Соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».

Политическая власть –это способность проводить свою волю в политике и в правовых нормах, несмотря на сопротивления.

Государственная власть - это способность государства, подчинять своей воле другие структурные элементы общества, опираясь на систему методов государственного принуждения.

Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества (органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п.)

Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно категории «государственная власть», так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его участии, разрешении

9-й вопрос

«Эффективность и легитимность политической власти. Типология легитимности по Веберу.»

Политическая власть –это способность проводить свою волю в политике и в правовых нормах, несмотря на сопротивления.

Функционирование политической власти осуществляется на основе принципов эффективности и легитимности. Эффективность власти -степень выполнения властью своих задач и функций.

Эффективность власти во многом зависит от ее легитимности.

Легитимность означает признание обществом законности существующих институтов власти и правомерности принимаемых ими решений.

М. Вебер выделил три типа легитимности власти: традиционный, харизматический и легальный.

Традиционный тип легитимности власти опирается на веру людей в незыблемый характер норм и традиций. Эти нормы и традиции указывают, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться ей. Все члены общества должны соблюдать традиционные нормы. Типичным выражением названного способа обретения законности государственной власти являются абсолютные монархические режимы

Харизматический (от греч. harisma – божественный дар) тип легитимности базируется не на порядке, освященном традицией, а на особых качествах личности, харизме – мужестве, смелости, решительности, ораторских способностях и т.д.. В качестве харизматического лидера может выступить пророк, герой, ловкий демагог. Харизматическая власть может существовать в самых различных политических системах. В качестве примеров власти подобного типа можно привести Римскую империю при Юлии Цезаре, режим Наполеона во Франции, гитлеровский нацистский режим, фашизм Муссолини, сталинский тоталитарный коммунистический режим, политический режим Мао Цзэдуна в Китае и др.

Легальный тип политической власти основан на системе законов, установленных и применяемых в обществе.

10 вопрос:

«Понятие политического института. Основные виды политических институтов»

Сфера политики– социальное пространство .Одной из форм сферы политики выступают политические институты.

Политический институт– система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных средств и на основе определенных норм.

К политическим институтам относятся государство, государственные и политические органы и политические учреждения, политические партии. Они предназначены для удовлетворения политических потребностей и интересов отдельных индивидов или их групп.

Целями политических институтов.Это контроль над общественной и политической жизнью, выработка методов удержания, захвата и укрепления власти, формирование политического сознания граждан, их политического выбора.

В современном обществе можно выделить следующие виды политических институтов:

Институт парламентаризм. Институт парламентаризма направлен на: а) создание основных правовых норм б) представительство интересов различных социальных групп в государстве.

Институты исполнительной власти осуществляет текущее управление общественными делами и населением страны. Основным субъектом являются либо глава государства и правительство ,либо только глава государства, президент , либо только правительство.

Институт президентства (главы государства) обеспечивает воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан

Институт государственной службы регулирует профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе..

Институты судопроизводства решают отношения, складывающиеся по поводу необходимости урегулирования различных конфликтов в обществе. В отличие от законодательной и исполнительной властей суд (за исключением судебного прецедента) не создает нормативных актов и не занимается распорядительной и управленческой деятельностью.

Институт гражданства определяет взаимные обязательства государства и гражданина в отношении друг друга. Институт избирательного права регламентирует порядок проведения выборов в органы законодательной власти различных уровней, а также выборов президентов в тех странах, где это предусмотрено конституцией.

Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций и в отношениях между ними.

Чем стабильнее институциональные отношения в обществе, тем выше предсказуемость политического поведения индивидов.

Вопрос 11

Функции демократии:

1. Организационно-политическая

2. Регулятивно-компромиссная

3. Общественно-стимулирующая

4. Учредительная

5. Контрольная

6. Охранительная

Принципы демократии — непререкаемые исходные требования, которые предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам демократии.

Основные принципы демократии:

1) политическая свобода

2)равноправие граждан

3)выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения

4)разделение властей

5)принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства

6) плюрализм

Модели демократии

- классическая демократия;

- протективная демократия;

- демократия развития;

- народная демократия.

- протективная демократия;

- демократия развития;

- народная демократия.

Институты демократии — это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы.

Институтами прямой демократии являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации.

Представительная демократияподразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент - высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

Конституция РБ закрепила еще одну форму народовластия — систему органов местного самоуправления.Они отделены от органов власти на местах и обеспечивают участие населения в принятии решений местного значения.

Роберт Даль назвал следующие условия:

1.Контроль за решениями правительства конституция возлагает на выборных официальных лиц.

2.Эти официальные лица периодически избираются в ходе честно проводимых выборов, исключающих по возможности всякое принуждение.

3.Практически всё взрослое население имеет право выбирать официальных лиц.

4.Практически всё взрослое население имеет право претендовать на выборные должности.

5.Граждане имеют право выражать свое мнение

6.Граждане имеют право получать информацию из альтернативных источников.7. Граждане имеют право создавать относительно независимые организации, включая политические партии и группировки по интересам

8.Избранные народом официальные лица должны иметь возможность осуществлять свои конституционные полномочия

9.Государство должно быть суверенным

Вопрос 12 Главный субъект политики – народ. Но народ состоит из отдельных граждан, поэтому отдельный гражданин – личность – это также главный субъект политики. Уровни политической активности личности. 1. Рядовой член общества – человек с минимальным политическим влиянием 2. Человек, принимающий определенное участие в политической жизни общества 3. Человек, являющийся членом политической организации, но участвующий самостоятельно в политической жизни.. Это осознанное включение в политику. 4. Общественный деятель (политический деятель). Как правило, руководитель общественной организации. 5. Профессиональный политик, для которого политика – не только профессия, но и главное занятие, смысл всей жизни. Это руководители политических партий, ответственные работники органов государственного управления и т.д. 6. Политический лидер (организатор, идеолог, руководитель). Лидер имеет формальный или неформальный авторитет и обладает фактическим влиянием на окружающих. Политическая социализация представляет собой процесс включения личности в политику и функционирования в ней.Включение в политику начинается с раннего детства и продолжается всю сознательную жизнья. Политическая социализация включает в себя не только освоение политических знаний, но и личную политическую активность человека. На процесс политической социализации человека влияет целая система факторов, которые делятся на политические и неполитические. Политические факторы – характер и тип государственного устройства, форма государственного правления, тип политического режима, степень развития институтов гражданского общества, тип политической культуры, тип избирательной системы. Неполитические факторы – уровень образования личности, ее профессиональная подготовка, морально-нравственные ценности и т.д.

Вопрос 13

Политическая элита - понятие, отражающее особую роль верхушки господствующего класса, которая непосредственно осуществляет политическое руководство обществом.

Теория элит— концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества.

Г.Моска .Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Но самым важным критерием для отбора в элиту является способность управлять, наличие знаний о ментальности народа. Г. Моска приводил три способа обновления элиты: наследование, выборы или кооптация (пополнение состава какого-либо органа недостающими работниками без проведения новых выборов, волевое введение новых членов)

В. Парето. Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений.

Правящая элита – это вершина властной пирамиды. В ее состав входят руководители государства, правящих политических партий и др. Ведущая роль политической элиты обусловлена тем, что ее решения распространяются на всех граждан, могут принимать форму законов, обязательных для исполнения на территории государства.

Функции

1) Руководство и управление обществом.

2) Стратегическая функция – разработка стратегии и тактики развития общества

3) Мобилизующая функция – организация масс на воплощение политических решений в жизнь.

4) Коммуникативная функция - отражение мнения, интересы, потребности различных социальных групп

5) Интегративная функция обеспечивает стабильность общественной жизни.

Структура

Деловая, или экономическая, элита обладает большим спектром воздействия на политические процессы, субсидируя избирательные кампании.

Административная, или бюрократическая, элита – высокопоставленные чиновники государственного аппарата

Военная элита состоит из высших армейских чинов.

Идеологическая элита – это ведущие деятели науки, культуры, руководители средств массовой информации

Наши рекомендации