ПРИМЕР ДОСТАТОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ 10: Государство и право России в 1 четверти ХУ111 в
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям студентов
дисциплины
«История отечественного государства и права»
Специальность: 030501 Юриспруденция
(специалист)
Форма обучения (очная)
Тула 2009
МУ к практическим (семинарским) занятиям пересмотрены и утверждены на заседании кафедры государства и права факультета экономики и права,
протокол №___ от___________2009 г.
Зав. кафедрой государства и права ___________Е.Н. Соломатин
Методические указания и планы семинарских (практических) занятий студентов
Планы семинарских занятий составлены на основе программы курса “История отечественного государства и права”, разработанной на кафедре государства и права Тульского государственного университета. В соответствии с учебным планом семинарские занятия рассчитаны на 34 часов. Их структура взаимосвязана с лекционным курсом, который позволяет создать целостное представление об эволюции отечественного государства и права.
Специфика семинаров обусловлена рядом факторов. Во-первых, темы занятий, их конкретные вопросы - составлены преимущественно таким образом, чтобы исключить дублирование при последующем изучении других, читаемых в ТулГУ курсов и спецкурсов исторического характера.
Во-вторых, предлагаемые семинарские занятия ориентируют студентов на осмысление изучаемого материала с разных позиций: конкретно-исторического, философской, политологической, правоведческой, социологической, историографической. Все это предопределяет существенный объем самостоятельной работы студентов и, одновременно, широту выбора источников при подготовке к каждому занятию.
В самом начале изучении курса студентам необходимо внимательно изучить список рекомендуемой литературы, обратиться в читальный зал ТулГУ или иной библиотеки и просмотреть указанные книги, сделав краткие ознакомительные выписки (в ряде случаев достаточно даже оглавления).
Одним из важных этапов подготовки к изучению курса в целом, следует признать самостоятельную работу студентов в соответствии с предлагаемыми темами и в рамках установленных для них часов. Данное обстоятельство позволяет постепенно обогащать избранную тему дополнительным материалом из многих практических занятий курса.
Следует подчеркнуть, что первичной основой подготовки практически к любому семинару служат тематически совпадающие главы учебных пособий И.А.Исаева, Ю. П. Титова, О.И. Чистякова. Это заранее отмеченное условие позволяет во многих случаях не включать наименования учебников в общий список литературы по конкретным темам.
Необходимой составляющей успешной подготовки к семинару является изучение конкретных источников: текстов княжеских уставов, судебников, указов, договоров, процессуальных документов, законов и т.д. Весьма результативно их
Краткое конспектирование.
Перечень основных источников, включая наиболее распространенные хрестоматии и сборники документов предваряет тематически-определенные планы семинарских занятий, и лишь в отдельных наиболее существенных случаях повторяется в последующих списках литературы.
Для углубленного и результативного изучения курса следует использовать собрания сочинений Н.М. Карамзина, С.М Соловьева, В.О. Ключевского.
Следующий этапом подготовки к семинару является изучение отдельных разделов из книг или статей, взятых из списка литературы по конкретной теме. При их выборе желательно ориентироваться на рекомендации преподавателя. Рекомендуется также использовать периодический научный журнал «История государства и права», а также иные специализированные юридические журналы, в которых включаются историко-правовые публикации: «Государство и право», «Российская юстиция».
Бесспорно, поощряется и обращение к дополнительной, самостоятельно предложенной литературе по каждой теме.
ПРИМЕР ДОСТАТОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ТЕМЕ 10: Государство и право России в 1 четверти ХУ111 в.
1. За несколько дней до даты семинара внимательно изучить его план и список литературы по теме, просмотреть материалы подготовки предыдущему занятию и конспекты лекций.
2. Обратиться к ознакомительно-библиографическим записям, предварительно сделанным по списку источников и основной литературы, выбрать одно из учебных пособий. Это может быть учебник Исаева И. А. История государства и права России” (М., 2008), в котором следует прочитать раздел 24: “Формирование новой системы права” (С. 108-133). Желательно составить краткие тезисы или план возможного выступления на семинаре, выделить сложные и дискуссионные вопросы.
3. Целесообразно уделить внимание любому относящемуся к данному периоду сборнику документов (хрестоматии), и выбрать для историко-правоведческого анализа 1-2 документа, в тематических рамках рассматриваемых на семинаре опросов.
( см. Памятники русского права. переизд. 1-8, М., 199-2008; Российское законодательство Х-ХХ вв., М., переизд. 2002-2007 )
4. Всесторонняя подготовка к семинарскому занятию по истории государства и права России дооктябрьского периода предполагает изучение работ отечественных исследователей XVIII-XIX веков. Можно остановить выбор на собрании сочинений С.М. Соловьева и, дополняя учебный материал по каждому из вопросов семинара, обратиться к книге XI (Соч. М., 2008), глава 111 где автор рассматривает аспекты: “Учреждение генерал-прокурора, герольдмейстера и рекетмейстера”, “Судебные комиссары” и др. (См. С. 438 и далее).
5. Продолжая просматривать предварительные библиографические выписки, логично обратиться к сборнику “Тула историческая: прошлое и настоящее”, познакомиться с некоторыми тезисами научных докладов, например - В.П. Кацалова “Правовое положение купца в России и развитие купечества в Туле” (С. 103-105).
6. Подбирая материал для подготовки к семинару непосредственно из конкретного тематического списка литературы, следует ориентироваться на свои научные интересы и разъяснения преподавателя. Так, в учебнике В.А. Рогова “История государства и права России IX - начала XX веков” (М., 1995) весьма четко изложен раздел “Правовое положение сословий” (См. С. 63-65).
Профессионально значима и познавательна монография А.Г. Звягинцева и Ю.Г. Орлова “Око государство. Российские прокуроры. XVTII век” ( М., 2008). Разумеется, из нее можно почерпнуть материал не только к конкретному семинару, но и, скажем, по теме исследования (реферата) посвященному одному из отечественных прокуроров (например П.И. Ягужинскому).
7. В итоге студент должен освоить научную литературу, уметь разбираться в научных концепциях, формулировать свою точку зрения по проблемам становления абсолютизма, государственного устройства этого периода и основным тенденциям развития права. Студент должен быть готов аргументировано со ссылками на конкретные правовые источники, излагать свои взгляды, правильно строить речь, свободно ориентироваться в теоретическом и правовом материале, отвечать на вопросы.
Семинарское занятие 1. Возникновение государства и права у восточных славян. Киевская Русь(IX- XII вв.) Русская Правда/1 ч./
- Характеристика общественного строя Киевской Руси
- Государственный строй Киевской Руси
- Общая характеристика права Киевской Руси. Русская Правда
- Вещное, обязательственное, семейное и наследственное право Киевской Руси.
- Уголовное права и процесс Киевской Руси.
Цель занятия состоит в знакомстве с понятием и общей характеристикой возникновения и развития государства и права у восточных славян. Рассмотреть процесс становления Киевской Руси. Познакомится с правовом памятником Русская Правда и дать правовой анализ данного документа.
По первому вопросу следует определиться с понятием общественного строя Киевской Руси.
По второму вопросу необходимо рассмотреть государственный строй Киевской Руси и охарактеризовать его.
По третьему вопросу необходимо уяснить понятие и принципы становления и развития права и Русской Правдой как основного свода законов того времени.
По четвертому вопросу необходимо уяснить принципы основных гражданских прав и правоотношений.
По пятому вопросу необходимо рассмотреть понятие, принципы и развитие норм уголовного права и процесса.
Список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарскому занятию № 1:
1. Вернадский Г.В Древняя Русь. Тверь; М. 2008.
2. Греков Б.Д. Крестьяне на Руси. Кн. 1. М,, 2007.
3. Древнерусское государство и право/ Под. ред. Т.Е Новицкой. М. 2008.
4. Исаев И.а История государства и права России-М.: ТК Велби,2008.-336 с.
5. История отечественного государства и права: Учебник. Под. Ред. О.И. Чистякова - М.: Юристь, 2008.430 с.
6. Отечественное законодательство IX –XX веков : Пособие для семинаров Чсть 1 / Под ред. О.И. Чистяков- М.: Юристь, 2008.464 с.
7. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М ,1992.
8. Свердлов М.Б Генезис и структура феодального общества в Древней руси.Л.,2008.
9. Седов В.В Происхождение и ранняя история славян. М.,2007.
10. Хрестоматия по истории государства и права России/ сост. Ю.П Титов.м.,2007
11. Юшков С.В. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 2007.
Методические указания для подготовки к теме семинарских занятий. Студент должен усвоить следующий материал после проведения семинарского занятия:
1.1-1.3. Необходимо уяснить общую характеристику общественного и государственного строя. Необходимо проанализировать понятие и принципы основного свода законов Русской Правды.
1.4.-1.5 Необходимо уяснить правовые особенности основных норм гражданского и уголовного права и процесса.
Семинарское занятие 2 . Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (Х11-Х1У вв.) Псковская судная Грамота(ПСГ)/2 ч. /
1. Государственная раздробленность Руси.
2. Общественный строй Новгорода и Пскова.
3. Государственный строй Новгорода и Пскова.
4. Общая характеристика права по Псковской судной Грамоте (ПСГ).
5. Вещное, обязательственное право по Псковской судной Грамоте.
6. Уголовное право и процесс по Псковской судной Грамоте.
7. Государство и право Золотой Орды.
Цель занятия состоит в знакомстве с понятием и общей характеристикой государства и права Руси в период феодальной раздробленности, а также с законодательными актами того периода (ПСГ).
По первому вопросу следует определиться с понятием и сущностью возникновения государственной раздробленности Руси.
По второму вопросу общественного строя Пскова и Новгорода
По третьему вопросу необходимо рассмотреть государственный строй. Институт «народного вече».
По четвертому вопросу необходимо уяснить понятие и принципы права по ПСГ и её особенные правовые характеристики.
По пятому вопросу опросу необходимо уяснить понятие вещного и обязательственного права по ПСГ.
По шестому вопросу необходимо рассмотреть уголовное право и процесс по ПСГ.
По седьмому вопросу необходимо рассмотреть государство и право Золотой Орды, законодательные акты того периода.
Список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарскому занятию № 2:
1. Памятники русского права X-XII вв. переизд. - М.: 2002-2007
2. Алексеев Ю.Г. Псковская Судная грамота и ее время. Л., 2008.
3. Костомаров Н. Северно-русские народоправства во времена удельно-вечевого уклада (история Новгорода, Пскова, Вятки). СПб., 2006.
4. ЛимоновЮ.А. Владимиро-Суздальская Русь: очерки социально-политической истории. СПб., 2007.
5. Мартысевич И.Д. Псковская Судная грамота. М., 2007.
6. МартышинО.В, Вольный Новгород: Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 2007.
7. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества (ХЦ-Х1П вв.). М.,2007.
8. Черепнин Л.В. К вопрпосу о происхождении и составе Псковской Судной грамоты. (Исторические записки). М.,02007
9. Янин В.Л.. Социально-политическая структура Новгорода в свете археологических исследований. Новгородский исторический сборник. СПб., 2007.
10. Янин В.Л. Новгородские посадники. М., 2007.
11. Янин В.Л. Древнее славянство и археология Новгорода // Вопросы истории. 2008. №10.
Методические указания для подготовки к теме семинарских занятий. Студент должен усвоить следующий материал после проведения семинарского занятия:
1.1-1.3. Необходимо уяснить сущность государственной раздробленности и причины её возникновения, а также общественный и государственный строй Новгорода и Пскова.
1.4.-1.7 Необходимо уяснить общую характеристику гражданского и уголовного права по ПСГ, а также рассмотреть государства и право Золотой Орды.
Семинарское занятие 3. Образование Русского централизованного государства и развитие права(XIV- XVI в.) /2 ч. /
1. Предпосылки образования Русского централизованного государства.
2. Общественный строй в период образования Русского централизованного государства.
3. Политический строй в период образования русского государства.
4. Правовое положение зависимого населения по судебникам 1497.1550 гг.
5. Общая характеристика права Русского централизованного государства.
6. Гражданское. Семейное и наследственное право Русского централизованного государства.
7. Уголовное право и процесс Русского государства (XIV- XVI в.)
Цель занятия состоит в знакомстве с понятием и общей характеристикой образования русского централизованного государства и развития права в данный период.
По первому вопросу следует определиться с предпосылками образования Русского централизованного государства .
По второму вопросу необходимо рассмотреть общественный строй в период образования данного государства.
По третьему вопросу необходимо уяснить политический строй в период образования централизованного государства.
По четвертому вопросу необходимо уяснить правовое положение населения согласно сословному делению по Судебникам 1497, 1550 гг.
По пятому вопросу необходимо рассмотреть общую характеристику права древнего государства.
По шестому вопросу необходимо рассмотреть понятие гражданского, семейного и наследственного права в этот период.
По седьмому вопросу необходимо рассмотреть уголовное право и процесс Русского государства в этот период.
Список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарскому занятию № 3:
- Исаев И.А. История государства и права России. М., 2007
- История отечественного государства и права: Учебник. Под. Ред. О.И. Чистякова - М.: Юристь, 2007.
- Памятники русского права X-XII вв. переизд. – М.: 2002-2007
- Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – М.: 2007.
- Развитие русского права в XV- первой половине XVII в. /Отв. Ред. В.С. Нерсесянц.- М., 2007
- Штамм С.И. Судебник 1497 г. М., 2007.
- Хрестоматия по истории государства и права России/ сост. Ю.П Титов.- М.,2007
- Чельцов-Бебутов М.А. Курс советского уголовно-процессуального права. Т. 1 М., 2007
Методические указания для подготовки к теме семинарских занятий. Студент должен усвоить следующий материал после проведения семинарского занятия:
1.1-1.3. Необходимо уяснить принципы и предпосылки образования русского централизованного государства. Общественный и политический строй Русского государства в этот период.
1.4.-1.7 Необходимо изучить основополагающие правовые документы (Судебники 497, 1550 гг.), и рассмотреть правовое положение населения и характеристику права.
Семинарское занятие 4. Сословно-представительная монархия в России( вторая половина XVI -XVII в. )Соборное Уложение 1649 г. /4 ч./
1. Общая характеристика сословно-представительной монархии
2. Государственный строй
3. Общественный строй
4. Источники и общая характеристика Соборного Уложения 1649 г.
5. Гражданское и семейное право
6. Уголовное право и процесс.
Цель занятия состоит в знакомстве с понятием и общей характеристикой формирования сословно-представительной монархией в России и основным правовым актом того периода Соборным Уложением 1649г.
По первому вопросу следует определиться с общей характеристикой сословно-представительной монархии.
По второму вопросу необходимо рассмотреть государственный строй России в период формирования сословно-представительной монархии.
По третьему вопросу необходимо уяснить принципы общественного строя России.
По четвертому вопросу необходимо рассмотреть Соборное Уложение 1649 г., его источники и общую характеристику.
По пятому вопросу необходимо рассмотреть гражданское и семейное право согласно соборному Уложению.
По шестому вопросу необходимо уяснить принципы уголовного права и процесса согласно Соборному Уложению 1649 г.
Список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарскому занятию № 4:
- Исаев И.А. История государства и права России. М., 2007
- История отечественного государства и права: Учебник. Под. Ред. О.И. Чистякова М.: Юристь, 2007
- Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 года //Памятники русского права (под ред. Софроненко К.А.). М., 2007 вып. 6. С. 28-44.
- Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVI в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 2007.
- Жукова Л.А., Машанова Л.В., Плаксин И.П. История государственного управления в России (IX-XV1I вв.). М., 2007.
- Маньков А. Г. Уложение 1649 г. - кодекс феодального права России. СПб., 2007.
- Рогов В.А. История государства и права России IX-начала XX веков. М., 2007
- Соловьев С.М. Собр. соч. в 18-ти книгах. переизд. 2007-2008. Кн. 5.
- Софроненко К.А. Соборное Уложение 1649 г. (кодекс русского феодального права). М., 2008.
Методические указания для подготовки к теме семинарских занятий. Студент должен усвоить следующий материал после проведения семинарского занятия:
1.1-1.3. Необходимо уяснить принципы формирования сословно-представительной монархии в России, государственный и политический строй данного периода.
1.4.-1.6 Необходимо рассмотреть основной правовой документ того времени Соборное Уложение 1649 г., и понятие гражданского и уголовного права закрепленного в нем, а также правовые принципы закрепленные в Соборном Уложении.
Семинарское занятие 5 Образование и развитие абсолютной монархии в России( конец ХУ11- XV111 в. ). Развитие права./2 ч./
- Становление абсолютной монархии в России. Общая характеристика абсолютизма.
- Общественный строй.
- Государственные реформ.
- Общая характеристика и источники права Российской Империи в ХУ111 в.
- Гражданское права.
- Семейное право
- Уголовное право.
- Процессуальное право.
Цель занятия состоит в знакомстве с понятием и общей характеристикой образования и развития абсолютной монархии в России и развитием права того периода.
По первому вопросу следует определиться с предпосылками становления абсолютной монархии в России и дать общую характеристику абсолютизма.
По второму вопросу необходимо рассмотреть общественный строй России периода абсолютной монархии.
По третьему вопросу необходимо уяснить понятие и принципы проведения государственных реформ.
По четвертому вопросу необходимо уяснить общую характеристику и источники права Российской Империи в ХУ111 в. Рассмотреть Кодексы российского права.
По пятому и шестому вопросам необходимо подробно рассмотреть осн6овы гражданского и семейного права и его кодификацию.
По седьмому и восьмому вопросу необходимо подробно рассмотреть источники уголовного права и процесса.
Список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарскому занятию № 5:
- Абсолютизм в России. М., 2008.
- Анисимов Е.В. Петр 1: рождение империи // Вопросы истории. 2009. № 7.
- Буганов В.П. Петр Великий и его время. М., 1989. Володарский Я.А. Петр 1. // Вопросы истории. 2007. № 6.
- Глазунова Н.И. Из истории профессиональной подготовки к государственной службе в России. // Вестник государственной службы. 2008. № 11-12.
- Государственные учреждения России XV1-XV1II вв./ Под ред. Н.Б. Голиковой.- М., 2007.
- Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М.,02008.
- Законодательство Петра 1 / отв. Ред. Преображенский А.А., Новицкая Т.Е. – М, 2007.
- Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч. в. 9-ти тт., переизд. М., 2007-2009. Т.4.
- Медушевский А.Н. Реформы Петра Великого в сравнительно-исторической перспективе. // Вестник высшей школы. 2008. №3.
- Павленко Н, Петр Великий. М., 2007.
- Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Око государства. Российские прокуроры. XVIII век. М ., 2008.
- Рогов В.А. История государства и права России 1Х - начала XX веков. М. 2007.
- Рогожин А.И., Ярмыш А.Н. Государство и право России в период становления и развития абсолютизма (2-ая половина XVII-конец XVIII в.), Киев, 2007.
- Сизиков М.И. государство и право России в период утверждения абсолютизма (конец ХУ11 – 1 половина ХУ111 в.). М., 2008.
Методические указания для подготовки к теме семинарских занятий. Студент должен усвоить следующий материал после проведения семинарского занятия:
1.1-1.3. Необходимо уяснить предпосылки и принципы формирования абсолютизма в России, а также основы общественного строя и государственных реформ того периода.
1.4.-1.8 Необходимо уяснить развитие, принципы кодификации и источники права данного периода, а также рассмотреть основы гражданского, семейного и уголовного законодательства.
Семинарское занятие 6. Российское государство и права а первой половине Х1Х в. Свод законов Российской Империи./2 ч./
1. Общая характеристика периода.
2. Государственный строй и сословный строй дореформенной России. Понятие сословия.
3. Российское право в этот период. Кодификационные работы под руководством М.М Сперанского 1885 г.
4. Общая характеристика свода законов Российской Империи.
5. Общая характеристика Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.
6. Гражданское право.
Цель занятия состоит в знакомстве с понятием и общей характеристикой российского государства и права первой пол. Х1Х в. Рассмотреть Свод Законов Российской Империи.
По первому вопросу следует рассмотреть общую характеристику государства и права тог периода.
По второму вопросу необходимо рассмотреть государственный и сословный строй до реформ и после их проведения.
По третьему вопросу необходимо уяснить понятие и принципы российского права в данный период и проведение кодификационной работы М.М. Сперанского, его проект Государственной думы.
По четвертому вопросу необходимо уяснить общую характеристику свода законов Российской Империи.
По пятому и шестому вопросу следует подробно рассмотреть принципы уголовного и гражданского права и их источники.
Список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарскому занятию № 6:
1. Исаев И.А. История государства и права России. М., 2007.
2. История отечественного государства и права: Учебник. Под. Ред. О.И. Чистякова- М.: Юристь, 2007
3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 2007.
4. Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России. Воронеж. 2007.
5. Лаптева Л.Е. Об истории земских учреждений в России. // Государство и право.2008. № 8.
6. Суд присяжных в России: громкие уголовные процессы 1864-1917 гг. (Сост. Казанцев
С.М.). СПб., 2007
Методические указания для подготовки к теме семинарских занятий. Студент должен усвоить следующий материал после проведения семинарского занятия:
1.1-1.3. Необходимо уяснить общую характеристику российского государства и права того периода, его развитие и кодификацию.
1.4-1.6 Необходимо рассмотреть основной правовой акт того времени Свод законов Российской Империи, его источники и характеристику права данную в Своде законов.
Семинарское занятие 7: Реформы 60-70-х годов XIX в. в России и развитие государства и права в этот период. /4 ч./
1. Предпосылки политических и правовых реформ в середине XIX в.Отмена крепостного права. Правовые принципы крестьянской реформы 1861 г.
2. Создание местного самоуправления: земская и городская реформы 1864-1870 г.
3. Судебная реформа 1864 г. Судебные уставы.
4. Военная реформа
5. Проекты конституционных реформ.
6. Политическая реформа и контрреформа 80-90-х годов.
7. Источники права
8. Уголовное право
9. Процессуальное право.
Цель занятия состоит в знакомстве с понятием и общей характеристикой реформ в России 60-70-х гг. в России и развития государства и права в этот периода.
По первому вопросу следует определиться с предпосылками проведения реформ. Необходимо рассмотреть крепостную реформу 1861 г., и её правовые характеристики.
По второму вопросу необходимо рассмотреть земскую и городскую реформу 1864-1870гг.
По третьему вопросу необходимо уяснить понятие и принципы судебной реформы, как коренной реформы судебной системы в России и принятие судебных уставов.
По четвертому вопросу необходимо уяснить принципы военной реформы рассмотреть её позитивные и негативные черты.
По пятому вопросу необходимо рассмотреть проекты конституционных реформ данного периода.
По шестому вопросу необходимо рассмотреть предпосылки процесс контрреформирования и его причины.
По седьмому – девятому вопросу необходимо рассмотреть правовые источники и принципы уголовного права и процесса согласно им.
Список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарскому занятию № 7:
- Исаев И.А. История государства и права России. М., 2007.
- История отечественного государства и права: Учебник. Под. Ред. О.И. Чистякова - М.: Юристь, 2007
- Великие реформы в России. 1856-1874 гг. Сб. (под ред. Захаровой Л.Г., Эклофа Б., Бушнелла Дж.). М., 2007
- Виленский Б.В. Судебная реформа и контрреформа в России. Саратов, 2007.
- Гильченко Л.В. Из истории становления местного самоуправления в России. // Государство и право. 2007. № 2.
- Джаншиев Г.А. Основы судебной реформы. Переизд.М., 2007.
7. Ерошкин Н.П. Законодательный механизм России периода буржуазных реформ 60-70-х годов XIX века. // Государственные учреждения и общественные организации СССР. История и современность. М., 2005.
- Захарова Л. Г, Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х годов XIX в. в России. // Вопросы истории. 2009. № 10.
- Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. М., 2008.
10. Ковальченко И. Д. Консерватизм и радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 г. //Отечественная история. 2007,№ 2.
- Кудряшов С.М. Коммерческие третейские суды в России. // Государство и право, 2007, № 8.
Методические указания для подготовки к теме семинарских занятий. Студент должен усвоить следующий материал после проведения семинарского занятия:
1.1-1.4. Необходимо рассмотреть предпосылки принципы проведения реформ. Результаты крепостной реформы и других наиболее значимых реформ России в тот период.
1.5.-1.9 Необходимо рассмотреть принципы и причины процесса контрреформирования. Необходимо проанализировать правовые источники того периода и дать им характеристику.
Семестр.
Семинарское занятие 1. Оформление конституционной монархии в России. /2 ч./
- Изменения в государственно-политическом строе России в период революция 1905-1907 г.
- Манифест 17 октября 1905 г.
- Создание и деятельность Государственной Думы в России.
- Основные законы Российской империи 1906 г.: полномочия императора и высших органов государственной власти и управления.
Цель занятия состоит в знакомстве с понятием и общей характеристикой оформления конституционной монархии в России.
По первому вопросу следует определиться с причинами и последовавшими за ними изменениями в государственно-политическом устройстве страны в период революции.
По второму вопросу необходимо рассмотреть Манифест 17 октября 1905 г. и основные положения закрепленные в нем.
По третьему вопросу необходимо уяснить понятие и принципы создания и деятельности Государственной Думы, рассмотреть принципы её функционирования и права в области законодательства (согласно Основным законам, указам императора и т.д.)
По четвертому вопросу необходимо уяснить правовые характеристики свода законодательства принятого в 1906 г. Основные законы Российской Империи и полномочия предоставляемые императору и другим органам высшей государственной власти согласно данному акту.
Список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарскому занятию № 1:
- Российское законодательство Х-ХХ веков. переизд. Т.9 М., 2002-2007
- Аврех А.Я. Царизм и третьеиюньская монархия. М.- 2008
- Аврех А.Я. Столыпин и третья Дума. – М., 2008.
- Васильева Н.И., Гальперин Г.Б., Королев А.И. Первая российская революция и самодержавие. – СПб., 2007.
- Давидович А.М. Самодержавие в эпоху империализма.- М., 2008.
- Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России: Учебник.- М., 2007.
- Сидельников С.М. Организация и деятельность первой государственной Думы. М., 2007.
8. Демин В.А. Государственная Дума России (1906-1917): механизм функционирования. –М., 2007.
- Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 2007. №2.
- Русский конституционализм в период думской монархии: Сб. документов /Авт.-сост.: А.В. Гоголевский; Б.Н. Ковалев. – М., 2007.
Методические указания для подготовки к теме семинарских занятий. Студент должен усвоить следующий материал после проведения семинарского занятия:
1.1-1.3. Необходимо уяснить общую характеристику и принципы формирования в России конституционной монархии и принятые в связи с этим правовые документы, которым также необходимо дать общую характеристику.
1.4. Необходимо рассмотреть Основные законы Российской Империи 1906 г. и дать им правовою и оценочную характеристику.
Семинарское занятие 2. Государство и право России в период буржуазно-демократической республики /2 ч./
- Государственно-политический кризис 1916-1917 гг. и свержение монархии.
- Изменение государственного устройства: формирование Временного правительства, образование новых органов власти, реформа государственного аппарата, провозглашение республики.
- Законодательная деятельность Временного правительства.
- Правительственные кризисы: коренные причины и последствия.
Цель занятия состоит в знакомстве с понятием и общей характеристикой государства и права России в период становления и развития буржуазно-демократической республики.
По первому вопросу следует охарактеризовать государственно-политический кризис 1916-1917 гг. и причины свержения монархии.
По второму вопросу необходимо рассмотреть изменения в государственном устройстве того периода и принципы деятельности Временно Правительства.
По третьему вопросу необходимо уяснить понятие и принципы законодательной деятельности Временного Правительства.
По четвертому вопросу необходимо уяснить причины кризисов правительства и их последствия.
Список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарскому занятию № 2:
1. Старцев В.И. Внутренняя политика Временного правительства первого созыва. СПб., 2007.
2. Старцев В.И. Крах керенщины. – СПб., 2007
3. Спирин Л.М. Россия 1917 г. Из истории борьбы политических партий. – М., 2007.
4. Рогов В.А. Уголовное законодательство Временного правительства. М., 2006.
Методические указания для подготовки к теме семинарских занятий. Студент должен усвоить следующий материал после проведения семинарского занятия:
1.1-1.3. Необходимо уяснить принципы организации государства и права в России в период становления и развития буржуазно-демократической республики. Рассмотреть государственно-политические изменения того периода, а также принципы организации и деятельности Временного Правительства и его законодательную деятельность (Акты Временного Правительства).
1.4. Необходимо рассмотреть причины и последствия правительственных кризисов.
Семинарское занятие 3. Создание советского государства /2 ч./
- Октябрьская революция 1917 г. и возникновение советского государства. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов.
- Учредительное собрание: созыв, состав, причины роспуска.
- Первая Советская Конституция 1918 г.
Цель занятия состоит в знакомстве с причинными и последствиями формирования советского государства в России.
По первому вопросу следует рассмотреть причины и последствия Октябрьской революции и положения обсуждаемые на III Всероссийском Съезде Советов.
По второму вопросу необходимо рассмотреть принципы созыва и деятельности Учредительного Собрания и причины его роспуска.
По третьему вопросу необходимо уяснить принципы первой советской Конституции и проанализировать основные права и свободы закрепленные в ней.
Список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарскому занятию № 3:
1. Декреты советской власти. Т. 1-13. М., переизд.1999-2006
2. Скрипилев Е.А. Всероссийское Учредительное собрание. – М., 2008.
3. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. – М., 2007.
4. Городецкий Е.Н. Рождение Советского государства. – М., 2007.
Методические указания для подготовки к теме семинарских занятий. Студент должен усвоить следующий материал после проведения семинарского занятия:
1.1-1.3. Необходимо уяснить причины и последствия создания советского государства. Рассмотреть ход и причины Октябрьской революции 1917 г. Результаты деятельности Всероссийского Съезда Советов и Учредительного Собрания. Необходимо также проанализировать принципы Конституции 1918 г., её структуру, права и свободы закрепленные в ней и т.д.
Семинарское занятие 4. Создание и развитие советской судебной и правоохранительной системы /2 ч./.
- Первые советские декреты о суде.
- Положение о народном суде 1918 г.
- Создание и развитие системы революционных трибуналов.
- Судебная реформа 1922 г.
- ВЧК: правовая основа деятельности, структура, компетенция.
- Создание советской милиции: правовые акты, регулирующие порядок формирования, структуру и деятельность.
Цель занятия состоит в знакомстве с понятием и общей характеристикой создания и развития советской судебной и правоохранительной системы.
По первому вопросу следует охарактеризовать первые декреты советской власти (Декрет о мире, Декрет о земле и т.д. принятые на III Съезде Советов).
По второму вопросу необходимо рассмотреть положения о народном суде принятые в 1922 г.
По третьему вопросу необходимо уяснить понятие и принципы создания и развития революционных трибуналов, также проанализировав их деятельность с точки зрения нарушения Конституции 1918 г.
По четвертому вопросу необходимо уяснить суть судебной реформы 1922г.,
По пятому и шестому вопросу необходимо рассмотреть принципы создания и деятельности органов ВЧК и советской милиции и правовые акты регламентирующие их структуру и деятельность (постановления СНК).
Список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарскому занятию № 4:
1. Кожевников М.В. История советского суда 1917-1947 гг. – М., 2008.
2. Ленин В.И. О «двойном» подчинении и законности //Полн. Собр. Соч. Т. 46.
3. Портнов В.П., Славин М.М. Становление правосудия Советской России (1917-1922). – М., 2007.
4. Титов Ю.П. Создание системы советских революционных трибуналов: Учебное пособие. – М., 2007.
5. Титов Ю.П. Развитие системы советских революционных трибуналов: Учебное пособие. – М., 2008.
6. Титов Ю.П. Советские революционные трибуналы в мирные годы строительства социализма. – М., 2008.
7. Титов Ю.П. Создание ВЧК, ее правовое положение и деятельность: Учебное пособие. – М., 2007.
Методические указания для подготовки к теме семинарских занятий. Студент должен усвоить следующий материал после проведения семинарского занятия:
1.1-1.3. Необходимо уяснит принципы создания и функционирования советской судебной и правоохранительной системы. Также необходимо рассмотреть первые декреты советской власти принятые на Всероссийском Съезде Советов, реформы в области судоустройства и принципы деятельности революционных трибуналов.
1.4.-1.6 Необходимо уяснит принципы формирования и деятельности судебной системы в связи с реформой 1922 г. Также необходимо рассмотреть принципы и основы создания и функционирования ВЧК и советской милиции и законодательные акты связанные с их созданием (постановления СНК).
Семинарское занятие 5. Формирование нового социалистического права /1 ч./
- Возникновение нового права и его источники.
- Кодекс законов о труде РСФСР 1918 г.
- Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР 1918 г.
- Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г.
- Гражданское право в период 1918-1919 гг.
Цель занятия состоит в знакомстве с понятием и общей характеристикой формирования нового социалистического права и причины его возникновения.
По первому вопросу следует определиться с причинами возникновения и формирования нового социалистического права и его источники.
По второму вопросу необходимо рассмотреть КЗОТ РСФСР 1918 г. и принципы закрепленные в нем.
По третьему вопросу необходимо уяснить понятие и принципы КЗАГС РСФСР 1918 г.
По четвертому вопросу необходимо уяснить принципы закрепленные в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г.
По пятому вопросу необходимо рассмотреть основные принципы и источники гражданского права в данный период.
Список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарскому занятию № 5:
- Развитие кодификации советского законодательства. М., 2007.
- Астапович З.А. Первые мероприятия Советской власти в области труда. М., 2008.
- Швеков Г.В. Первый советский уголовный кодекс. М., 2007.
- Мишунин П.Г. Очерки по истории советского уголовного права 1917-1918 гг. М., 2007.
- Свердлов Г.М. Основные этапы развития советского семейного права. М., 2008.
Методические указания для подготовки к теме семинарских занятий. Студент должен усвоить следующий материал после проведения семинарского занятия:
1.1-1.3. Необходимо уяснить принципы формирования нового советского права и рассмотреть его источники. Также необходимо рассмотреть кодификационные источники и принципы закрепленные в них.
1.4.-1.5 Необходимо рассмотреть принципы закрепленные в Руководящих началах по Уголовному праву и принципы гражданского законодательства данного периода.
Семинарское занятие 6. Кодификация советского права в годы НЭПа /2 ч./
- Переход к новой экономической политики и задачи кодификации права.
- Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.: создание, источники, основные институты.
- Земельный кодекс 1923 г.
- КЗОТ РСФСР 1922 г.
- Уголовный кодекс 1922 г.
- Первые советские процессуальные кодексы.
Цель занятия состоит в знакомстве с понятием и общей характеристикой кодификации права в СССР в период НЭПа.
По первому вопросу следует определиться с причинами перехода к НЭПу, тенденциями и принципами осуществления новой экономической политики.
По второму вопросу необходимо рассмотреть ГК РСФСР 1923 г.
По третьему вопросу необходимо уяснить понятие и принципы закрепленные в Земельном Кодексе 1923 г.
По четвертому вопросу необходимо уяснить принципы закрепленные в КЗОТ 1922г. и сравнить его с КЗОТ 1918 г.
По пятому вопросу необходимо рассмотреть УК РСФСР 1922 г. и основные принципы закрепленные в нем.
По шестому вопросу необходимо рассмотреть первые советские процессуальные кодексы (УПК ГПК и т.д.).
Список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарскому занятию № 6:
1. Курицын В.Н. Переход к нэпу и революционная законность. – М., 2007.
2. Ленин В.И. Письмо в Политбюро ЦК РКП (б) о проекте Гражданского кодекса РСФСР //Полн. Собр. Соч. Т. 44. С. 401.
3. Новицкая Т.Е. Кодификация гражданского права в советской России 1920-1922 гг. М., 2009.
Методические указания для подготовки к теме семинарских занятий. Студент должен усвоить следующий материал после проведения семинарского занятия:
1.1-1.6. Необходимо уяснить и рассмотреть развитие государства и права в СССР в период НЭПа и основные законодательные акты того периода.
Семинарское занятие 7. Деформация государственно-политической системы СССР в к. 1920-1930-х гг. /2 ч./
- Формирование партийно-государственной диктатуры. Режим единоличной власти.
- Централизация правоохранительной системы.
- Судебные процессы 1934-1939 гг. и их юридическая характеристика.
- Разработка и принятие Конституции СССР 1936 г.
- Реализация советской Конституции в политической системе СССР.
Цель занятия состоит в знакомстве с понятием и общей характеристикой деформации государственно-политической системы СССР в кон. 1920-1930гг.
По первому вопросу следует определиться с понятием формирования партийной диктатуры и началом формирования авторитаризма в СССР.
По второму вопросу необходимо рассмотреть принципы функционирования правоохранительной системы и политические репрессии.
По третьему вопросу необходимо рассмотреть судебные показательные процессы и охарактеризовать их с юридической точки зрения.
По четвертому вопросу необходимо рассмотреть принципы и разработку Конституции 1936 г.
По пятому вопросу необходимо рассмотреть принципы реализации прав закрепленных в Конституции 1936.
Список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарскому занятию № 7:
- Административно-командная система управления. Проблемы и факты (Межвузовский сборник научных работ). – М., 2007.
- Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. – М., 2007.
- Земсков В.Н. Заключенные в 1930-е годы: социально-демографические проблемы //Отечественная история. 2007. № 4. С. 54-79.
- Кокурин А.И., Петров И.В. ГУЛАГ: структура и кадры // Государство и Право. 2007. № 8. С. 109-128.
- Курицын В.М. История государства и права России 1929-1940 гг. – М., 2008.
- Портнов В.П., Славин М.М. Этапы развития Советской Конституции. – М., 2007.
Методические указания для подготовки к теме семинарских занятий. Студент должен усвоить следующий материал после проведения семинарского занятия:
1.1-1.3. Необходимо рассмотреть принципы и причины деформации государственно-политической системы СССР Формирования партийной диктатуры и авторитарного режима.
1.4.-1.5 Необходимо рассмотреть причины, источники и ход разработки Конституции СССР 1936 г., и реализацию прав закрепленных в ней.
Семинарское занятие 8. Государство и право Российской Федерации /2 ч./
1. Распад СССР и становление российской государственности.
2. Общие тенденции развития права.
Цель занятия состоит в знакомстве с понятием и общей характеристикой государственного права РФ.
По первому вопросу следует определиться с причинами распада СССР и принципами становления новой российской государственности.
По второму вопросу необходимо рассмотреть общие тенденции развития права данного переходного периода.
Список рекомендуемой литературы, необходимой для подготовки к семинарскому занятию № 8:
1. Кузин В.Н., Францифиров Ю.В. История отечественного права в новейшее время (1917-2002 гг.): Уч. Пособие, М., 2007.
2. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. М., 2007.
3. Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды: Уч. Пособие, М., 2007.
4. Хрисанфов В.И. История государства и права России 1917- 1999 гг.: Курс лекций. СПб, 2007.
Методические указания для подготовки к теме семинарских занятий. Студент должен усвоить следующий материал после проведения семинарского занятия:
1.1-1.2. Необходимо уяснить принципы формирования нового государства и права РФ. Необходимо также рассмотреть причины распада СССР принципы формирования нового советского государства и права.