Предмет и задачи политологии.
Предмет и задачи политологии.
Политология в системе социально-гуманитарных наук.
Политика как социальное явление и предмет научного познания.
Основные концептуальные подходы к исследованию политики.
Политические воззрения мыслителей древнего мира (Демокрит, Платон, Аристотель и др. )
Политические воззрения средневековых мыслителей (Августин Блаженный, Фома Аквинский).
Учение Н. Макиавелли о государстве.
Т. Гоббс и Дж. Локк о государстве и политике.
Учение Ш. Монтескье о разделении властей.
Развитие политической мысли в конце XIX – начале XX вв.
Социально-политические взгляды Л. Гумпловича и Э. Дюркгейма.
Власть: понятие и типология.
Структура власти.
Легитимность власти. Типы легитимности власти.
Понятие политической системы. Основные типы современных политических систем
Природа и сущность политического лидерства. Определение понятия политического лидерства.
Типология и функции лидерства.
Теории лидерства в современной политологии.
Сущность государства и его основные признаки.
Теории происхождения государства.
Основные черты правового государства.
Формы государственного правления. Современная типология государства.
Происхождение и сущность политических партий, их роль в жизни общества
Типология политических партий
Партийные системы и их разновидности
Партийная система современной России
Понятие политической элиты. Её первые классические концепции.
Современные теории элиты. Теория элитарной демократии.
Типология элит и система их рекрутирования.
Политический режим: понятие и сущность.
Классификация политических режимов.
Понятие и идейные истоки тоталитаризма.
Социальные предпосылки тоталитаризма, его основные черты и разновидности
Особенности авторитарных политических систем.
Понятие демократии. Основные теории демократии.
Проблемы демократии в современной России.
Политическая культура: содержание понятия и структурные элементы
Типология политической культуры, ее функции.
Особенности российской политической культуры.
Политическое сознание: понятие, происхождение, уровни, структура, функции.
Понятие идеологии и ее роль в жизни общества.
Характерные черты идеологии марксизма и социал-демократии.
Идеология либерализма и консерватизма.
Типология политических конфликтов, их функции.
Природа и корни социального и политического конфликта.
Способы разрешения политических конфликтов.
Средства массовой информации, их роль в жизни общества.
Сущность, особенности и функции политической психологии.
Сущность модернизации, ее этапы и типы.
Кризисы политического развити
Политология в системе социально-гуманитарных наук.
Политология содержательно связана практически с любой из социальных наук: философией, политической экономией, правовой наукой, политической историей, психологией. Политическая и экономическая география, теория организаций также взаимоперекрещиваются своими проблемами с политологией. Можно назвать и другие социальные науки – антропологию, демографию, этнографию, равно как и естественные науки – биологию, экологию. Политология использует и данные формальных наук – логики, теории систем, статистики, кибернетики.
Необычайная важность, сложность и многогранность политики как социального явления обусловливает существование целой системы наук о политике. В эту систему входят: политическая философия, история политических учений, политическая психология, политическая социология, политология, политическая география, политическая антропология, политическая история и другие.
Основные концептуальные подходы к исследованию политики.
Первая – общие методы исследования политических объектов (иногда их называют подходами). Вторая группа - общенаучные (или общелогические) методы. Они относятся непосредственно к организации познавательного процесса. Третья группа – методы эмпирических исследований (получение первичной информации о политических фактах).
Об обществе и истории
Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире.
Государство — наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.
Справедливое государство — христианское государство.
Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.
Необходимо соблюдать международные договоры.
Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые — те, что начались по законным причинам, например по необходимости отражения нападения врагов.
В 22 книгах своего главного труда «О граде Божьем» Августин делает попытку охватить всемирно-исторический процесс, связать историю человечества с планами и намерениями Божества. Им развиваются идеи линейного исторического времени и морального прогресса. Моральная история начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству.
В историческом процессе Августин (18-я книга) выделял семь главных эпох (в основе этой периодизации были положены факты из библейской истории еврейского народа):
Теория Людвига Гумпловича
Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, то есть более сильной расой, расой победителей.
Дюргхейм
Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.
Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.
Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии.
Человек — это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.
Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование.
На раннем этапе из коллективного единомыслия выделяется воля одной личности — вождя. Только он мог бросить вызов общественному мнению, заявив о начале новой исторической эпохи.
Далее происходит формирование целого слоя людей — бигменов (племенная аристократия), располагавших значительными богатствами, политическим весом и собственными интересами.
Наметившиеся в обществе глубокие перемены 5-7 тыс. лет назад достигли пика в 5 в. до н. э., а потом затихли на 2-е тыс. лет, возобновившись лишь после 3-х великих революций: английской, французской и американской.
Гражданское общество закрепило историческое право народа иметь собственность и право личности выражать собственное мнение.
Структура власти.
То же что и в 12 вопросе
Предмет и задачи политологии.