Информационные системы органов государственного и муниципального управления: их основные свойства, технические средства, структура программного и информационного обеспечения.

Информационная система — организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационное ресурсы — отдельные документы и массивы документов в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах.

Информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

ФЗ в области инф. технологий - «Об информации, информатизации и защите информации» (№ 24-ФЗ от 20 февраля 1995 г.), ФЗ № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных»; ФЗ № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; ФЗ № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Государственные и муниципальные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами.

Именно поэтому разработана и утверждена государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)», задачи которой во многом определены основными положениями Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также результатами выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)». Реализуемые направления, в рамках которых достигается решение задач Программы, включают улучшение качества жизни граждан и условий развития бизнеса в информационном обществе, создание электронного государства и повышение эффективности государственного управления, развитие российского рынка информац. и телекоммуникационных технологий и др.

Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых доступ с использованием сети "Интернет" к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации, а также порядок использования единой системы идентификации и аутентификации.

Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.

Обобщенная структура муниципальной информационной системы состоит из следующих компонентов: (ИСЦАА - информационная система центрального аппарата администрации; ИСГД - информационная система городской Думы; ИСТОМУ - информационная подсистема территориальных органов муниципального управления; ИСООМУ - информационная подсистема отраслевых органов муниципального управления; ИСФОМУ - информационная подсистема функциональных органов муниципального управления; МИП - муниципальный интернет-портал; ЦБД - центральная база данных; ЕИП - единое информационное пространство города, подсистема бюджетного процесса; подсистема нормативно-правового обеспечения органов местного самоуправления; подсистема документооборота и делопроизводства; комплекс учета муниципальной собственности; информационная подсистема «Население» и др.

Важную роль в информационном обеспечении муниципальной деятельности играют специализированные межмуниципальные информационные системы и базы данных. Из имеющихся в России таких систем наиболее известна информационная сеть Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). Информационные компьютерные банки этой сети (их свыше 10) позволяют получать информацию о социально-экономических показателях городов - участников сети, принятых муниципальных актах и т.д. Но для этого каждый город должен регулярно размещать в Интернете свою информацию. Однако наибольший эффект в информационном обеспечении муниципальных образований может обеспечить создание единого информационного пространства России. Оно реализуется через создание и функционирование информационной вертикали "Федерация - субъект РФ - муниципальное образование". В ней ключевым элементом являются информационные ресурсы муниципального образования.

Повышение эффективности взаимодействия жителей, организаций и органов управления МО обеспечивается за счет: сокращения времени на получение требуемой информации; предоставления круглосуточного доступа к информации, обработка запросов граждан (например, какая служба компетентна в решении того или иного вопроса, часы работы специалистов, какие документы необходимо иметь при себе, в каком статусе находится рассмотрение вопроса, предоставления возможности «электронного» общения с муниципальными службами; унификации форм документов различных служб; предоставления возможности оформления документов через Интернет.

Наши рекомендации