Структура и функции политической системы.

По мере развития и усложнения жизни, вызванных социально-экономическими, научно-техническими, международными факторами изменяется и политическая система. Политическая система трансформируется и приспосабливается к происходящим в обществе переменам. Одновременно она оказывает сильное влияние на окружающую среду, управляющая и регулирующая общественная сила.

Как и всякая упорядоченная система обеспечения жизнедеятельности общества, политическая система имеет свою внутреннюю организацию, структуру.

Структурно политическая система состоит из 4-х основных элементов:

1) политических институтов;

2) взаимоотношений между ними;

3) политических норм, сознания, культуры;

4) политической деятельности, политического процесса.

Иными словами, политическая система подразделяется на подсистемы: институциональную, нормативно-культурную, функциональную и субстанциональную. Рассмотренные в единстве и целостности, они составляют комплекс взаимодействующих институтов и отношений, отраженных в сознании, культуре и реализующиеся в практически-политической деятельности.

В структуре политической системы общества функционируют следующие подсистемы: институциональная, регулятивная, функциональная, коммуникативная и политико-идеологическая.

1. Институциональная подсистема - это "каркас" политической системы общества, в которую входят органы государственной власти, политические партии, общественные движения, общественные организации, средства массовой информации и пр. В данной подсистеме создается нормативно - правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы. Ей принадлежит ключевая роль в политической системе.

2. Регулятивная подсистема - это правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

3.Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение это находит в понятии "политический режим".

4. Коммуникативная подсистема охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы, между политическими системами различных стран.

5. Политико-идеологическая подсистема включает в себя совокупность политических идей, теорий и концепций, на основе которых возникают, формируются и развиваются различные общественно - политические институты. Данная подсистема играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Каждая из подсистем имеет собственную структуру и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях в каждом государстве эти подсистемы функционируют в специфических формах.

Среди политических институтов, оказывающих существенное влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии. Это собственно политические институты. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др. Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей - главное в деятельности политических институтов.

Центральным институтом власти в обществе является государство. Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Существенное воздействие на общество оказывают политические партии, представляющие интересы части народа и ставящие своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении, а также политические движения, не ставящие своей целью завоевание государственной власти, но к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.

В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они по существу своему определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы.Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические нормы и принципы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные культуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся также политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание.

Политическая система общества возникла для решения определенных задач. Решение этих задач находит свое выражение в функциях политической системы.

Принято выделять следующиефункции политической системы:

1- политическое руководство обществом - управление общественными делами, или, как еще называют, целеполагание. Правящие структуры определяют приоритетные цели и подчиняют им всю практику политического управления.

2- интегративная функция, направленная на консолидацию общества как

единого целого. Эта функция объективно обусловлена существованием разнонаправленных, порой антагонистических по своим проявлениям политических процессов, за которыми стоят разные политические силы, борьба которых чревата тяжёлыми последствиями для общества.

3- регулятивная функция – проявляется в создании особой подсистемы социально-политических норм, следование которым признается эталоном общественно приемлемого поведения.

4- мобилизационная функция - обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.

5- дистрибутивная функция, направленная на распределение ресурсов и ценностей между членами общества.

6- функция легитимизации, обеспечивающая достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным /общепринятым/ правовым и политическим нормам. Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выполняет следующие функции:

7) функция политической коммуникации - обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между системой и средой;

8) контролирующая функция - политическая система должна контролировать конфликты интересов различных социальных групп с целью сохранения единства и целостности общества.

Наши рекомендации