Требования к содержанию курсовой работы. Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Российской Федерации
Томский государственный университет
Философский факультет
Кафедра политологии
Утверждаю
Декан философского факультета
________________С.С. Аванесов
1 октября 2005 г.
Выполнение курсовых работ
По специальности 020200 – «политология»
Методические указания
Томск-2005
Утверждены методической комиссией философского факультета
30 сентября 2005 г.
Издание 2-е, исправленное
Председатель методической комиссии
канд. филос. наук, доцент В.В. Петренко
Составитель: д. полит. н., проф. А.И. Щербинин
Общие положения
Государственный образовательный стандарт по специальности 020200 «политология», являющийся нормативным документом вузовской подготовки политологов, устанавливает: «Специалист-политолог реализует следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательскую, организационно-политическую, консультационную и преподавательскую (в высшей школе)». Пункт 6.5.1. стандарта гласит: «Научно-исследовательская практика включает в себя:
– написание под руководством научного руководителя курсовых работ и выпускной квалификационной работы;
– освоение работы с библиотечными каталогами;
– обучение навыкам поиска научной информации с помощью Internet;
– участие с выступлениями на научных студенческих конференциях;
– освоение практики редакторской работы и подготовки научных публикаций с помощью компьютерных систем».
Следовательно, курсовая работа как разновидность самостоятельной научной деятельности является неотъемлемым элементом формирования специалиста. В свое время испанский философ Хосе Ортега-и- Гассет писал, что задача современных университетов – дать высшее образование среднему человеку. Не секрет, что, придя в университет, студент считает, что ему нет дела до науки. И это не только особенность российского высшего образования, и не только нацеленность на прагматический результат обучения – стать политтехнологом, аналитиком, госслужащим. Может быть и прагматика иного рода. Студент, как пишут германские политологи Г. Симонис, М. Беренс, Г. Эльберс, рассуждает: «Я мол, хочу быть не ученым и заниматься исследовательской работой, а только учиться и усваивать то, что было уже исследовано». И сами отвечают сторонникам такой, «потребительской», позиции: «Вы поступили в высшее учебное заведение и поставили себе целью получение диплома о высшем образовании. Приняв такое решение, вы перешли Рубикон и вступили на путь завоевания страны, многие области и тайны которой хотя
и известны, но ориентироваться и двигаться в которой может только тот, кто способен самостоятельно определять собственную позицию и устранять препятствия»[1]. И курсовая работа, несмотря на формальную обязанность ее выполнять, а может быть благодаря ей, является средством приближения учебного процесса к научному исследованию. Более того, в условиях преобладания аудиторной учебной нагрузки в российских университетах, курсовая работа – один из немногих видов самостоятельной работы, требующих как творчества, так и самодисциплины со стороны студента, умения работать в кооперации с научным руководителем.
1.2. Курсовые работы являются учебно-исследовательскими работами.
Они призваны выработать навыки:
• исследовательской работы в области политологии: постановки проблемы, её обсуждения, определения цели и задач исследования, выделения его
основных понятий и методов;
• квалифицированного библиографического поиска, изучения литературы и
источников по выделенному кругу вопросов;
• владения понятийно-категориальным аппаратом и методологией политологической науки; использования и применения различных подходов и методов, а также конкретных знаний, полученных в изучаемых курсах;
• обобщения, систематизации материала и логичного изложения; грамотного написания и оформления политологического текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным публикациям, умения профессионально письменно доказать, а если необходимо, и публично защитить свою точку зрения на исследуемую проблему.
1.3. Научное руководство курсовой работой возлагается на сотрудника
кафедры политологии. Список научных руководителей утверждается на заседании кафедры не позднее 1 октября каждого учебного года.
1.4. Научный руководитель:
• предлагает студентам на выбор список тем в пределах своей научной
компетенции;
• предлагает обязательный список литературы по теме и библиографические источники информации;
• консультирует студентов в период сбора материала и написания курсовой
работы;
• требует от студента правильного оформления курсовой работы;
• проверяет курсовую работу не позднее, чем за 3 дня до публичной защиты (иных форм контроля);
• отвечает за передачу на кафедру защищенных курсовых работ на хранение.
1.5. Требования к студентам:
• темы курсовых работ студентам первого курса предлагаются кафедрой.
• темы курсовых работ студенты II-IV курсов выбирают самостоятельно (если студент не определился с выбором темы до 1 октября, она определяется зав. кафедрой).
• после подбора основной библиографии и изучения необходимой литературы студент составляет план работы и график с указанием сроков представления составных частей работы и периодически отчитывается перед научным руководителем о ходе его выполнения. Окончательный вариант работы должен быть представлен студентом научному руководителю в срок с 15 апреля по 10 мая текущего учебного года.
1.6. В целях закрепления знаний по специальности и развития навыков
последовательной самостоятельной работы на III-IV курсе организуются
тематические спецсеминары, помогающие освоить теоретико-методологические комплексы.
1.7. На повышение оценки курсовой работы могут влиять выступления с лучшими докладами на студенческих научных конференциях, политологические работы на предметных олимпиадах и конкурсах, опубликованные на-
учные статьи при соответствии предмету специальности 020200 и должном оформлении в виде текста с указанием конференции, олимпиады и т.п.
Курсовые работы регистрируются ст. лаборантом кафедры и хранятся в течение 5 лет.
Требования к содержанию курсовой работы
2.1. Структура.
Курсовая работа строится в указанной ниже последовательности;
- титульный лист (образец - приложение 1);
- оглавление (образец - приложение 2);
- введение;
- основная часть (текст работы);
- заключение;
- список использованной литературы (образец - приложение 4);
- приложения (в виде таблиц, диаграмм, схем, графиков в случаях, когда они
не приведены по ходу изложения текста работы).
2.2. Текстовая часть.
Оглавление располагается на следующей непосредственно за титульным листом и отражает содержание курсовой работы.
Принято деление по главам, но в том случае, если главы содержат более 20 страниц, или когда по содержанию необходимо выделить какие-либо вопросы, предусмотрена структура разделов внутри глав.
Введение - наиболее важная часть курсовой работы, в которой сконцентрированы ее источники и литература, определяются объект и предмет, цели и методы, выдвигается гипотеза и обосновывается структура работы. Во Введении вы должны:
а) привлечь внимание к проблеме работы (ее тема, актуальность, научная
значимость);
б) разъяснить суть проблемы и кем она рассматривалась до вас - указать конкретных авторов, их работы и что они писали по этому поводу. Сгруппировать литературу по авторам, направлениям, оценкам вашей проблемы;
в) показать, насколько вы знакомы с предметом исследования и почему ваши исследования могут считаться авторитетными.
После этого указать объект исследования, определить предмет вашей работы, подчеркнуть свой вклад в проблему и важность его для изучения. Затем следует поставить цель данной работы и задачи, которые вы будете решать для достижения цели. После этого необходимо отметить методы, примененные вами в курсовой. Для первого курса это могут быть элементарные общенаучные и логические методы исследований. Со II курса обязательным является постановка на первое место и использование методов политической науки. На IV курсе студент должен обосновать выбор предпочтительных методов, почему они в большей мере дают возможность раскрыть проблему.
При написании курсовой работы студенты должны включить во Введение (в следующем порядке): актуальность темы, степень изученности темы, объект, предмет, цель исследования и вытекающие из нее задачи, фактор новизны, вносимый студентом в исследование, практическую значимость для прикладных тем (и возможность использования на практике - теоретических), методы исследования. Для III – IV курсов необходимым компонентом являются теоретико-методологические основы исследования. Введение завершается обоснованием структуры работы.
В Основной части вы формулируете свой главный тезис: почему ваша тема заслуживает внимания. Даете развернутую характеристику предмета, воспроизводите гипотезу и доказываете ее, ссылаясь на других авторов или на собственную логику. Старайтесь, демонстрируя превосходство вашей позиции, быть корректным по отношению к предшественникам, не допускайте плагиата лат. plagiatus - похищенный). Любая цитата, переписанная у других
авторов и оформленная без кавычек или косвенной сноски, считается плагиатом.
Студенты I-П курсов должны проявить следующие научно-образовательные умения: реферирование; выявление и формулирование проблемы; формулирование вопросов исследования; идентификации явлений; классификация и систематизация явлений; установление связей между явлениями; анализ явлений и процессов; способность к самостоятельным выводам.
Студентам III-IV курсов необходимо продемонстрировать такие умения и навыки по владению научным политическим знанием: критика; компаративистика; верификация/фальсификация утверждений, понятий, гипотез.
2.3. Объем курсовой работы
Для студентов I курса объем работы в пределах 10-15 страниц; II курса
-15-20 страниц; III-IV курсов – 30-40 страниц.
Правила оформления
3.1. Общие требования
Оформление курсовой работы является важнейшей составляющей научной культуры. Курсовые работы печатаются в компьютерном наборе (кегль шрифта 14, полуторный интервал) или на пишущей машинке (текст печатается через 2 интервала).
Курсовые работы оформляются на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4. Параметры полей листа: левое - 30 мм, правое - 10-15 мм; верхнее - 20 мм, нижнее - 25 мм. Левое поле включает площадь, уходящую на брошюровку работы; нижнее поле исключает площадь, отводимую под сноски.
3.2. Нумерация
Все страницы нумеруются по порядку от титульного листа, который считается первой страницей, хотя цифра "1" на нем не ставится. Нумерация
начинается с 4-й страницы текста (иногда заголовки: "Введение", "Заключение", "Список использованной литературы", а также страницы с заголовками глав не нумеруются).
3.3. Заголовки
Названия глав печатаются симметрично тексту прописными (заглавными) буквами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Нумерация глав, разделов, пунктов допускается только арабскими цифрами. Каждая глава начинается с новой страницы, поэтому заголовок главы печатается в верхней части листа и отделяется от следующего заголовка раздела отступом в два интервала (3-4 мм). Расстояние между заголовком раздела и первой строкой последующего текста, а также последней строкой предыдущего текста и заголовком следующего раздела должно быть равно 3-4 интервала (8-10 мм).
Например: 1. ЗАГОЛОВОК ГЛАВЫ
1.1. Заголовок раздела
Первая строка текста
Последняя строка текста
1.2. Заголовок следующего раздела
3.4. Таблицы
Каждая таблица должна иметь заголовок, который располагается над ней посредине полосы и раскрывает её содержание. Заголовок таблицы пишется с прописной буквы без точки в конце.
Таблицы имеют сквозную нумерацию, которая обозначается арабскими цифрами. Номер таблицы пишется перед заголовком таблицы.
Если таблица не помещается на одной странице, то на следующем лис-
те, в правом верхнем углу пишут "Продолжение табл.2" или "Окончание табл.2".
При заимствовании таблицы из книги или статьи другого автора, на нее должна быть оформлена библиографическая ссылка.
Образец таблицы
Таблица 2.3ависимость производственной и социальной эффективности от типа управленческого стиля
Тип эффективности | Тип управленческого стиля | ||
авторитарный | демократический | Либеральный | |
Производственная эффективность | |||
Социальная эффективность |
3.5. Цитаты
При использовании цитат следует иметь в виду, что обилие цитат, особенно длинных, отрицательно характеризует работу. Они должны применяться только для подкрепления суждений автора.
Не допускается соединять две цитаты в одну. Это равносильно подделке. Нельзя сокращать слишком длинную цитату путем отбрасывания её части, если такое сокращение меняет смысл цитаты на противоположный.
При цитировании нужно соблюдать точное соответствие цитаты источнику. Цитирующий может опустить одно или несколько слов или даже предложений, если мысль автора цитаты при этом не искажается. Отсутствие в цитате определенной части отмечается многоточием.
Цитировать авторов необходимо только по их произведениям. Когда источник недоступен, разрешается цитировать автора по выдержкам из его сочинений, приводимым другим автором. В этом случае ссылке должны
предшествовать слова: Цит. по:.
Цитаты, точно соответствующие источнику, обязательно закавычиваются. Кавычки не ставят в стихотворной цитате, выключенной из текста, в цитате, взятой эпиграфом к книге или статье, в перефразированной цитате. Ссылке на незакавыченные цитаты предшествует сокращенное слово "смотрите".См.:
Если в тексте использована не цитата из работы, а только идея автора, то в основном тексте кавычки отсутствуют, а ссылкам на источник предшествует слово: См.:
3.6. Библиографические ссылки
При написании курсовых работ автор обязан давать библиографические ссылки на работы, откуда он заимствует материал или отдельные результаты.
3.6.1. Внутритекстовые ссылки
Внутритекстовые библиографические ссылки применяют в том случае, если значительная часть ссылки вошла в основной текст работы и изъять её из текста и перенести под строку за текст невозможно, не заменив этот текст другим.
Внутритекстовые ссылки оформляются в тексте работы в круглых или квадратных скобках.
Если элементы ссылки: фамилия, имя автора и заглавные документы вошли в основной текст работы в качестве его неотъемлемой части, то эти сведения в скобках не повторяют, а приводят недостающие элементы описания. Например: Д.В. Гончаров и И.Б. Гоптарева в своей книге «Введение в политическую науку» (М.,1996. с.7) подчеркивают, что «между политикой и экономикой идет интенсивный обмен капиталами и властью».
Во внутритекстовой ссылке на произведение, включенное в список литературы после упоминания о нем или после цитаты в квадратных скобках проставляют номер, под которым оно значится в списке. Например: «А.С. Панарин [12] и Р.Т. Мухачев [9] считают...».
Если ссылаются на определенные страницы произведения, ссылку оформляют следующим образом: «В своей книге А.С. Панарин [12.С.83] писал...».
3.6.2. Подстрочные ссылки.
Часто применяют подстрочные ссылки, поскольку использование их в тексте усложняет восприятие. Подстрочные ссылки располагают под текстом каждой страницы (команда «Вставка» - «Сноска» - «Обычную»).
Не приветствуется перенос подстрочных ссылок на следующую страницу. При наличии большого количества цитат и ссылок на одной странице текста надо чтобы строка (линия), отделяющая ссылки от текста, была поднята на один или несколько абзацев выше, а текст перенесен на другую страницу.
В курсовых работах применяется постраничная нумерация подстрочных ссылок. Номера ссылок (сноски) обозначаются арабскими цифрами без скобок и без точки. (См. образец: Приложение 3).
3.6.3. Оформление списка использованных источников и литературы.
Рекомендуется три варианта заглавия списка:
Литература
Список использованной литературы
Список использованных источников и литературы
Если в список включаются все документы, изученные исследователей по теме, независимо от того, использовались они в работе или нет, список озаглавливают одним словом - Литература (См.: Приложение 4).
Если в список включается только то, что анализировалось в обзоре и использовалось в виде заимствований в тексте, выбирается второй вариант заглавия - Список использованной литературы.
Если кроме литературы использовались еще и источники, исследователь выбирает третий вариант заглавия - Список использованных источников и литературы.