Предмет и задачи политологии.

Предмет и задачи политологии.

Политология в системе социально-гуманитарных наук.

Политика как социальное явление и предмет научного познания.

Основные концептуальные подходы к исследованию политики.

Политические воззрения мыслителей древнего мира (Демокрит, Платон, Аристотель и др. )

Политические воззрения средневековых мыслителей (Августин Блаженный, Фома Аквинский).

Учение Н. Макиавелли о государстве.

Т. Гоббс и Дж. Локк о государстве и политике.

Учение Ш. Монтескье о разделении властей.

Развитие политической мысли в конце XIX – начале XX вв.

Социально-политические взгляды Л. Гумпловича и Э. Дюркгейма.

Власть: понятие и типология.

Структура власти.

Легитимность власти. Типы легитимности власти.

Понятие политической системы. Основные типы современных политических систем

Природа и сущность политического лидерства. Определение понятия политического лидерства.

Типология и функции лидерства.

Теории лидерства в современной политологии.

Сущность государства и его основные признаки.

Теории происхождения государства.

Основные черты правового государства.

Формы государственного правления. Современная типология государства.

Происхождение и сущность политических партий, их роль в жизни общества

Типология политических партий

Партийные системы и их разновидности

Партийная система современной России

Понятие политической элиты. Её первые классические концепции.

Современные теории элиты. Теория элитарной демократии.

Типология элит и система их рекрутирования.

Политический режим: понятие и сущность.

Классификация политических режимов.

Понятие и идейные истоки тоталитаризма.

Социальные предпосылки тоталитаризма, его основные черты и разновидности

Особенности авторитарных политических систем.

Понятие демократии. Основные теории демократии.

Проблемы демократии в современной России.

Политическая культура: содержание понятия и структурные элементы

Типология политической культуры, ее функции.

Особенности российской политической культуры.

Политическое сознание: понятие, происхождение, уровни, структура, функции.

Понятие идеологии и ее роль в жизни общества.

Характерные черты идеологии марксизма и социал-демократии.

Идеология либерализма и консерватизма.

Типология политических конфликтов, их функции.

Природа и корни социального и политического конфликта.

Способы разрешения политических конфликтов.

Средства массовой информации, их роль в жизни общества.

Сущность, особенности и функции политической психологии.

Сущность модернизации, ее этапы и типы.

Кризисы политического развити

Политология в системе социально-гуманитарных наук.

Политология содержательно связана практически с любой из социальных наук: философией, политической экономией, правовой наукой, политической историей, психологией. Политическая и экономическая география, теория организаций также взаимоперекрещиваются своими проблемами с политологией. Можно назвать и другие социальные науки – антропологию, демографию, этнографию, равно как и естественные науки – биологию, экологию. Политология использует и данные формальных наук – логики, теории систем, статистики, кибернетики.

Необычайная важность, сложность и многогранность политики как социального явления обусловливает существование целой системы наук о политике. В эту систему входят: политическая философия, история политических учений, политическая психология, политическая социология, политология, политическая география, политическая антропология, политическая история и другие.

Основные концептуальные подходы к исследованию политики.

Первая – общие методы исследования политических объектов (иногда их называют подходами). Вторая группа - общенаучные (или общелогические) методы. Они относятся непосредственно к организации познавательного процесса. Третья группа – методы эмпирических исследований (получение первичной информации о политических фактах).

Об обществе и истории

Августин обосновывал и оправдывал существование имущественного неравенства людей в обществе. Он утверждал, что неравенство — неизбежное явление социальной жизни и бессмысленно стремиться к уравнению богатств; оно будет существовать во все века земной жизни человека. Но все же все люди равны перед Богом и потому Августин призывал жить в мире.

Государство — наказание за первородный грех; является системой господства одних людей над другими; оно предназначено не для достижения людьми счастья и блага, а только для выживания в этом мире.

Справедливое государство — христианское государство.

Функции государства: обеспечение правопорядка, защита граждан от внешней агрессии, помогать Церкви и бороться с ересью.

Необходимо соблюдать международные договоры.

Войны могут быть справедливыми и несправедливыми. Справедливые — те, что начались по законным причинам, например по необходимости отражения нападения врагов.

В 22 книгах своего главного труда «О граде Божьем» Августин делает попытку охватить всемирно-исторический процесс, связать историю человечества с планами и намерениями Божества. Им развиваются идеи линейного исторического времени и морального прогресса. Моральная история начинается с грехопадения Адама и рассматривается как поступательное движение к обретаемому в благодати нравственному совершенству.

В историческом процессе Августин (18-я книга) выделял семь главных эпох (в основе этой периодизации были положены факты из библейской истории еврейского народа):

Теория Людвига Гумпловича

Государство возникает вследствие стремления людей (стада, сообщества) к расширению своего влияния и могущества, к увеличению своего благополучия, это ведет к войнам, и как следствие к появлению государственного устройства, а также к появлению имущественного и социального расслоения населения. Также Гумплович утверждал, что государства всегда основывались меньшинством пришлых завоевателей, то есть более сильной расой, расой победителей.

Дюргхейм

Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.

Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.

Чем примитивнее общество, чем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии.

Человек — это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование.

На раннем этапе из коллективного единомыслия выделяется воля одной личности — вождя. Только он мог бросить вызов общественному мнению, заявив о начале новой исторической эпохи.

Далее происходит формирование целого слоя людей — бигменов (племенная аристократия), располагавших значительными богатствами, политическим весом и собственными интересами.

Наметившиеся в обществе глубокие перемены 5-7 тыс. лет назад достигли пика в 5 в. до н. э., а потом затихли на 2-е тыс. лет, возобновившись лишь после 3-х великих революций: английской, французской и американской.

Гражданское общество закрепило историческое право народа иметь собственность и право личности выражать собственное мнение.

Структура власти.

То же что и в 12 вопросе

Предмет и задачи политологии.

Наши рекомендации