Государственная политическая власть и ее признаки.

Власть – это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью воли, авторитета, права и населения.

Политическая власть – это власть, осуществляющая управление народом в интересах благополучия общества в целом. и регулирующая общественные отношения, в целях достижения или поддержания стабильности и порядка.

Государственная (публичная) политическая власть осуществляется особым слоем людей, профессионально занимающихся управлением, и составляющих аппарат власти.

Государственно-политическая власть всегда использует приказ, который выражается в законах и подзаконных актах. Государство дает право на их применение.

Признаки государственно-политической власти:

· объединяет подвластных ей людей (народ, население страны) по территориальному признаку, создает территориальную организацию подвластных, политическую ассоциацию, интегрируемую публично-властными отношениями и институтами;

· осуществляется специальным аппаратом, не совпадающим со всеми членами общества, и существующим за счет налогов организацией, управляющей обществом на основе принуждения, вплоть до насилия;

· обладает суверенитетом и прирегативой законотворчества.

Формы осуществления функций государства.

Функции государства - это относительно обособленные направления предметной деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

К правовым формам реализации функций государства, как правило, относят правотворческую, исполните ль но-распорядительную и правоохранительную деятельность.

Правотворческая деятельность - это деятельность направленная на подготовку, принятие и опубликование нормативно-правовых актов, определяющих основные правила поведения в обществе, а также закрепляющих процедуры реализации этих правил, разрешения спорных ситуаций, возникающих вследствие их претворения в жизнь, применения мер ответственности в отношении правонарушителей.

Исполнительно-распорядительная деятельность - это деятельность, направленная на реализацию исходящих от государства властных велений. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты (подзаконные акты), контролируют процессы выполнения обязанностей, соблюдения запретов и т.п.

Правоохранительная деятельность - это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций, должностных лиц по охране правопорядка, включающая в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешению спорных ситуаций, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц, реализации мер юридической ответственности

Неправовые (организационные) формы охватывают большой объем организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является необходимой для реализации функций государства Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.

Функции государства реализуются посредством определенных методов.

Методы осуществления функций государства достаточно многообразны. Так, выполняя охранительную функцию, государство использует методы убеждения и принуждения, для реализации экономической функции необходим целый набор экономических методов: экономическое прогнозирование, льготное кредитование и инвестирование, государственные субсидии, защита потребителей и др.

Стадии применения права.

В ходе применения права можно выделить следующие стадии:

1. Установление фактических обстоятельств дела (то есть, относится ли данная ситуация к юридически значимым).

2. Происходит юридическая квалификация:

а) поиск или установление необходимой правовой нормы;

б) проверяется подлинность текста нормы;

в) проверяется действие выбранной нормы права во времени, в пространстве и по кругу лиц;

г) происходит оценка законности правовой нормы;

д) производится толкование (уяснение) нормы.

3. Решение юридического дела оформляется в форме акта применения нормы права.

72. Правоотношение: понятие, признаки и виды.

Правовые отношения – это, возникающие на основе правовых норм и вследствие наступления определенных юридических факторов, связь субъектов права, обладающих взаимными правами и обязанностями.

Признаки правоотношений:

· общие:

1. идеологический оттенок (носят надстроящий характер);

2. отражают общественные связи между людьми;

3. участники их, занимают определенные отношения друг к другу в определенной практике;

· специальные:

11. связь возникает на основе норм права;

12. связь между участниками через субъективные права и обязанности;

13. связь носит индивидуально-определенный характер;

14. связь, при необходимости предполагает принудительную силу государства;

15. носит волевой характер правоотношений.

Виды правоотношений:

· по отраслям права:

а) уголовное; б) гражданское; в) административное и т.д.

· а) материальные; б) процессуальные.

· по способу индивидуализации правоотношений:

а) относительные – определены все стороны правоотношений;

б) абсолютные – оговорен лишь один субъект.

· по функциям права:

а) регулятивные:

- активные; - пассивные.

б) охранительные.

73. Систематизация законодательства: понятие и виды.

Систематизация законодательства – это целенаправленная деятельность компетентных субъектов, по упорядочению нормативно-правовых актов и устранению возможных противоречий, неточностей, пробелов в действующем законе.

Виды систематизации:

1. КОДИФИКАЦИЯ – деятельность компетентных государственных органов, направленная на качественную переработку действующего законодательства путем обобщения систематизируемых актов, вычленения из них наиболее значимых положений и принципов, устранения повторов, неточностей и пробелов.

2. ИНКОРПОРАЦИЯ – это систематизация законодательства путем объединения исходного нормативного материала в специальных сборниках:

- официальная (от имени государства);

- неофициальная.

3. КОНСОЛИДАЦИЯ – это сочетание первого и второго вида систематизации.

УЧЕТ – простейший способ систематизации. Ее смысл, в упорядочении имеющейся информации, и группировке ее в специальные предметные блоки.

Наши рекомендации