Тема 7. Государство и право Российской империи в первой половине XIX в.

План

1. Общественный строй

2. Государственный строй

3. Систематизация права

Общественный строй.

Официально все население Российской империи по-прежнему делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство и городские жители.

Дворянство, как и в предшествующий период, являлось экономически и политически господствующим классом. Дворяне владели большей частью земли, эксплуатировали живших на этих землях крестьян. Им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми. Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности.

Дворянство обладало всеми привилегиями, как и ранее, и получало с развитием капиталистических отношений новые права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю наравне с купечеством. Феодальное государство экономически поддерживало дворян через государственный заемный банк и иные кредитные учреждения. Оно особенно стремилось усилить позиции дворян – крупных землевладельцев, надежной опоры российского абсолютизма. Этой цели служил закон от 16 июля 1845 г., по которому заповедные дворянские имения (майораты) должны были переходить по наследству к старшему сыну, их нельзя было отчуждать посторонним лицам и дробить.

Духовенство по-прежнему делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское). Однако правовое положение этого сословия, окончательно превратившегося в служилое, существенно изменилось.

С одной стороны, сами служители церкви получали еще большие привилегии. Так, с 1801 г. они, а с 1835 г. и их дети были освобождены от телесных наказаний. С 1807 г. дома духовенства освобождались от поземельного сбора, а с 1821 г. – от постоя.

Представители духовенства, награжденные орденами, приобретали дворянские привилегии. Такую практику ввел Павел I. При этом белое духовенство получило наследственные дворянские права, а черное духовенство, лишенное возможности передавать имущество по наследству, вместе с орденом получало так называемое командорство, т.е. участок населенной земли на основе права пользования с целью извлечения доходов.

С другой стороны, самодержавие стремилось ограничить духовное сословие только лицами, непосредственно несущими службу в церквах. Причем добровольные мероприятия перемежались с принудительными. По Указу 1828 г. детям священнослужителей по их выбору предлагалось избрать гражданскую или военную службу, а не сделавших это в течение года надлежало записывать в одно из податных состояний.

С 1842 г. постепенно осуществлялся перевод на государственное содержание приходского духовенства. Оставшаяся часть духовенства, не получавшая жалованья из казны, лишилась прямых экономических связей с прихожанами, поскольку вводились сборы с населения на содержание приходов.

Крестьяне. Феодально-зависимые крестьяне подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, принадлежавших царской фамилии.

Особо тяжелым, как и в прежние годы, оставалось положение помещичьих крестьян. Помещики распоряжались крестьянами как своей собственностью. В 10-м томе Свода законов Российской империи крепостные крестьяне причислялись к движимому имуществу.

В развитии правового положения помещичьих крестьян прослеживаются две тенденции. Во-первых, феодальное государство стремилось сохранить бесправное положение этой социальной группы населения, а, во-вторых, под влиянием экономических, социальных, политических факторов оно было вынуждено предпринимать определенные шаги к некоторому изменению правового статуса крепостных крестьян. Так, 20 февраля 1803 г. был принят указ о свободных хлебопашцах. По этому Указу помещики получили право (но не были обязаны) отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп. Кроме того, Указ от 12 декабря 1801 г. предоставил купцам, мещанам и всем крестьянам, кроме помещичьих, право покупать земли; а Указ от 3 марта 1848 г. предоставил такое же право и помещичьим крестьянам. В целях развития промышленности Указ от 28 декабря 1818 г. разрешил всем крестьянам, в том числе и помещичьим, «учреждать фабрики и заводы».

В 1842 г. появился Указ об обязанных крестьянах. Помещики могли предоставлять крестьянам землю в пользование, за что последние должны были нести определенные по договору повинности. Помещики сохраняли над ними «право суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях».

С 1816 г. часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев, общее количество которых в 1825 г. составило около 400 тыс. человек. Они должны были заниматься сельским хозяйством (сдавать государству половину урожая) и нести военную службу. Им запрещалось торговать, отлучаться в город по хозяйственным делам, и вся их жизнь регламентировалась Воинским уставом.

Волнения государственных крестьян, значительные недоимки за ними заставили правительство в 1837 г. провести реформу управления государственными крестьянами. Для управления ими было учреждено Министерство государственных имуществ. Было упорядочено оброчное обложение, несколько увеличены земельные наделы государственных крестьян, регламентированы органы крестьянского самоуправления: в волостях действовали волостной сход и волостное управление, а в селах и деревнях – сельский сход и сельский староста.

Труд посессионных крестьян был малопроизводителен. В промышленности стало все более увеличиваться применение наемного труда. В 1840 г. заводчикам было разрешено освобождать посессионных крестьян.

Положение удельных крестьян по сравнению с предшествующим периодом не изменилось.

Городское население. В первой половине XIX в. в связи с развитием буржуазных отношений правовое положение городского населения продолжало изменяться.

Государство, заинтересованное в развитии торговли и промышленности, наделяло богатое купечество особыми правами. В 1832 г. для наиболее богатых и влиятельных представителей нарождавшейся буржуазии и для некоторых других категорий населения было учреждено личное и потомственное почетное гражданство. В разряд потомственных почетных граждан входили крупные капиталисты, ученые, художники и дети личных дворян; а личных почетных граждан – низшие чиновники и лица, окончившие высшие учебные заведения. Почетные граждане не платили подушной подати, не несли рекрутской повинности, освобождались от телесных наказаний.

Купечество стало делиться не на три, а на две гильдии: к первой относились оптовые торговцы, ко второй – розничные торговцы. Купцы сохраняли свои привилегии, могли награждаться орденами и чинами.

Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Для перехода из разряда подмастерьев в мастера необходимо было проработать подмастерьем не менее трех лет, достичь совершеннолетия и выдержать соответствующие испытания на мастерство. Цехи имели свои органы управления.

Большинство городского населения составляли мещане, значительная часть которых работала на фабриках и заводах по найму. Правовое их положение в первой половине XIX в. не изменилось.

Таким образом, в России в первой половине XIX в. господствующее положение занимали такие сословия, как дворянство и духовенство, которые получали с развитием капиталистических отношений новые права, а основную массу населения составляли крестьяне и городское население, в правовом положении которых также происходили изменения.

Государственный строй.

В первой половине ХIX в. Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией.

Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. Павел I в 1797 г. восстановил действовавший до Петра I порядок перехода престола от отца к старшему сыну.

Царь опирался на большую армию чиновников, на обширный аппарат управления. Основными направлениями развития государственного аппарата была дальнейшая его централизация и бюрократизация.

Центральные государственные учреждения делились на органы верховного управления и органы подчиненного управления. Органами верховного управления руководил сам царь, а органы подчиненного управления управлялись специальными должностными лицами, действующими от имени и по поручению царя.

Органы верховного управления.

Государственный совет был учрежден царским манифестом в 1810 г. и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 г. Инициатором создания этого органа являлся крупный государственный деятель М.М. Сперанской. Государственный совет был задуман как законосовещательный орган, разрабатывавший проекты законодательных актов, которые получали юридическую силу после утверждения императором.

Члены Государственного совета либо входили туда по своей должности, либо назначались царем. Председательствовал в Государственном совете император, в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского.

Комитет министров начал оформляться с созданием министерств. Полномочия и формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике. Комитет министров рассматривал вопросы, относящиеся к компетенции нескольких министерств и поэтому требовавшие совместного обсуждения министров. Председательствовал на его заседаниях император.

В 1812 г. Комитет министров получил законодательное оформление. В его состав вошли не только министры, но и председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие лица в соответствии с назначением императора. Комитет министров рассматривал различные вопросы управления страной.

Собственная Его Величества канцелярия постепенно приобретала особое значение, оттесняя на второй план Государственный совет и комитет министров. Во второй четверти XIX в. эта канцелярия превратилась в непосредственный аппарат при царе и рассматривала все важнейшие вопросы жизни страны. Аппарат канцелярии разрастался, ее структура усложнялась, она стала разделяться на пять отделений.

Первое отделение осуществляло контроль над министерствами, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников. Перед Вторым отделением была поставлена задача кодификации законов. Мрачную известность получило Третье отделение, созданное для борьбы с революционным движением в стране. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение было создано для разработки проекта реформ управления государственными крестьянами. Шестое отделение занималось подготовкой предложений по управлению Кавказом.

Органы подчиненного управления.

Сенат возглавлял генерал-прокурор. Роль Сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.

Синод. Управление аппаратом церкви было приведено в соответствие с общим уровнем централизации государственного аппарата на основе принципа единоначалия светского чиновника – обер-прокурора Синода.

Во второй четверти XIX в. проводилась политика огосударствления церкви путем передачи в ведение обер-прокурора некоторых сфер деятельности Синода.

Министерства. Коллегиальная система не обеспечивала нужное царизму управление страной. Отсутствие персональной ответственности также отрицательно сказалось на деятельности центрального аппарата. Во многих западноевропейских странах в это время уже действовали министерства.

В начале XIX в. и в России на смену коллегиям пришли министерства. В соответствии с царским Манифестом «Об учреждении министерств» 1802 г. было создано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Два из них были новыми и не имели предшественников – это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. На Министерство внутренних дел, кроме поддержания порядка в стране, возлагалась обязанность по управлению государственной промышленностью и строительством.

Издание в 1811 г. «Общего учреждения министерств» завершило оформление министерской системы управления в России. Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Устанавливалось, что все министры подчинены непосредственно верховной власти, т.е. императору.

Местные органы управления в первой половине XIX в. почти не подвергались изменениям.

Судебные органы. В первой половине XIX в. были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции по делам всех сословий. Палата гражданского суда, кроме того, взяла на себя выполнение некоторых нотариальных функций. С 1808 г. стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д. Дела всех сословий рассматривались и надворными судами, созданными в столицах. Действовали ведомственные суды: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, а также духовные и волостные крестьянские суды. Судебное управление находилось в руках созданного в 1802 г. Министерства юстиции.

Полиция. В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы – станы – появилась специальная полицейская должность станового пристава. В своей деятельности становой пристав опирался на сельскую выборную полицию, составленную из государственных крестьян, сотских и десятских, а также на вотчинную полицию помещиков.

В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция, но в 1802 г. создано Министерство внутренних дел, которое наряду с другими функциями возглавляло деятельность местных административно-полицейских учреждений.

После восстания декабристов в 1826 г. по именному указу Николая I Особая канцелярия Министерства внутренних дел была присоединена к Собственной его величества канцелярии и создано, таким образом. Третье отделение Собственной его величества канцелярии. Компетенция Третьего отделения была весьма обширной: руководство полицией, борьба с революционерами, сектантами и раскольниками; высылка и размещение «людей подозрительных»; управление тюрьмами, в которых находились «государственные преступники»; наблюдение за всеми иностранцами в государстве.

Третье отделение опиралось в своей деятельности на созданный в 1827 г. жандармский корпус. Жандармский корпус подразделялся на главное, окружные (всего в стране было 7 жандармских округов) и губернские управления. Главное управление возлагалось на шефа жандармов. На жандармские команды и дивизионы возлагалась задача «рассеяния законом запрещенных скопищ», «усмирения буйства и восстановления нарушенного повиновения» и т.д.

Тюремная система регулировалась Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных 1832 г. В этом Своде закреплялась зависимость положения арестантов от их классовой принадлежности. Тюрьмы разделялись на политические, монастырские и общеуголовные.

Таким образом, можно отметить, что в начале XIX в. в России посредством государственных реформ происходила централизация и бюрократизация государственного аппарата, углублялась специализация отдельных органов власти и управления.

Систематизация права.

К началу XIX в. в России ощущалась необходимость кодификации правовых норм. Очередная попытка систематизации права была предпринята в 1804 г. Комиссия под руководством М.М. Сперанского создала проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. Но уложения эти не были приняты, так как реакционное дворянство усмотрело в них влияние законодательства французской революции, в первую очередь Гражданского кодекса 1804 г.

В 1826 г. работа по кодификации возобновилась. М.М. Сперанский, фактически руководивший кодификацией, предложил составить Полное собрание законов Российской империи, расположив законодательные акты в хронологическом порядке. К 1830 г. Полное собрание законов Российской империи было подготовлено. Оно включало 40 томов законов (30 920 актов) и 6 томов приложений (указатели, книга чертежей и рисунков и т.д.).

Одновременно велась работа по составлению Свода действующих законов. В 1832 г. Свод законов Российской империи был опубликован и введен в действие с 1835 г. В Свод были включены лишь действующие акты, некоторые законы подверглись сокращению; из противоречащих друг другу актов составители выбрали позднейшие. Составители стремились расположить акты по определенной системе, соответствовавшей отраслям права. Свод законов делился на восемь главных разделов, охватываемых 15 томами. В 1854 г. вышло второе издание Свода законов, а в 1857 г. - третье.

Кодификация русского права имела большое значение. Она привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в создании отраслей права. Вместе с тем в Своде содержалось много устаревших норм. В 1836 г. была начата работа по созданию нового уголовного кодекса. В 1845 г. было утверждено Уложение о наказаниях уголовных и исправительных.

Гражданское право. Действовавшее гражданское законодательство было систематизировано в X томе Свода законов.

В ст. 262 ч. 1 т. X Свода законов впервые в русском законодательстве было дано понятие права собственности как права «исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным (имуществом) вечно и потомственно». Право собственности на землю определялось как право «на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, в пределах ее находящиеся, и, словом, на все ее принадлежности». Наряду с правом собственности защищалось право законного владения.

Значительное место было отведено обязательственному праву, что вызывалось развитием товарно-денежных отношений. Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон. Предметом договора могли быть имущество или действия лиц. Договоры можно было заключать как письменно, так и устно, но для некоторых договоров требовалась письменная форма. Закон предусматривал следующие средства обеспечения договоров: поручительство, неустойка, залог недвижимого имущества, заклад движимого имущества.

Особое внимание в этот период уделялось регулированию договоров запродажи и товарищества. Различались товарищества трех видов: товарищество полное; товарищество на вере; товарищество по участкам.

Семейное право. Книга первая Свода законов «О правах и обязанностях семейных» регулировала семейно-брачные отношения. Устанавливался брачный возраст для мужчин – в 18 лет, для женщин – в 16 лет. Лицам старше 80 лет вступать в брак запрещалось. Заключение брака зависело не только от согласия вступавших в брак, но и от согласия их родителей, опекунов или попечителей. Лица, состоявшие на военной или гражданской службе, должны были иметь письменное согласие начальства на их брак. Помещичьи крестьяне не могли вступать в брак без разрешения владельца. Запрещались браки христиан с нехристианами. Кроме того, запрещалось вступать в четвертый брак, а также в новый без расторжения прежнего.

Законным браком считался лишь церковный брак. Расторжение брака разрешалось в немногих случаях и производилось только церковью. Общественный статус жены определялся статусом мужа. Жена находилась в неравном, подчиненном положении. В имущественных же отношениях супруги были независимы. Приданое жены, а также «имение, приобретенное через куплю, дар, наследство или иным законным способом», признавалось отдельной собственностью. Супруги могли распоряжаться своим имуществом независимо друг от друга.

Дети делились на законных, рожденных в законном браке, и незаконных, рожденных вне брака. Незаконные дети не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества.

Наследственное право. Имущество переходило к наследникам либо по завещанию, либо по закону. Духовное завещание должно было составляться в здравом уме и твердой памяти лицами не моложе 21 года, «имеющими по законам право отчуждать свое имущество». Для завещания обязательной была письменная форма.

При отсутствии завещания имущество переходило к наследникам по закону. Ближайшее право наследования имели родственники мужского пола по нисходящей линии. Дочь при живых братьях получала 1/14 часть недвижимого имущества и 1/8 часть движимого. При отсутствии нисходящих наследников мужского пола к наследованию призывались нисходящие наследники женского пола: дочери, внучки и т.д. Если не было нисходящих наследников, наследство переходило к родственникам по боковой линии. При отсутствии таких родственников наследниками становились родители. Переживший супруг получал из недвижимого имущества 1/7 часть, а из движимого – 1/4 .

Уголовное право. Руководство новой кодификацией уголовного права было поручено М.М. Сперанскому, но работа по подготовке нового уголовного кодекса была завершена уже после его смерти.

Новый кодекс получил название Уложения о наказаниях уголовных и исправительных и был утвержден в 1845 г. Уложение подразделялось на разделы, разделы – на главы, а главы – на статьи (всего было 2224 статьи).

В Уложении не было четкой грани между понятиями преступление и проступок. В Уложении устанавливались формы вины, стадии совершения преступления, виды соучастия, обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину, устраняющие уголовную ответственность. Уголовная ответственность наступала с 7 лет. Незнание закона не освобождало от наказания. Уложение применялось ко всем российским подданным. Из него были выделены дела, подсудные духовному суду и военным судам. Иностранные подданные, не имевшие дипломатического иммунитета, также судились по Уложению за преступления, совершенные в Российском государстве.

Система преступлений по Уложению была более сложной. Вначале традиционно шли преступления против веры. Значительное место уделялось государственным преступлениям. При этом покушение, преступное действие и даже умысел свергнуть императора карались лишением всех прав состояния и смертной казнью. За участие в восстании также полагались лишение всех прав состояния и смертная казнь.

Специальные разделы были посвящены преступлениям против порядка управления, должностным преступлениям. В Уложении появились новые статьи и даже специальное отделение «О неповиновении фабричных и заводских людей». Особенно сурово наказывались организованные выступления рабочих.

Раздел «О преступлениях и проступках против законов о состояниях» предусматривал защиту сословных прав и привилегий, охраняя и закрепляя сословное разделение людей в обществе. Выступления крепостных крестьян против своих господ приравнивались к восстанию против правительства.

В особом разделе содержались нормы, относившиеся к преступлениям против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц. Обширный раздел был посвящен преступлениям против собственности частных лиц.

В Уложении вводилась довольно сложная система наказаний. Все наказания делились на два разряда: наказания уголовные и наказания исправительные. Каждый из разрядов подразделялся на несколько родов и степеней.

К наказаниям уголовным относились: лишение всех прав состояния в сочетании либо со смертной казнью, либо со ссылкой на каторжные работы, либо со ссылкой на поселение в Сибирь или на Кавказ. Лишение всех прав состояния означало потерю всех привилегий, связанных с принадлежностью к определенному сословию, прекращение супружеских отношений, лишение прав собственности на имущество (оно переходило к наследникам), лишение родительских прав.

К наказаниям исправительным относились: ссылка, отдача в исправительные арестантские роты, заключение в крепость, тюрьму, смирительные или работные дома, кратковременный арест, выговор в присутствии суда, денежные взыскания.

Дворяне, духовенство, почетные граждане, купцы первой и второй гильдий, феодалы других народностей освобождались от наложения клейма, заключения в оковы, наказания плетьми, шпицрутенами, палками, розгами.

Судебный процесс в рассматриваемый период в основном оставался инквизиционным. Значительное внимание уголовному процессу было уделено в Своде законов (кн. 11, т. XV, свыше 800 статей). Здесь эти нормы составили фактически довольно обширный кодекс с определенной системой построения.

Решающая роль в процессе отводилась полиции. Ей вверялось следствие и исполнение приговора. Само следствие по закону подразделялось на предварительное и формальное. Дело начиналось по доносу, жалобе отдельных лиц либо по инициативе прокурора, стряпчих или полиции. Прокуроры и стряпчие осуществляли надзор за следствием.

После окончания следствия дело направлялось в суд. Судебного следствия как части судебного разбирательства не существовало. Дело докладывал по составленным «выписям» один из членов суда или секретарь. Как правило, свидетели и эксперты в суд не вызывались. Да и сам обвиняемый вызывался в суд лишь для выяснения вопроса о том, применялись ли к нему недозволенные приемы при производстве следствия. Он являлся не субъектом, а объектом процесса.

Свод законов закрепил существовавшую еще со времен «Краткого изображения процессов или судебных тяжб» (1716 г.) систему формальных доказательств.

При недостаточном количестве улик суд не выносил оправдательного приговора, а оставлял подсудимого под подозрением.

Таким образом, хотя в развитии российского права в первой половине XIX в. наблюдался определённый прогресс, чему способствовала проведенная кодификация, в целом оно оставалось феодально-крепостным и служило интересам привилегированных сословий.


Наши рекомендации