Реформы местного самоуправления.
После проведения крестьянской реформы царское правительство было вынуждено осуществить и преобразования в системе местного самоуправления. В 1864 г. было принято Положение о губернских и уездных земских учреждениях, а в 1870 г. – Городовое положение.
Губернские и уездные земские собрания и земские управы являлись выборными органами. Выборы гласных в собрания проходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городских обществ и крестьян. Для участия в первой и второй куриях следовало отвечать определенному имущественному цензу (довольно высокому), третья курия строилась по сословному принципу. Для крестьян был установлен очень сложный порядок выборов: трехстепенный – для выборов гласных в уездные земские собрания и четырехстепенный - в губернские. Крестьяне избирали одного представителя от 10 дворов на волостной сход, волостной сход избирал выборщиков, в выборщики от волостей на своем уездном избирательном собрании избирали земских гласных. В уездных земских собраниях дворянам принадлежало 42% всех мест, крестьянам – 38%, купцам, промышленникам и мещанам – 20-25%. В губернских собраниях процент гласных от дворян был значительно выше.
И земские собрания (земства), и земские управы избирались на три года. Во главе земства стоял уездный или губернский предводитель дворянства. Компетенция земских органов была чрезвычайно ограничена. Как указывалось в Положении, к их ведению относились "местные хозяйственные пользы и нужды": благотворительные заведения, местная торговля и промышленность, народное образование, здравоохранение и т.д. Земства были поставлены под контроль правительственной администрации, имевшей право отмены всякого постановления земства в случае его противоречия законам или общим государственным интересам. Однако, несмотря на это, создание земств способствовало привлечению либерального дворянства, буржуазии и интеллигенции к решению вопросов, связанных с развитием местного хозяйства, дорог, здравоохранения и просвещения.
Городовое положение 1870 г. вводило новое городское самоуправление: городское избирательное собрание, городскую думу и городскую управу во главе с городским головой.
Выборы в городскую думу строились на основе имущественного ценза и ценза оседлости. Избирательным правом пользовались плательщики городских налогов и сборов. Рабочие, низшие служащие, кустари и многие другие к выборам не допускались. Положение и компетенция городских органов самоуправления определялись одинаково с земскими. Городские органы самоуправления, так же как и земские, находились под постоянным контролем со стороны администрации - органов министерства внутренних дел, губернаторов.
Однако, несмотря на ограниченность прав земского и городского самоуправления, самодержавие стремилось увеличить в нем число гласных от дворян и поставить его под больший контроль администрации. В годы реакции (80-90-е годы XIX в.) были приняты так называемые контрреформы, направленные на достижение указанной цели.
Судебная реформа 1864 г.
В 1861 г. Государственной канцелярии было поручено начать разработку «Основных положений преобразований судебной части в России». К подготовке судебной реформы были привлечены крупные юристы страны. Разработанный проект судебных уставов предусматривал бессословность суда, его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий переде законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов (присяжных поверенных). Это являлось значительным шагом вперед по сравнению с феодальным сословным судом, его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.
20 ноября 1864 г. Александр II утвердил судебные уставы, согласно которым вводились коронный и мировой суды.
Коронный суд имел две инстанции: первой являлся окружной суд (обычно в каждой губернии, которая составляла судебный округ), второй – судебная палата, объединявшая несколько судебных округов. Принимавшие участие в судебном процессе выборные присяжные заседатели устанавливали лишь виновность или невиновность подсудимого. Меру наказания определяли судьи и два члена суда. Решения, принятые окружным судом с участием присяжных заседателей, считались окончательными, а без их участия могли быть обжалованы в судебной палате. Решения окружных судов и судебных палат, принятые с участием присяжных заседателей, могли быть обжалованы только при нарушении законного порядка судопроизводства. Апелляции на эти решения рассматривал Сенат, который являлся высшей кассационной инстанцией, имевшей право кассации (пересмотра и отмены) судебных решений. Не разбирая дела по существу. Сенат передавал его на вторичное рассмотрение либо в другой суд, либо в тот же суд, но с другим составом членов суда и присяжных заседателей.
Председатели и члены судебных палат и окружных судов утверждались царем, а мировые судьи – Сенатом. После этого они по закону не подлежали ни увольнению в административном порядке, ни временному отстранению от должности. Они могли быть отстранены от должности лишь в случае привлечения к суду по обвинению в уголовном преступлении. Суд при этом выносил решение о смещении их с должности.
Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных – адвокатуру, а также институт судебных следователей – особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам.
Надзор за законностью действий судебных учреждений осуществлял обер-прокурор Сената, прокуроры судебных палат и окружных судов. Они подчинялись непосредственно министру юстиции.
Хотя судебная реформа была наиболее последовательной и глубокой из реформ 60-х годов, она, тем не менее, не затронула некоторые сословные пережитки в жизни страны. Сохранялись духовный суд (консистория) по делам духовным и военные суды для военных. Высших царских чиновников – членов Государственного Совета, сенаторов, министров, генералов – судили особым Верховным уголовным судом
Еще положением 19 февраля 1861 г. в деревне был введен и сохранился сословный крестьянский волостной суд, который судил крестьян по мелким гражданским и уголовным делам на основе обычного крестьянского права, а не государственных законов.
Важной составляющей судебной реформы 1864 г. в России было преобразование прокурорского надзора. Прокуратура была включена в судебное ведомство, но имела свою особую организацию. Согласно судебным уставам вся система органов прокуратуры представляла сенатскую обер-прокуратуру, местный прокурорский надзор и генерал-прокурора Синода. Каждая из них действовала самостоятельно не зависела друг от друга. Объединялись они только общим подчинением генерал-прокурору, являвшемуся министром юстиции. Подчинение прокуроров осуществлялось в следующем иерархическом порядке: каждый товарищ прокурора подчинялся своему прокурору, каждый прокурор окружного суда – прокурору судебной палаты своего округа, и все лица прокурорского надзора империи были подчинены министру юстиции.
На лиц прокурорского надзора как неотъемлемой части судебного ведомства распространялись общие правила гражданской службы. Так, для пригодности к службе нужно было, прежде всего, быть русским подданным. Законодатель полагал, что только представители русского закона и правительства перед русским судом были во всех отношениях действительно русскими людьми, если не по происхождению и вероисповеданию, то по образованию, знанию языка и нравов, а главное – по взглядам.
Прокурором могло быть лицо, обладающее высшим образованием, служебным стажем и особой политической благонадежностью.
Служба прокурорского надзора формировалась, в основном, из судебных следователей, секретарей при судебных учреждениях, кандидатов на судебные должности, которые производили следствие, вели «казенные» защиты (т.е. по назначению от суда), занимались составлением различных судебных актов; мировых судей, а также членов судебных учреждений и прокурорского надзора прежнего устройства.
Производство предварительных следствий было возложено на специально учрежденных для этого должностных лиц – судебных следователей. Как уже отмечалось исследователями, создание института судебного следователя было продиктовано объективной необходимостью отделить власть судебную, представительницей которой было признано предварительное следствие, от власти административной. Именно с реформы следственной части начались первые шаги к коренному судебному преобразованию России 1864 г.
По производству предварительных следствий судебные следователи состояли под наблюдением прокуратуры и в иерархическом подчинении окружному суду. Состав судебных следователей определялся в соответствии с количеством участков округа судебной палаты.
Реформа полиции и армии
Реформа полиции подготавливалась одновременно с крестьянской. Отмена крепостного права привела к ликвидации вотчинной полиции помещиков. Это обстоятельство, а также усиление классовой борьбы в стране определили необходимость создания разветвленной и более централизованной системы полицейских органов.
В 1862 г. были изданы Временные правила об устройстве полиции, предусматривавшие создание единого уездного полицейского управления, возглавляемого исправником из местных дворян и объединявшего городничего и его канцелярию и земского исправника с судом. Уезды в полицейском отношении делились на станы во главе со становым приставом. В помощь ему несколько позже были введены должности полицейских урядников. В городах управы благочиния были заменены канцеляриями обер-полицмейстеров, полицмейстеров, градоначальников (в зависимости от ранга города), в подчинении которых находились городовые, участковые и околоточные надзиратели, частные приставы. Значительно возросли штаты полиции, углубилась специализация различных ее подразделений. Функции и права полиции были чрезвычайно широки и точно не определены законом. Они включали: охрану благочиния, общего спокойствия и порядка; борьбу с пожарами, наблюдение за трактирами и питейными заведениями, борьбу с нищенством; контроль за соблюдением паспортного режима; урегулирование отношений между рабочими и фабрикантами; надзор в административном порядке за ссыльными и политически неблагонадежными. В ведении полиции находились также уголовный розыск (сыск) и проведение дознания. Она должна была оказывать постоянное содействие политической полиции. Управление полицией находилось в руках департамента полиции министерства внутренних дел.
До 1880 г. руководство политической полицией находилось в руках Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии. В 1880 г. был создан департамент государственной полиции МВД, объединивший существовавший ранее департамент полиции исполнительной и III отделение. А в 1898 г. был создан Особый отдел департамента, руководивший политическим сыском. Этим была завершена централизация всего полицейского аппарата. На департамент полиции возлагались обязанности по предупреждению и пресечению преступлений и по охране общественной безопасности и порядка по ведению дел о государственных преступлениях; по устройству полицейских учреждений и по наблюдению за их деятельностью.
В 1879 г. в МВД было образовано Главное тюремное управление. Тюремная система была реформирована. Ликвидированы существовавшие ранее исправительные и работные дома, долговые тюрьмы. Положение заключенных было несколько улучшено. В 1895 г. тюрьмы были переданы в Министерство юстиции.
Необходимость реорганизации армии, основанной на рекрутской повинности, резко ощущалась уже в период Крымской войны 1853-1856 гг. Одновременно с другими буржуазными реформами царизм вынужден был пойти и на реорганизацию армии. На первом этапе военной реформы (начиная с 1864 г.) срок службы рекрутов был сокращен до 15 лет, несколько улучшено техническое оснащение армии и т.п.
1 января 1874 г. был принят новый Устав о воинской повинности. Вместо сословной рекрутской повинности он вводил всесословную, всеобщую воинскую повинность для всего мужского населения. Призыв производился ежегодно по жребию (так как число подлежащих призыву превышало потребность в людях). Наибольшая часть призываемых причислялась к ополчению и участвовала только в учебных сборах. Ополчение созывалось по мере необходимости во время войны. Воинскую повинность несли мужчины с 21 года. Для пехотинцев срок службы устанавливался 6 лет, для моряков – 7 лет. Отслужившие указанный срок зачислялись в запас (9 лет – для лиц, служивших в пехоте, и 3 года – для лиц, проходивших службу на флоте). Таким образом, вооруженные силы России получили резерв личного состава, позволявший увеличить их численность в случае необходимости.
Офицерский корпус комплектовался лишь лицами, окончившими или военное, или юнкерское училище и, как правило, принадлежавшими к дворянскому сословию.
В результате военной реформы была упорядочена и пограничная служба. Были созданы новые пограничные округа, подчинявшиеся военно-окружному управлению во главе с командующим войсками военного округа. В системе органов политической полиции появились жандармские пограничные пункты. Военные округа были образованы и внутри страны. Должность командующего военным округом зачастую совмещалась с должностью генерал-губернатора.