Структура политической системы и ее функции. 4 страница
В Особенной части последовательно изложены все процедуры, связанные с выборами Президента, депутатов Палаты представителей, местных Советов депутатов, членов Совета Республики. В данной части содержатся разделы о референдуме, отзыве депутата, члена Совета Республики.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь выборы обеспечивают избирательные комиссии. Избирательным кодексом определен высокий статус избирательных комиссий, которые в пределах своих полномочий независимы от государственных органов и органов территориального общественного самоуправления. Предусмотрена возможность образования комиссий в плюралистическом составе. Возглавляет систему избирательных комиссий Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Порядок образования Центральной комиссии определен Конституцией Республики Беларусь. Центральная комиссия является независимым органом, который формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики в количестве 12 человек сроком на 5 лет. Кандидатуры в состав Центральной комиссии рекомендуются совместными представлениями областных, Минского городского Советов депутатов и соответствующих исполнительных комитетов. Члены Центральной комиссии, являющиеся членами политических партий, обязаны приостановить свое членство в партии и в период работы в комиссии не могут принимать участия в деятельности партии, а также выполнять ее поручения.
Избирательные комиссии (в зависимости от вида выборов они имеют разную систему), комиссии по референдуму формируются из представителей политических партий, других общественных объединений, представителей трудовых коллективов и граждан путем подачи заявлений.
Подготовку и проведение выборов Президента обеспечивают территориальные избирательные комиссии, образуемые в пределах области, города Минска, районов, городов областного подчинения, районов в городах, а также участковые избирательные комиссии.
Проведение выборов депутатов Палаты представителей возложено на окружные и участковые избирательные комиссии.
Выборами депутатов местных Советов депутатов занимаются территориальные избирательные комиссии - областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного и районного подчинения), поселковые и сельские; окружные избирательные комиссии по выборам в областные Советы депутатов и территориальные, которые в городе Минске осуществляют функцию окружных комиссий по выборам в Минский городской Совет депутатов, и участковые избирательные комиссии.
Окружные и территориальные комиссии образуются по совместному решению президиумов соответствующих местных Советов депутатов и исполнительных комитетов. Участковые, а также городские (в городах районного подчинения), поселковые, сельские территориальные избирательные комиссии формируются исполнительными органами.
Избирательным кодексом предусмотрено сохранение полномочий территориальных избирательных комиссий по выборам в местные Советы до назначения выборов в местные Советы нового созыва. Это позволяет названным комиссиям проводить выборы депутата вместо выбывшего, голосование об отзыве депутата местного Совета и дает возможность возлагать на эти комиссии полномочия комиссий по выборам Президента и комиссий по референдуму. Такой порядок обеспечивает преемственность в работе комиссий и позволяет сохранить кадровый потенциал организаторов выборов.
Избирательное законодательство Республики Беларусь гарантирует демократический характер выдвижения кандидатов в Президенты, депутаты, в члены Совета Республики.
Кандидаты в депутаты могут выдвигаться тремя способами: от трудовых коллективов, от политических партий и путем сбора подписей избирателей. Самый простой способ выдвижения - от партии. Закон предоставляет право высшему партийному органу одновременно выдвинуть кандидатов во все 110 избирательных округов по выборам депутатов Парламента при условии, что партия зарегистрирована Министерством юстиции не позднее, чем за шесть месяцев до назначения выборов и имеет на территории избирательных округов нижестоящие структуры. Аналогичным образом на местном уровне происходит выдвижение кандидатов в депутаты местных Советов, при этом выдвижение осуществляют местные руководящие структуры партий.
При выдвижении кандидатом в депутаты Палаты представителей путем сбора подписей инициативу должны поддержать не менее 1000 избирателей, проживающих в округе, при выдвижении кандидатом в депутаты областного, Минского городского Советов - не менее 150, районного, городского (города областного подчинения) - не менее 75, а городского (города районного подчинения), поселкового, сельского Совета - не менее 20 избирателей.
Выдвигать кандидатов в депутаты Палаты представителей могут избиратели в трудовых коллективах, насчитывающих не менее 300 работающих, а кандидатов в депутаты соответствующих местных Советов - такое же количество избирателей, как и при сборе подписей. Выборы проводятся по одномандатным избирательным округам, образуемым соответствующими избирательными комиссиями с соблюдением принципа равенства: разница между числом избирателей в избирательных округах не должна, как правило, превышать 10 процентов.
В Избирательном кодексе содержатся нормы, обеспечивающие гарантии деятельности и права кандидатов, закрепляется равенство прав и обязанностей кандидатов, регулируются права кандидатов на пользование средствами массовой информации, проведение предвыборной агитации, использование помощи доверенных лиц.
Всем кандидатам в Президенты, в депутаты Палаты представителей предоставлено право на бесплатные выступления по государственному телевидению и радиовещанию, а также на бесплатное опубликование в печати своей предвыборной программы. Государство берет на себя расходы по изготовлению информационных материалов о кандидатах, бесплатно предоставляет им помещения для встреч с избирателями.
В соответствии с избирательным законодательством кандидат при выдвижении представляет в комиссию сведения биографического характера, которые в определенном объеме затем доводятся до сведения избирателей. Такая норма способствует более полному информированию избирателей.
При проведении предвыборной агитации все кандидаты на выборные должности уравнены в своих финансовых расходах, так как выделенные из государственного бюджета на эти цели средства аккумулируются избирательными комиссиями и распределяются поровну между кандидатами для того, чтобы они имели возможность изготовить свои предвыборные плакаты.
Особое значение в Избирательном кодексе придается открытости и прозрачности избирательного процесса, о чем свидетельствует специально посвященная этому 13 статья Кодекса. Согласно этой статье избирательные комиссии, представительные, исполнительные и распорядительные органы информируют граждан о своей работе и принимаемых решениях по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики. В целях обеспечения гласности при проведении выборов и установления контроля за избирательным процессом в Кодексе предусматривается, что на заседаниях комиссий, при проведении досрочного голосования, голосования по месту нахождения избирателя (участника референдума), а в день проведения голосования - в помещениях для голосования с момента опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования вправе присутствовать депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, доверенные лица кандидатов, представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, средств массовой информации, наблюдатели от иностранных государств и международных организаций. Наблюдатели от иностранных государств и международных организаций приглашаются в Республику Беларусь Президентом страны, Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания, Советом Министров, Министерством иностранных дел, Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.
В Кодексе предусматривается обязательное опубликование решений об образовании избирательных округов и участков для голосования, об образовании избирательных комиссий и их составов, сообщений о регистрации кандидатов в Президенты, в депутаты, в члены Совета Республики, об итогах выборов, референдума и т.д. Отчеты о заседаниях Центральной комиссии, избирательных комиссий, комиссий по референдуму систематически публикуются в республиканских и местных средствах массовой информации. Все это направлено на обеспечение гласности, открытости и прозрачности при проведении выборов, референдума.
Избирательный кодекс обеспечивает соблюдение международных стандартов и при проведении голосования на выборах, референдуме. Для реализации гражданами права на участие в выборах, референдуме предусмотрены большие возможности.
Граждане, находящиеся за рубежом, могут проголосовать на участках для голосования, которые образуются дипломатическими представительствами Республики Беларусь. Граждане имеют право проголосовать на участке для голосования по месту своего временного пребывания (в санаториях, профилакториях, больницах, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях и воинских частях). Предусмотрено также и досрочное, не ранее чем за пять дней до выборов, голосование и голосование по месту нахождения граждан. На всех участках для голосования с момента опечатывания ящиков для голосования до окончания подведения результатов голосования вправе присутствовать наблюдатели, в том числе от иностранных государств и международных организаций, представители средств массовой информации. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Сразу же после подписания протокола участковой комиссии о результатах голосования копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления.
Процедура установления результатов выборов четко регламентирована в законодательстве. Предусмотрено, что выборы Президента в обоих турах голосования считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. При выборах депутатов в первом туре голосования его результаты определяются по мажоритарной системе абсолютного большинства, а во втором выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25 процентов избирателей округа, и избранным считается кандидат, получивший большее число голосов.
Защита избирательных прав участников избирательного процесса осуществляется путем обжалования в вышестоящие избирательные комиссии и суд. Сроки рассмотрения избирательных споров имеют унифицированный характер и в равной степени обязательны для соблюдения как судами, так и избирательными комиссиями. По общему правилу решения по жалобам, поступившим в ходе избирательной кампании, принимаются в трехдневный срок, а в день голосования - немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Следует отметить, что при обращении в суд с жалобами на действия избирательных комиссий гражданам не нужно уплачивать государственную пошлину. Надзор за соблюдением избирательного законодательства осуществляет прокуратура.
Избирательный кодекс Республики Беларусь действует уже четыре года. За этот период появилась стабильная правоприменительная практика, повысилась правовая квалификация организаторов выборов и постоянных участников избирательного процесса. На основании этого документа проведены выборы Президента Республики Беларусь (2001 год), депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь второго и третьего созывов (2000 и 2004 годы), а также депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать четвертого созыва (2003 год). Очередной проверкой избирательной системы на прочность явилось одновременное проведение 17 октября 2004 года республиканского референдума и выборов в Палату представителей. Успешное их проведение стали убедительным свидетельством жизненности и демократичности избирательной системы Республики Беларусь.
30. Избирательная кампания и ее стадии.
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ (фр. саmpagne - поход) - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В И.к. также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Основными формами (способами) агитации в ходе И.к. являются проведение предвыборных собраний и митингов, печатание статей и памфлетов, расклейка предвыборных афиш и плакатов, выступления по радио и телевидению. Современные избирательные законы весьма подробно регламентируют проведение И.к. (сроки, порядок проведения и формы агитации, источники финансирования и т.д.).
Важной частью любой политической системы в демократических государствах является регулярное проведение выборов в представительные органы власти различного уровня, а также высших органы, а также высших должностных лиц страны и руководителей местной исполнительной власти. Одновременно с укреплением и развитием демократических традиций совершенствуются формы и методы воздействия на общественное мнение, на избирателей, а также лоббистская и общественная деятельность различного рода.
Все усилия в избирательной кампании направлены на оптимальное использование имеющихся ресурсов для усиления преимуществ кандидата и нейтрализации сильных сторон его оппонентов. В процессе избирательной кампании происходит:
— формирование группы сторонников и стимулирование их активности в день выборов;
— привлечение на свою сторону людей, которые будут голосовать, но еще не определились за кого;
— ослабление позиций оппонентов и внесение сомнений и разногласий в лагерь их сторонников (контрпропаганда).
Главное действующее лицо избирательной кампании -- кандидат в депутаты на конкретную выборную должность. Характер избирательной кампании предусматривает совместную работу коллектива людей (команды), которые вместе с кандидатом преодолевают путь к поставленной цели. Чем больше людей заинтересовано в победе кандидата, тем вероятнее эта победа.
Каждая избирательная кампания не похожа на остальные. Уникальность кампании определяют три составляющие:
1) личность кандидата -- его способности, опыт, образование, взгляды, характер и темперамент, а также его связи и обязательства;
2) специфика момента -- географические и демографические особенности округа, степень урбанизации, наличие и специфика средств массовой информации, число добровольных помощников, возможности финансирования и т. п.;
3) стратегия избирательной кампании -- политические цели, тема, направленность, график, бюджет, тактика.
Изучая опыт успешных политических кампаний, можно отметить пять основных факторов, определяющих технологию проведения избирательной кампании [2, 12]:
1) путем аналитической работы оцениваются потребности, цели и реальные возможности отдельных приоритетных групп избирателей;
2) мероприятия избирательной кампании системно планируются и своевременно реализуются;
3) постоянно отслеживаются и анализируются результаты проделанной работы, в планы вносятся тактические изменения;
4) особое значение придается роли межличностной коммуникации и способам донесения информации до избирателя;
5) кандидат занимает во всей избирательной кампании центральное место, но существует четкая функциональная структура и основную черновую работу выполняют помощники -- группа поддержки.
Этапы избирательной кампании
Средняя продолжительность избирательной кампании - три недели - месяц, но в некоторых странах она длится больше (США, Великобритания). Дата начала избирательной кампании зависит от даты, на которую назначен день выборов (голосования). Эта дата в одних случаях раз и навсегда определена законом (например, дата президентских выборов в США), в других - дату выборов назначает глава государства или парламент. Избирательная кампания завершается, как правило, в день, предшествующий дню голосования.
Избирательной кампании предшествуют назначение даты выборов, нарезка избирательных округов (при выборах по мажоритарной избирательной системе), создание избирательных комиссий, уточнение списков избирателей. Последующие стадии избирательного процесса - само голосование, подсчет голосов и определение результатов выборов. В совокупности все стадии избирательного процесса охватываются понятием избирательная система, и каждая из них достаточно жестко регламентирована законодательством о выборах.
Как и само определение избирательной кампании, так и выделение в ней этапов подразумевает различное наполнение в зависимости от того, с чьей позиции она рассматривается. К примеру, для кандидата в ходе проведения избирательной кампании можно выделить пять этапов, отличающихся как своими целями и задачами, так и стилем, темпом и интенсивностью работы.
«Нулевой» этап. На этом этапе ведутся переговоры политконсультантов с кандидатом, с заказчиком кампании о бюджете кампании, о гонорарах. Совместными усилиями выбирается округ. Для кандидата не лишним было бы заранее провести «разведку на местности», организовать социологическое исследование, составить паспорт округа, собрать сведения о наиболее вероятных претендентах на победу. На этом этапе также подбирается команда, которая будет работать на выборах. Принимается решение о способе регистрации - по залогу или по подписям.
Для этапа характерны большая степень неопределенности. Темп работ низкий, поскольку единственная работа этапа - это переговоры. Социологические исследования поручаются, как правило, внешним социологам.
Подготовительный этап или период «раскачки». На этом этапе осуществляется выезд на место команды политконсультантов. Немало сил занимает решение бытовых вопросов и вопросов размещения, аренды помещения под штаб и районные офисы. Необходимо обеспечить организующийся штаб команды и офисы оргтехникой, компьютерами, мобильной связью. Начинается набор работников штаба: шоферов, разносчиков, агитаторов и т.д. Организуется сбор подписей в поддержку кандидата и проходит его регистрация. Работники штаба организуют контакты с типографиями, средствами массовой информации.
Результатами этапа будут налаженная инфраструктура и структура штаба, план работы на всю кампанию и регистрация кандидата. Этап достаточно суматошный, суетливый. Для него характерно большое количество мелких незапланированных работ (к примеру, таких, как покупка постельного белья). К тому же еще не существует четкого разделения обязанностей: непонятно кто и за что отвечает.
Этап плановой работы. На этом этапе осуществляется основная агитационная работа, выпуск и распространение агитационно-печатной продукции, размещение материалов в СМИ, проведение встреч с избирателями и т.д. Для этапа характерны высокая интенсивность работ, максимальная степень контроля над избирательным процессом.
«Финишная прямая». Самое нервное время. Кампания выходит на финишную прямую. Паника и мандраж может охватить и кандидата, и штаб. Резко возрастает необходимость оперативно реагировать на изменение ситуации. Информационный поток, воздействующий на избирателей, значительно увеличивается. Просыпаются даже те кандидаты, которые до этого «спали». До самого открытия участков утром в воскресенье остается ощущение, что необходимо «сделать что-то еще», распространить еще одну листовку или выступить по телевизору
Для этапа характерны возросшая интенсивность работы и их хаотичность, нервозная обстановка в штабе.
Отчетный этап. Результаты уже известны, сделано всё, что было запланировано. Следующие несколько дней после подсчета голосов будут потрачены на то, чтобы написать отчеты (в том числе, и финансовый отчет в избирательную комиссию). На этом этапе неплохо также проанализировать ошибки в стратегии и тактике предвыборной борьбы.
Вместе с тем, избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:
— регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока;
— выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком;
— выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком;
— начало сбора подписей в поддержку кандидатов;
— представление в ЦИК подписных листов и других необходимых избирательных документов для регистрации федерального списка кандидатов, а затем его регистрация федерального списка;
— образование избирательных участков;
— начало предвыборной агитации;
— решение вопросов, связанных с предвыборной агитацией кандидатов в СМИ, в частности предоставление бесплатного эфирного времени;
— собственно, сами выборы.
31. Политическая культура и ее роль в политической жизни общества