Выбор темы бакалаврской работы
Содержание
Введение | ||
Общие положения | ||
Выбор темы бакалаврской работы | ||
Структура и содержание бакалаврской работы | ||
Руководитель бакалаврской работы | ||
Оформление бакалаврской работы | ||
5.1 | Правила оформления бакалаврской работы | |
5.2 | Изложение текста | |
5.3 | Построение таблиц | |
5.4 | Оформление иллюстраций | |
5.5 | Оформление формул и уравнений | |
5.6 | Оформление приложений | |
5.7 | Требования к презентации | |
Защита бакалаврской работы | ||
Примерные темы бакалаврской работы | ||
Приложения | ||
Введение
Итоговая государственная аттестация бакалавра предусматривает итоговый междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы), устанавливаемые в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 38.03.04 – «Государственное и муниципальное управление».
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) представляет собой законченное исследование отдельных областей государственного (муниципального) управления с изложением практической значимости полученных результатов для разработки мероприятий по повышению экономической эффективности деятельности властных структур федерального и регионального уровней, совершенствованию системы государственного и муниципального менеджмента, а также элементов, обладающих актуальностью и элементами новизны. При ее выполнении студент должен продемонстрировать владение следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
Общекультурными (ОК)
способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
Общепрофессиональными (ОПК)
владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);
способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения, и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);
способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации
(ОПК-4);
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6);
Профессиональными (ПК)
-умением разрабатывать методические и справочные материалы по вопросам деятельности лиц на должностях государственной гражданской Российской Федерации, государственной службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, лиц замещающих государственные должности Российской Федерации, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы, административные должности в государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, в научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях (ПК-5);
-владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-6);
-умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-7);
-способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-8);
-владением навыками планирования и организации деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-23);
-владением технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (ПК-24);
-умением организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов (ПК-25);
-владением навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций (ПК-26);
-способностью участвовать в разработке и реализации проектов в области государственного и муниципального управления (ПК-27).
-владение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований (ПК-28);
-владеть методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства (ПК-29);
-владеть методами и инструментальными средствами, способствующими интенсификации познавательной деятельности (ПК-30).
Написание бакалаврской работы базируется на дисциплинах учебного плана по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», связанных группой указанных выше компетенций.
Выпускная квалификационная работа должна быть ориентирована на решение конкретной управленческой, расчетно-аналитической или исследовательской задачи. Полученные в ней результаты в виде выявленных закономерностей, тенденций, разработанных прогнозов, выводов по результатам анализа, предложений по созданию проектов новых правовых норм и инструктивных материалов и других документов, могут в дальнейшем использоваться для совершенствования государственного и муниципального управления.
В выпускной квалификационной работе выпускник должен показать умение работать с литературными источниками правового, теоретического, методического характера, использовать компьютерные методы сбора и обработки информации, применяемые в сфере профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) должна включать анализ информации по рассматриваемой проблеме, исследовательскую часть и обоснование предложений по ее решению, в том числе и нормативно-правового характера.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Изменения, происходящие в экономике России, осуществление административной и муниципальной реформ поставили перед государственным, муниципальным и хозяйственным менеджментом сложные задачи обеспечения успешной деятельности в условиях кризиса.
В этих обстоятельствах существенно возрастает роль прикладных экономических и правовых исследований по разработке антикризисных государственных и муниципальных программ различных направлений, обоснованию конкретных способов решения возникающих правовых, хозяйственных и социально-экономических проблем развития подведомственных территорий, совершенствованию системы и методов государственного и муниципального управления, повышения их эффективности.
Сегодня остро ощущается потребность в высококвалифицированных специалистах в области государственного и муниципального управления. Их эффективная деятельность практически невозможна без глубоких знаний права, менеджмента и экономики, без развития у специалистов умения оценивать различные стороны труда и производства с точки зрения социально - экономических последствий и конкретных результатов, без умения работать в нестандартных, причем меняющихся экономических условиях. Для этого требуется умелое применение на практике полученных правовых, теоретических знаний, проведение грамотных прикладных исследований. Выпускники направления «Государственное и муниципальное управление» должны обладать навыками и приемами самостоятельной творческой работы, уметь находить оптимальные управленческие решения, способствующие повышению экономической эффективности хозяйствования на территориях различного уровня. Для закрепления таких навыков определяющее значение имеет выполнение бакалаврской работы.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовка и защита бакалаврской работы – непременное условие профессиональной квалификации студента, завершающего обучение по направлению «Государственное и муниципальное управление». Согласно предъявляемым требованиям, бакалаврская работа представляет собой законченную разработку в профессиональной области, в которой сформулирована актуальность и место решаемой задачи правового регулирования государственного (муниципального) управления с разработкой его перспективной стратегии в условиях осуществления административных и муниципальных реформ.
Написание бакалаврской работы призвано способствовать закреплению и проявлению знаний, полученных в процессе изучения общетеоретических, правовых и специальных дисциплин, умений и навыков, приобретенных за время учебной, производственной и преддипломной практик, их использованию в исследовательской и практической работе.
Бакалаврская работа студента представляет собой заключительный учебно-исследовательский труд комплексного характера. Он выполняется как самостоятельное исследование актуального вопроса (проблемы) в области специальности, характеризует уровень теоретической и деловой подготовки выпускника, его научную эрудицию и глубину профессиональных компетенций, полученных за весь период обучения в университете.
Бакалаврская работа должна выполняться на материалах конкретной властной структуры федерального, регионального или местного уровней с достаточным теоретическим, методическим и правовым обоснованием рассматриваемой проблемы, содержать элементы научно-исследовательского характера. Студент должен показать свое умение работать с информацией и действующим законодательством, делать правильные выводы и разрабатывать предложения по совершенствованию деятельности объекта исследования по направлениям, рассматриваемым в бакалаврской работе в соответствии с его планом.
Особое внимание при этом должно быть уделено выявлению проблем законодательного регулирования, способов их устранения, выявлению неиспользованных резервов повышения эффективности правового регулирования управленческой деятельности и их практической реализации.
Основная цель написания бакалаврской работы заключается в углублении, систематизации и обобщении знаний по проблеме, выбранной в качестве предмета исследования, их применении в решении практических задач государственного и муниципального управления в кризисных условиях.
Написание бакалаврской работы - сложный творческий процесс, требующий большой подготовительной работы. Процесс его выполнения включает в себя следующие этапы: выбор темы и составление плана; изучение действующего законодательства и литературных источников; сбор информации об объекте исследования; социально-экономический и статистический анализ собранной информации, обоснование выводов и предложений; написание текста и оформление работы; представление ее на внешнюю рецензию, исправление ошибок, представление на выпускающую кафедру и защиту. Для успешной подготовки бакалаврской работы за каждым студентом закрепляется преподаватель кафедры, обеспечивающий консультирование и научное руководство на всех ее этапах.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ
Бакалаврская работа должна иметь логично выстроенную структуру, которая в систематизированной форме концентрированно отражает текстуально изложенное содержание проведенного исследования, его результаты и практические рекомендации. Структурно бакалаврская работа состоит из введения, основной части (разделов и подразделов), выводов и предложений, списка использованной литературы, приложений (если есть). В зависимости от особенностей тематики в бакалаврской работе может быть 3 или 4 раздела. Количество подразделов определяется студентом совместно с руководителем. Их количество должно быть 2 или 3.
Наиболее приемлемым можно признать следующее соотношение содержательных элементов бакалаврской работы: на введение, выводы и предложения и список использованной литературы отводится до 10-15% его объема, все остальные разделы должны иметь примерно одинаковые размеры.
Первый раздел – анализ теоретико-правовых аспектов темы исследования, обоснование актуальности. Второй (аналитический) и третий (проектный) разделы бакалаврской работы должны иметь таблицы, причем располагать их необходимо по тексту работы, с которым таблицы должны быть логически увязаны. При этом желательно использование графиков, схем, рисунков, которые могут размещаться во всех разделах (главах) бакалаврской работы. Объем монографической текстовой части бакалаврской работы проекта должен быть не менее 45-60 страниц машинописного (компьютерного) текста, не считая приложений, списка использованной литературы, титульного и других листов, связанных с его оформлением.
Типовая структура бакалаврской работы включает следующие разделы.
Введение. Во введении дается краткое обоснование выбора темы бакалаврской работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, характеризуется объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования.
Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других. Для обоснования актуальности темы исследования студент-выпускник должен кратко охарактеризовать особенности современного состояния исследуемой сферы правового регулирования государственного или муниципального управления, являющиеся причинами выбора именно данной проблемы исследования.
Объект исследования – это муниципальное, государственное образование в рамках которого будет проводиться исследование.
Предмет исследования – это определенная область организационно-управленческой деятельности объекта исследования, то есть комплекс правоотношений, складывающихся в процессе осуществления деятельности объекта исследования. Именно предмет определяет тему бакалаврской работы, для его исследования формулируются цель и задачи.
Цель исследования – это прогнозирование результата для определения оптимальных путей решения поставленной проблемы.
Задачи исследования – определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы решения проблемы исследования для достижения основной цели.
Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности.
Например, при исследовании можно использовать следующие методы:
- изучение и анализ научной литературы и нормативно-правовых актов;
- изучение и обобщение отечественной и зарубежной теории и практики;
- моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование и др.
В заключительной части введения кратко характеризуется структура работы: общий объем, количество глав, таблиц, схем, рисунков, приложений.
Рекомендуемый объем вводной части (введения) - 2-3 страницы.
Изложение материала в бакалаврской работе должно быть последовательным и логичным. Все разделы должны быть связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одного раздела к другому, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа – от вопроса к вопросу.
ОФОРМЛЕНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ
5.1 Правила оформления бакалаврской работы
Бакалаврская работа относится к текстовым документам и должна соответствовать требованиям ГОСТ 2.105-95 ЕСКД Общие требования к текстовым документам [3], ГОСТ 2.106-96 ЕСКД Текстовые документы [4] и ГОСТ 7.32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
Бакалаврская работа должна быть напечатана на компьютере на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (297х210 мм) через полтора межстрочных интервала в текстовом редакторе Microsoft Word for Windows 6.0-7.0 шрифтом Times New Roman, размер шифра 14.
Сноски оформляются в квадратных скобках путем указания номера источника литературы, например, [3].
Размер абзацного отступа должен быть одинаковым по всему тексту и равен 1,25 см. Размеры полей: левое – 3,0 см, правое – 1,0 см, верхнее и нижнее – 2,0 см.
Основную часть работы следует делить на разделы и подразделы:
· разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы, обозначенные арабскими цифрами без точки;
· подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится;
· разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.
· разделы размещаются с новой страницы, подразделы – по тексту с отступами до и после названия – один полуторный интервал, размер шрифта 14, начертание обычное. Исключение составляют случаи, когда на странице помещаются менее двух строк;
· заголовки разделов и подразделов работы располагаются по центру страницы, без абзацного отступа, размер шрифта 14, начертание обычное;
· заголовки следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются;
· если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Например:
1 Теоретические аспекты политики в сфере занятости населения на муниципальном уровне 1.1 Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости Текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст текст |
Текст работы начинается с титульного листа. Наименование предприятия на титульном листе по тексту работы допускается с использованием общепринятой аббревиатуры. Оно должно соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах предприятия и на печати (приложение В).
За титульным листом следует задание к бакалаврской работе (приложение Г), затем – содержание работы с перечислением всех написанных разделов и подразделов бакалаврской работы: введения, основной части работы, выводов и предложений, списка использованной литературы, приложений с указанием страниц. Задание может быть представлено, как в типовом бланке, так и быть набранным самостоятельно.
Слово «Содержание» записывают по центру с прописной буквы. Наименования разделов и подразделов, включенные в содержание, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы. Название предприятия следует указывать в названии раздела. В подразделах дублировать название предприятия не рекомендуется. Рекомендуется размещать содержание в таблице со скрытыми границами и без наличия в них дополнительных символов (приложение Д).
Номер страницы проставляют в правом нижнем углу листа без точек. Страницы текстового материала следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Нумерация страниц начинается с титульного листа, однако на титульном листе, номер страницы не указывают. Номер указывается, начиная с четвертой страницы, арабскими цифрами на содержании. Задание размещается на 2 странице, календарный график – на 3 странице. При необходимости, текст задания и календарного графика размещается с двух сторон.
На последнем листе выводов и предложений проставляется дата и личная подпись студента, удостоверяющая, что текст бакалаврской работы выверен, а цитаты проверены.
Все листы бакалаврской работы и приложений следует переплести типографским способом.
Изложение текста
Текст бакалаврской работы должен быть кратким и не допускать различных толкований. Термины, обозначения и определения должны соответствовать установленным стандартам, а при их отсутствии – общепринятым в научной литературе.
В тексте работы не допускается:
· применять обороты разговорной речи;
· применять для одного и того же понятия различные научные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;
· применять произвольные словообразования;
· применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами;
· сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц, и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.
В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:
· применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);
· применять без числовых значений математические знаки, например > (больше), < (меньше), = (равно), ≥ (больше или равно), ≤ (меньше или равно), ≠ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);
· применять индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера.
Условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать принятым в действующем законодательстве и государственных стандартах. Перечень допускаемых сокращений слов установлен в ГОСТ 2.316.
При необходимости применения условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять в тексте или в перечне обозначений.
В работе следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417.
В тексте работы числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словами.
Приводя наибольшие или наименьшие значения величин, следует применять словосочетание «должно быть не более (не менее)». Приводя допустимые значения отклонений от указанных норм, требований, следует применять словосочетание «не должно быть более (менее)». Например, удельный вес озимой пшеницы в структуре посевных площадей должен быть не более 85%.
Числовые значения величин в тексте следует указывать со степенью точности, которая необходима для обеспечения возможностей анализа показателя, при этом в ряду величин осуществляется выравнивание числа знаков после запятой. Округление числовых значений величин до первого, второго, третьего и т.д. десятичного знака для одного и того же показателя должно быть одинаковым. Например, если себестоимость озимой пшеницы 2,86 тыс.руб., то себестоимость остальных видов продукции указывается с таким же количеством десятичных знаков, например, 1,50; 1,75; 3,42 тыс.руб.
Дробные числа необходимо приводить в виде десятичных дробей.
Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы).
Между последней цифрой и обозначением единицы оставляется пробел (исключением является знак «%», перед которым пробел не ставится).
Построение таблиц
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. На все таблицы документа должны быть приведены ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера в скобках. Например: «Численность населения за 2014-2016 г.г. (таблица 1)».
Каждая таблица должна иметь заголовок (название). Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. В названиях таблиц не рекомендуется применять слова «Анализ», «Динамика», «Расчет» и т.д. Слово «Таблица» и ее заголовок начинают с заглавной буквы.
Название таблицы располагается перед самой таблицей после надписи «Таблица» и порядкового номера (без знака «№») с соблюдением сквозной нумерации таблиц в тексте работы. Название таблицы должно содержать само наименование «Таблица», далее через пробел следует порядковый номер, после которого через пробел ставится тире, а затем указывается само название таблицы 14 шрифтом через одинарный интервал. В конце заголовка (названия) точка не ставится. Слово «Таблица» не сокращается.
Перед и после заголовка таблицы, а также после таблицы следует делать либо одинарный интервал, либо 6 пт без интервала. Сам текст в таблице допускается оформлять 12 размером шрифта через одинарный интервал.
При переносе части таблицы на другие страницы название помещают только над первой частью таблицы. Нецелесообразно переносить таблицы, которые помещаются на одной странице работы. Если размеры таблицы не позволяют разместить ее на одном листе, то необходимо перенести ее на следующую страницу с использованием функции автоматического переноса таблицы.
Таблицу, в зависимости от ее размера, помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на нее, или на следующей странице, а при необходимости (большой размер, не основные данные и т.п.) – в приложении к документу.
Допускается размещать таблицу вдоль длинной стороны листа документа. В этом случае ее заголовок должен быть направлен в сторону сшива.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Если в документе одна таблица, она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.
Таблицы имеют два уровня членения текста: вертикальный – граф и горизонтальный – строки.
Графы и строки таблицы должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк должны быть согласованы с заголовками. Не допускается наличие пустых граф и строк в таблицах работы.
В заголовках и подзаголовках строк и граф таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения (по ГОСТ 2.316).
Единицы измерения пишутся в сокращенном виде. Общая единица измерения выносится в заголовок таблицы. При наличии нескольких единиц измерения, они помещаются в заголовках граф или приводятся в тексте боковой части таблицы. В этом случае перед единицами измерения ставится запятая.
Заголовки граф таблиц начинают с заглавных букв, подзаголовки – со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных, если они самостоятельны. Размещать обозначения в графах таблицы следует: по горизонтали – по левому краю, а по вертикали – по центру. Не допускается включать в таблицу графу «Номер по порядку».
В шапках таблиц заголовки также следует начинать с заглавных букв, подзаголовки – со строчных. Размещать их в ячейках следует по центру, как по горизонтали, так и по вертикали.
Данные во внутренних ячейках таблицы следует размещать по центру, а вертикальное выравнивание – только по центру
При построении таблиц обязательным условием является сопоставимость данных. При этом целесообразно сочетать абсолютные и относительные показатели, что облегчает проведение анализа данных.
Число знаков после запятой в каждой графе по строчкам должно быть одинаковым. При отсутствии данных в таблице ставится тире.
После оформления таблицы проверяют итоги, сопоставляют их с соответствующими данными других таблиц работы. Слово «итого» относится к частным, промежуточным итогам, а «всего» – к общим, суммирующим. Слова «Итого» и «Всего» пишутся с первой прописной буквы.
Если в ячейке по какой-то причине отсутствуют данные, то ставится знак (-), если данные нельзя посчитать, то ставится знак (х).
Аналогичные требования по оформлению таблиц предъявляются к презентационному материалу.
Например:
Таблица 2 – Эффективность производственно-финансовой деятельности СПК «Родина»
Показатели | в % к | |||
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. | 112,9 | |||
Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. | 104,8 | |||
Прибыль, тыс. руб. | 190,6 | |||
Уровень рентабельности, % | 10,5 | 16,0 | 19,0 | х |
Оформление иллюстраций
Количество иллюстраций должно быть достаточным для пояснения излагаемого текста. Иллюстрации должны быть выполнены в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД и СПДС. Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.
При ссылке в тексте работы на иллюстрацию следует писать слово «рисунок» с указанием номера в скобках. Например: «Численность населения за 2014-2016 г.г. (рисунок 1)». Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Например: Рисунок 1 (без знака «№»).
Название рисунка с его порядковым номером размещается под рисунком. Перед и после названия рисунка, а также перед рисунком следует делать либо одинарный интервал, либо 6 пт без интервала. Заголовок рисунка должен содержать само наименование «Рисунок», далее через пробел следует порядковый номер, после которого через пробел ставится тире, а затем указывается само название рисунка 14 шрифтом через одинарный интервал. В конце заголовка точка не ставится. Слово «Рисунок» не сокращается.
На рисунке (или в надписи) обязательно должны быть отражены единицы измерения и условные обозначения (легенда, которую лучше размещать справа или ниже от рисунка). Пример оформления рисунков приведен в приложении Е.
Если в тексте документа имеется иллюстрация, на которой изображена схема процесса производства, составные части изделия или оборудования, то на этой иллюстрации должны быть указаны номера позиций этих составных частей в пределах данной иллюстрации, которые располагают в возрастающем порядке, за исключением повторяющихся позиций.
Например:
Рисунок 2 - Структура затрат на производство озимой пшеницы в СПК «Родина» Изобильненского района
Аналогичные требования по оформлению иллюстраций предъявляются к презентационному материалу.
Оформление формул и уравнений
В формулах в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой.
Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него.
Например: рентабельность (Р) вычисляют по формуле
Р =( П / С) * 100, (1)
где П – прибыль озимой пшеницы, тыс. руб.;
С – себестоимость озимой пшеницы, тыс. руб.
Формулы, следующие одна за другой и не разделенные текстом, разделяют запятой.
Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х».
Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложении, должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают – (1).
Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, ... в формуле (1).
Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).
Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).
Порядок изложения в документах математических уравнений такой же, как и формул.
Оформление приложений
Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в приложениях. Приложениями могут быть, например, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, программ задач, решаемых на ЭВМ и т.д.
В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
В содержании допускается либо перечисление всех приложений, имеющихся в работе, либо разовое упоминание слова «Приложения»
Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова «Приложение».
Приложение должно иметь заголовок, который записывают по центру с прописной буквы отдельной строкой.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.
В случае полного использования букв русского алфавита допускается обозначать приложения арабскими цифрами.
Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
Каждое приложение, представленное в иллюстрационном или табличном виде, обозначают без нумерации и слова «Рисунок» или «Таблица», но с обязательным указанием ее названия.
Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на листах формата A3, А2 и А1.
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каждого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.
В содержании выпускной квалификационной (бакалаврской) работы нумеруется первая страница приложения. Остальные страницы приложений нумерации не