Рост национализма и религиозного сепаратизма

Что касается дальнейшей судьбы ислама в Индии, то вплоть до середины XIX в. он сосуществовал с индуизмом, который про­должал оставаться главной культурной и религиозной силой стра­ны, несмотря на довольно распространенные обращения в ислам. Кастовая система не потеряла своего значения и для ислама, так как обращенные в мусульманство группы продолжали сохранять характер своей общины, складывающийся на протяжении тыся­челетий. За долгие годы общения индусы и мусульмане Индии обрели много общих черт, навыков, обычаев, выработали одина­ковые художественные вкусы, привычки в пище и одежде, осо­бенно в Северной Индии. Стремление к самоидентификации и религиозный сепаратизм начали проявляться у индийских мусуль­ман в XIX в. Это выразилось в росте интереса к истории ислама, в стремлении к общению с мусульманскими державами, к панис­ламизму. Начало XX в. отмечено ростом национального самосоз­нания по всей Индии, в частности и у мусульманского населе­ния, что ярко выразилось в творчестве поэта и философа Мухаммада Икбала. Его ориентация на национализм сепаратистского толка по­служила толчком к событиям, приведшим к разделению страны на Индию и Пакистан в 1947 г. Несмотря на значительный отток мусульманского населения в Пакистан, исповедующие ислам про­должают оставаться второй по численности (после индуизма) ре­лигиозной общностью в Индии.

Кроме проникновения различных культурных, этнических и религиозных влияний с северо-запада, происходили также втор­жения иноземцев морским путем, с юга. Начало этому было по­ложено португальцами в XVI в. В это время Южная Индия, не пострадавшая от многочисленных нашествий и войн в такой степе­ни, как Северная, была богатой и процветающей. Город Виджая-нагар — столица княжества с тем же названием был несравнен­ным по красоте и роскоши. Вместе с португальскими мореплавателями и купцами в Индию приезжают первые христианские миссионеры, иезуиты начинают проповедь католицизма среди местного насе­ления. Хотя христианство не получило в Индии широкого рас­пространения (около 2% населения), на юге Индии существуют

католические общины, а в ряде районов — протестантские, воз­никшие благодаря деятельности английских и датских миссио­неров.

Британская колонизация

Начиная с XVIII в. Индия подпадает под влияние совершенно нового типа, повлекшее за собой радикальные и драматичные пе­ремены в жизни людей. Британская колонизация, продолжавшая­ся с середины XVIII в. по 1947 г., год объявления независимости Индии, принесла не только политическое подчинение цивилиза­ции совершенно иного типа, но и новую технологическую куль­туру, сильно повлиявшую на традиционный образ жизни всего индийского населения, независимо от вероисповедания, касты, имущественного и социального положения. Большинство иссле­дователей, как индийских, так и западных, считают, что сложив­шаяся материальная структура общества была значительно изме­нена. Сельскохозяйственное и ремесленное производства были поставлены в зависимое положение от экономики Великобрита­нии, что привело к обнищанию народа. Происходили изменения и в культуре, но она оказалась внутренне устойчивой по отно­шению к ним, несмотря на собственный внутренний динамизм. Это отторжение культурой чужеродных элементов выразилось в различных реформаторских движениях XIX в., носивших по сути национально-освободительный характер. Именно духовно-куль­турная сфера явилась благоприятной средой для поисков нацио­нальной идентичности. Ярким примером философско-социально-го реформаторства может служить деятельность Раммохана Роя (1774—1833), которая оказала громадное влияние на последую­щее развитие национальной культуры. По его мнению, ряд идей современной западной культуры может быть использован для ре­формы индийского общества, став основой для новой интерпре­тации классической индийской философии.

Наши рекомендации