Системы формирования политических элит.
Политические элиты.
Политическая элита (франц. слово элита означает -отборное, лучшее) - это составляющая меньшинство общества, достаточно самостоятельная, высшая по социальному статусу, относительно привилегированная группа (или совокупность групп), в большей или меньшей мере обладающая особыми психологическими, социальными и политическими качествами, непосредственно участвующая в принятии и осуществлении государственной власти или воздействии на нее.
Итальянские мыслители Г. Моска, В. Парето и немецкий ученый Р. Михельс являются первыми авторами концепции политических элит (конец XIX - начало XX в.). Г. Моска определяет элиту как политический класс, которому свойственна способность управлять другими людьми. Он делает акцент на организаторских способностях элит. Элита обладает моральным, интеллектуальным и материальным превосходством в сравнении с другими людьми. Хотя в целом элита признана управлять, однако не всем ее представителям присущи эти выдающиеся способности. Состав элиты постоянно меняется. Здесь Г. Моска выделяет две тенденции:
1. Аристократическая тенденция заключается в том, что элита стремится, если не юридически, то фактически закрепить свое привилегированное положение. Она стремится стать замкнутой, закрытой организацией, не допустить в свой состав выходцев из низших слоев общества.
2. Демократическая тенденция, заключается в том, что в состав элиты все же удается попасть наиболее активным и наиболее способным выходцам из низших слоев, несмотря на все барьеры и
преграды.
Г. Моска считает, что необходимо, чтобы в обществе имели место обе эти тенденции, т. к. 1-я будет способствовать преемственности и стабильности, а 2-я - его обновлению. И они будут уравновешивать друг друга.
В. Парето определяет элиту как совокупность индивидов, обладающих наивысшей результативностью в той или иной сфере деятельности. Парето считает, что в обществе действуют правящая элита, которая прямо или косвенно, но эффективно выполняет управленческие функции, и контрэлита, в состав которой входят люди, наделенные соответствующими способностями, но в силу ряда обстоятельств лишенные доступа к власти, и соответственно не имеющие возможности выполнять управленческие функции. Поскольку правящая элита стремится сделать свое положение наследственным, то качественный состав элиты ухудшается; в то же время растет количественный состав контрэлиты. Последняя, используя недовольство масс существующим правительством, свергает правящую элиту и устанавливает свое политическое господство. Таким образом, в обществе осуществляется смена или циркуляция элит.
Политическая элита - это порождение и элемент политической системы социально-классового дифференцированного общества. Имея собственную социальную базу, политическая элита как властвующая сила является проводником не только узко социального интереса, но и выступает как проводник всеобщего интереса. Важнейшая функция элиты - не только реализация интересов социально-господствующих слоев, но и достижение общегосударственных целей.
Политическая элита должна обладать уверенностью в себе, быть способной к решительным и, возможно, болезненным для общества мерам, но ее автономность при принятии решений не абсолютна.
Политические элиты бывают "открытого" и "закрытого" типов. Элиты "открытого" типа рекрутируют в свой состав представителей из различных социальных слоев, хотя кандидаты в элиту проходят длительный отбор через устоявшиеся структуры воспроизводства элиты. Тем самым устраняется возможность массового проникновения в элиту людей некомпетентных, политически неподготовленных, авантюристов. Политические элиты "закрытого" типа формируются из ограниченного, замкнутого круга представителей. Элиты "открытого" и "закрытого" типа выполняют функции, связанные со своими властными полномочиями.
В состав политических элит входят: высшие руководящие кадры, управленцы и идеологи, суждения и мнения которых пользуются авторитетом. В состав элит входят также и наиболее влиятельные экономические и административные круги, руководители средств массовой информации, учебно-просветительских учреждений, а также члены семей влиятельных лиц; представители правящего класса, которые формально не связаны с политикой, но оказывают закулисное влияние на принятие политических решений. Так или иначе, элита занимает важное место среди субъектов политики. Для политических элит в плане их функционирования характерны несколько моментов:
1) выражение и защита совокупного интереса социального слоя или класса, представителем которого они являются;
2) выработка и реализация государственной политики на основе учета всех социальных интересов, защита общенационального интереса;
3) мотивация своей деятельности заботой об общем благе;
4) достижение консенсуса на основе понимания общих ценностей и принципов функционирования политической системы.
Таким образом, политическая элита должна превыше всего ставить национальные интересы, причем, "элитарное" представление о национальных интересах в основе должно быть примерно одинаковым с пониманием таковых широкими социальными слоями общества.
Системы формирования политических элит.
Институт элиты является неотъемлемым элементом любого цивилизованного общества. Сложноорганизованные социальные системы испытывают потребность в регулировании и управлении постоянно нарастающего многообразия взаимодействий групп, индивидов, форм человеческой деятельности как внутри системы, так и вне ее. Это обусловливает существование людей, профессионально занимающихся управлением. Принимая важнейшие политические решения, они определяют способы согласования, представительства интересов различных групп населения, формы участия масс в социальных преобразованиях, и потому элитарность сохранится в обозримом будущем. Более того, попытки ликвидации политических элит наносит ущерб обществу, поскольку объективно направлены против прогресса. Прежде всего, отрицание элитарности затушевывает критерии реально существующего политического неравенства в любом обществе и тем самым ограничивает возможности демократического контроля над элитами. Кроме того, сохранение иллюзий о равном доступе всех граждан к власти ослабляет внимание общества к вопросам качественного отбора в состав элиты действительно достойных и компетентных людей, что создает условия для вхождения в состав элиты авантюристов и угрозу подчинения общества деспотическим элитам. Данное обстоятельство влияет на результативность деятельности элит, а, следовательно, и на возможности развития общества. В этой связи, скорее, существует потребность в совершенствовании системы отбора в элиту, тщательном проведении селекции уже в достаточно раннем возрасте.
Согласно теории элит в мировой практике существует две системы их отбора: гильдейская и антрепренерская. Выбор той или иной системы фильтрации обусловлен рядом факторов, в частности ролью партийной системы в обществе, политическими традициями, степенью однородности культуры, уровнем социального неравенства и др.
В системе гильдийпри отборе вероятных кандидатов акцент делается на их политических предпочтениях, строгом следовании правилам и предписаниям класса, организации (партий, движений, клубов и т.д.). В результате действия таких жестких критериев отбора для системы гильдий характерна высокая предсказуемость политических изменений, преемственность политических курсов, небольшая вероятность политических конфликтов. Это достигается благодаря тому, что процесс политического продвижения потенциальных кандидатов опирается на поддержку партий. Тщательность отбора кандидатов на лидирующие позиции обеспечивается большим количеством формальных требований (например, учитывается образование, стаж работы, возраст, характеристика, прежняя должность, партийность и др.). Отбор носит закрытый характер и осуществляется узким кругом занимающихся отбором (представителями высшего круга элиты). Конкуренции между кандидатами не предполагается, поскольку система власти строго формализована, иерархична и кандидаты имеют представление о ступенях и скорости своего карьерного продвижения. Следование кандидатов одним политическим ценностям обеспечивает высокую групповую сплоченность элиты.
Высокую степень групповой сплоченности и солидарности обеспечивала номенклатурная системафильтрации, являвшаяся конкретно-историческим вариантом в системе гильдий. Она была распространена в тоталитарных режимах, в частности в бывшем СССР. Номенклатура представляет собой способ замещения лидирующих позиций исключительно посредством принадлежности к властвующей партии. Карьерное продвижение ставится в тесную зависимость от политического и идеологического конформизма кандидата, личной преданности вождю, желания угодить вышестоящему начальству, показной активности. Одновременно номенклатура - высший слой партийных функционеров.
В антрепренерскую системуотбора заложены иные принципы. Она ориентируется на индивидуальные качества кандидата, его творческое начало, способность убеждать, умение нравиться избирателям. Антрепренерская система открывает доступ к власти (хотя бы формально) различным социальным группам общества, поскольку использует ограниченное число формальных требований к кандидатам. Например, для выдвижения на пост президента США достаточно, чтобы кандидату было 35 лет и он проживал в стране не менее 14 лет. Сам процесс отбора характеризуется острым противоборством кандидатов. Подобная система демократична, предполагает приток в элиту наиболее одаренных людей, способных ответить на требование времени. Однако существует оборотная сторона подобной системы отбора: частая смена курса в связи с изменениями в правящей элите; слабая предсказуемость политических решений; частые конфликты внутри элиты и др.
На практике системы гильдейская и антрепренерская не используются в чистом виде, а сочетают достоинства друг друга.