Возникновение и развитие науки , ее функции . Научное познание и его специфические признаки.

Наука, в отличие от обыденного познания, ориентируется на поиск сущности, того, что не дано непосредственно чувствам. Необходимым стало умение реальные объекты трансформиро­вать в идеальные, существующие в мысли, в логике рассужде­ний, в расчетах. Начиная с античности, основной функцией на­учной деятельности стала объяснительная (обоснование и разъ­яснение различных зависимостей и связей, существенных харак­теристик явлений, их происхождения и развития). Коперников-ским переворотом наука впервые оспорила у теологии ее право монопольно определять формирование мировоззрения.

Наука возникла из практики и развивается на ее основе, под влиянием общественных потребностей* (астрономия, математи­ка, механика, термодинамика, биология, химия и т. д.). Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развива­ется под ее воздействием. Например, электродинамика возникла преимущественно в научных лабораториях к дала импульс для электротехники, создания новых средств связи.

Чтобы научные знания служили обществу, они должны стать элементами общего образования, опережать (по темпам) иные формы деятельности общества. Это требует определенных мате­риальных и финансовых затрат на науку и образование. В исто­рическом соревновании народов и государств берут верх те, кто располагает большим и глубоким знанием и соответственно бо­лее высокой производительностью труда, лучшими организацией общества и системой управления.

Научное познание и eго специфические признаки.

Научное знание в подлинном смысле слова начинается тогда, когда не что-то вымышленное, а реальность, факты выступают

Нечто существующее становится научным фактом тогда, ко­гда оно зафиксировано тем или иным принятым в данной науке способом (фотография, запись в виде высказываний, формул, магнитофонная и т. д.). Факт возникает как результат рациональ­ной обработки данных наблюдений, их осмысления и понимания. В фактах науки выражено взаимодействие чувственного и ра­ционального, объективного и субъективного. Объективная со­ставляющая факта - это реальные процессы, события, которые служат исходной основой для фиксации познавательного резуль­тата. Субъективный момент - зависимость способов фиксации фактов от системы исходных абстракций теории, теоретических схем, психологических установок и т. п. Теоретические принци­пы нацеливают субъекта на выделение тех или иных фрагментов действительности, они же составляют интерпретацию факта. А. Эйнштейн считал, что наука - это неустанная многовековая работа мысли свести вместе посредством системы все познавае­мые явления мира. Дж. Бернал в своей книге "Наука в истории общества" определял науку как что-то наиболее объективное из известного человеку и вместе с тем субъективное и психологиче­ски обусловленное, как и любая другая область человеческих устремлений.

Наука объективные законы явлений выражает в абстрактных понятиях и схемах, которые должны строго соответствовать дей­ствительности. В этом отличие науки от искусства, которое вы­ражает познанное в конкретных художественных образах, допус­кающих возможность вымысла, фантазии. Впрочем, и наука вы­игрывает, когда ее крылья раскованы фантазией (Фарадей). Нау­ка, как и все виды искусства, требует воображения. Оно нужно, чтобы увидеть предмет исследования (Д. Томсон). Воображение, считает А. Эйнштейн, важнее знания, ибо знание ограничено, во­ображение же охватывает все на свете.

Кроме отмеченных, к другим признакам научного познания, в отличие от обыденного, относятся: логическое обоснование и практическая проверка знаний; выработка специального искусст­венного языка (научной терминологии); использование специ­альных орудий, аппаратуры, приборов; использование специфи­ческих методов и методологии исследования, призванной на­правлять научный поиск; допущение критического пересмотра оснований научного поиска; наличие системы ценностных ори­ентации и целевых установок, основной из которых является по­иск объективной истины как высшей ценности науки; концепту­альный и системный характер знаний; при известных условиях воспроизводимость научных явлений.

Наши рекомендации