Требования к содержанию курсовой работы. Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Томский государственный университет

Философский факультет

Кафедра политологии

Утверждаю

Декан философского факультета

________________С.С. Аванесов

1 октября 2005 г.

Выполнение курсовых работ

По специальности 020200 – «политология»

Методические указания

Томск-2005

Утверждены методической комиссией философского факультета

30 сентября 2005 г.

Издание 2-е, исправленное

Председатель методической комиссии

канд. филос. наук, доцент В.В. Петренко

Составитель: д. полит. н., проф. А.И. Щербинин

Требования к содержанию курсовой работы. Министерство образования и науки Российской Федерации - student2.ru

Общие положения

Государственный образовательный стандарт по специ­альности 020200 «политология», являющийся нормативным документом вузовской подготовки политологов, устанавливает: «Специалист-политолог реализует следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательскую, организационно-политическую, консультационную и преподавательскую (в высшей школе)». Пункт 6.5.1. стандарта гласит: «Научно-исследовательская практика включает в себя:

– написание под руководством научного руководителя курсовых работ и выпускной квалификационной работы;

– освоение работы с библиотечными каталогами;

– обучение навыкам поиска научной информации с помощью Internet;

– участие с выступлениями на научных студенческих конференциях;

– освоение практики редакторской работы и подготовки научных публикаций с помощью компьютерных систем».

Следовательно, курсовая работа как разновидность самостоятельной научной деятельности является неотъемлемым элементом формирования специалиста. В свое время испанский философ Хосе Ортега-и- Гассет писал, что задача современных университетов – дать высшее образование среднему человеку. Не секрет, что, придя в университет, студент считает, что ему нет дела до науки. И это не только особенность российского высшего образования, и не только нацеленность на прагматический результат обучения – стать политтехнологом, аналитиком, госслужащим. Может быть и прагматика иного рода. Студент, как пишут германские политологи Г. Симонис, М. Беренс, Г. Эльберс, рассуждает: «Я мол, хочу быть не ученым и заниматься исследовательской работой, а только учиться и усваивать то, что было уже исследовано». И сами отвечают сторонникам такой, «потребительской», позиции: «Вы поступили в высшее учебное заведение и поставили себе целью получение диплома о высшем образовании. Приняв такое решение, вы перешли Рубикон и вступили на путь завоевания страны, многие области и тайны которой хотя

и известны, но ориентироваться и двигаться в которой может только тот, кто способен самостоятельно определять собственную позицию и устранять препятствия»[1]. И курсовая работа, несмотря на формальную обязанность ее выполнять, а может быть благодаря ей, является средством приближения учебного процесса к научному исследованию. Более того, в условиях преобладания аудиторной учебной нагрузки в российских университетах, курсовая работа – один из немногих видов самостоятельной работы, требующих как творчества, так и самодисциплины со стороны студента, умения работать в кооперации с научным руководителем.

1.2. Курсовые работы являются учебно-исследовательскими работами.
Они призваны выработать навыки:

• исследовательской работы в области политологии: постановки проблемы, её обсуждения, определения цели и задач исследования, выделения его
основных понятий и методов;

• квалифицированного библиографического поиска, изучения литературы и
источников по выделенному кругу вопросов;

• владения понятийно-категориальным аппаратом и методологией политологической науки; использования и применения различных подходов и методов, а также конкретных знаний, полученных в изучаемых курсах;

• обобщения, систематизации материала и логичного изложения; грамотного написания и оформления политологического текста в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным публикациям, умения профессионально письменно доказать, а если необходимо, и публично защитить свою точку зрения на ис­следуемую проблему.

1.3. Научное руководство курсовой работой возлагается на сотрудника
кафедры политологии. Список научных руководителей утверждается на заседании кафедры не позднее 1 октября каждого учебного года.

1.4. Научный руководитель:

• предлагает студентам на выбор список тем в пределах своей научной
компетенции;

• предлагает обязательный список литературы по теме и библиографиче­ские источники информации;

• консультирует студентов в период сбора материала и написания курсовой
работы;

• требует от студента правильного оформления курсовой работы;

• проверяет курсовую работу не позднее, чем за 3 дня до публичной защиты (иных форм контроля);

• отвечает за передачу на кафедру защищенных курсовых работ на хранение.

1.5. Требования к студентам:

• темы курсовых работ студентам первого курса предлагаются кафедрой.

• темы курсовых работ студенты II-IV курсов выбирают самостоятельно (если студент не определился с выбором темы до 1 октября, она определяется зав. кафедрой).

• после подбора основной библиографии и изучения необходимой литературы студент составляет план работы и график с указанием сроков представления составных частей работы и пе­риодически отчитывается перед научным руководителем о ходе его выполнения. Окончательный вариант работы должен быть представлен студентом научному руководителю в срок с 15 апреля по 10 мая текущего учебного года.

1.6. В целях закрепления знаний по специальности и развития навыков
последовательной самостоятельной работы на III-IV курсе организуются
тематические спецсеминары, помогающие освоить теоретико-методологические комплексы.

1.7. На повышение оценки курсовой работы могут влиять выступления с лучшими докла­дами на студенческих научных конференциях, политологические работы на предметных олимпиадах и конкурсах, опубликованные на-
учные статьи при соответствии предмету специ­альности 020200 и должном оформлении в виде текста с указанием конфе­ренции, олимпиады и т.п.

Курсовые работы регистрируются ст. лаборантом кафедры и хранятся в течение 5 лет.

Требования к содержанию курсовой работы

2.1. Структура.

Курсовая работа строится в указанной ниже последовательности;

- титульный лист (образец - приложение 1);

- оглавление (образец - приложение 2);

- введение;

- основная часть (текст работы);

- заключение;

- список использованной литературы (образец - приложение 4);

- приложения (в виде таблиц, диаграмм, схем, графиков в случаях, когда они
не приведены по ходу изложения текста работы).

2.2. Текстовая часть.

Оглавление располагается на следующей непосредственно за титуль­ным листом и отражает содержание курсовой работы.

Принято деление по главам, но в том случае, если главы содержат бо­лее 20 страниц, или когда по содержанию необходимо выделить какие-либо вопросы, предусмотрена структура разделов внутри глав.

Введение - наиболее важная часть курсовой работы, в которой скон­центрированы ее источники и литература, определяются объект и предмет, цели и методы, выдвигается гипо­теза и обосновывается структура работы. Во Введении вы должны:

а) привлечь внимание к проблеме работы (ее тема, актуальность, научная

значимость);

б) разъяснить суть проблемы и кем она рассматривалась до вас - указать конкретных авторов, их работы и что они писали по этому поводу. Сгруппировать литературу по авторам, направлениям, оценкам вашей проблемы;

в) показать, насколько вы знакомы с предметом исследования и поче­му ваши исследования могут считаться авторитетными.

После этого указать объект исследования, определить предмет вашей работы, подчеркнуть свой вклад в проблему и важность его для изучения. Затем следует поставить цель данной рабо­ты и задачи, которые вы будете решать для достижения цели. После этого необходимо отметить методы, примененные вами в курсо­вой. Для первого курса это могут быть элементарные общенаучные и логи­ческие методы исследований. Со II курса обязательным является постановка на первое место и использование методов политической науки. На IV курсе студент должен обосновать выбор предпочтительных методов, почему они в большей мере дают возможность раскрыть проблему.

При написании курсовой работы студенты должны включить во Введение (в следующем порядке): актуальность темы, степень изученности темы, объект, предмет, цель исследования и вытекающие из нее задачи, фактор новизны, вносимый студентом в иссле­дование, практическую значимость для прикладных тем (и возможность использования на практике - теоретических), методы исследования. Для III – IV курсов необходимым компонентом являются теоретико-методологические основы исследования. Введе­ние завершается обоснованием структуры работы.

В Основной части вы формулируете свой главный тезис: почему ваша тема заслуживает внимания. Даете развернутую характеристику предмета, воспроизводите гипотезу и доказываете ее, ссылаясь на других авторов или на собственную логику. Старайтесь, демонстрируя превосходство вашей по­зиции, быть корректным по отношению к предшественникам, не допускайте плагиата лат. plagiatus - похищенный). Любая цитата, переписанная у других

авторов и оформленная без кавычек или косвенной сноски, считается пла­гиатом.

Студенты I-П курсов должны проявить следующие научно-образовательные умения: реферирование; выявление и формулирование про­блемы; формулирование вопросов исследования; идентификации явлений; классификация и систематизация явлений; установление связей между яв­лениями; анализ явлений и процессов; способность к самостоятельным вы­водам.

Студентам III-IV курсов необходимо продемонстрировать такие уме­ния и навыки по владению научным политическим знанием: критика; ком­паративистика; верификация/фальсификация утверждений, понятий, ги­потез.

2.3. Объем курсовой работы

Для студентов I курса объем работы в пределах 10-15 страниц; II курса

-15-20 страниц; III-IV курсов – 30-40 страниц.

Правила оформления

3.1. Общие требования

Оформление курсовой работы является важнейшей составляющей на­учной культуры. Курсовые работы печатаются в компьютерном наборе (кегль шрифта 14, полуторный интервал) или на пишущей машинке (текст печатается через 2 интервала).

Курсовые работы оформляются на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4. Параметры полей листа: левое - 30 мм, правое - 10-15 мм; верхнее - 20 мм, нижнее - 25 мм. Левое поле включает площадь, уходящую на брошюровку работы; нижнее поле исключает пло­щадь, отводимую под сноски.

3.2. Нумерация

Все страницы нумеруются по порядку от титульного листа, который считается первой страницей, хотя цифра "1" на нем не ставится. Нумерация

начинается с 4-й страницы текста (иногда заголовки: "Введение", "Заключение", "Список использованной литературы", а также страницы с заголовками глав не нумеруются).

3.3. Заголовки

Названия глав печатаются симметрично тексту прописными (заглав­ными) буквами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разде­ляют точкой.

Нумерация глав, разделов, пунктов допускается только арабскими цифрами. Каждая глава начинается с новой страницы, поэтому заголовок главы печатается в верхней части листа и отделяется от сле­дующего заголовка раздела отступом в два интервала (3-4 мм). Расстояние между заголовком раздела и первой строкой последующего текста, а также последней строкой предыдущего текста и заголовком следующего раздела должно быть равно 3-4 интервала (8-10 мм).

Например: 1. ЗАГОЛОВОК ГЛАВЫ

1.1. Заголовок раздела

Первая строка текста

Последняя строка текста

1.2. Заголовок следующего раздела

3.4. Таблицы

Каждая таблица должна иметь заголовок, который располагается над ней посредине полосы и раскрывает её содержание. Заголовок таблицы пи­шется с прописной буквы без точки в конце.

Таблицы имеют сквозную нумерацию, которая обозначается арабски­ми цифрами. Номер таблицы пишется перед заголовком таблицы.

Если таблица не помещается на одной странице, то на следующем лис­-
те, в правом верхнем углу пишут "Продолжение табл.2" или "Окончание табл.2".

При заимствовании таблицы из книги или статьи другого автора, на нее должна быть оформлена библиографическая ссылка.

Образец таблицы

Таблица 2.3ависимость производственной и социальной эффективности от типа управленческого стиля

Тип эффективности Тип управленческого стиля
  авторитарный демократический Либеральный
Производственная эффективность
Социальная эффек­тивность

3.5. Цитаты

При использовании цитат следует иметь в виду, что обилие цитат, осо­бенно длинных, отрицательно характеризует работу. Они должны приме­няться только для подкрепления суждений автора.

Не допускается соединять две цитаты в одну. Это равносильно под­делке. Нельзя сокращать слишком длинную цитату путем отбрасывания её части, если такое сокращение меняет смысл цитаты на противоположный.

При цитировании нужно соблюдать точное соответствие цитаты ис­точнику. Цитирующий может опустить одно или несколько слов или даже предложений, если мысль автора цитаты при этом не искажается. Отсутст­вие в цитате определенной части отмечается многоточием.

Цитировать авторов необходимо только по их произведениям. Когда источник недоступен, разрешается цитировать автора по выдержкам из его сочинений, приводимым другим автором. В этом случае ссылке должны
предшествовать слова: Цит. по:.

Цитаты, точно соответствующие источнику, обязательно закавычива­ются. Кавычки не ставят в стихотворной цитате, выключенной из текста, в цитате, взятой эпиграфом к книге или статье, в перефразированной цитате. Ссылке на незакавыченные цитаты предшествует сокращенное слово "смотрите".См.:

Если в тексте использована не цитата из работы, а только идея автора, то в основном тексте кавычки отсутствуют, а ссылкам на источник предшест­вует слово: См.:

3.6. Библиографические ссылки

При написании курсовых работ автор обязан давать библиографиче­ские ссылки на работы, откуда он заимствует материал или отдельные результаты.

3.6.1. Внутритекстовые ссылки

Внутритекстовые библиографические ссылки применяют в том случае, если значительная часть ссылки вошла в основной текст работы и изъять её из текста и перенести под строку за текст невозможно, не заменив этот текст другим.

Внутритекстовые ссылки оформляются в тексте работы в круглых или квадратных скобках.

Если элементы ссылки: фамилия, имя автора и заглавные документы вошли в основной текст работы в качестве его неотъемлемой части, то эти сведения в скобках не повторяют, а приводят недостающие элементы описа­ния. Например: Д.В. Гончаров и И.Б. Гоптарева в своей книге «Введение в политическую науку» (М.,1996. с.7) подчеркивают, что «между политикой и экономикой идет интенсивный обмен капиталами и властью».

Во внутритекстовой ссылке на произведение, включенное в список ли­тературы после упоминания о нем или после цитаты в квадратных скобках проставляют номер, под которым оно значится в списке. Например: «А.С. Панарин [12] и Р.Т. Мухачев [9] считают...».

Если ссылаются на определенные страницы произведения, ссылку оформляют следующим образом: «В своей книге А.С. Панарин [12.С.83] пи­сал...».

3.6.2. Подстрочные ссылки.

Часто применяют подстрочные ссылки, поскольку использование их в тексте усложняет восприятие. Подстрочные ссылки располагают под текстом каждой страницы (команда «Вставка» - «Сноска» - «Обычную»).

Не приветствуется перенос подстрочных ссылок на следующую страницу. При наличии большого количества цитат и ссылок на одной странице текста надо чтобы строка (линия), отделяющая ссылки от текста, была поднята на один или несколько абзацев выше, а текст перенесен на другую страницу.

В курсовых работах применяется постраничная нумерация подстроч­ных ссылок. Номера ссылок (сноски) обозначаются арабскими цифрами без скобок и без точки. (См. образец: Приложение 3).

3.6.3. Оформление списка использованных источников и литературы.
Рекомендуется три варианта заглавия списка:

Литература

Список использованной литературы

Список использованных источников и литературы

Если в список включаются все документы, изученные исследователей по теме, независимо от того, использовались они в работе или нет, список озаглавливают одним словом - Литература (См.: Приложение 4).

Если в список включается только то, что анализировалось в обзоре и использовалось в виде заимствований в тексте, выбирается второй вариант заглавия - Список использованной литературы.

Если кроме литературы использовались еще и источники, исследователь выбирает третий вариант заглавия - Список использованных источников и литературы.

Наши рекомендации