Женские образы как символы нации.
· Образ нации как Девы. Имеет религиозные корни, связан с идеей непорочности, и чистоты. Примеры: Колумбия (США, 18 в.) как Дева, олицетворяющая Свободу. (Рис. А – Колумбия)
· Образ нации как возлюбленной/невесты/жены. Связан с идеей молодости, вольности духа. Пример: Марианна, или Свобода (Франция, 18 в.). Рис. Б. – Э. Делакруа «Свобода, ведущая народ».
· Образ нации как Матери. Пример: Британния (Великобритания), Мать Свея (Швеция), Гельвеция (Швейцария), Матушка-Русь (Россия). Рис. В. - И. Тоидзе «Родина-Мать зовет!»
А. Б. В.
Однако данные образы в разные периоды истории наций, которые они олицетворяют, могли приобретать разнообразные черты. Например, в период Третьего рейха «Германия» трактовалась скорее как дева и поэтому не пользовалась популярностью, и в качестве идеала арийского материнства позиционировалась королева Луиза Прусская.
7. Итак, как мы видим, гендерный дискурс позволяет приблизить идею национального сообщества к повседневному опыту индивидов. Аналогия с семьей представляет это сообщество в качестве содружества братьев и сестер, а не объединения анонимных членов. В свою очередь, роль женщины как матери позволила ей стать лицом, символом нации, и не важно, каким примером это можно проиллюстрировать (плакатом ли «Родина-Мать», или популярностью проекта «Лицо завтра», в рамках которого фотограф из Южной Африки с помощью компьютера обработал тысячи фотографий женщин в возрасте 25 лет, чтобы получить среднестатистическое женское лицо представительниц некоторых наций. Подробнее по адресу: http://www.epochtimes.ru/content/view/44595/77/).
Образ женщины как девы/невесты/матери используется в пронационалистической агитации не только для того, чтобы репрезентировать нацию, но и для того, чтобы вызвать среди членов нации эмоциональный отклик, а в случае опасности – мобилизовать ее защитников-мужчин для того, чтобы дать отпор врагу.
7.Вместо послесловия. В последние десятилетия набирает обороты идея «гендерного равенства», особенно популярная в странах Скандинавии. На полуострове налицо смешение и изменение гендерных ролей мужчин и женщин. Так, все больше увеличивается роль отцов в воспитании подрастающего поколения. И кто знает, может быть однажды в конце фразы «У нации – женское лицо» появится резон поставить вопросительный знак.
Памятник женской эмансипации. Осло, Норвегия.
При подготовке сообщения использованы статьи:
Пушкарева Н.А. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы Истории. 1998. №6. С. 76-86.
Рябов О. Гендерное измерение национализма: методологические проблемы исследования // URL: http://elzabair.ru/cntnt/lmenu/biblioteka/lyubimye_s1/ryabov_o1.html# (Дата обращения: 19.09.2011).
Уолби С. Женщина и нация // Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. – С. 308-331.
Smith A.D. Ethno-symbolism and Nationalism: A Cultural Approach. NY: Routledge, 2009. 184p.