Тема: «Политическая и государственная власть. Принципы разделения государственной власти»

ЗАНЯТИЕ №26

Цели:

1. Обучающая: сформировать знания о понятиях: власть; общественная власть; политическая власть; государственная власть.

2. Развивающая:формировать умение анализировать основные социальные и политические процессы: власть как общественное явление; легальность и легитимность власти.

3. Воспитательная: формировать объективное отношение к государственной власти, культуру социальных и политических отношений.

Тип занятия:изучения и применения новых знаний.

Вид занятия:комбинированный урок.

Оборудование: схема «Структура власти», мультимедийная презентация «Власть».

Ход занятия:

Этап 1. Ориентировочно-мотивационный (вводный)

Вопросы для устного опроса учащихся:

1. Сущность и классификация общественной власти.

2. Понятие и значение легитимности власти.

3. Общественная власть: источники, формы исполнения, средства и методы осуществления.

4. Власть страха как вид общественной власти.

Этап 2. Операционно-познавательный (основной)

Вопросы для изучения новой темы:

1. Сущность и отличительные черты политической власти.

2. Структура, основания и ресурсы политической власти.

3. Особенности и значение государственной власти.

4. Ресурсы и функции государственной власти

5. Принципы разделения государственной власти: значение и последствия для общества.

Вопрос №1. Политическая власть – отношения «господства-подчинения» между субъектами политики; способность и возможность субъекта осуществлять свою волю в сфере политики, т.е. в сфере принятия и осуществления решений, носящих общеобязательный характер.

Виды политической власти:

А. По сферам проявления – экономическая, информационная, профсоюзная, партийная.

Б. По объёму – коллективная, районная, областная, общенациональная (государственная), мировая.

В. По функциям – исполнительная, законодательная, судебная.

Г. По средствам и методам – тоталитарная, авторитарная, демократическая.

Д. По характеру институционализации – формальная и неформальная, официальная и неофициальная, легальная и нелегальная.

Черты политической власти:

1) Публичность (всеобщность, безличность). Политическая власть осуществляется от имени всего общества или больших социальных групп.

2) Широта и неопределённость круга объектов. Политическая власть распространяется на большие социальные группы или на всё общество.

3) Многообразие используемых ресурсов, важнейшим из которых является авторитет, поскольку он минимизирует издержки властвования.

Любое общество, как известно, состоит из управляющих и управляемых. Группа управляющих теми или иными способами диктует свою волю остальной части общества, а она, в свою очередь, эту волю исполняет.

Необходимость в обществе такого субъекта, который осуществлял бы господство и внушал подчинение, не вызывает сомнения. Т. Гоббс (1588-1679) ярко описал состояние общества, где никто не подчиняется никому. Он его назвал состоянием «войны всех против всех» и показал, что это может привести к самоуничтожению человечества. Но люди, утверждал он, наделены от природы чувством самосохранения, которое и подсказывает им выход: признать над собой власть и подчиниться ей.

.

Вопрос №2.Основными компонентами в структуре политической власти являются господство и подчинение.

Господство - это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства, хотя в истории человечества политическое господство проявлялось обычно как форма закрепления и (или) средство приобретения социального господства, т.е. привилегированного положения в обществе, связанного с социальным неравенством.

В современных правовых социальных государствах связь политического господства с социальными привилегиями ослабла, хотя и не исчезла полностью. Альтернативой политическому господству является самоуправленческая организация общества, осуществление которой в обозримой перспективе нереально.

Господство осуществляется по-разному. Так, можно господствовать силой оружия, вызывая подчинение, основанное на страхе. Но можно сделать это более надёжным способом: через согласование интересов субъектов политики. В этом случае властвующий «мягко» навязывает свою волю, не забывая о том, что и другие имеют право на удовлетворение своих интересов.

Такой способ более труден, зато властвующий может быть уверен в стабильности своей власти. Примером такой власти является «новый курс» Ф.Рузвельта в США. Когда в 1929-1933 гг. в стране разразился глубочайший экономический кризис, президент и его команда предложили ввести государственное регулирование частного предпринимательства, расширить государственный сектор в экономике. Это ущемляло интересы предпринимателей, но, в конечном счёте, такая политика привела к стабилизации экономики, от чего выиграло большинство социальных групп, в том числе и сами предприниматели.

Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти. Все эти мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект.

Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния.

Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка была одним из ведущих мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она - надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что "король-то - голый", что власть изжила себя и недостойна повиновения.

Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов позитивной мотивации подчинения - повиновения на основе убежденности, авторитета и идентификации. Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок, составляющих "вторую природу" личности (ее "первая природа" образуется под воздействием первичных, преимущественно биологических потребностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т.п.) - важный источник силы власти.

Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях относительно личности руководителя. В зависимости от лежащих в его основе качеств авторитет бывает научным (качество учености), деловым (компетентность, навыки, опыт), моральным (высокие нравственные качества), религиозным (святость), статусным (уважение к должности) и т.п.

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.

Ресурсы власти – это совокупность всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти. Ресурсы могут применяться для поощрения, наказания или убеждения. В процессе их реализации субъектом они могут трансформироваться во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы в устойчивое влияние в рамках системы взаимосвязанных агентов (субъектов и объектов власти). Ресурсы иногда отождествляют с основаниями власти.

Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Так, согласно А. Этциони, они делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные ресурсы - это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может покупать не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например уменьшение зарплаты недобросовестным работникам). В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций. Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Для выделения различных видов власти широко распространена классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности - на экономические, социальные, культурно-информационные, принудительные (силовые).

Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.

Социальные ресурсы - способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.п.

Культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Как считает известный американский социолог-прогнозист Олвин Тоффлер, в конце XX в. знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах "знания, в силу своих преимуществ - бесконечности, общедоступности, демократичности, - подчинили силу и богатство и стаяли определяющим фактором функционирования власти". В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство, утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией. Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами. Однако тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов как источника власти в современном мире проявляется достаточно отчетливо.

Принудительные (силовые) ресурсы - это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы и имущества - высших ценностей.

Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе, особенно государством, в большей или меньшей степени обладающим всеми видами ресурсов.

Специфическим ресурсом власти является сам человек - демографические ресурсы. Люди - это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений - будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек - не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.

Вопрос №3.Государственная власть – высшая форма политической власти в обществе. Она занимает привилегированное положение в обществе по сравнению с другими формами власти. Это верховная власть в обществе, правовые акты и решения которой обязательны для исполнения всеми субъектами политики.

Верховенство государственной власти проявляется в следующем:

-Единственный её источник – народ.

-Действует единая система органов государственной власти, наделённых всеми необходимыми полномочиями для управления обществом.

-Государственная власть суверенна в отношениях с другими формами власти.

-Только государственная власть вправе обеспечивать конституционный правопорядок, используя насильственные средства и методы.

Поскольку государственная власть имеет тенденцию к накоплению и концентрации (закон накопления власти), необходимо создание системы разделения властей. Она предполагает наличие в обществе горизонтального (законодательные, исполнительные и судебные органы) и вертикального (центральные и местные органы) разделения власти.

Вопрос №4.

Для того чтобы быть дееспособной, государственная власть должна располагать определёнными ресурсами. Каковы они?

Прежде всего, это – материальные ресурсы (полезные ископаемые, плодородные земли, фабрики, заводы и т.д.). Они образуют своеобразный фундамент государственной власти. Распоряжаясь ими, она может проводить ту или иную экономическую политику, поощрять одни слои населения и ограничивать права и привилегии других.

Не менее важны для государственной власти и социальные ресурсы. Они включают в себя такие важнейшие элементы, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение (пенсии, пособия и другие выплаты).

Государственная власть не может обойтись и без информационных ресурсов. Она является самым крупным держателем информации обо всём, происходящем в стране. Ведь, как известно, принять правильное решение можно только на основании полной информации.

Важны для государственной власти и духовные ресурсы. Их составляют традиции общества, культурное наследие, настроения людей, их отношение к своему Отечеству и представителям власти.

Не обходится власть и без силовых ресурсов. Их составляют армия, милиция, органы безопасности, наконец, просто оружие. Уже было сказано, что применение силы – это важнейшая отличительная черта государственной власти. Власть не может обойтись без принуждения. Иначе как бы она справилась с преступностью, стихийными бедствиями, проявлениями агрессии со стороны других государств? Это, однако, не означает, что силовые ресурсы наиболее значимы и эффективны. Используя только силу, государственная власть может добиться лишь кратковременного подчинения.

На силу, как известно, может найтись не менее грозная сила. Таким образом, использование силовых ресурсов должно быть ограничено соображениями целесообразности.

Наконец, главным ресурсом власти являются сами люди, демографические ресурсы. В конце концов, и все остальные ресурсы воплощаются в человеке.

Им создаётся материальное и духовное богатство. Он является источником и владельцем информации. Наконец, даже огромные горы оружия – ничто, если нет человека, способного им воспользоваться. Вот почему государственная власть всегда стремится регулировать демографическую ситуацию в своей стране.

Даже в одном отдельно взятом действии власть, как правило, использует множество ресурсов. Например, принимая решение о проведении в стране реформы средней школы, она задействует материальные ресурсы – привлекает средства для издания новых учебников, для подготовки и переквалификации учителей и т.д. Кроме того, она опирается на информацию о том, как развивалась система образования в прошлом, какие наиболее острые проблемы существуют в этой сфере сегодня, каковы национальные традиции и мировой опыт. Такое соединение ресурсов происходит и в любом другом случае. Государственная власть может действовать эффективно только в том случае, если она умело пользуется всеми их видами.

Вопрос №5.

Поскольку государственная власть имеет тенденцию к накоплению и концентрации (закон накопления власти), необходимо создание системы разделения властей. Она предполагает наличие в обществе горизонтального (законодательные, исполнительные и судебные органы) и вертикального (центральные и местные органы) разделения власти.

Система горизонтального разделения власти создаёт, с одной стороны, конкуренцию, а с другой – определённое равновесие. Нарушение этого равновесия губительно для общества. Так, накопление функций в руках законодателей делает невозможным нормальное выполнение принятых решений, приводит к параличу исполнительной власти и к хаосу в нашей повседневной жизни.

Диктат исполнительных органов, в свою очередь, оборачивается всевластием аппарата. Наконец, если в системе власти отсутствуют независимые судебные органы, общество лишается арбитра, который наблюдал бы за тем, чтобы все персонажи общественной жизни соблюдали принятые правила игры. А это прямой путь к беззаконию, беспорядку, насилию.

Попытка создать отлаженную систему разделения власти предпринимается сегодня в Беларуси. В результате политических реформ законодательные функции отданы Национальному собранию, исполнительные – Президенту и Совету Министров, а судебные – Конституционному суду и всей системе судопроизводства. Правда, само по себе создание новых органов власти ещё не гарантирует её разделения на деле. Необходимый баланс полномочий складывается постепенно, через споры, а подчас и конфликты.

Горизонтальное деление власти дополняется вертикальным. Это означает, что разграничение функций должно быть произведено и между различными уровнями государственной власти. В любой стране существует, по меньшей мере, два таких уровня: общенациональный (центральный) и местный. Так, в Беларуси помимо высших органов власти, существуют областные, а ещё ниже располагаются местные органы. Почему это необходимо?

Сосредоточение всей власти в центре не может быть эффективным уже потому, что центр не в состоянии получить всю необходимую информацию и учесть местные особенности. Конечно, это не означает, что все вопросы должны решаться исключительно на местах. Перевес в их сторону оборачивается непреодолимыми трудностями в решении общенациональных проблем. Местные органы власти могут уподобиться лебедю, раку и щуке из известной басни И.А. Крылова: каждый из них будет решать проблему по-своему, между тем как общий «воз» не сдвинется с места.

Опыт показывает, что общество постепенно находит наилучший вариант вертикального разделения власти. Сами задачи, встающие перед ним, требуют для своего решения различных средств. Например, эффективная охрана природы возможна на общенациональном уровне, поскольку требует значительных материальных затрат, собранной воедино информации о состоянии экосистемы и т.п. Местные же власти должны прилагать усилия для сохранения природы на своей территории и не предпринимать действий, идущих вразрез с общей экологической политикой центра. В то же время решение о строительстве детского сада, школы или о закладке парка целесообразно принимать в местных органах власти, поскольку они лучше осведомлены и о потребностях жителей, и о реальных возможностях своего бюджета.

Общение между различными уровнями власти должно происходить на основе закона. Именно он фиксирует круг полномочий отдельных органов.

Это позволяет решать задачи, встающие перед обществом, эффективно и с оптимальными затратами.

Таким образом, мы видим, что смысл идеи разделения властей состоит не только в чётком разграничении функции и выяснении кто за что отвечает, а во взаимном сдерживании друг друга. В такой ситуации выигрывает не какая-то ветвь власти, а, прежде всего, рядовые граждане. Взаимодействуя между собой, власти не допускают её сосредоточения в одних руках, в едином центре и тем самым гарантируют соблюдение прав человека. Не случайно появляющиеся изредка на политической арене тираны и диктаторы в первую очередь стараются уничтожить разделение властей, понимая, что это и есть главное препятствие на пути к неограниченной власти.

ЭТАП 3. КОНТРОЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ)

Учащимся предлагаются вопросы для контроля полученных знаний:

1. Дайте определение понятиям «власть», «политическая власть».

2. Всякая ли политическая власть есть власть государственная?

3. Какие особенности у государственной власти?

4. Как проявляется закон накопления власти: нужно ли ему сопротивляться? Почему?

5. Какие ветви власти должны быть отделены друг от друга в соответствии с принципами разделения власти?

6. Что такое вертикальное разделение власти? Зачем оно нужно?

7. Что такое горизонтальное разделение власти?

Домашнее задание: [1], с. 379-411;

[3], гл.5; [6], т.4-5.

Наши рекомендации