Возникновение права его признаки и функции.
В поставленной проблеме нашей лекции мы должны ответить на два вопроса:
v в силу каких причин произошла сменапубличной власти родового строя, которую заменило государство?
v что принципиально отличает государство (его власть) от публичной власти родового строя?
Смена публичной власти родового строя ГОСУДАРСТВОМ произошла не по желанию отдельных лиц, либо в результате договора или насилия,
v а в результате серьезных изменений в экономической сфере общества.
Эти изменения стали возможными благодаря развитию производительных сил общества, позволивших государству производить материальных благ больше, чем их требовалось для простого воспроизводства и сохранения жизни.
Следовательно,
v функция создания продукта
v и функция присвоения продукта расчленяются.
Возникают реальные условиядля имущественной и социальной дифференциации людей, что ведет
v к возможности появления разных форм эксплуатации внутри родового строя.
Все эти явления порождены общественным разделением труда. Они и явились главными причинами, которые
v изнутри взорвали родовой строй,
v привели к расколу общества на классы,
v появлению государственно-организованного общества.
Первое крупное общественное разделение труда – это отделение СКОТОВОДСТВА от ЗЕМЛЕДЕЛИЯ.
Появление двух видов производства дает возможность
¨ осуществлять регулярный обмен продуктов, который в первую очередь развивается у кочевых народов так как все их имущество находится в подвижной, следовательно, непосредственно отчуждаемой форме,
¨ а образ их жизни постоянно приводит их в соприкосновение с чужими общинами и тем побуждает к обмену продуктов.
Проникновение товарных отношений в общину способствует ее разложению, ибо обмен есть главное средство обособление индивидов, делает стадное существование ненужным.
Внутри родовой организации постепенно складывается имущественная и производственная разобщенность.
Это разобщенности способствуетвторое крупное общественное разделение труда – отделение РЕМЕСЛА от СКОТОВОДСТВА и ЗЕМЛЕДЕЛИЯ.
В результате второго общественного разделения труда происходит значительное имущественное расслоение. Среди соплеменников появляются богатые и бедные. Если
¨ в период господства присваивающей экономики не было заметно избыточного прибавочного продукта,
¨ то с появлением скотоводства, земледелия, ремеславозникает ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – изготовление материальных благне для личного потребления, а для обмена, продажи и приобретение предметов, которые производились другими.Регулярный обмен и приобретение становится просто жизненно необходимым,
¨ а для этого требуются люди, специально занимающиеся обменом продуктов между общинами.
Это приводит к третьему крупному общественному разделению трудапоявление класса КУПЦОВ,которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства. Обмен товарами, а затем и торговля становятся постоянным занятием особой группы людей – купцов. Это был новый социальный слой, который сам непосредственно ничего не производил, а занимался только обменом, а позже торговлей товарами.
С развитием торговли появляются и металлические деньги.
Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объема избыточного продукта, который обусловил появление частной собственности, что явилось материальным выражением обособленности членов рода.
Так произошло крупное общественное разделение труда.
Если подвести итог сказанному, то следует еще раз указать на следующие обстоятельства.
(1). Люди стали СПЕЦИАЛИЗИРОВАТЬСЯ на выполнении различных видов общественно-полезной деятельности.
Совершился революционный переход
¨ от присваивающе-потребительской экономики
¨ к экономике производящей,
что коренным образом изменило всю систему социальных отношений первобытного общества.
(2) Занятие скотоводством и земледелием уже не требовал коллективных усилий, как прежде. Производственный результат уже зависел от отдельной личности.
Процесс труда все больше усложнялся, требовал больших физических нагрузок, в связи с этим основной производящей силой нарождающегося специализированного производства стал МУЖЧИНА. Его труд был более производительным. Впервые в обществе появляется так называемый ИЗБЫТОЧНЫЙ ПРОДУКТ, который, не является уже жизненно необходимым. Он может свободно отчуждаться.
(3). Специализация общественно необходимого труда сопровождалась совершенствование орудием труда, их разнообразием. Ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства, составив содержание второго крупного общественного разделения труда.
(4). Занятие СКОТОВОДСТВОМ, ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ и РЕМЕСЛОМ требовало от индивидов обмена результатами своего труда. Процесс обмена представлял целую отрасль общественно полезной деятельности, что было третьи крупным разделением труда, которым занимались значительная часть населения – КУПЦЫ.
Зарождению государства и права способствует коренная ломка, произошла и всемейно-брачных отношениях,которую можно сравнивать по праву с «революцией в семье». В условиях МАТРИАРХАТА воин и охотник довольствовался вторым местом в доме, подчиняясь женщинам.
ПАСТУХ же стал главой семьи, поскольку ему принадлежали стада. «С утверждением фактического господства мужчины, - отмечал Ф. Энгельс, - в доме пали последние преграды к его единовластию. Это единовластие было подтверждено и увековечено ниспровержением материнского права, введением отцовского права, постепенным переходом от парного брака к моногамии. А это создавало трещину в древнем родовом строе; отдельная семья сделалась силой, которая угрожающее противостояла роду» ( К, Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т.21, с.162)
Необходимость в такой форме брака была вызвана желанием передать ПО НАСЛЕДСТВУ имущество своим детям. Моногамия (единобрачие) была первой формой семьи, в основе которой лежали не естественные, а экономические условия – победа частной собственности над первоначально сложившейся общей. «Господство мужа в семье и рождение детей, - отмечал Ф. Энгельс, - которые были бы от него и должны были наследовать его богатство, - такова исключительно ЦЕЛЬ единобрачия, откровенно провозглашенная греками. (Т.21, с.68).
Противостояние семьи и рода выразилось в двух моментах:
расширился перечь имущества, признававшегося частной собственностью семьи, в том числе в частную собственность была передана и земля. А это привело к тому, что общинная собственность родового строя перестала существовать;
моногамная семья создала условия для расслоения общества на богатых и бедных, ибо собственность главы семейства не переходила в другие семьи, а оставалась у его детей, что позволяло одной семьи богатеть, а другим – разоряться и беднеть. собственностью.
Таким образом, постепенный переход
¨ матриархата к патриархату,
¨ от парного брака к моногамному (греч. единобрачие)
приводит к экономической самостоятельности отдельной семьи.
Возникшая моногамная семья выделяется из родового коллектива и существует автономно.
Парная семья становится социальной формой материальной обособленности, ибо и частная собственность и наследство сосредотачиваются в рамках отдельной семьи.
В ы в о д: крупные общественные разделения труда происходят
¨ как внутри племен, так и между ними,
¨ а специализация общественного производства приводит к увеличению результатов труда и обмена продуктов между ними.
Крупное общественное разделение труда вызвало КРИЗИС ВЛАСТИ.
Как мы помним общественная власть родового строя возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов.
Постепенно общественная власть стала перерождаться и на ее СМЕНУ приходит власть богатых членов рода с помощью которой они начали защищать свои, прежде всего, политические и экономические интересы.
Постепенно, в связи с усложнением и возрастанием объема управленческой деятельности, расширялась численность родоплеменной верхушки.
Ее лидеры предпочитали самолично назначать и даже готовить приемников, которых они специально обучали. Чаще всего им были ближайшие родственники.
Публичная власть все больше отдалялась от общества. Шел процесс ее самоизоляции
Таким образом, развитие производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда, что приводит к острым непримиримым конфликтам внутри общества.
В таких условиях
¨ родоплеменные связи теряют свое значение,
¨ органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью,
¨ три крупных общественных разделения труда, ознаменовали переход общества к производящей экономике,
¨ возникновение частной собственности и классов,
стали несовместимы с первобытно-общинной организацией общества
Указанные условия дали толчок к формированию ГОСУДАРСТВА как особой организации публичной власти.
Зарождающаяся новая организация уже была организацией не всего общества, а только ее части - собственников средств производства.
Эта организация призвана взять на себя охрану сложившихся новых экономических отношений имущественного неравенства
Фридрих Энгельс в работе“Происхождение семьи, частной собственности и государства”делает общий в ы в о д, что
v государство не представляет собой силы, извне навязанной обществу,
v государство есть продукт общества на известной стадии развития,
v государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно.
Нужна была сила, которая бы
v умеряла столкновения,
v держала общество в границах “порядка”.
И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть ГОСУДАРСТВО.
Еслив результате тысячелетней эволюции общественное производство пришло кчастной собственности ,то это повлекло перемены и в других областях организации общества.
Перемены эти были направлены на то, чтобы приспособиться к тому, что произошло в производстве (т.е. в экономике).
Следовательно,возникновение государства - это приспособление общества к новым условиям, которое
¨ не устраняет того, что произошло в экономике,
¨ а наоборот служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранялись, поддерживались и развивались.
Экономические отношения - Б А З И С, причина всех изменений, которые протекают в надстройке, к которой относится и государство и право.
Переход от первобытнообщинного строя к государству - это крутой поворот в развитии общества:
v он происходит не сразу, захватывает значительный промежуток времени,
v так как и изменения в производстве совершаются не одномоментно.
В ходе длительной эволюции
¨ преодолеваются черты первобытного строя
¨ и утверждаются характеристики, присущие государству.
Родоплеменные отношения после возникновения государства могут еще долго сохраняться у того или иного народа, но главной силой становится государство.
Из сказанного однозначно следует вывод:
(1) Государство как новая организационная форма жизни общества возникает объективно, в итоге неолитической революции, перехода человечества к производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условий жизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни.
(2) Государство не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов: материальных, организационных, идеологических.
(3) Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе,появилось лишь на финальном этапе развития этого общества, в силу вполне ясных причин, связанных с новыми организационно-трудовыми формами существования и воспроизводства человечества.
Надо отметить, что процесс зарождения и формирования государства это довольно длительный процесс, который у разных племен и народностей протекал самыми разными путями [военный, аристократический, плутократический, восточный (азиатский), западный (европейский), смешанный (интегративный)].
Таким образом, из анализа новой, государственной формы организации обществаможно сделать вывод, ГОСУДАРСТВО, будучи на протяжении всей истории развития человеческого общества ключевым понятием и явлением всегда будет отличаться от догосударственных и негосударственных институтов и организаций своими специфическими признаками.
Итак, признаками государства являются
(1). Наличие государственной (публичной) власти - это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства.
С помощью государственной власти осуществляется организованное принуждение одной части общества над другой.
(2). Наличие особого слоя людей – аппарата власти и управления, который представляет собой систему государственных и соответственно материальных средств (вещественных придатков в виде армии, органов безопасности и карательных органов: суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), необходимых для выполнения его функций и задач.
Таким образом, аппарат принуждения состоит из особых отрядов вооруженных людей Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей называют публичной властью.
Функционирования этого специально созданного государственного механизма предполагает наличие особого слоя людей – государственных служащих, основное назначение которых и состоит, чтобы управлять.
С увеличением населения страны увеличивался и государственный аппарат принуждения, совершенствовались методы его работы.
(3).Наличие территории, т.е. единое территориальное пространство на котором осуществляется деление граждан не по родственному, как это было в родовой строе, а по территориальному признаку, их организация по месту жительства, а также осуществление хозяйственной жизни.
Вся территория государства разбивается на ряд административно-территор.иальных единиц. Человеку представлялась возможность осуществлять свои права и обязанности по месту жительства как члену определенного населенного пункта либо административно-территориальных единиц в виде уезда, провинции, графства, округа, кантона, земли и т.д.
Как мы знаем при родовом строе деление людей по территориальному признаку быть не могло, так как территория рассматривалась только средой обитания. Следовательно, государство охватывает все население проживающее на его территории.
(4). Наличие суверенитета, который означает присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных делах.. Государство – единственный носитель суверенной власти.
С зарождение государства формировался и его суверенитет, так как публичная власть распространялась на всех граждан на все государственные органы и должных лиц. Без этого государство не может быть государством в полном смысле этого слова.
(5). Единая система налогов, займов и финансов. Публичная власть государства, равно как и аппарат управления, чиновники сами по себе не создают материальных благ, а наоборот потребляют их. На содержание государственного аппарата всегда требовались значительные материальные расходы. Государство нашло весьма действенный источник покрытия своих расходов – вводит НАЛОГИ, ЗАЙМЫ, ПОШЛИНЫ с населения.
По способу взимания НАЛОГИ делятся на
¨ прямые , когда налоги взимаются с доходов и имущества граждан и юридических лиц прямо и непосредственно;
¨ и косвенные взимаются опосредованно, путем включение их в стоимость производимой продукции и путем прибавления их к цене товара.
А вы знаете откуда пошло известное выражение «деньги не пахнут»?
Некоторые римские императоры изощрялись в деле изобретения все новых и новых. налогов. Так, император ВЕСПАСИАН (69-79 гг. н.э.) известный своей жадностью, устанавливал налоги даже на отхожие места. Его собственный сын ТИТ открыто возмущался этим неслыханным нововведением. Когда этот налог принес первую прибыль, ВЕСПАСИАН, сунул в нос ТИТУ монету и спросил, пахнет ли она. Отсюда и пошло широкое известное выражение «деньги не пахнут»
Таким образом, обществу было вменено в обязанность содержать аппарат государства, уплачивая часть своих доходов в пользу государства. И того, кто не платит налоги или уплачивает вмененную пошлину ждут суровые наказания, вплоть до лишения свободы.
(6) Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.
Те или иные общественные организации, объединения, союзы могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан.
Издание государством юридических норм (актов) некоторые авторы не считают всеобщим признаком государства. Государство и право единое целое. Одно не может существовать без другого Ибо нормы не только устанавливаются государством, но и им же охраняются
К указанным признакам следует добавить и те, обязательность которых подтвердило дальнейшее развитие государственности. Э т о:
(7).Государство выступает в качестве официального представителя всего общества. Это означает, что государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
(8).Единый язык для общения на территории государства. Это не исключает существование и использование языков других этнических групп, проживающих на территории государства.
(9). Единая оборона и внешняя политика. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность. Только государство ведет единую внешнюю политику через специальный государственный орган (МИД)
(10).Наличие определенных единых прав личности, охраняемых государством.
Кроме названных отличительных признаков каждое государство выделяется своими символами. У каждого государства есть свой ГИМН, ФЛАГ, ГЕРБ.
В совокупности эти признаки и черты характеризуют государство. Поэтому не может существовать государство не обладающее перечисленными признаками.
Подводя итог сказанному можно предложить один из возможных вариантов краткого общего определения.
ГОСУДАРСТВО – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.
На фоне указанных явлений параллельно происходит формирование ПРАВА.
Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга.
Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства), так и права - без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы).
Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство.
Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:
(1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;
(2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);
(3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).
Мононормы присваивающих обществ под воздействием социально-экономических и политических условий классового общества перерастают в нормы права и морали производящих обществ
- как путем "расщепления" на эти нормы,
- так и путем появления новых позитивно-обязывающих норм, обусловленных организацией земледелия, скотоводства и ремесла.
Регулятивная система раннеклассовых обществ получает новую структуру, отличающуюся
§ по содержанию (новаянормативная система стала не только выражать и закреплять классовые отношения, но и их обслуживать);
§ по способам регулирования (запреты, дозволения и позитивные обязывания)
§ по форме выражения (на смену мифам, ритуалам, обычаям появляется новый элемент - четкое фиксирование в письменных источникам норм. Напр., законы, кодексы, своды законов (первый известный нам свод законов - это свод царя Ур-Намму, который жил в Шумере в III тыс.до н.э.), законы Хаммурапи (Древний Вавилон), законы XII таблиц (Рим);
§ по ПРОЦЕДУРАМформируются новые способы социального контроля за выполнением норм раннеклассового общества. Для разрешения споров создается специальный государственный орган СУД;
§ и, наконец, по средствам обеспечения – санкциям Это проявляется в резком ужесточении санкций, защищавших собственность социальной верхушки, во введении дифференциации наказаний за преступления против личности в зависимости от статуса последней (свободный, раб, мужчина, женщина, ребенок), в легализации привилегий.
Правило поведения (норма) приобретает все более четкую логическую структуру по типу «ЕСЛИ-ТО-ИНАЧЕ».
§ «ЕСЛИ» - это указание на условия, когда должна действовать, применяться норма,
§ «ТО»- само правило поведения - что надо делать или отчего воздержаться.
§ «ИНАЧЕ» - указание на те неблагоприятные последствия, то есть на санкции, которые могут последовать, если не будет выполнено "то".
Формирование условий самого правила и последствий в одной норме знаменует следующий этап в развитии регулятивной системы, в становлении права.
В развитии права. можно выделить три основные фазы
Первая фаза (детство права) - фаза зарождения ПРАВА (архаичное право).
Главной особенностью архаичного права является то, что нормы человеческого общежития в этот период имеют локальный, местный характер. Одним словом, что ни община, племя, то «своя система социальных норм» Отсюда название «племенное право».
Процесс выработки норм архаичного права осуществляется «снизу», самим народом. Именно такие социальные нормы и приобретают форму обычаев, т.е. правил поведения, сложившихся исторически, на протяжении многих поколений и ставших всеобщими в силу многократности повторения. Отсюда проистекает наименование «ОБЫЧНОЕ ПРАВО».
Вторая фаза (стадия юности) может быть названа сословным или корпоративным правом знаменует оформление регулятивной системы в некую систему правил (норм).
Возникновение корпоративного права (права отдельных социальных слоев) явилось результатом постепенного развития экономики и специализации общественного труда, а отсюда неумолима дифференциация общества.
Постепенно выкристаллизовываются отдельные слои общества или сословия (крестьяне, горожане, торговцы, ремесленники, духовенство, и т.п.), которые осознавая свои общие интересы, стремятся установить единообразные правила поведения, дабы защитить свои интересы.
В связи с происшедшими в обще изменениями и, в частности, разделением общества на сословия, архаичное право уступает иным нормативным системам. Поскольку общество стало дифференцироваться на социальные группы, отличающиеся разным отношением к средствам производства и соответственно долей получаемого прибавочного продукта, архаичное право перестало служить мерилом поведения людей.
Потребовалось создание таких нормативных систем, которые бы отвечали регулированию отношению внутри каждого социального слоя и обеспечивали их взаимодействие с другими слоями общества.
И такие системы возникают, но носят они уже корпоративный характер, т.е. обслуживают преимущественно интересы каждого отдельного сословия. Таким образом, возникает поместное (феодальное) право, крепостное право, каноническое (церковное) право, городское право, торговое право.
Корпоративные нормы зарождалисьв лоне норм ОБЫЧНОГО ПРАВА и представляли собой как бы специализированные обычаи. Именно из этих корпоративных систем позднее будет образовано право государственное.
Корпоративное право (право отдельных общественных слоев) называют предшественником права (протоправом).
Эта фаза увязывается с такими обществами, где налицо полная победа различных форм производящей экономики.
И, наконец, третья фаза (стадия зрелости) связана с письменной кодификацией права в ряде раннегосударственных образований. Первые письменные источники были обнаружены в 1901-1919 гг., которые уходят корнями в древнее Вавилонское государство (законы Хаммурапи - 1790-1752 гг. до Р.Х.), Греческая цивилизация также дала нам письменные свидетельствования архаичного права (Законы Соломона – 594-593 гг. до Р.Х.) Первым письменным римским правовым источником следует считать Законы двенадцати таблиц (451-450 гг. до Р.Х.). Самая древняя из дошедших до нас источников континентальной Европы – Салическая правда (496 г). В России первым письменным источником права считается Русская Правда (примерно 1016 г.).
Если кратко охарактеризовать суть развитого, то можно отметить две главные его особенности:
1) создание норм права преимущественно органами государства, т.е. законодательными органами;
2) защита правовых норм государственными органами, причем здесь выделяются те государственные органы, которые называются правоохранительными.
Таким образом, обобщая
Ø развитие права,
Ø его отличие от иных социальных норм,
можно сформулировать признаки права, те существенные характеристики права, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе о его отличии от иных социальных норм.
(1) НОРМАТИВНОСТЬ. Право выступает:
¨ как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой ("если-то-иначе"),
¨ установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание).
Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.
(2) ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий
(3) ФОРМАЛИЗМ. Правовые нормы приобретают фиксированный (письменный) вид в специальной форме: законов и их сборников, прецедентов и т.д.
Формализм права составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора.
Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно "работает" на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.
(4) ПРОЦЕДУРНОСТЬ. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты.
Процедурные правила, процессуальный порядок - характерный признак права, определяющий связь права с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами - судом, полицией и т.п.
(5) НЕПЕРСОНОФИЦИРОВАННОСТЬ. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонофицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц.
С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.
(6) ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОСТЬ. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, которое осуществляют определенные органы государства, с признанием государством тех или иных возникших правил поведения (обычаев) правовыми, с деятельностью уполномоченных на это судов (прецедент).
(7) ОБЪЕКТИВНОСТЬ. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы.
В ы в о д: ПРАВО, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо личности. а оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики, и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.
При этом следует подчеркнуть, что характеристику новой регулятивной системе раннеклассового общества необходимо давать только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.
Ценность права предопределяется еще и тем обстоятельством, что оно с момента появления выполняет уже на ранних этапах своего становления определенные функции в раннеклассовых обществах
Во-первых, право выполняет важную регулятивную функцию, обеспечивая нормальную организационно-трудовую, производственную деятельность общества, нормальный экономический оборот, производство, распределение, обмен и потребление продуктов "(товаров).
Во-вторых, право выполняет охранительную функцию, защищая государственный строй, социальную структуру общества, организацию экономической жизни, господство определенных классов или социальных групп, идеологические основы, жизнь, свободу, собственность общинников-земледельцев, других членов общества.
В-третьих, право выполняет гуманистическую функцию, смягчая противоречия путем закрепления компромиссов, социальные столкновения, классовую непримиримость, произвол и иные социальные напряжения в обществе.
В-четвертых, право выполняет идеологическую функцию, вводя в общественное сознание набор представлений о необходимых принципах и правилах поведения, духовных и моральных ценностях.
И, наконец, в-пятых, право выполняет важную воспитательную функцию, вооружая и подготавливая общество к восприятию правовых и моральных ценностей, идеалов социального общежития, целей существования общества.
Заканчивая рассмотрения функций права возникает довольно-таки дискуссионный вопрос еще об одной ФУНКЦИИ ПРАВА, связанной с использованием права как института НАСИЛИЯ, для обоснования и обеспечения господства тиранов, классового насилия, военных захватов и т.п. Является ли такая направленностьправа также осуществлением его функций?
Представляется, что право на этапе своего становления выполняло и функцию принуждения,классового насилия, приобретая подчас весьма произвольные формы.
Нет сомнений в том, что юридическое оформление функций насилия это реальность правового бытия.
Однако функция НАСИЛИЯ не характеризует основное социальное назначение права.
Эта функция в о з н и к а е т там и всегда как результат ненормального взаимоотношения ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ и ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, результат действия не только объективных, но и субъективных факторов.
Иными словами, хотя функцию насилия нельзя затушевывать, все же основными являются
- постоянно действующие функции, определяющие социальную ценность права, закономерности его появления, а именно
- те, которые приведены выше - регулятивная (организационная), охранительная, гуманистическая, идеологическая и воспитательная.
2. Государственная (политическая) власть.
2.1. Понятие и признаки государственной (политической власти). Отличие государственной власти от власти первобытного строя.