Государственная инвестиционная и инновационная политика.
Преобразования российской экономики непосредственно связаны с перспективами технологического развития. Сложность этой проблемы заключается в том, что для обеспечения устойчивого технологического процесса требуется определить не только его основные направления, в первую очередь требующие поддержки государства, но и технологический уровень, которого они должны достичь. Во всех отраслях экономики России присутствуют элементы нескольких технологических укладов, они переплетаются друг с другом и находятся в своеобразном и тесном взаимодействии. В зависимости от того, на приоритетное развитие какого технологического уклада направит свои усилия государство, возможны принципиально разные варианты технологического и экономического будущего[96].
Например, индустриализация, проведенная в конце 1920-х годов, была успешно осуществлена во многом благодаря тому, что государственная власть сделала ставку на решительное и быстрое внедрение принципиально нового технологического уклада.
Государственная инвестиционная политика должна формироваться в контексте долговременных целей и задач развития российской экономики. С позиций экономической безопасности необходима разработка объективных критериев государственной поддержки отдельных инвестиционных проектов и программ. Кроме того, необходим четкий механизм управления инвестиционным процессом. Структура и адресность государственной поддержки должны базироваться исходя из промышленной политики государства, определяющей приоритетные направления развития отдельных отраслей промышленности.
Государственная инвестиционная политика включает выбор критериев государственной поддержки в широком смысле, а не обязательно бюджетные инвестиции. Необходимо определить методологическую основу определения этих критериев. Можно выделить два подхода к определению критериев: технократический и экономический’.
Технократический подход исходит из принципа приоритета научно-технического прогресса и, следовательно, ориентирован на отрасли с «прорывными» технологиями.
Экономический подход базируется на экономических принципах применительно к условиям становления рыночного хозяйства. На практике должны использоваться не только экономические, но и «внеэкономические» критерии. Однако анализ инвестиционного потенциала и источников инвестирования показывает, что последние пока еще не определены. Кроме того, государственный и частный инвестиционный капитал ограничен. Поэтому при определении критериев адресной государственной поддержки тех или иных программ пока следует руководствоваться экономическими критериями. По мере роста экономики, интенсивного наращивания инвестиционного потенциала соотношения между критериями будут меняться в сторону «внеэкономических», а государственная поддержка экономических объектов будет ослабевать.
Зарубежная практика показала тупиковый путь вложения иностранных инвестиций в создание сборочных производств. В этом случае иностранный инвестор, сохраняя наукоемкие технологии, перелагает на предприятие осуществление малоквалифицированных операций.
При принятии решений, касающихся государственной поддержки инвестиционных программ, необходимо учитывать перспективы роста платежеспособного спроса (внутреннего и внешнего) на виды продукции или услуги, которые выйдут на рынок. Заслуживает поддержки тот инвестиционный проект, в продукции которого заинтересован платежеспособный потребитель, а также тот, что имеет конкурентные преимущества.
С позиции экономической безопасности необходимо учитывать мультипликативный эффект от реализации того или иного инвестиционного проекта, увеличивающего развитие производства во взаимосвязанных с ним отраслях (сырья, материалов, оборудования и т.п.). Мультипликативные эффекты повышают платежеспособный спрос, увеличивают рабочие места, способствуют росту налоговой базы и в конечном счете ведут к оживлению и последующему подъему экономики.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в разных формах:
• принятия законов и других нормативных актов, обеспечивающих регулирование отношений и защиту интересов участников инвестиционно-инновационного процесса (в этой области ряд законов принят, однако правовое обеспечение деятельности неполно и несовершенно, что сдерживает приток инвестиций);
• выработки долгосрочной инвестиционной стратегии с учетом показателей экономической безопасности и с определением национальных и региональных приоритетов;
• прямого финансирования (безвозвратного и возвратного) важнейших социальных, экономических, научных, оборонных и других подобных объектов;
• косвенного воздействия на инвестиционный процесс с помощью амортизационной, налоговой, таможенной и иной политики;
• формирования и поддержки инвестиционно-инновационной инфраструктуры, опережающей подготовки и переподготовки персонала;
• приоритетности инвестиционной и инновационной политики на федеральном и региональном уровне.
Можно констатировать, что экономическое развитие в течение 1999—2007 гг. привело к качественно новому социально-экономическому положению России. Однако те факторы, которые лежали в основе роста 1999—2007 гг. фактически больше не действуют. Необходим новый набор факторов экономического роста, который будет определять экономическую динамику. Формирование нового набора факторов зависит от выбранной экономической политики, а следовательно, от выбора новой модели экономического развития. Прежде всего нужна инвестиционная модель, при которой экономический рост основан на масштабном увеличении притока инвестиций в реальный (перерабатывающий) сектор экономики. Инвестиционная модель включает переориентацию внутреннего совокупного спроса с потребления на накопление, а также увеличение иностранных инвестиций.
Будучи страной, богатой природными ресурсами, Россия столкнулась с дилеммой: нефть или промышленность? Это напоминает ситуацию, сложившуюся в Нидерландах в начале 1970 г., когда открытие крупных газовых месторождений сместило вектор занятости от промышленности в сторону деятельности с меньшей добавленной стоимостью. Поскольку рынок не был в состоянии найти точное равновесие, правительство Нидерландов было вынуждено совершить интервенцию при помощи целевой промышленной политики. В конечном счете промышленное «опустошение» было преодолено, и сегодня секторы сферы услуг и высоких технологий ставят экономику Нидерландов в ряд наиболее развитых и диверсифицированных экономик в мире. Россия стоит на подобном перепутье, но она должна преодолеть чрезмерную зависимость от экспорта сырья для реставрации своей экономики. Экономический рост, основанный только на первичном секторе, непостоянен.
Среди сфер, приоритетных для государственного инвестирования, с учетом обеспечения экономической безопасности можно выделить:
• производства, ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, включая промежуточную, поставки которой были прекращены вследствие нарушения производственно-экономических связей; предоставление поддержки обусловлено важным значением этой продукции (при низком уровне рентабельности таких предприятий финансирование должно осуществляться при активном государственном участии);
• предприятия, ориентированные на выпуск конкурентоспособной продукции; их поддержка связана с необходимостью снижения издержек производства такой продукции по сравнению с уровнем цен, устанавливаемых монопольными структурами;
• производства, на продукцию которых, согласно прогнозным оценкам, долгое время будет сохраняться повышенный спрос;
• предприятия, осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого качества.
Если техническая система совершенствуется на базе неизменного технологического принципа, то с достижением некоторого уровня ее развития стоимость новых ее моделей растет как квадрат (или еще более высокая степень) прироста ее эффективности. Это правило сформулировано применительно к технико-экономической динамике компьютерных систем американским исследователем Грошем. Правило Гроша является конкретным выражением более общего закона «убывающей производительности капитала», согласно которому' прибыль от добавочного вложения капитала опрeделенного размера при неизменных прочих условиях хозяйствования будет меньше, чем прибыль от предшествующего вложения капитала того же размера в то же самое производство.
41. Структура российской экономики и ориентиры структурных преобразований
Хозяйственный комплекс России складывался постепенно, по мере освоения новых территорий, изменения институтов государственной власти, внутренней и внешней политики страны, а также в тесной связи с общими циклическими закономерностями развития экономики. Хаотичные экономические преобразования в 1990-е гг. ХХ в., сложившиеся с ошибками экономической политики советских времен, привели к глубокому экономическому кризису, объективными причинами которого явились:
- серьезные диспропорции, накопившиеся в отраслевой структуре хозяйства;
- монополизация экономики;
- несостоятельность административно-распределительной системы управления экономикой;
- высокая степень износа основных производственных фондов страны;
- сокращение государственных инвестиций;
- глубокий кризис финансовой системы;
- разрыв сложившихся хозяйственных связей по производству и потреблению готовой продукции;
- затягивание разработки и осуществления кардинальных экономических и социальных реформ в стране.
В результате экономического кризиса Россия уступила прежние позиции в мировом хозяйстве. В течение ХХ столетия удельный вес России (в современных границах) в населении мира сократился более чем вдвое, в производимом валовом продукте — почти второе. Доля России в мировой поверхности суши (13%) почти в 6 раз превышает долю России в мировом населении (2,2%) и более чем в 4 раза — долю России в мировом ВВП (3,1%), рассчитанном по паритетам покупательной способности валют.
Главный экономический показатель развития страны — это валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения, в нем отражаются уровень развития экономики, особенности ее структуры, эффективность функционирования отдельных отраслей, степень участия страны в мировых интеграционных процессах, объем инвестиций в экономику и качество жизни населения.
При всех сложностях современного периода развития Россия остается одной из богатейших стран мира, обладая уникальными запасами природных ресурсов, накопленным производственным, интеллектуальным, научно-техническим и культурным потенциалом.
Отраслевая структура — это совокупность отраслей хозяйственного комплекса, характеризующихся определенными пропорциями и взаимосвязями. В отраслевом плане структура хозяйственного комплекса представлена двумя сферами — материальным производством (производственная сфера) и непроизводственной сферой.
Основу хозяйственного комплекса составляет сфера материального производства, в которой занято более 2/3 от общей численности всего населения, занятого во всех сферах хозяйственной деятельности.
Производственная сфера включает:
- отрасли, создающие материальные блага, — промышленность, сельское хозяйство, строительство;
- отрасли, доставляющие материальные блага потребителю, — транспорт и связь;
- отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения, — торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки.
Непроизводственная сфера — это условное наименование отраслей экономики, результаты деятельности которых принимают преимущественно форму услуг. Международный валютный фонд выделяет следующие виды услуг: фрахт, другие транспортные услуги, туризм, прочие услуги. При этом к “прочим услугам” относят сравнительно новые виды деловых услуг, связанные с предпринимательством (профессиональные, управленческие, информационные, персональные, операционные, банковские, страховые и др.).
В России, в связи с ее сравнительно недавним вступлением на путь рыночных преобразований, действует несколько иная классификация. К непроизводственной сфере относят:
- жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание населения;
- пассажирский транспорт;
- связь (по обслуживанию организаций и непроизводственной деятельности населения);
- здравоохранение, физическую культуру;
- социальное обеспечение;
- образование;
- науку и научное обслуживание;
- культуру и искусство;
- кредитование, финансирование и страхование;
- государственное управление;
- оборона и охрана общественного порядка.
Важнейшие межотраслевые комплексы России*
Межотраслевые комплексы | Народно-хозяйственная функция |
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) | Производство и распределение топлива и энергии, обеспечение ими хозяйства и населения |
Металлургический и химико-лесной комплексы | Производство разнообразных конструкционных материалов и химических веществ для обеспечения других отраслей экономики и населения |
Военно-промышленный комплекс (ВПК) | Производство научных разработок и создание, испытание и производство военной продукции для обеспечения обороноспособности страны |
Агропромышленный комплекс | Производство, переработка, хранение и доведение до потребителя сельскохозяйственной продукции |
Машиностроительный комплекс | Производство разнообразных машин для обеспечения всех отраслей хозяйства и населения |
Инвестиционно-строительный комплекс | Выполнение всех видов работ по обеспечению строительных работ для нужд хозяйства и населения |
Инфраструктурный комплекс | Оказание разнообразных видов услуг для производства и населения |
Ключевой задачей структурных преобразований является проблема выбора стратегии четких ориентиров хозяйственного развития и структурной перестройки экономики России. Решение данной проблемы должно реализовываться на всех уровнях управления экономикой [4].
Опираясь на научные исследования В. Дементьева, Л. Дробышевой, В. Кириченко и правительственные программные документы, можно выделить шесть основных этапов формирования структурных приоритетов развития экономики страны.
Первый этап (1992-1994 гг.) характеризовался отсутствием государственной структурной политики и краткосрочным характером приоритетов развития промышленности, основанными на прямом государственном инвестировании по потребительскому рейтингу отраслей.
Во время второго этапа (1995-1997 гг.) удалось приостановить падение объемов производства, однако нормализации инвестиционных процессов в стране не произошло, наблюдалось «селективное» инвестирование отдельных отраслей с быстрой окупаемостью.
Третий этап (1998-2000 гг.) характеризуется завершением этапа стабилизации экономики и переходом к этапу экономического роста. Кризис 1998 г. задержал структурные преобразования и обусловил приоритеты комплексного структурирования промышленного сектора: поддержку производителей конкурентоспособной на мировом рынке продукции; реализацию дифференцированной отраслевой инвестиционной политики и т.д.
На четвертом этапе (2001-2004 гг.) была сформирована новая модель структурной перестройки экономики, направленная на социальное и технико-экономическое развитие.
Пятый этап (2005-2008 гг.) определяется реализацией целостной модели развития индустриальной системы структурных преобразований до наступления мирового финансовоэкономического кризиса, который внес колоссальные диспропорции не только в структуру национальной экономики, но и всего мирового хозяйства.
Шестой этап (2008 г. - по настоящее время) на фоне необходимости ликвидации последствий мирового кризиса объявлен курс модернизации экономической системы и выход на инновационный путь развития. Кризис сыграл роль определенного индикатора по выявлению слабых звеньев и элементов в экономической системе России с целью выработки дальнейших ориентиров конкурентного пространства народнохозяйственного комплекса страны [5].
Структурная перестройка в контексте обеспечения конкурентных преимуществ призвана обеспечить создание качественно обновленной системы производительных сил. Суть обновления в том, чтобы она была адекватна реальным потребностям общества, базировалась на современных прогрессивных технологиях, могла эффективно функционировать в условиях рынка и интеграции российской экономики в мировое хозяйство. По своему содержанию структурная перестройка должна преследовать цели: изменение существующих отраслевых пропорций с акцентом на вторичные и третичные отрасли; коренную техническую модернизацию производства; обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции; рационализацию хозяйственных связей.