Политическая и государственная власть
Существуют разные классификации видов власти. В зависимости от характера содержания самой власти можно выделить внутреннюю, внешнюю, «естественную» и институциональную власть. Внутренняя власть вытекает из внутренней природы объекта власти. Внешняя власть предполагает подчинение чужой воле, навязывание чужого видения мира, чужого порядка и образа жизни. Под «естественной» властью понимается власть, которая как бы дана от природы (например, власть вождей первобытных племен). Институциональная власть базируется на юридических законах и нормах.
В зависимости от сферы человеческого бытия можно выделить власть политическую, государственную, экономическую, административную, военную, юридическую, церковную, семейную, духовную, информационную, чувственно-эмоциональную и другие.[30]
Рассмотрим более подробно политическую власть, которая является самым универсальным, всеобщим видом институциональной власти в социальной структуре общества.
Генезис политической власти. В разные эпохи значимыми оказывались различные основания для власти и, следовательно, различные функции власти. Исторически власть формировалась с зарождением человеческого общества. Возникновение такого явления, как власть было вызвано потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании несовпадающих интересов, придании целостности и организованности взаимодействию между людьми.
В первобытном обществе власть осуществлялась сообща, всеми членами племени, которые избирали старейшину. Индивидуальное начало было выражено очень слабо, что объяснялось особенностями родоплеменного сознания (лишь постепенно у людей стало развиваться представление о самих себе как о конкретных личностях). Лидерство все же существовало, но власть не была наследственной. Первобытный лидер воспринимался как источник авторитетного слова, значимого для выживания группы. Он полностью отвечал за свое племя, но был лишен возможности принуждать.
В родовой общине получил развитие коллективный труд и общественная собственность, в том числе и на окружающие земли. Рост населения, накопление богатств у племен приводит к появлению социального неравенства, выделению первобытной знати. Политическая власть становилась достоянием группы вождей или одного из них. Постепенно вместо коллективного потребления возникло регулируемое субъектом власти распределение материальных благ. Патриарх в отличие от первобытного лидера обладал функциями администратора и организатора. Он не считался хозяином имущества семейной общины, а был распорядителем, призванным умело решать социальные и хозяйственные проблемы.
По мере разложения первобытно-родового строя усилилась потребность в формировании новых, надобщинных политических структур. В связи с увеличением населения возникало соперничество по поводу распределения таких материальных ресурсов, как земля, вода, скот и т.д. Институализация политической власти становилась прямым следствием обострения экономических интересов.
Протогосударство (самая ранняя из известных политических структур) встречалось повсеместно как у землевладельцев, так и у скотоводов-кочевников. Частной собственности как таковой по-прежнему не было, но вождь, лидер уже превратился из слуги социума в его легитимного господина, численность подданных которого могла достигать нескольких десятков тысяч человек.
Постепенное нарастание экономического неравенства вело к усилению единоличной власти вождей, опиравшихся на военную дружину. Патриархи, пользовавшиеся раньше только моральным авторитетом, превращались из родовых старшин в наследственных деспотов, власть которых поддерживалась прямым насилием.
Не связанное с традициями и обычаями насилие нуждалось в идеологической поддержке. Ее дала религия, освятившая сверхъестественной санкцией растущую власть вождей. Происходит сакрализация власти, т.е. она объявляется священной.
Сакрализация власти предполагала приписывание вождю магической силы, сверхъестественных способностей, культовое почитание умерших вождей, выполнение вождем ритуальных и религиозно-магических функций. Личность при этом как бы отделяется от должности: важны не индивидуальные качества, а занимаемое место вождя, теперь уже наследуемое внутри данного рода.
Вождь деперсонифицируется и превращается в символ, его власть объявляется божественной. Он опирается на принципиально новую политическую структуру – прообраз современной исполнительной власти. Так впервые появляется администрация (центральный аппарат власти) и региональные правители, чаще всего из числа родственников вождя. В их обязанность входило выполнение экономических, социальных и военных функций, взимание налогов, разрешение конфликтов, руководство общественными работами.
Начавшийся процесс превращения правителя из слуги общества в законного субъекта власти находит свое завершение в раннем государстве. Его особенностью является огромная численность подданных, их этническое разнообразие. Усиливается роль администрации, усложняется ее структура. По вертикали просматривается деление на центральную, региональную и местную администрацию, по горизонтали – на администрацию военных, чиновников, жрецов, глав ремесленных объединений, контрольно-ревизионные органы. То есть нарождается бюрократия, представляющая собой иерархическую систему управления.
Отличительная черта раннего государства – урбанизация: власть воплощается в таких городских символах, как дворцы и храмы, стратегические дороги и другие образцы монументального строительства. Одновременно оформляется сложная иерархическая лестница, где для каждого уровня субъекта власти характерны свой образ жизни, одежда, предметы роскоши и прочие атрибуты власти.
Административная функция остается одной из наиболее значимых, но принуждение и насилие, первоначально опиравшиеся на авторитет вождя, постепенно приобретают сакрально-ритуальную форму и кодифицируются в древнейших писаных законах. Если ранее принуждение и насилие были направлены главным образом на чужих, племенных соседей, превращенных в рабов, то теперь насилие как форма внеэкономического принуждения применяется уже к государственным крестьянам-общинникам.
На этапе раннего государства власть индивидуализируется и персонифицируется; общество в целом уже не является субъектом власти. Власть выступает в лице сакрализованных царей, наместников или жрецов. Развитие частной собственности и товарно-денежных отношений жестко контролируется государством. Это привело к тому, что в руках правящих верхов власть и собственность объединились, владыки стали не просто субъектами власти, но и субъектами собственности.
Логическим завершением эволюции политической власти выступает современное государство. Благодаря наличию принципа разделения властей и иных демократических институтов общество в целом снова наделяется властью, но сама политическая власть по-прежнему персонифицирована и институциализирована в лице реально существующих легитимных политических организаций.[31]
Таким образом, с появлением государства и классов кровные, родовые связи были разрушены, вместо морального авторитета старейшины возник авторитет публичной власти, которая отделилась от общества и стала над ним.[32] С этого момента государство становится основным политическим институтом общества, отличающимся наивысшей концентрацией власти и оформляющим влияние в законных решениях (указах, законах, постановлениях, приказах и т.п.).
Мы видим, что в истории человечества существовало несколько форм власти. Французский политолог М.Дюверже называет три исторические формы власти:
1) анонимная власть, «распыленная» среди членов примитивного общества (общинная власть при родовом строе);
2) индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появлением новых видов деятельности (персонифицированная власть при племенном строе, теократических и феодальных режимах);
3) институализированная власть, опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции (власть, автономная в правовом отношении).
Типологию Дюверже можно дополнить четвертой исторической формой власти, появившейся во второй половине 20 века. Это система «надгосударственной» власти, представленная, например, законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия Европейских Сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и население более десятка стран (Евросоюз).
Отличительными чертами политической власти являются:
1) легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
2) верховенство, обязательность ее решений для всего общества и для всех других видов власти;
3) публичность, т.е. всеобщность и безличность, обращение ко всем гражданам от имени всего общества на основании права (закона);
4) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от экономической власти);
5) многообразие ресурсов.
Профессор М.А.Василик структуру власти представляет в виде схемы. Эта схема включает в себя основные компоненты власти:
-источники власти (закон, сила, авторитет, харизма, престиж, социальный и политический статус, богатство, тайна, интерес и др.);
-ресурсы власти (право, принуждение, насилие, убеждение, поощрение, традиции, страх, мифы и т.д.);
-субъекты власти (государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии);
-объекты власти (индивид, социальная группа, масса, класс и т.д.);
-основания власти (экономические, социальные, юридические, административно-силовые, культурно-информационные);
-функции власти (господство, управление, руководство, контроль, регуляция, координация, организация, мобилизация).[33]
Политическая власть существует в двух проявлениях: официальная, легальная власть с формализованной структурой и неофициальная, нелегальная власть влиятельных групп и лиц, лидеров кланов. В этой форме власть приобретает теневой, мафиозный характер.
Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.п.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.п.), а также юридической базой.
Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми СМИ, общественным мнением.
Приведем определение государственной власти. Государственная власть – способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества государственной воле. Отличие государственной власти от других видов власти состоит в наличии группы людей, которые властвуют, в чьих руках находится аппарат проведения в жизнь государственной воли.[34]
Природу государственной власти характеризуют такие ее свойства, как легитимность и единство. Легитимность (от лат. legitimus – законный) означает признание власти основной частью гражданского общества своей страны и мировым сообществом. Единство государственной власти – это распространение ее на всю территорию государства. Еще одно свойство государственной власти – возможность оказывать принуждение для достижения целей и задач государственной политики в случае, если иные средства исключают достижение такой цели («монополия легитимного физического насилия», по М.Веберу). Осуществление власти должно основываться исключительно на праве.
Организация государственной власти, характеризуемая ее формальным источником, представляет форму правления. Среди основных форм государственного правления можно выделить монархию (верховная власть принадлежит единоличному, обычно наследственному правителю) и республику (верховная власть принадлежит выборным представительным органам), а также их разновидности: абсолютную и ограниченную монархию; парламентскую, президентскую и смешанную республики. Для большинства современных государств наиболее типична республиканская форма правления. Однако в некоторых государствах существует конституционная (парламентская) монархия (в Великобритании, Нидерландах, Бельгии, Дании, Норвегии, Швеции, Испании, Японии и др.). Главным, определяющим признаком формы правления является правовой статус главы государства: наследственное единовластие при монархии (от греч. monarchos < monos – один и archos – руководитель) и выборность при республиканской форме правления (от лат. respublica – общественное дело).
Взаимодействие всех компонентов политической системы, включая методы и способы осуществления власти, позволяет выделить типы политических режимов. Принято различать демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.
Тоталитарный режим (от лат. totalis – весь, полный, целый) представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером (фюрером, дуче и др.). Этот политический режим означает полный контроль государства над всей жизнью общества и над жизнью каждого человека. Многие ученые-политологи согласны с тем, что к существенным чертам тоталитарного режима относятся: официальная государственная идеология, обязательная для всех граждан и не допускающая существования других идеологий; монополия на власть единственной массовой политической партии, лидер которой в общественном сознании наделяется сверхъестественными чертами, создается культ личности вождя; тотальный полицейский контроль над всем обществом, репрессии; контроль правящей партии над средствами массовой информации, жесткая цензура; централизованная экономика, система бюрократического управления ею; отсутствие реальных прав и свобод, демократических организаций.
Демократический режим (от греч. dēmokratia < dēmos – народ и kratos – власть) опирается на систему принципов и ценностей, среди которых первое место занимает принцип народовластия. В условиях демократического режима народ имеет право и возможности влиять на выработку политических решений через участие в избирательных кампаниях, обращения в государственные органы, выступления и критику властей в печати, участие в митингах, демонстрациях, пикетах, а также через деятельность политических партий и политических движений. Демократический режим характеризуется следующими основными признаками: народовластие, признание народа в качестве субъекта власти; правовое государство, понимаемое как высшая власть закона; выборность в органы государственной власти; принцип разделения государственных властей на законодательную, исполнительную и судебную; политический плюрализм, многопартийность; принцип большинства при принятии решений, т.е. подчинение меньшинства большинству при условии обеспечения прав меньшинства; широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии и защита; равноправие граждан с точки зрения их политических, экономических, социокультурных, гражданских прав и свобод; полная гласность.
Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть, влияние) как политический режим занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией (чаще всего носит переходный характер). С тоталитаризмом его объединяет жесткий контроль за политической сферой, не ограниченный законами диктаторский характер власти, с демократией – невмешательство государства во внеполитические сферы, в частности в экономику и личную жизнь граждан. Авторитарный режим характерен для политической системы, власть в которой имеет признаки диктатуры одного человека или группы лиц (олигархической группы, военной хунты и т.п.). Эта власть неподконтрольна гражданам. Однако, как правило, авторитарный режим не прибегает к террору, хотя и опирается на силу.
Тоталитарные и авторитарные политические режимы в прошлом были свойственны многим странам и играли активную роль на международной арене. В настоящее время усиливается стремление народов к демократии.[35]
Итак, в современном демократически ориентированном обществе государственная власть основывается на принципе народовластия. Ее источник – суверенитет народа, выраженный в конституции страны. Народ, реализуя часть властных функций непосредственно (например, в момент выборов, референдума), другую часть из них передает (делегирует) своему официальному представителю – государству. Государство, в свою очередь, распределяет властные полномочия между носителями власти.
Разделение государственной власти реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали. Разделение по вертикали представляет собой распределение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня. Таким образом, создаются центральные, региональные и местные органы власти. Разделение по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами власти.
Принцип разделения властей в наибольшей мере соответствует демократической республиканской форме правления. В отличие от принципа единовластия, когда вся полнота власти сосредоточена в единой структуре, принцип разделения властей служит известной гарантией против опасности превращения государственной власти в авторитарно-тоталитарную диктатуру. Другой такой гарантией служит требование связанности государственной власти правом, законом.