Организационные механизмы решения задач устойчивого развития Республики Беларусь
Как показывает практика выхода из затяжных кризисов разных стран, в основу решения стратегических проблем развития закладываются крупномасштабные предметно-ориентированные программы. В их реализации принимает участие значительное число трудоспособного населения, и такого рода целевые осязаемые планы действий являются главным консолидирующим фактором общества, ускоряющим решение проблем формирования новых принципов, форм и методов хозяйствования. Например, первой послевоенной национальной программой Японии стала коренная реконструкция металлургической промышленности, а в ФРГ – создание “народного” автомобиля. Такие программы носят СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ характер.
Задача поиска и принятия подобной предметной цели общественной деятельности весьма актуальна и для Республики Беларусь, которая на современном этапе должна решать две глобальные стратегические задачи – формировать свою государственность, во-первых, и повсеместно реализовывать новые принципы устойчивого развития, во-вторых.
Республика имеет свои индивидуальные проблемы, но по сути своей схожие с мировыми, требующие безотлагательного решения. Это значительное снижение валового производства продукции сельского хозяйства и продовольствия в последние годы, радиоактивное загрязнение значительной части своей территории, хроническая социальная деградация сельской местности, снижение уровня занятости населения, неблагоприятная демографическая ситуация и др.
В этих условиях приоритетной и обоснованной является долгосрочная программа повсеместного создания многофункциональных экосистем (МФЭ).
Многофункциональная экосистема (МФЭ) – это целостная относительно замкнутая система хозяйствования на площадях 10…15 тыс.га, ориентированная на комплексное безотходное использование имеющихся природно-сырьевых ресурсов и производство экологически чистых продуктов питания, энергии из биологических источников, других сопутствующих продуктов и товаров, а также на переработку отходов сельского хозяйства и промышленности. Важнейшим компонентом после утилизации отходов должны стать высококачественные удобрения, которые не только полностью восстанавливают плодородие почв, но и могут являться экспортным товаром для улучшения низкоплодородных земель.
Для решения задач повсеместного создания МФЭ в республике имеются все предпосылки:
- мировое сообщество и непосредственно Беларусь имеют большое количество освоенных технологий для решения задач в данном направлении;
- республика имеет большой резерв производственных мощностей, ранее ориентированных на производство военной техники, который с успехом может быть использован для производства технических средств оснащения экосистем;
- республика располагает высококвалифицированными кадрами, способными решать задачи технологического и организационного строительства нового уклада народного хозяйства;
- в республике доминирует государственная собственность на землю, что, безусловно, создает возможность образования МФЭ с точки зрения их экологической и природно-географической целесообразности.
Ориентировочные расчеты показывают, что на территории Республики Беларусь может быть организовано около 1000 МФЭ с затратами на создание каждой около 50 млн. долларов
США. При наличии определенной политической воли такой план может быть реализован приблизительно за 10 лет.
Учитывая, что действующие государственные структуры в настоящее время загружены решением весьма непростых текущих задач поддержания жизнеспособности государства и населения, для реализации программы создания МФЭ в переходный период необходимо создать новые организационные структуры в направлениях, диктуемых глобальной стратегией устойчивого развития. Новые организации должны формироваться с участием действующих субъектов хозяйствования и госуправления. По мере поступательного расширения программы создания МФЭ будет происходить постепенная эволюция старых оргструктур и их слияние с новыми на основе новых принципов обеспечения безопасности людей.
Для реализации крупномасштабной задачи повсеместного создания МФЭ в республике необходимо будет создать две основные группы субъектов хозяйствования:
· малые территориально-производственные комплексы (МТПК) – субъекты-заказчики МФЭ;
· государственные инвестиционные компании в форме акционерных обществ (АО ГИК) – субъекты-подрядчики по исполнению заказов на модульные решения, составляющие МФЭ.
Малый территориально-производственный комплекс – административно-хозяйственное структурное образование местного самоуправления, деятельность которого направлена на обеспечение высокого качества жизни населения за счет решения проблем в областях экономики, социальной сферы и экологии. В организационном плане эта структура должна быть самоуправляемым территориальным хозрасчетным объединением с особым режимом землепользования и системой хозяйственных отношений, подчиненным своим Уставу и законам Республики Беларусь.
В правовом плане МТПК должны использовать принципы, характерные для закрытого акционерного общества, в котором каждый совершеннолетний житель должен обладать правом одного голоса. Основные задачи МТПК:
- совместно с республиканскими органами определять границы своей территории и режимы землепользования, регулировать налогообложение субъектов на своей территории и систему внутренних хозяйственных отношений;
- вести постоянный мониторинг социальных, демографических, социально-культурных, экономических и экологических процессов на закрепленной территории, разрабатывать долгосрочные программы и проекты ее устойчивого развития;
- изучать насущные потребности людей, проживающих на этих территориях и принимать необходимые меры для их безусловного удовлетворения;
- проводить необходимые работы по обеспечению полной занятости трудоспособного населения путем создания и непрерывного обновления производственных мощностей при самом активном участии предприимчивых и деловых жителей территории;
- создавать специальные собственные фонды для поддержки нетрудоспособных, малообеспеченных жителей территории, повышения культурного и образовательного уровня населения, благоустройства территории и проведения мероприятий по охране окружающей среды;
- устанавливать и поддерживать деловые и культурные связи с другими территориями Беларуси, странами ближнего и дальнего зарубежья.
МТПК должны учреждаться без разрушения действующих структур хозяйствования и административного управления. Формирование их капитала может осуществляться за счет лизинга; основным лизингодателем должны выступать государственные инвестиционные компании, специально создаваемые для решения задач развития территорий.
По своим задачам МТПК являются основными структурами, обеспечивающими нормальное социально-психологическое состояние населения и формирующими основное ядро функции “социальная мотивация” модели функционирования национальной экономики (рис. 6).
Государственная инвестиционная компания в форме акционерного общества– специализированное государственное научно-производственное учреждение, предназначенное для создания на определенных территориях высокоэффективных коммерческих объектов с использованием передовых технологий для заказчиков “под ключ” преимущественно на условиях лизинга. Для своего успешного функционирования в существующих экономических условиях республики АО ГИК должно получить право эмиссии ценных бумаг на величину не более половины оценочной стоимости доли национального богатства, выделяемого ему для целей привлечения инвестиций. При принятии определенных мер по обеспечению высокой степени ликвидности акций и облигаций АО ГИК и приравниванию их по степени риска к другим ценным бумагам правительства и Национального банка создается надежное средство привлечения инвестиций для решения крупномасштабных проблем повсеместного формирования многофункциональных региональных экосистем.
Наблюдательный совет такого акционерного общества должен формироваться из представителей министерств и ведомств, ведущих научных учреждений республики, хозяйственных и общественных организаций. При наличии определенных квот акций компании места в наблюдательном совете могут получить как отечественные, так и зарубежные инвесторы.
АО ГИК должно решать следующие задачи:
- совместно с органами государственного управления разрабатывать целевые долгосрочные программы создания и развития производственных мощностей регионов республики;
- в установленном порядке осуществлять эмиссию ценных бумаг для привлечения средств в объемах, необходимых для реализации согласованных планов;
- формировать базы данных по наиболее перспективным научно-техническим и организационным решениям частных проблем, связанных с созданием экосистем;
- организовывать разработку и экспертизу частных бизнес-планов на модульные решения элементов экосистем, создавать и постоянно совершенствовать системы их реализации;
- оказывать научно-техническое, юридическое, хозяйственно-правовое и налоговое консультирование субъектов хозяйствования;
- обеспечивать послепусковое и сервисное обслуживание созданных производственных объектов;
- решать проблемы страхования и перестрахования инвестиций;
- формировать венчурные фонды для реализации наиболее рисковых проектов;
- обеспечивать подготовку и обучение кадров;
- принимать участие в организации выставок и издательской деятельности;
- принимать активное участие во внешнеэкономической деятельности, формировании международного рынка интеллектуальной собственности, осуществлять лицензионную деятельность и трансфер технологий;
- постоянно изучать местные республиканские и международные рынки по направлениям деятельности компании;
- разрабатывать и постоянно совершенствовать механизмы инновационного обновления народного хозяйства республики на основе достижений науки и техники, ориентированных на обеспечение безопасности человека и устойчивое развитие.
Для формирования инвестиционных компаний такого типа в республике имеется хорошая база в лице высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов Национальной академии наук, проектно-строительных институтов, конструкторских бюро и инженерных служб предприятий бывшего оборонного комплекса.
По смыслу решаемых задач инвестиционные компании должны составить ядро функции “технологическая мотивация” – составной части модели функционирования национальной экономики (рис. 6). Одной из разновидностью инвестиционных компаний могут стать организации типа “технополис”. Проект типового положения такой структуры представлен в Приложении 1.
Учитывая определенную степень зависимости каждого МТПК от ближайшего окружения и от общих условий развития Республики Беларусь, а также ограниченность технологических возможностей каждого АО ГИК для разработки и реализации законченных проектов многофункциональных региональных экосистем, возникает настоятельная необходимость координировать их усилия по решению задач устойчивого развития и обеспечения безопасности человека. Таким координирующим органом может стать новое формирование – Национальный центр стратегического планирования развития регионов Республики Беларусь “Регионплан”.
Целью деятельности Центра “Регионплан” будет централизация управленческих и финансово-хозяйственных решений проблем обеспечения устойчивого экономического роста и социального развития регионов.
Предмет деятельности Центра –разработка и координация реализации целевых долгосрочных программ и проектов социально-экономического развития регионов Республики Беларусь, направленных на наиболее полное удовлетворение запросов и потребностей населения, решение проблем его занятости, сохранности природно-ландшафтного и культурного наследия страны.
Основные направления функционирования Центра “Регионплан”:
- исследование экономического, научно-технологического, кадрового и других потенциалов регионов;
- разработка оптимальных стратегий устойчивого развития регионов;
- разработка рыночной модели межрегионального обмена товарами, услугами и капиталом;
- разработка конкретных проектов малых производственно-территориальных комплексов на базе концепции технологически замкнутых многофункциональных экосистем и проектов государственных инвестиционных компаний;
- координация процессов реализации планов регионального развития и трансфера технологий из-за пределов республики (закупка зарубежных лицензий):
- нормативно-правовое обеспечение регионального планирования.
Центр “Регионплан” может быть создан как неприбыльная хозрасчетная организация при Министерстве экономики в форме закрытого акционерного общества. Учредителями Центра “Регионплан” должны выступить другие ведомства республики по согласованию (например, Министерство образования, Министерство иностранных дел, Министерство предпринимательства и инвестиций, Министерство по управлению госимуществом и др.). В состав Совета директоров ЗАО “Регионплан” целесообразно ввести представителей общественности и предпринимательских кругов.
Предлагаемые подходы к проблемам планирования развития регионов позволят органично сочетать интересы различных секторов экономики, согласовывать долгосрочные и краткосрочные стратегии, привлекать общественную и предпринимательскую инициативу к решению самых злободневных задач.
Организационное оформление государственной стратегии устойчивого развития и повышение качества жизни человека будет неполным без активного участия общественности.
Официальному созданию новых структур хозяйствования должна предшествовать многоплановая разъяснительная работа на местах, проведение определенных акций по выявлению наиболее актуальных социальных потребностей населения конкретных местностей, выявление того историко-культурного и природно-ландшафтного наследия, которое требует сохранения в первую очередь. С этой целью правительство через действующую систему общего образования должно инициировать создание территориальных общественных организаций “Экосистема”, представители которых в перспективе должны делегироваться в составы Совета директоров МТПК и Наблюдательного совета государственных инвестиционных компаний. Территориальные организации должны сформировать общенациональное общественное движение.
Важнейшей задачей этого движения станет отработка инструментов оценки индикаторов безопасности человека, подсчеты реальных индексов возникновения кризисных явлений по различным территориям, областям и в целом по республике. Информация этой общественной организации в данной части должна получить официальный статус для включения ее в систему национальных счетов Республики Беларусь.
Органичное соединение усилий правительственных органов и общественных организаций для осуществления реального курса на обеспечение устойчивого роста поможет формированию в республике гражданского общества, имеющего прочные контакты с мировым сообществом.
Представленные здесь организационные механизмы решения задач устойчивого развития создадут необходимые и достаточные условия для осуществления первых шагов по практической реализации концепции устойчивого развития и формирования параллельной экономики республики, устремленной в XXI век. Для перевода всего народного хозяйства страны в русло новой политики необходимы дополнительные трансформации, связанные с сокращением и ликвидацией нерациональных структур производства и потребления, осуществлением надлежащей демографической стратегии.