(о, а):

а: принята Конституция страны

б: приняты Декреты о Земле и Мире

в: избран президент страны

г: провозглашена политика индустриализации

12. Автором Декрета о мире, принятом на II Всероссийском Съезде советов в 1917 г. является:

а: В. Ленин

б: Л. Мартов

в: В. Вильсон

г: Л. Троцкий

13. Организация, созданная для борьбы с саботажем и контрреволюцией в декабре 1917 г.:

а: Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК)

б: Комитет государственной безопасности (КГБ)

в: Федеральная служба безопасности (ФСБ).

г: III отделение охранки

14. Помещичья собственность на землю была ликвидирована:

а: Декретом о земле в октябре 1917 г.

б: в ходе столыпинских реформ в 1906 – 1907 гг.

в: после Февраля 1917 г.

г: в период коллективизации 30-х гг.

15. Последовательность исторических событий начала XX в.:

а: Февральская революция

б: Столыпинская аграрная реформа

в: Первая мировая война

г: Первая русская революция

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Соотнесите имена лидеров белогвардейского движения и территорий, на которых они действовали:

П. Н. Врангель Сибирь
А. И. Деникин Кавказ, Кубань, Дон
Н. Н. Юденич Крым
А. В. Колчак Петроград

2. Последовательность исторических событий:

а: гражданская война

б: Октябрьская революция

в: Политика военного коммунизма

г: новая экономическая политика

3. Российский адмирал, участник полярных экспедиций, ученый, писатель, в годы гражданской войны в Сибири объявивший себя «Верховным правителем России»:

а: А.И. Деникин

б: П.Н. Врангель

в: А.В. Колчак

г: Н.Н. Юденич

4. Образование СССР было провозглашено в:

а: 1917 г.

б: 1922 г.

в: 1936 г.

г: 1991 г.

5. Первым мероприятием новой экономической политики было (-а):

а: введение золотого червонца

б: замена продразверстки продналогом

в: введение трудовой повинности

г: проведение коллективизации

6. Военная интервенция против Советской республики началась с -…

а/восстания чехословацкого корпуса;

б/захвата Польшей Киева;

в/высадки десанта англичан в Мурманске;

г/высадки десанта французов в Крыму.

8. Лидеры формирования белого движения – это…

а/М.В.Алексеев, Л.Г.Корнилов, А.И.Деникин;

б/С.С.Каменев. И.И.Вацетис, Г.Е.Зиновьев;

в/М.Н.Тухаческий, А.И.Егоров, М.В.Фрунзе;

г/А.А.Брусилов, А.В.Горбатов, А.В.Колчак;

9. Для политики большевиков в 1918-1920 гг. не характерно- …

а/превращение страны в единый боевой лагерь;

б/создание Красной Армии;

в/политика «военного коммунизма»;

г/отказ от помощи мирового пролетариата.

10. Красные командиры это …

а/Б.Н.Савенков, М.А.Алексеев;

б/К.Е.Ворошилов, С.М.Буденный;

в/Н.Н.Духонин, В.М.Чернов;

г/Н.И.Бухарин, В.И.Ленин.

10. Черта политики военного коммунизма»-…

а/рабочий контроль над частной экономикой;

б/государственный контроль над частной экономикой;

в/национализация крупной, средней и мелкой промышленности, госудрственное распределение;

г/либерализация экономики.

11. Понятие, относящееся к политике НЭП,-…

а/продналог;

б/продразверстка;

в/уравниловка;

г/приватизация.

12. Ленин считал, что НЭП «всерьез и надолго». Резко отрицательную позицию занимал:

а/Н.И.Бухарин;

б/Ф.Э.Дзержинский;

в/И.В.Сталин;

г/В.М.Чернов.

13. Ошибочная оценка НЭПа:

а/в кратчайшие сроки восстановлена промышленность;

б/резко повысился уровень жизни крестьян;

в/в стране появилась твердая валюта;

г/это политика не знала противоречий.

14. СССР был образован в:

а/ноябре 1918;

б/январе 1921;

в/декабре 1922;

г/декабре 1924.

15. В состав СССР первоначально вошли…

а/РСФСР, Украина, Белоруссия, Закавказская СФР.

б/РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан;

в/РСФСР, Украина, Белоруссия, Эстония;

г/РСФСР, Эстония, Белоруссия, Киргизия.

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Под коллективизацией в СССР понимается:

а: создание системы крупныхагрогородов

б: объединение индивидуальных крестьянских хозяйств в колхозы

в: развитие фермерского хозяйства

г: возрождение крестьянской общины

2. Главным источником проведения индустриализации в СССР было (-а, -и)

а: конфискация имущества у богатых

б: использование ресурсов деревни за счет коллективизации

в: поступления средств от экспорта машин и оборудования

г: продажа за границу предметов искусства

3. По мнению И.В. Сталина, 1929 г. стал «Годом великого перелома» в связи с:

а: выполнений заданий первой пятилетки

б: окончанием гражданской войны

в: массовым вступлением крестьян-середняков в колхозы

г: завершением индустриализации

4. Политика советской власти в 30-е годы, целью которой было формирование нового типа

личности (советского человека) __________________________

5. В период индустриализации в СССР преимущественно развивались:

а/пищевая и легкая промышленность;

б/сельскохозяйственное машиностроение;

в/тяжелая индустрия;

г/железнодорожное строительство.

6. В Советском Союзе к началу 1940-х гг. был(о)…

а/преодолено технико-экономическое отставание от европейских государств;

б/достигнут высокий уровень обеспечения населения товарами легкой промышленности;

в/вытеснен ручной труд в промышленности и сельском хозяйстве;

г/создан современный военно-оборонный комплекс.

7. По развитию тяжелой индустрии СССР в середине 1930-х гг. вышел в мире на:

а/1-е место;

б/2-е место;

в/3-е место;

г/4-е место.

8. Коллективизация - это:

а/создание артелей и коммун по всей стране;

б/идеология, оправдывавшая уравниловку и нарушения трудового законодательства;

в/название курса ВКП(б) по ликвидации инакомыслия в стране;

г/повсеместное создание колхозов.

9. Ликвидация кулачества как класса, сопровождавшая коллективизацию, означала:

а/ переселение в другие регионы страны;

б/насильственное включение в колхозы;

в/лишение их собственности и политических правили физическое уничтожение;

г/высылка за границу.

10. Отметьте ошибку: «В 30-40-е гг. колхозы позволили…»:

а/улучшить техническое оснащение сельского производства;

б/выполнять планы хлебозаготовок;

в/импортировать зерно и получать средства на нужды государства;

г/обеспечить высокий уровень жизни крестьян.

11. Формирование аппарата власти, подчинившего себе все сферы жизни, завершилось…

а/после окончания гражданской войны;

б/после окончания политики военного коммунизма;

в/после свертывания НЭПа;

г/в 30-е годы.

Задания для самоконтроля (ответьте на вопросы тестовых заданий):

1. Установите правильную последовательность событий II Мировой войны:

а: ядерная бомбардировка Японии

б: Битва за Москву

в: взятие Берлина

г: подписание советско-германского договора о ненападении

2. Стратегическая инициатива в военных действиях против Германии перешла к советскому командованию после:

а: разгрома немцев под Москвой

б: Сталинградской битвы

в: Курской битвы

г: изгнания немцев с территории СССР

3. Решения об открытии второго фронта в Европе были приняты на:

а: Московской конференции в 1941 г.

б.: на Тегеранской конференции в 1943 г.

в.: на Ялтинской конференции в 1945 г.

г.: на Потсдамской конференции в 1945 г.

4. Организация для поддержания и сохранения мира, созданная в 1945 г.:

а: Лига Наций

б: Организация Объединенных наций (ООН)

в: НАТО

г: Организация Варшавского договора

5. Одной из причин перехода СССР и стран Запада от союзнических отношений к «холодной войне» был (-о):

а: отказ СССР от сокращения армии после окончания Второй мировой войны

б: расхождение интересов бывших союзников в борьбе за усиление влияния в мире

в: создание Организации Варшавского договора

г: начало Корейской войны

6. Операция «Багратион» по освобождению Белоруссии во время Великой Отечественной войны проходила в:

а: июне 1944 г.

б: августе 1943 г

в: декабре 1942 г.

г: апреле 1941 г.

7. Дата заключения пакта Молотова – Риббентропа

а: ноябрь 1938 г.;

б: сентябрь1940 г.;

в: август 1939 г.;

г: июнь 1941 г.

8. Соотнесите даты и боевые действия Великой Отечественной войны:

а.1943 г

б.1944 г.

в.1942 г.

г.1941 г.

1.Сталинградская битва

2.Битва за Москву

3.Курская дуга

4.Открытие второго фронта

9. Вместе с фашистской Германией в военных действиях против СССР участвовала:

а.: Италия;

б: Великобритания;

в: Франция;

г: США

10. Приказ № 227, более известный под названием «Ни шагу назад», был издан:

а: в ходе Московской битвы;

б: после поражения под Харьковом;

в: во время наступления немцев на Сталинградском направлении;

г: перед Курской битвой

11. Главным итогом разгрома немецких войск под Москвой был (-а, -о):

а: окончание отступления советских войск

б: изгнание немецких войск с территории СССР

в: срыв германского плана «молниеносной войны»

г: открытие второго фронта в Европе

12. Последовательность международных конференций Второй Мировой войны

а: Потсдамская

б: Московская

в: Тегеранская

г: Ялтинская

13. Вторая Мировая война началась:

а: 22 июня 1940 г.

б: 1 сентября 1939 г.

в: 22 июня 1941 г.

г: 4 декабря 1941 г.

14. Соотнесите даты и события Второй Мировой войны:

а: 9 мая 1945 г

б: 2сентября 1945 г.

в: 22 июня 1941 г.

г: 1 сентября 1939 г.

1: Начало Великой Отечественной войны

2: Начало Второй Мировой войны

3: Конец Великой Отечественной войны

4: Конец Второй Мировой войны

15. Последней крупной репрессивной акцией сталинского режима было (-а):

а: «борьба с космополитизмом»

б: «Дело врачей»

в: «Ленинградское дело»

г: «Шахтинское дело»

Семинар 7.

Наши рекомендации