Предмет политологии. Задачи курса политологии.

Предмет политологии. Задачи курса политологии.

Предмет – законы и закономерности развития политики и политической власти. Т.е. политология – наука о власти. Объект – политическая действительность, политическая сфера общества (область общественных отношений). Политология – наука о политике, изучает закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы её функционирования в государственно организованном обществе.

Задачи политологии как учебной дисциплины: сообщает систему конкретных знаний по политическим проблемам, раскрывает сущность и перспективы развития конкретных знаний, политических реалий. Даёт представление об основных политических институтах, организациях, движениях и процессах, о правовом положении личности в системе политических отношений и формах её участия в политической жизни.

Как наука:

- исследует политическую сферу общества

- исследует историю возникновения политической мысли, политической системы и прочее.

Как учебная дисциплина:

- сообщает систему конкретных знаний о политике

- предлагает теоретико-методологические основы, инструментарий анализа политической сферы жизни общества

- формирует представления о путях участия в политике и необходимых для этого навыков и умений

- показывает связь политических факторов с деятельностью всех трудовых коллективов всех уровней.

Политология:

- теоретическая (решает научные теоретические проблемы, разрабатывает новые категории, законы, методы политических исследований)

- прикладная (выдаёт рекомендации конкретным участникам политического процесса).

Структура политологии как учебной дисциплины (разделы политологии):

- политология как наука и учебная дисциплина (общее представление об науке, выясняет предмет, методы, структуру, функции, место в гуманитарных науках, основные этапы становления и развития)

- политическая система и институты власти (общеметодологические основы политической науки, теория политики, политических систем)

- политические процессы (динамические аспекты функционирования и развития политических систем)

- политическая культура и идеология

- международные отношения и внешняя политика.

Методы политологии и функции

Эмпирический – получение первичной информации о полит. явлениях. Диалектический – ориентирует на рассмотрение процессов и явлений политики с точки зрения их становления и развития. Системный – рассм. политической сферы как совокупности элементов, взаимосвязанных друг с другом.

Компаративный – сопоставление политических явлений.

Социологический – выявляет зависимость политики от общества.

Бихевиоральный – изучение посредством исследования политического поведения.

Психологический – рассматривает зависимость политического поведения индивидов от их принадлежности к определённой социальной группе, психологическое исследование социальных групп.

Структурно-функциональный – рассматривает политику как сферу, обладающей сложной структурой.

Исторический – изучает политические явления во временной последовательности.

Институциональный.

Деятельностный.

Сравнительный – сравнивает политические системы разных стран.

Функции:

- описательная

- объяснительная

- познавательная

- инструментальная

- прогностическая

- воспитательная

- оценочная

- методологическая


Политика как общ. явление.

Политика – сфера жизни общества включающая отношения между различными общностями людей и деятельность институтов представляющих интересы этих общностей. Ядром политики является борьба за власть и использование власти для достижения определённых целей.

Политика выступает продуктом определённых социальных структур, вне которых она не выступает.

Источник политики – интересы социальных групп – побудительные мотивы политических действий.

Внутренняя политика – совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов, связанных с решением проблем, существующих в государстве.

Внешняя политика – целенаправленная деятельность государства по реализации интересов общества в системе международных отношений

4. Структура, уровни и функции политики.

Структура:

- Институциональный элемент

- Нормативный элемент (ценности, цели, нормы политической деятельности)

- Процессуальный элемент (система действий по реализации целей)

Уровни:

- макроуровень (уровень деятельности государств)

- мезоуровень (уровень региона/области)

- микроуровень (политика партии/обществ. организации)

- мегауровень (уровень международных отношений)

Политика:

- внутренняя (экономическая, социальная, политическая, духовная)

- внешняя (дипломатическая, внешнеэкономическая, культурная)

- мировая

Функции:

- обеспечение власти

- определение цели и задачи общества

- мобилизация ресурсов (экономических, социальных) для достижения цели

- руководство общественными процессами

- предотвращение/регулирование конфликтов

- социализация личности (приобщение к миру общественных отношений)

- обеспечение целостности государства

- распределение дефицитных ценностей


Субъекты политики.

Главный субъект политики – народ. Но народ состоит из отдельных граждан, поэтому отдельный гражданин – личность – это также главный субъект политики. Проблема участия личности в политике имеет многоплановое значение. В любом обществе политика осуществляется отдельными личностями. Подчеркивая значительную роль социальных групп, не следует забывать, что они состоят из отдельных личностей, и поэтому проблема человека в политике все равно остается. Для активного включения личности в политический процесс необходимы следующие предпосылки: - материальные; - социально-культурные (социальная среда, образование); - политико-правовые (определяют возможности участия личности в политике).Совокупность перечисленных предпосылок определяет во многом и развитие политической активности личности как действительного субъекта политики.

Класифик. суъектов: - социальн – включ. Индивидов и различн. соц. слои(демократ., этнич., профессион.); - институциональный – охват. госуд., партии, полит. движен.

Глава государства

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - высшее должностное лицо, считающееся носителем ис-полнительной власти и верховным представителем государства в сфере внешних сношений. В монархиях (Великобритания, Дания, Швеция, Испания, Япония и др.) ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - монарх (король, император, эмир), власть которого, как правило, передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке. В республиках ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - президент, который избирается либо непосредственно населением (Мексика, Панама, Колумбия), либо в порядке косвенных (США, Аргентина), либо многостепенных (Италия, ФРГ, Индия) выборов. Почти во всех государствах существует индивидуальный ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, в т. н. президентских республиках (США) он одновременно является главой правительства.

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае

это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган

парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумы высших

представительных органов, постоянные комитеты, государственные советы в

странах тоталитарного социализма - в СССР, Болгарии, Венгрии. Польше и др.

В настоящее время подобным органом является Государственный совет на Кубе,

где нет президента (по конституции глава государства - председатель

Государственного совета). В Китае по конституции главой государства

является избираемый парламентом председатель республики, но многие функции

главы государства он выполняет совместно с Постоянным комитетом парламента,

а некоторые такие функции осуществляет сам Постоянный комитет. В Иране эти

полномочия разделены между Руководителем государства, избираемым особым

образом из высших духовных лиц - мусульман, и президентом республики. В

Швейцарии функции главы государства осуществляет правительство, а президент

избирается парламентом на один год и существенных полномочий не имеет. В

ОАЭ существует «коллективный монарх», в Малайзии - выборный монарх.

Партийные системы.

Совокупность всех полит партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.

Партийная система – это определенной конфигурации совокупность партий и их взаимосвязей в процессе конкуренции (борьбы) за власть и ее осуществление.

Классификация:

- система с одной партией;

- система с партией, осуществляющей гегемонию;

- система с преобладающей партией;

- двухпартийная система;

- система ограниченного плюрализма;

- система крайнего плюрализма;

- система атомизирования.

Два типа: конкурентная, монополистическая.

Группы давления

Группа давления – это организация, созданная для защиты интересов и оказания давления на власть с целью добиться от нее принятия таких решений, которые соотв. интересам группы давления.

Признаки группы давления:

1.наличие организации

2.автономность действий, направленных на защиту своих интересов

3.оказание группой эффективного давления

Группы давления надо отличать от общественных движений.

Общ. движ. – совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общ. движ. Отличается массовастью, широкой социальной базой, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко спонтанностью и стихийностью действий.

Группы давления (виды):

1.классификация, основанная на различии целей, которые преследует группа:

А) организации, отстаивающие прежде всего материальные процессы (профсоюзы и т. д.)

Б) организации, поддерживающие преимущественно идеологические или моральные принципы

Давление на власть осущ. след. методами:

1.по средствам информирования общественности

2.работа в экспертных комиссиях и выступления на слушаньях в парламенте

3.возбуждение уголовных дел

4.организация писем с населения

29. Понятие и сущность полит. процесса.

Полит. процесс – это совместная деятельность субъектов политики, организуемая для достижения ими общих целей. Полит. процессы бывают системные (глобальные) и частные. Системный процесс предполагает совокупность действия субъектов политики, обеспечивающие формирование, функционирование и развитие всей полит. сист. Частные процессы – деятельность полит. субъектов, воплощающуюся в развитии отдельных элементов и сторон полит. сист.: политико - идеолог., политико-првовой. Одна из важнейших особенностей полит. процесса – его динамика. Системный полит. процесс в своём развитии проходит ряд стадий:1.конституциирование полит.сист.; 2.функционирование; 3.развитие; 4.деградация и распад сист. На первой стадии создаются новые полит. институты, формируются конституционные основы нового полит. строя. На стадии функционирования полит. процесса воспроизводятся характерные для данной полит. сист. полит. институты и признаки.Воспроизводстство представительных органов власти осущ. путём выборов, а исполнительных органов – путём конкурсов, избраний. На стадии развития происходят реформирование деятельности гос. органов, корректировка программ и тактики полит. партий и общественных организаций. Если же полит. реш. не обеспечивают стабильность в обществе и в нём начинают обостряться социально-поли

т. противореч..

Политическая деятельность

Полит деят-ть–индивид и групповая, спонтанная и организованная деят-ть обществ субъектов, прямо или косвенно направленная на реализацию своих интересов и идеалов в полит сфере. Складывается из полит действий. Полит действия–конкретные акции,поступки намеренно или спонтанно предпринимаемые полит субъектом, с целью вызвать определённые полит последствия. По Тадеушу Клементевичу полит действия классифицируются:

1. Революция и контрреволюция, приводящая к смене правящего класса и к кардинальному изменению соц-экон отношений. Чаще всего революция заканчивается контрреволюцией. Контррев–реакция свергнутого класса на револ, борьба за свержение новой власти и восстановление прежнего строя.

2. Реформа=инновация–сознательная деят-ть,направл на улучшение соц-эк строя при сохр вл господствующего класса .Реформы могут быть неудачными, но т.к они медленные и постепенные, всегда можно вернуться назад и изменить что-либо.

3. Полит перевороты, приводящие к персональным изменениям правящей элиты:

Гос переворот(совершается представителями правящей элиты. Одни отстраняют от власти других)

Путч–неудавшаяся попытка гос переворота

Дворцовый переворот–представители ранее правящей династии отстраняет от власти нынешнюю правящую династию(или часть нынешней правящей династии–др часть)

Военный переворот–военные свергают господствующий класс и устанавл своё правление(было популярно в Лат Амер и Африке, где сопротивление было незначительным)

Классификация полит деят-ти по хар-ру осуществляемых действий:

– позитивная(осуществление деят-ти для достижения результата), - негативная(сознательно не предпринимаются какие-либо действия,с целью достижения определ рез-та)сознательно не пойти на выборы–сорвать их

– конструктивная(для созидания), - деструктивная(направленная на разрушение) террористическая деят-ть

– стихийная, - организованная(выборы)

– институциональная(регулируемая посредством институтов) выборы

- прямая(непосредственное давление граждан на органы власти)через митинги, забастовки. Минус–часто срабатывает эффект толпы, исчезает ответственность чувства преобладают над разумом.

Политическое участие.

Та или иная степень вовлечнности граждан в ПП называется политическим участием.

Понимание необходимости такого участия рассматривается по-разному:

В рамках марксистской философии считается, что все граждане должны быть вовлечены в политику поголовно, то есть постоянно принимать активное участие не только в выборах, но и в принятии промежуточных решений.

Другая точка зрения состоит в том, что достаточно привлекать людей к голосованию за лидеров и к дискуссиям по ключевым вопросам. Аргументируются тем, что большинство людей не имеют средств, возможностей, желания к постоянному участию в политике.

Иногда формы политического участия классифицируются:

совершенно пассивная

только в выборах представительных органов власти

вовлеченность в решения местных политических проблем

активное участие в предвыборных компаниях

политические активисты

политическая активность как профессия

Также выделяют масштабное локальное, интенсивное вялотекущее политическое участие.

Формы политического участия: - выборы; - референдумы; - политический протест

Критерии полит. развития

1.Структурная дифференциация- специализ. полит. стр. на выполнение специфич.ф-ций 2. Возрастание способности полит. системы вести общественные дела и урегулировать конфликты (способность к инновациям, приспосабливается к мобилизации для решения общественных проблем, способность к выживанию, сохранять и воспроизводить полит. нормы, обеспечивающие порядок, традиции) 3. Тенденции к равновесию.

Предполагает участие народа в полит. деятельности, равенство всех перед законом, отбор элиты на основе свободных и всеобщих выборов (не по знатности и традициям)

Т.О полит. развитие интерпретируется как нарастание способности полит системы приспосабливаться к изменяющимся полит. условиям. Поэтому полит. развитие связывается с наличием инструментальных возможностей для артикуляции(выражения) групповых интересов. Наличие законодательной базы, способность обеспечивать равенство полит. участия традиционных и новых соц. групп, усиление влияния ценностей предполагаемых интеграцию социума, предоставление человеку получения образования которое позволяет быстро интегрироваться.

Политическая мод-ция.

ТЕОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ(с 50-60гг 20в)-совокупн разл схем и моделей анализа, позвол описывать и раскрывать динамику преодоления отсталых трад гос-в. Этапы развития модернизации: 1)Сначала ТМ восприним как копирование западных устоев во всех сферах жизни. Считалось нужным перенять цен-ти свободы, индивидуализма, также способы легитимизации власти. М рассм-сь как предварит условие соц-эконом и полит развития страны. Помощь запада счит главным средством преобразования. 2)70-1пол80хгг стали счит что переход к соврем об-ву во многом зависит от социо-культ факторов. Модерн может осуществ только при изменении цен-ых ориентаций широких соц слоёв. Перех к модерн стал рассм как переход при кот сохр приоритет универсальных критериев разв,но главн упор делается на нац форму их реализации. А)либеральное напр-е: для успешного разв страны важен значит слой среднего класса и выс ур обр-ия населения. Полит разв будет зависеть от диалога м-у полит элитой и населением. Варианты ПР: -приоритет полит д-ти элиты над полит активностью населения(самый оптимальный),-активность полит элиты-высокая, населения-низкая нарастание таталитарных тенденций(часто),-высокая полит акт населения и пассивность элиты, часто приводит к власти толпы, затем ужесточение форм правления и замедление темпов демокр преобразований, -низкая полит акт и элиты и населения, ведёт к хаосу, приходу 3й силы и либо распаду социума либо установлению диктатуры. Б)консервативное напр-е: порядок-ведущий критерий для осущ преобразований. М может происх и при сохр автор режима, поддерживающего порядок. Массы не готовы к управлению, но привлекаются к полит жизни-главное противоречие кот нужно было разрешить, т.к. это ведёт к дестабилизации об-ва. Варианты развития: -широкая либерализация-правящая элита в силу своих цен-ых ориентаций начинает широкие преобразования в об-ве, -частичная либерал-власть сохр за собой осн рычаги 33(продолж.)управления и частично перераспределяет власть в пользу оппозиции,- тупиковая модерниз-правит предлаг оппозиции начать диалог по интересующим проблемам,он начинается и на оппозицию обрушив репрессии, устанавл ещё более жесткий авторит режим, -революц вариант: народ не доволен, начинаются д-я и исход непредсказуем. 3)2пол80гг20в Модернизация=сохран трад-ти,самобытности, предполагает не искоренение трад-ти, а развитие с использ традиции, при кот именно трад предопределяет сам хар-р модернизац процесса и явл его стабилизирующим фактором. Эта концепция полит развития, основ на сохранении социо-культ традиций без навязывания чуждых западных образцов. В рамках данной концепции не отриц универсальность обществ и полит разв, но в ней принцип универсализма сочет с самобытностью,с необходим более внимательного отнош к традиц потенциалу восточных обществ,социокульт специфика кот имеет более глубокие цивилиз корни, чем Запад. Врез-те 3го этапа-критич переосмысление понятия «модернизация».М стала пониматься как процесс усложнения об-ва, дополняющийся интеграцией об-ва на основе как традиц так и новых цен-тей. Происх обновление понятийного аппарата теории модерниз. Вместо «модерниз» стали использ «трансформация». Теперь сформирована теория стр-ной модернизации, подразумев развитие на основе единства дифференциации и интеграции собственно модерниз процесса и поддержания самобытности об-ва. Структ М не противопоставл традиционность и современность, признаётся необходимость перехода к современности, сохраняя предел самобытности.

34. Основные этапы преобразования трансформирующихся обществ

А. Пшеворский выделил 2 этапа преобразования:

1 этап: Этап либерализации – увеличение свободы в обществе без имения его структуры и институтов. Выражается в следующем: свобода слова, возможность действия аппозиции.

2 этап: Этап демократизации – правящие круги и демократическая контрэлита должны достичь согласия как минимум по 3-ем вопросам: 1) относительно прошлого развития общества («охота на ведьм»); 2) по поводу определения важнейших целей общественного развития; 3) по определению правил политической игры. Итоговый документ – это конституция.

3 этап (выделил Шмиттер): Этап консолидации – этап окончательного формирования и утверждения демократических политических институтов.

Ханценгер выделил волны демократизации, как мировой процесс:

- длинная волна (1828-1926гг) происходит становление демократии;

- первая откатная волна (1922-1942);

- короткая волна (1943 – нач 60-ых гг) на путь демократизации стали государства которые во время войны были под Америкой (ФРГ, Япония, Австрия и др всего 36 стран);

- 2-я откатная волна (1958-1975) затронула страны 3-го мира;

- 3-я волна (с сер. 70-ых – по наст. время);

Теории элит

Классическая теория элит:

♦Г.Моска в работе «Правящий класс» утверждал, что во всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых.

Класс управляемых сформировался по следующим признакам: способность к управлению, интеллектуальное, моральное и материальное превосходство.

Способы пополнения элиты:

- аристократический способ: элита пополняется из внутренней среды;

- демократический способ: элита пополняется за счет лучших представителей класса управляемых.

Плюсы: приток новых сил и идей; Минусы: возможность дестабилизации общества.

♦Теория циркуляции элит по Парето: в правящей элите одновременно должны быть «львы» и «лисы». Политические изменения осуществляются путем смены элит ("циркуляции элит"). Изменения происходят тогда, когда элиты становятся психологически непригодными, чтобы управлять.

- элита "лисы", чертами которой является хитрость, изворотливость, они мастера благоступенчатых комбинаций, принимающие верное решение в любой ситуации . "Лисы" находятся у власти при демократических режимах. Они достигают согласия с помощью политических интриг. Со временем лисы вырождаются во львов.

- элита "львов", чертами которой является смелость, решительность, очень преданы государству, сторонники силовых методов управления.

♦ Роберт Михельс (1876 – 1936). Он обосновал «железный закон олигархических тенденций ». Провел исследование по проблемам политических партий и сделал вывод о том, что демократия невозможна по следующим причинам: элита обладает большим объемом профессионального знания и опытом управления, массы не обладают ни каким знанием, ни каким опытом, поэтому они не смогут проконтролировать элиту. По этой причине демократия неэффективна и общество, как и другие организации, находится над господством олигархии.

Современная теория элит:

•Ценностная теория элиты(Ортега-и-Гассет, Н.Бердяев): 1) элита – это самая ценная часть общества; 2) Господствующее положение элиты отвечает интересам общества; 3) элита должна формироваться открытым путем; 4) Элитарность не противоречит демократии.

•Теория демократического элитизма или элитарная демократия (Шумпетер Е.): массы не интересуются политикой, не обладают необходимыми знаниями и информациями и не умеют принимать правильное решение в политике. Массы сознательно передают право на руководство политическими процессами политической элите. Желательный тип участия масс в политике это участие в выборах. Массы демократическим путем выбирают политическую элиту.

Приоритеты гос. политики РБ

Основа-концепция поступательного и устойчивого развития:

- постепенная демократизация общества

- социально-ориентированая рыночная экономика

- социальная направленность гос. политики

- многовекторная внешняя политика

1. Экономическая пол-ка

- активное гос. регулирование

- симулирование инноваций и инвестиций

- энергетическая безопасность

- экономия и бережливость

- модернизация сельскохозяйственного производства

2. Социальная политика

- развитие образования, науки, культуры, искусства.

- обеспечение занятости населения

- развитие соц. сферы села, малых и средних городов

- развитие системы здравоохранения

- упорядочение льгот: индивидуальная поддержка тех, кто нуждается

- охрана материнства и детства

- преодоление последствий аварии на ЧАЭС

- преодоление демографического кризиса

55 Международные отношения — совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Международные отношения характеризуются рядом черт, которые отличают их от других типов отношений в обществе. Такими характерными чертами можно назвать следующие:

Глобальные международные отношения — это отношения между системами государств, крупнейшими державами и отражающие мировой политический процесс в целом.

Региональные (субрегиональные) отношения ~ это отношения между государствами определенного политического региона во всех областях жизнедеятельности общества, имеющие более конкретные проявления и носящие многосторонний характер.

Отношения конкретной международно-политической ситуации могут быть довольно разнообразными, но всегда носят конкретно-исторический характер. Они включают в .себя различные типы отношений и могут втягивать в свою сферу несколько государств, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации. По мере преодоления данной ситуации распадаются и сложившиеся отношения.

Групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения. Они реализуются через взаимоотношения групп государств, международных организаций и т.д.

Двусторонние отношения. Это наиболее распространенная форма международных отношений между государствами и организациями.

Внешняя политика

Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики, детерминируя действия государства в сфере внутренней политики. Каждое государство осуществляет тот или иной курс внешней политики..

Черты внешней политики

-выработка и реализация целей внешнеполитической деятельности.

-Одной из черт, характеризующих внешнеполитическую деятел. госуд., является способность этого госуд. поддерживать полит. стабильность на должном уровне внутри государства. Взаимосвязи внутр. и внешн. политики распространяются практически на все сферы общественной жизни. Эффективная внешняя политика способна активно влиять на реализацию целей внутрен. политики.

Виды внешней политики

Одним из таких видов является пассивная, (присуща экономически слабым государствам.) Агрессивная (формировании собственной внутренней политики и в стремлении приспособить или принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.) Активная (поиск равновесия между внутр. и внешн. Политикой). Консервативная внешняя политика (охрана достигнутого ранее равновесия.)

Основные субъекты внешней политики:

-Государство, его институты, а также политич. лидеры и главы государств.

- политические партии и движ., неполитические объединения и союзы.

Основными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экон. и полит. могущества госуд., обеспечение безопасности госуд., его национ. суверенитета, повышение престижа госуд.а в международных отношениях.

Функции внешней политики:

-Охранительная функция(охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей)

-Информационно-представительская функция (деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе.)

-Регулирующие функции (необходимы для того, чтобы ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей.)

Внешняя политика, являясь продолжением внутренней политики, направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.

1. Политология как наука и учебная дисциплина

2. Методы и функции политологии

3. Понятие политики

4. Cтруктура, уровни и функции политики

5. Субъекты политики

6. Взаимосвязь политики с другими сферами общественной жизни

7. Сущность власти

8. Политическая власть

9. Легитимность политической власти

10. Сущность, структура и функции политической системы

11. Основные направления развития политической системы Республики Беларусь

12. Тоталитарный политический режим

13. Авторитарный политический режим

14. Демократический политический режим

15. Сущность, структура и функции государства

16. Формы государственного правления

17. Формы государственного устройства

18. Правовое государство

19. Гражданское общество

20. Глава государства

21. Законодательная власть в Республике Беларусь

22. Исполнительная власть в Республике Беларусь

23. Органы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь

24. Партия как политический институт

25. Типы политических партий

26 Становление многопартийности в Республике Беларусь

27. Партийные системы

28. Группы давления

29. Сущность, структура и типы политического процесса

30. Политическая деятельность

31. Политическое участие

32. Политические изменения как фактор общественного развития

33. Теория политической модернизации

34. Основные этапы преобразования трансформирующихся обществ

35. Понятие политической элиты. Властвующая и политическая элита

36. Структура и функции политической элиты. Механизм контроля за деятельностью пол.элиты

37. Теории элит

38. Понятие политического лидерства

39. Теории политического лидерства

40. Типы и функции политических лидеров

41. Роль выборов в политической жизни общества

42. Виды избирательных систем

43. Политическая культура: сущность, структура и функции

44. Факторы формирования политической культуры

45. Типы политической культуры

46. Политическая социализация

47. Сущность политического конфликта

48. Политический кризис

49. Пути урегулирования политических конфликтов

50. Политическая идеология либерализма

51. Политическая идеология консерватизма

52. Политическая доктрина социал-демократии

53. Сущность государственной политики и управления, ее принципы и методы

54. Приоритеты государственной политики Республики Беларусь

55. Международные отношения

56. Внешняя политики государства

Предмет политологии. Задачи курса политологии.

Предмет – законы и закономерности развития политики и политической власти. Т.е. политология – наука о власти. Объект – политическая действительность, политическая сфера общества (область общественных отношений). Политология – наука о политике, изучает закономерности формирования и развития политической власти, формы и методы её функционирования в государственно организованном обществе.

Задачи политологии как учебной дисциплины: сообщает систему конкретных знаний по политическим проблемам, раскрывает сущность и перспективы развития конкретных знаний, политических реалий. Даёт представление об основных политических институтах, организациях, движениях и процессах, о правовом положении личности в системе политических отношений и формах её участия в политической жизни.

Как наука:

- исследует политическую сферу общества

- исследует историю возникновения политической мысли, политической системы и прочее.

Как учебная дисциплина:

- сообщает систему конкретных знаний о политике

- предлагает теоретико-методологические основы, инструментарий анализа политической сферы жизни общества

- формирует представления о путях участия в политике и необходимых для этого навыков и умений

- показывает связь политических факторов с деятельностью всех трудовых коллективов всех уровней.

Политология:

- теоретическая (решает научные теоретические проблемы, разрабатывает новые категории, законы, методы политических исследований)

- прикладная (выдаёт рекомендации конкретным участникам политического процесса).

Структура политологии как учебной дисциплины (разделы политологии):

- политология как наука и учебная дисциплина (общее представление об науке, выясняет предмет, методы, структуру, функции, место в гуманитарных науках, основные этапы становления и развития)

- политическая система и институты власти (общеметодологические основы политической науки, теория политики, политических систем)

- политические процессы (динамические аспекты функционирования и развития политических систем)

- политическая культура и идеология

- международные отношения и внешняя политика.


Наши рекомендации