Максимальная оценка — 7 баллов
Экономические задания
5.1. Ответ:144 тыс. р.
Решение:
Балл за верные вычисления
Балла за правильную формулу
5.2. Ответ: 1C2B3D4A
По 0,5 за каждое верное сочетание
5.3 Ответ: 1Д2Б3Е4З5В
По 1 баллу за каждое верное сочетание
5.4. Ответ:125
По 1 баллу за каждое верное сочетание
Максимальная оценка — 15 баллов
6. Ответ: ИСТИНА
Максимальная оценка — 6 баллов
2 балла за указание понятия «Истина»
До 4-х баллов за обоснование выбранной позиции
7. Ответ:
1) он проживает на о. Хару, т.к. он явно лжет.
2) За: (20% ´ 2000) + (60% ´ 3000) = 400+1800 = 2200 = 44% от общего числа
Против: (80% ´ 2000) + (40% ´ 3000) = 1600+1200 = 2800 = 56% от общего числа
3) Вопросы должны формулироваться так, чтобы ответы жителей обоих островов одинаково отражали их мнение, независимо от привычки лгать или говорить правду. Например, если необходимо спросить «согласны ли вы с Х?», то вопрос может быть сформулирован так: «Правда ли, что вы согласны с Х, если и только если сейчас говорите правду?»
Балла за ответ на 1) вопрос
Балла за ответ на 2) вопрос
Балла за ответ на 3) вопрос
Максимальная оценка — 8 баллов
8. Ответ:
Характеристика | Тип (основания классификации) |
А | малая группа (размер до 10-15 человек и прямые взаимоотношения) |
Б | Статистическая (номинальная) группа (социальная категория) (факт существования) |
В | формальная группа (способ организации и регулирования взаимодействия) |
Г | первичная группа (характер взаимодействия) |
Д | квазигруппа (не является группой в полном смысле слова, не входит в классификацию социальных групп) (м.б. АГРЕГАТ) |
По 1 баллу за строку
Балл при всех правильных
Максимальная оценка — 6 баллов
9. Ответ:
Авторы | Портреты | Названия | Отрывки | Пояснения |
Макиавелли | II | Б | Поднимается вопрос о соотношении целей и средств, оправдания любых средств для спасения государства | |
Гоббс | IV | Г | Речь в отрывке идёт о войне всех против всех | |
Локк | VI | А | Именно Локк впервые говорит о возможности народа и гражданина оказывать сопротивление власти, если он этого заслуживает | |
Монтескьё | III | Д | Автор показывает всеобъемлющий характер законов и соответствие политических законов принципам правления | |
Руссо | I | Е | Автор говорит о соотношении частного и общественного при организации ассоциации, в которой все участники договариваются друг с другом | |
Кант | V | В | В отрывке автор говорит о существовании нравственных принципов, о нравах и поведении людей |
За полную строку
За правильную хронологию
Максимальная оценка — 7 баллов
10.
10.1. Социокультурная модернизация — это трансформация социальной системы, при которой происходит вытеснение культурных и социальных характеристик традиционного общества культурными и социальными характеристиками современного общества /или/ процесс модернизации, ведущую роль в котором играют не экономические и политические, а социальные и культурные факторы.
Социальный аспект модернизации предполагает рост грамотности, урбанизацию, упадок традиционных социальных отношений, основанных на авторитете, рост социальной и структурной дифференциации, открытая (динамичная) система социальной мобильности, преобладание достигаемых статусов, распространение формальных (договорных) социальных связей, развитие горизонтальных социальных связей.
Культурный аспект модернизации — это секуляризация, развитие националистических идеологий, распространение ценностей индивидуализма, личных достижений, конкуренции, развитие формального образования и рост значения знаний.
Дано определение и комментарий об отличиях социокультурной (социальной и культурной) модернизации от вообще модернизации и экономико-политической модернизации = 3 балла
Дано краткое определение без комментариев = 1 балл
Нет корректного определения = 0 баллов
10.2.
В статье указано, что возможно три способа исследований, базирующихся на соответствующих параметрах/ измерениях.
а) Какой из способов исследований использован в статье?
репрезентативный социологический опрос, отражающий оценку условий жизни самим населением
Назван способ = 1 балл
б) Представьте, что вам нужно реализовать два других способа исследования. Приведите по 3 примера информации, значимой для каждого из способов.
официальная статистика
экспертный опрос
названы 2 способа = 2 балла
названы 2 способа, но не совсем корректно, назван 1 способ = 1 балл
в) Как можно назвать исследовательские методы, применяемые для получения информации, необходимых для этих двух способов исследования?
Способ 1: официальная статистика | Способ 2: экспертный опрос | |
б) Необходимая информация | могут быть указаны любые относящиеся к условиям жизни и модернизированности стат. данные могут быть названы источники данных: Роскомстат, ведомственная статистика, региональная статистика 1. данные о доходах (в том числе доля ВВП на душу населения в год) 2. данные об ожидаемой продолжительности жизни 3. данные о развитии предпринимательства и его видах, отраслевом распределении 4. данные об участии в выборах 5. данные о посещении выставок и музеев 6. данные о пользовании интернетом для разных целей | могут быть указаны любые относящиеся к условиям жизни и модернизированности варианты экспертных оценок 1. оценки удовлетворенности трудом 2. оценки уровня социального доверия 3. оценки структуры расходов и потребительских предпочтений 4. оценки значения и функций социальных сетей в интернете 5. оценки объемов нарушения авторских прав на музыкальную и печатную продукцию 6. оценки уровня правовой культуры, уровня нерегистрируемых правонарушений |
в) Исследовательские методы | Могут быть названы разные методы, например: - анализ статистических данных с помощью специальных программ, построения таблиц, диаграмм, дополнительных (сравнительных, перекрестных, многофакторных) расчетов - сравнение данных из разных источников (Роскомстат и МВД, Минэкономразвития, другая ведомственная и местная статистика) - сравнение данных за разные периоды (анализ динамики) - расчет корректировок, поправок, повышающих надежность официальной статистки с точки зрения учета латентных (скрытых, неявных) и теневых факторов и явлений | Могут быть названы разные методы, например: - интервью с экспертами по определенному плану - опрос определенного числа экспертов по определенной выборке (квотам) - круглые столы с участием экспертов - фокус-группы с участием экспертов - создание экспертных систем, самообучаемых систем, систем искусственного интеллекта |
Указаны 3 вида необходимой информации и более 2‑х методов для каждого способа сбора информации = 6 баллов
Указаны 2-3 вида информации и более 2‑х методов для каждого способа ИЛИ 3 вида информации и по 1-2 метода для каждого способа = 4 балла
Указан 1 вид информации для каждого способа, указан 1 метод для каждого способа = 1 балл
Итого за вопрос 2. = до 9 баллов (1+2+6)
10.3.
Набольшие различия между Россией и странами Европы зафиксированы по группе параметров 1) – параметры деятельности и самочувствия людей как конкретных индивидов (удовлетворенность жизнью в целом, достаточность дохода, удовлетворенность трудом).
Правильно указана группа параметров = 1 балл
Различия | Объяснение с точки зрения теории модернизации | Объяснение с точки зрения теории самобытности |
1) параметры деятельности и самочувствия людей как конкретных индивидов | A) Например, могут быть даны такие объяснения: - модернизация – это объективный процесс, он подразумевает экономическое развитие, развитие человеческого потенциала, современных отраслей и технологий, рыночных механизмов – быстрые изменения во всех этих сферах не возможны и не могут быть обеспечены внешним влиянием - однако модернизация – это единственно возможный путь развития, выхода из стагнации, поэтому страны вроде России, которые не были в авангарде модернизации по ряду исторических причин, теперь обречены на догоняющее развитие -- поэтому различия в этой сфере заметнее | Б) Например, могут быть даны такие объяснения: - используемые для опроса и анализа данных показатели отражают западный социальный опыт, западные стандарты жизни, они не могут выявить точки роста, связанные с незападными формами хозяйственной деятельности, социальных связей, политических практик - развитие может быть постепенным и происходить с использованием традиционных форм организации производства, трудовой культуры, систем управления, форм торговли, в том числе нерыночных механизмов, основанных на взаимности и доверии, самобытных социальных институтах и формах обмена, взаимодействия -- параметры деятельности и социального самочувствия наиболее формализованы, поэтому они демонстрируют набольший разрыв между странами |
2) параметры массовых сфер жизнедеятельности населения | В) Например, могут быть даны такие объяснения: - ценностные ориентации (М.Вебер, Г.Зиммель), духовные (этические) предпосылки модернизации являются необходимым фактором, наличие которого позволяет начать модернизацию -- поэтому наличие ценностей модернизации естественно для страны, которая вступила на путь модернизации. Могут быть указаны теории Э.Дюркгейма, В.О.Ключевского, Г.В.Плеханова, В.И.Ленина, теории модернизации (первичной и вторичной), вебериана | Г) Например, могут быть даны такие объяснения: - для деятельности и самочувствия индивидов сохранение преемственности, устойчивости может восприниматься как более важное, чем чувство новизны и быстрого роста - заимствованные модернизационные (западные, глобальные) ценности могут означать поверхностное заимствование, демонстрационный эффект, и не свидетельствовать о глубинных социальных изменениях или подменять их (модернизация на словах) - заимствование модернизационных ценностей может означать не развитие, а кризис, культурных шок, социальную и культурную травму (П.Штомпка), поскольку означает нарушение преемственности культуры и самобытных ценностей Могут быть указаны С.Хантингтон, П.Бергер, А.Эйзенштадт, незападные теории самобытности, теории эндогенного развития, указано на индийский, китайский, японский и т.п. опыт |
Дано 2 и более объяснения по каждому подходу и двум параметрам (изложено более 8 аргументов в разных графах таблицы, в каждой ячейке (или изложении вне таблицы, но с тем же смыслом) А), Б), В), Г) есть аргументы, соответствующий текст, использованы социологические понятия, указаны авторы, подходы, теории = 7 баллов
Дано 1-2 объяснения по каждому подходу и двум параметрам (изложено более 4-8 аргументов в разных графах таблицы, в каждой ячейке (или изложении вне таблицы, но с тем же смыслом) А), Б), В), Г) есть аргументы, соответствующий текст, в большинстве аргументов использованы социологические понятия, указаны авторы, подходы, теории = 5 баллов
Даны объяснения в 3 из 4 каждой ячеек таблицы А), Б), В), Г) (или изложении вне таблицы, но с тем же смыслом) ИЛИ дано более 4 аргументов, но не использованы социологические понятия, не указаны авторы, подходы, теории = 3 балла
Дано 2 объяснения, не использованы социологические понятия, не указаны авторы, подходы, теории = 1 балл
При ответе на вопрос «Является ли неизбежной модернизация и следование по тому же пути развития, что и страны Европы?» участник может высказать на его усмотрение согласие или не согласие. Любое мнение должно быть аргументировано с использованием понятий и авторов, см. рекомендации к ответу в таблице.
Сформулирован явным образом ответ на вопрос, является ли неизбежной модернизация и следование по тому же пути развития, что и страны Европы, с использованием понятий, указанием классиков, теорий, подходов, примеров = 5 баллов
Сформулирован явным образом ответ на вопрос, является ли неизбежной модернизация и следование по тому же пути развития, что и страны Европы, но аргументы, теории, примеры не изложены = 2 балла
Итого за ответ на вопрос 3. = до 13 баллов (1+ 7+5)