Структурная, инновационная и инвестиционная политика государства

Разработку Правительством страны комплекса мероприятий в отношении отдельных элементов экономической системы общества с учетом их взаимовлияния и взаимодействия называют структурной политикой государства.

Структурная политика тесно связана во времени и пространстве с инвестиционной политикой, которая объединяет комплекс мер Правительства, направленных на определение необходимого для структурных преобразований объема материальных, трудовых, научно-технических и финансовых ресурсов, их изыскание, привлечение и распределение по приоритетным направлениям. Учитывая высокую степень взаимозависимости между структурнойи инвестиционнойполитикой, можно говорить о едином направлении в деятельности Правительства —структурно-инвестиционнойполитике государства.

Государственнаяструктурно -инвестиционнаяполитиканаправлена на упорядочениеструктурных преобразований и их ресурсное обеспечение, координацию в масштабах страны всех внутренних и внешних потоков инвестиций — средств бюджета, внебюджетных фондов, средств предприятий, сбережений населения, займов иностранныхгосударств и частных компаний, частных иностранных инвестиций.

Поскольку структура хозяйства страны представляет собой строение целостного организма,структурно–инвестиционная политика должна охватывать все элементы и движущие силы в экономической конструкции и четко определять очередность воздействия на них со стороныгосударства.

Будучи одним из звеньев социально-экономической политики в целом, структурно-инвестиционная политика должна соответствовать социально-экономическим целям развития страны на конкретном историческом этапе. В условиях перехода к рынкуструктурно-инвестиционнаяполитика государства, решая специфические свои задачи, должна способствовать успешному осуществлению экономических реформ в целом.

Цель государственной инновационной политики – развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, формирование его структуры, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности, укрепление обороноспособности страны и безопасности личности, общества и государства.

Задачи государственной инновационной политики:

§ обеспечение скоординированной деятельности государственных органов, хозяйственных и научных организаций для реализации структурной перестройки экономики

§ обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики на главных направлениях, определяющих стратегию, темп и пропорции развития народного хозяйства и его структурной сбалансированности

§ сохранение научного потенциала и обеспечение «прорывных» исследований

§ углубление специализации и повышение надежности связей по кооперации общественного производства с наукоемкими технологиями

§ перемещение центра тяжести экономических реформ и стимулов в сферу инновационной деятельности, повышение инвестиционной и инновационной активности малого и среднего бизнеса.

Важнейшие принципы государственной инновационной политики:

§ опора на отечественный научный потенциал

§ свобода научного творчества, последовательная демократизация научной сферы, открытость и гласность при формировании и реализации научной политики

§ стимулирование развития фундаментальных научных исследований

§ сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ

§ создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере науки и техники, стимулирование и поддержка инновационной деятельности

§ создание условий для организации научных исследований и разработок в целях обеспечения необходимой обороноспособности и национальной безопасности страны

§ интеграция науки и образования, развитие целостной системы подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней

§ защита прав интеллектуальной собственности исследователей, организаций и государства

§ обеспечение беспрепятственного доступа к открытой информации и права свободного обмена ею

§ развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций различных форм собственности, поддержка малого инновационного предпринимательства

§ формирование экономических условий для широко использования достижений науки, содействие распространению ключевых для российской экономики научно-технических достижений

§ повышение престижности научного труда, создание достойных условий жизни и работы ученых и специалистов

§ пропаганда современных достижений науки, их значимости для будущего России.

Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности отражены в статье 10 федерального закона «Об инвестиционной деятельности в РФ».. Таким образом, инвестиционная политика государства должна быть направлена на улучшение благосостояния общества, подъем производства, поддержание и развитие научной деятельности, образование и медицинское обслуживание населения.

Согласно закона, данный процесс реализуется в форме:

государственных инвестиционных программ (инвестирование государством средств в отрасли промышленности, науки, образования и т.д.);

прямого управления государственными инвестициями;

введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. Для привлечения в экономику страны частных и иностранных инвестиций необходимо введение для них льготных ставок налогов и таможенных пошлин.

предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств. Такие средства должны предоставляться не только государственным предприятиям, но и частным производителям товаров и услуг, а также сфере образования, малому и среднему бизнесу. Таким образом, можно привлечь частный капитал в экономику государства, создать здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг и, тем самым повысить их качество.

Проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики

Вся деятельность государства в инвестиционной сфере в конечном счете должна быть направлена на обеспечение экономического роста, который осуществляется в интересах членов общества. Сфера государ­ственного инвестирования достаточно широка, но в основном оно раз­вито в таких отраслях, где срок окупаемости и капиталоемкость срав­нительно высоки.

Инвестиционная политика государства проводится властными струк­турами, подчинена достижению установленной на прочной научной базе цели и рассчитана на определенное время. Она предусматривает направление финансовых средств на воспроизводство в соответствии с интересами государства в данных социально-экономических условиях. За интересами государства стоят концентрированные интересы всего общества. Государство выступает от его имени, будучи наделенным политической властью, и обладает способностью реализовать свою во­лю в правовых актах, приоритетном финансировании и прочих сред­ствах регулирования инвестиционного процесса. Государство должно являться субъектом первого уровня управления, тогда как инвестици­онным фондам, банкам, корпорациям, концернам, акционерным об­ществам и прочим участникам инвестиционного процесса надлежит играть роль субъектов второго уровня, что, впрочем, отнюдь эту роль не принижает. Вторичность здесь касается, разумеется, лишь генераль­ной направленности действий, а не их масштаба, эффективности. По­добное распределение ролей следует к тому же обеспечивать не столько прямыми властными акциями государства (хотя они, конечно, не мо­гут не приниматься во внимание), сколько действенностью устанавли­ваемых им правил экономического поведения.

Наши рекомендации