Багдасарян, сусанна джамиловна 3 страница
В местном управлениив XIV–XV вв. продолжала существоватьсистема кормлений. Основными органами управления на местах были наместники и волостели. В процессе централизации происходит постепенное ограничение власти кормленщиков. Доходы наместников и волостелей состояли из периодических поборов, судебных, торговых и брачных пошлин. В конце XV– начале XVI в. Великий князь начинает выдавать наместникам и волостелям «доходные списки», в которых регламентировались размеры «кормов». Срок деятельности наместников и волостелей сокращался до 1–3 лет. Судить наместники и их тиуны могли только вместе с сотскими и «добрыми» людьми из населения.
Во второй половине XV в. появляются новые должностные лица в местном управлении – городовые приказчики, которые взяли на себя ряд функций наместников в административной и финансовой сферах. Они ведали строительством и укреплением городов, осуществляли надзор за строительством дорог и мостов, производством пороха, хранением боеприпасов, оружия, продовольствия, сбором народного ополчения. Городовые приказчики назначались Великим князем из служилого дворянства и подчинялись непосредственно ему. С образованием Разрядного приказа они попали в его ведение.
Таким образом, формирование централизованного государства сопровождалось изменениями в системе центрального и местного управления, основными из которых были усиление власти Великого князя, бюрократизация аппарата управления, привлечение к управлению служилого дворянства при одновременном уменьшении роли боярства.
В период складывания русского централизованного государства происходил процесс дальнейшего оформления сословий,т.е. юридически замкнутых групп населения, обладающих определенными правами и обязанностями. Основными сословиями были бояре, дворяне, духовенство, крестьянство, посадские люди. Сословия делились на служилые и тягловые. Служилые сословия являлись привилегированными сословиями, они обладали собственностью на землю, несли военную, придворную, приказную службу при князе и были освобождены от государственных податей и повинностей. Тягловые сословия обязаны были нести тягло, т.е. платить подати и выполнять повинности в пользу государства. Представители этих сословий не обладали частной собственностью на землю и были объединены в общины (городские или сельские).
Бояре являлись высшим служилым сословием. В сословие бояр вошли бывшие удельные князья и бояре. Они владели вотчинами, т.е. землями, которые они могли передавать по наследству и свободно отчуждать (продавать, дарить, менять, отдавать в залог). Бояре служили князю, причем первоначально эта служба носила добровольный характер (отношения вассалитета), но с XV в. приобретала все более обязательный характер (с введением отношений подданства). После принятия в 1556 г. Уложения о службе была закреплена обязательность военной службы боярства. Только боярство могло занимать высшие государственные должности. На высших должностях могли служить лишь представители наиболее знатных родов. Первым чином был чин боярина введенного, вторым – чин окольничьего Они входили в Боярскую думу. Таким образом, начала складываться лестница придворных чинов, приравниваемых к государственным должностям. Это положило начало формированию местничества, т.е. системы, при которой высшие должности в государственном аппарате занимались в зависимости от знатности рода. Все знатные фамилии были расположены в иерархической лестнице потомков: русские князья из рода Рюриковичей, великие князья из рода Гедимина; крупные удельные князья, московские бояре, мелкие удельные князья и т.д. Все назначения записывались в специальные разрядные книги.
Дворянство также являлось служилым сословием, которое стало формироваться при ИванеIII в XV в. За свою службу и только на время службы они получали землю – поместья, которыми не имели права свободно распоряжаться (передавать по наследству, продавать, дарить и т.д.). Право пользования этой землей они теряли по окончании срока службы. Дворянство сформировалось из слуг князя. Они занимали должности тиунов, казначеев, дьяков, ключников и т.д.
Духовенствоявлялись привилегированным сословием. Церкви являлись крупнейшим собственником земли, ее земли освобождались от некоторых видов государственного тягла и повинностей. Духовенство освобождалось от государственной службы и подлежало исключительно юрисдикции церковного суда (кроме дел о государственной измене).
Посадские люди (посад – поселение вокруг города) сформировали тягловое сословье, т.е. были обложены государственными податями и повинностями. Посадские люди делились на разряды:
– гости – высшая категория посадских людей. Звание гостя жаловал князь представителям богатого купечества, как правило, торгующим с иноземными государствами. Гости имели привилегии по сравнению с остальными категориями посадских людей: они были подсудны только суду князя, освобождены от податей и ряда платежей, несли службу князю (заведовали таможнями, распределяли княжескую казну, служили городскими головами, дьяками). Проживали только в Москве;
– торговые люди гостинной и суконной сотни – богатые, но непривилегированные купцы. Они были объединены в сотни. Проживали только в Москве;
– черные люди – основная масса свободного населения посада (мелкие торговцы, ремесленники и др.). Ремесленники были объединены в артели.
Крестьянство – основное тягловое сословие. Крестьяне были объединены в общины, В собственности крестьянина были двор, постройки и орудия труда. Земля принадлежала частным владельцам или великому князю как верховному собственнику земли в государстве. За пользование землей община несла повинности, Внутри общины происходили периодические переделы земли, находившееся в пользовании крестьянских семей.
В зависимости от того, на чьей земле жили крестьяне, они делились на категории: чернотягловых (на земле Великого князя); частновладельческих (вотчинные, поместные, церковные, дворцовые). По давности проживания на земле крестьянство подразделялось на старожильцев (издавна вели хозяйство на данной земле и несли повинности в полном объеме); новоприходцев (как правило, беглые крестьяне, перешедшие на земли другого владельца, которые предоставлял им ряд льгот в уплате повинностей, для закрепления их на своей земле). По форме эксплуатации на половников - работали за половину урожая и серебренников – находились в долговой денежной зависимости. Основная масса крестьянства до XV в. пользовалась свободным правом перехода («выхода»). В XV в. землевладельцы стали устанавливать особые сроки для выхода, однако крестьяне продолжали уходить, когда находили нужным. Монастыри обратились к Великому князю с просьбой установить определенный срок крестьянского выхода – 26 ноября, в т.н. Юрьев день, когда полевые работы окончены, рассчитывая, что большинство крестьян не решится на переход в преддверии зимы.
Судебник 1497 г. (ст. 57) закрепил возможность «выхода» крестьян за неделю до и неделю после Юрьева дня при условии уплаты «пожилого». Это положило начало юридическому оформлению крепостного права.
Холопы делились на три группы – большие, полные и докладные. Количество холопов сокращалось. Исчезали некоторые источники холопства (плен, превращение в холопа за бегство от господина). Холопы получили некоторые имущественные и личные права, что свидетельствовало о начале процесса постепенного стирания различий в правовом положении холопов и крестьян.
На начальном этапе складывания единого Русского государства на его территории продолжала действовать «Русская правда». Однако в период завершения процесса централизации возникла необходимость в издании свода законов, в котором бы вводилась единая система суда и управления.
Рукопись Судебника была найдена в одном экземпляре в 1817 г. и впервые опубликована в 1819 г. До этой обнаружения исследователи были знакомы с Судебником только по извлечениям из него в переводе на латынь в книге Герберштейна «Комментарии о московитских делах». Текст не имеет постатейной нумерации, материал разбит с помощью заголовков и инициалов. Судебник 1497 г. по своему содержанию направлен на ликвидацию остатков феодальной раздробленности, на создание центрального и местного аппарата власти, разработку норм уголовного и гражданского права, судоустройства и судопроизводства. Основные источники Судебника 1497 г.: обычное право (в двух статьях); «Русская правда» (в двух статьях); уставные грамоты наместнического управления (в 11 статьях); Псковская судная грамота (в 10 статьях). Не менее 26 статей явились совершенно новыми и были подготовлены при разработке Судебника. Большое место занимают в Судебнике нормы, регулирующие суд и процесс. Судебник устанавливал следующие виды судебных органов: государственные, духовные, вотчинные и помещичьи. Государственные судебные органы делились на центральные и местные. Центральными государственными судебными органами были Великий князь, Боярская дума, путные бояре, чины, ведавшие отдельными отраслями дворцового управления, и приказы.
Центральные судебные органы были высшей инстанцией для суда наместников и волостелей. Дела могли переходить из низшей инстанции в высшую по докладу суда низшей инстанции или по жалобе стороны (пересуд). Великий князь рассматривал дела в качестве суда первой инстанции по отношению к жителям своего домена, особо важные дела или дела, совершенные лицами, имеющими привилегию на суд князя, к которым обычно относились обладатели тарханных грамот и служилые люди (начиная с чина стольника), а также дела, поданные лично на имя великого князя. Помимо этого, князь рассматривал дела, направляемые ему «по докладу» из нижестоящего суда для утверждения или отмены принятого судом решения, а также являлся высшей апелляционной инстанцией по делам, решенным нижестоящими судами, осуществляя так называемый «пересуд».
В судебном процессе формируются различия между гражданскими и уголовными делами. По гражданским делам и менее тяжким уголовным преступлениям применялся состязательный процесс. Судебный процесс начинался по инициативе частного лица – истца. Вызов на суд осуществляется путем подачи жалобы – челобитной (определявшей предмет спора), «приставной памяти» (определявшей судью), «срочной» (устанавливавшей срок явки в суд). Вызов в суд осуществлялся специальными должностными лицами (недельщиками, ездовыми, доводчиками). На самом суде стороны подавали «ставочные челобитные». В случае неявки в суд истца, обвинение прекращалось, в случае неявки ответчика – последний признавался виновным.
Система доказательств: собственное признание одной из сторон, т.е. отказ истца от иска или признание исковых требований ответчиком; показания свидетелей (послухов), в качестве которых мог выступить любой человек, в том числе и холоп; судебный поединок (поле); крестное целование; жребий. После вынесения решения суд издавал «правую грамоту». Решение суда считалось окончательным и дело не могло вновь рассматриваться в том же суде. Возможен был пересмотр дела в вышестоящей инстанции в установленном порядке.
По тяжким уголовным (душегубство, разбой) и государственным делам начал применяться новый вид судебного процесса розыскной (инквизиционный). Характерные черты розыскного судебного процесса:
– дело начиналось по инициативе государственного органа или должностного лица;
– процесс велся в письменной форме, судоговорение отсутствовало;
– главным доказательством считалось признание обвиняемого, для получения которого применялись пытки.
Возбуждение дела оформлялось «зазывной грамотой», в которой содержался приказ задержать и доставить в суд обвиняемого, или «погонной грамотой», содержавшей приказ местным властям найти и схватить обвиняемого. Сбор доказательств производил сам суд. Судоговорение заменено допросом и очной ставкой. Система доказательств это признание обвиняемого, поимка его с поличным; очные ставки и вещественные доказательства. Для получения собственного признания обвиняемого стала применяться пытка. Выявление и признание человека «лихим» осуществлялось путем проведения «облихования». Для признания человека «лихим» достаточно было показаний 5–6 «добрых людей».
Приговоры приводились в исполнение органами судебной власти самостоятельно. Возможен был пересмотр дела в вышестоящей инстанции «по докладу» или «по жалобе». В основном в данный свод законов были включены нормы уголовного и процессуального права.
Под преступлением в Судебнике 1497 г. понималось нарушение установленных норм, предписаний, а также воли Великого князя. Общего понятия преступления еще не существует, но выделяется группа наиболее опасных преступных деяний, которые получили название «лихие дела» (убийство, разбой, грабеж, поджог).
Субъектом преступления мог быть любой человек, включая холопов. Сословная принадлежность не влияла на наступление ответственности. Выделялся особый субъект преступления – «лихой человек», т.е. человек, совершивший «лихое дело». Прямого указания на возраст, с которого наступала уголовная ответственность, Судебник не содержал. Но можно предположить, что подлежали уголовному преследованию несовершеннолетние старше 7 лет. В Судебнике не упоминается, но на практике, видимо, применялось содержание.
Виды преступлений:
– преступления против государства – «крамола» (политическая деятельность против государства), «подым» (организация волнений, мятежей), заговор, брань в адрес государя;
– должностные преступления – взяточничество, злоупотребления властью;
– имущественные преступления – татьба, разбой, грабеж. Различается татьба простая и квалифицированная (церковная и «головная», т.е. похищение людей);
– преступления против личности – убийство (душегубство), оскорбление действием и словом.
Системанаказаний по сравнению с предшествующим периодом усложняется. Основными целями наказания были устрашение, изоляция преступника от общества, возмещение ущерба.
Виды наказаний:
– смертная казнь (отсечение головы, повешение) предусмотрена в Судебнике примерно в 10 случаях. Ею карались государственные преступники и «лихие люди». Государь мог помиловать приговоренного;
– «торговая казнь» – битье кнутом на торговой площади. Она назначалась за грабеж, кражу, повреждение межевых знаков боярина и князя;
– штраф (продажа) применялся за все виды посягательств на личность и собственность, как основной или дополнительный вид наказания;
– тюремное заключение преступников в монастырских подвалах и башнях без указания срока («до государева указа»).
Система наказаний в Московском государстве была несколько мягче, чем в странах средневековой Европы. По Судебнику не предусмотрено широкое применение смертной казни, отсутствуют членовредительные наказания. Слабо выражен сословный принцип в применении наказаний. Все сословия подвергаются одинаковым видам наказаний, хотя для привилегированных сословий применяются менее суровые кары. За совершение преступлений против личности или имущества представителей высших сословий следовали более суровые меры наказаний.
С середины XVI в. по середину XVII в. в России развивалась сословно – представительная монархия.Эта такая форма правления, при которой власть государя в определенной степени ограничена наличием органа сословного представительства. Ее характерными чертами были (по С.В. Юшкову) отношения подданства, сменившие отношения вассалитета-сюзеренитета; деятельность царя направлялась Боярской думой, которая помимо знати включала в себя представителей-дворянства; созыв Земских соборов; приказная система управления, заменившая дворцово – вотчинную систему; система губного и земского самоуправления на местах, заменившая систему кормлений.
В европейских странах монархиях с сословным представительством возникает в период развитого феодализма. В России же Земские Соборы не стали постоянным учреждением, не имели определенной законом компетенции. Они не обеспечивали прав и интересов всего народа. Роль третьего сословия была гораздо слабее по сравнению с аналогичными учреждениями западно – европейских стран.
Во главе государства стоит царь. Официально титул царя впервые получил Иван IV в 1547 г. Царю принадлежало право законодательства, суда, верховной военной власти. Происходило постепенное увеличение власти царя. Преемство царского престола стало окончательно совершаться на основе принципа первородства и единонаследия.
В своей деятельности царь опирался на Боярскую думу, которая вместе с царем осуществляла законодательную власть, решала вопросы управления, суда, внутренней и внешней политики. В Судебнике 1550 г. говорилось, что все законы в государстве должны приниматься с «государеву докладу и со всех бояр приговору», и в большинстве законов XVI в. имелась формулировка: «уложил царь со своими бояры». Дума являлась высшей судебной инстанцией по политическим делам и местническим преступлениям.
В развитии Боярской думы проявились следующие тенденции:
– изменялся состав думы, кудастало входить все большее число представителей «худородных родов» (детей боярских, дворян), за счет чего происходил численный рост думы.
– уменьшалась роль думы. Все чаще царь стремился принимать решения, советуясь лишь с небольшим числом наиболее приближенных к нему людей. В 1547 – 1560 гг. при Иване IV действовала «Избранная рада» – неофициальный совет при царе, в который входили поместный дворянин А. Адашев, священник Благовещенского собора А. Сильвестр, князья Д. Курлятьев и А. Курбский. Советуясь с «Избранной радой», царь провел земскую, судебную, военную реформы, практически оттеснив Боярскую думу от управления страной.
Заседания Боярской думы проводились в Кремле, в период опричнины – в Москве или Александровской слободе. Подготовку материалов для заседаний Думы производил специальный штат чиновников, связанных с приказами.
Особое место в системе высших государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI по середину XVII вв. Земские соборы являлись специфическим органом сословно-представительной монархии. Как правило, они созывались по мере надобности для решения наиболее важных государственных вопросов: избрание царей, объявление войны, заключение мира, принятие наиболее важных законов, установление новых податей и налогов. Фактически Земские Соборы не ограничивали власть монарха, а укрепляли ее. Лишь в период правления Михаила Романова Земский собор работал почти постоянно. По мнению Л.В. Черепнина было 57 Соборов в истории их существования.
Состав Земских соборов входили: Боярская дума; «Освященный собор» – Собор высшего духовенства; выборные представители от дворянства; выборные представители от посадских людей; выборные представители от черносошных крестьян (в 1613 г.). Право созыва Земского собора принадлежало царю. Боярской думе, патриарху. На имя воеводы посылалась грамота, в которой указывались цель Собора, число выборных и срок их приезда в Москву. Порядок организации выборов и нормы представительства от отдельных сословий не были определены.
Заседания Собора начинались торжественной речью царя, где объяснялись причины созыва Собора и определялись вопросы, подлежащие рассмотрению. Обсуждение вопросов велось отдельно каждой сословной частью Собора. Решение принималось всем составом Собора и оформлялось специальным документом – приговором. Продолжительность работы Собора бы » различной – от нескольких часов до нескольких лет.
В период сословно – представительной монархии окончательно сложилась системаприказов – центральных органов управления. Число приказов постоянно росло. Они создавались по мере надобности, без заранее установленного плана. Существовали отраслевые и территориальные приказы, что обусловило нечеткость в разграничении функций между ними.
В ведении практически всех приказов были не только функции управления, но и суда.
Классификация приказов:
– дворцово-финансовые приказы: Ловчий, Сокольничий, Конюший, Приказ большого дворца (ведал содержанием царского дворца), Приказ большой казны (ведал прямыми налогами). Приказ большого прихода (ведал косвенными налогами). Новая четверть (ведал питейными доходами);
– военные: Разрядный (ведал назначением служилых людей на должности). Стрелецкий, Казачий, Иноземный, Оружейный, Бронный, Пушкарский;
– судебно-административные: Поместный (ведал раздачей поместий и вотчин). Холопий (ведал закреплением и освобождением холопов). Земский (ведал судом и управлением тягловых людей Москвы);
– территориальные приказы: Казанский, Московский, Владимирский и др. (ведали судом служилых людей определенной территории);
– специальные отраслевые приказы: Посольский (ведал сношениями с иноземными государствами), Каменный (ведал производством каменных сооружений). Приказ печатного деда. Аптекарский, Монастырский (ведал судом над церковными властями), Приказ золотого и серебряного дела.
Судебник 1550 г., который дошел до нас в нескольких списках, состоит из 99 статей, из которых 37 новые, а остальные переработаны из Судебника 1497 г. В своей речи на Стоглавом соборе в 1551 г. Иван IV, просивший Собор утвердить Судебник, рассматривал принятие его как важнейшее мероприятие, направленное на ликвидацию последствий боярского правления. Вместе с тем он признавал, что данный Судебник представляет собой исправление прежнего с учетом потребностей общества.
Судебник ограничил власть наместников и волостелей, сократив объем их судебных полномочий, усилив контроль над ними со стороны центральной администрации. На суде наместника или волостеля должны были присутствовать земские выборные – дворецкий или староста, а также целовальники. Недовольные судом наместника получили право жаловаться непосредственно царю, который вызывал провинившихся наместников и судил их. Но в целом виды суда оставались те же, что и прежде: суд царя, суд боярский, суд наместничий и суд святительский.
Одним из нововведений Судебника 1550 г. относительно уголовного суда является то, что он разделил разбойные, душегубные и татебные дела и назначил для первых двух особых судей, называвшихся губными старостами. При суде над татем следовало спросить о нем у того общества, к которому он принадлежит. Если его называли лихим человеком, то подвергали пытке. Сознавшийся под пыткой в преступлении подлежал смертной казни, а не сознавшийся – пожизненному заключению. Если общество называло вора добрым человеком, то его подвергали торговой казни и отдавали на поруки.
Кроме узаконений о суде, данный Судебник содержал ряд статей по гражданскому праву. В нем говорилось о холопстве и найме, О поземельном владении, о крестьянском выходе, о займе, о купле и о наследстве. Относительно крестьянского выхода подтверждается срок, установленный в Судебнике 1497 г., но плата за пожилое увеличивается на два алтына. Займы Судебник допускает двух видов: с кабалой и без кабалы. В первом случае в особом документе, который назывался кабальная грамота, записывалась занятая сумма, установленные проценты, срок платежа. Во втором – кредитор должен был предоставить свидетелей в доказательство своего иска. Относительно наследования умершего без завещания устанавливалась следующая очередь: сначала сыновья, затем дочери, затем другие родственники по степеням родства.
Судебник 1550 г. являлся действовавшим источником права почти сто лет, до принятия в 1649 г. Уложения Алексея Михайловича. Вслед за данным Судебником был принят еще один памятник; права, называемый Стоглав. Он посвящен, главным образом, церковному устройству и церковным вопросам. Название Стоглав определено ста главами, на которые разбит данный сборник. Он составлен в виде ответов церковного собора на вопросы царя, касавшиеся различных аспектов: духовного суда, священников и причта; монастырей и монастырских имений, икон и святых книг, благотворительности, праздников и народных суеверий. В числе значимых положений можно отметить освобождение духовных лиц от подсудности епископу при рассмотрении татебных, разбойных и душегубных дел, подлежавших светскому суду. Относительно церковного управления было решено епископам избирать по городам и селам старост, которые обязаны были смотреть за церковным порядком и поведением низшего духовенства. Монастырям и епископам запретили отдавать деньги и хлеб в рост и приказали выдавать их монастырским крестьянам без процентов. Также Собор постановил исправить церковные богослужебные книги, завести училища по всем городах для обучения детей чтению, письму и церковному пению, устраивать богадельни для нищих, выкупать пленных, запретить языческие обычаи. В системе местного управления были произведены реформы, ограничивавшие власть боярской аристократии на местах, В 1556 г. система кормлений была отменена и заменена органами губного и земского самоуправления.
Губное самоуправление первоначально создавалось в нескольких городах и волостях, но затем (в 1556 г.) было введено во всех уездах с сильно развитым помещичьим землевладением. В каждом уголовно-полицейском округе (губе), а в последствии в каждом уезде создавались органы губного самоуправления – губные избы, состоящие из губного старосты, целовальников (целовать крест – давать присягу), губного дьяка. Губные старосты избирались из дворян и детей боярских первоначально бессрочно, затем - на год. Губные органы занимались разбойными делами, делами о татях, убийствах, заведовали тюрьмами. Губные избы были подчинены Разбойному приказу.
Земская реформа была проведена в 1555–1556 гг. Органами земского самоуправления были земские избы, состоящие из «излюбленного головы» – старосты и целовальников (земских судей), которые избирались из посадских людей в городах и крестьян черносошных и дворцовых земель. Первоначально избрание производилось на неопределенный срок, позже – ежегодно. Делопроизводство вел выборный земский дьяк.
Земские органы занимались сбором подати, гражданскими и мелкими уголовными делами среди черносошных крестьян и посадских людей. Земские избы контролировались различными приказами по роду их деятельности. В начале XVII в., наряду с земским и губным самоуправлением вводилось воеводско – приказное управление. В уезды и города царем и Боярской думой назначались воеводы на 1–2 года. При воеводе создавалась «приказная изба», состоящая из дьяков и подьячих, приставов, рассыльщиков и др. Воеводы осуществляли административное и военное управление (контролировали сбор податей и повинностей, ведали судом, командовали вооруженными отрядами). В качестве представителей центральной власти они наблюдали за деятельностью губного и земского самоуправления, однако впоследствии подчинили себе эти органы.
В период существования сословно – представительной монархии продолжается процесс оформления основныхсословийРоссии. К привилегированным сословиям относились бояре и дворяне. Во второй половине XVI–XVII вв. по мере усиления власти царя происходит постепенное отстранение от управления государством боярства и начинается сближение в правовом отношении бояр и дворян.
С 1556 г., после принятия «Уложения о службе», бояре были обязаны нести службу в пользу государства (выставлять определенное число вооруженных людей в зависимости от количества и качества имевшейся у них земли). Обязанность несения службы превращало боярство в служилое сословье.
Одновременно происходили изменения в правовом положении вотчин – земель, принадлежавших боярам. Вотчины подразделялись на родовые, купленные, жалованные. Особенностью родовых вотчин явилось то, что наследование их было ограничено определенным кругом родственников, принадлежавших к роду наследователя. При отчуждении родовых вотчин члены рода имели право их выкупа в течение сорока лет. С 1551 г. вводятся новые ограничения в праве распоряжения родовыми вотчинами: запрещалось передавать их монастырям (на помин души), обменивать и давать в приданое. Владельцы купленных вотчин имели право свободно их отчуждать. Жалованные вотчины давались боярам за службу и на условии обязательного несения службы, они не могли свободно отчуждаться и передаваться по наследству. Однако уже в 1628 г купленные вотчины были приравнены к родовым.
Дворянство являлось наиболее многочисленной группой служилых людей («по прибору», т.е. призыву, а не по наследству). Принадлежность к дворянству определялась «верстанием», т.е. записью в полковые списки и назначением жалования (денежного и поместного). Первоначально дворяне не имели права распоряжаться своимипоместьями, однако в XVII в. происходит постепенное расширение прав дворян. Утверждался порядок, по которому поместья закреплялись за сыновьями, пригодными к службе. В случае смерти дворянина поместья могли передаваться его вдове и детям (в том числе и дочерям). По уложению 1649 г. закреплялось право обмена поместий на вотчины.
Сформировались основныепривилегии служилых сословий(боярства и дворянства): владеть вотчинами и поместьями; поступать на государственную службу; освобождение от податей и повинностей; привилегии в гражданском и уголовном праве. Духовенство также являясь привилегированным сословием освобождалось от податей и повинностей, владело вотчинами и широкими иммунитетными правами на своих землях.
С середины XVII в. государство начинает ограничивать рост церковного землевладения, право распоряжения землями, иммунитетные права церкви. По Соборному уложению 1649 г. ограничивалась и юрисдикция церкви, а также ее привилегии в торговле и ремеслах (ликвидация белых слобод). Все это свидетельствовало о начале процесса подчинения церкви государству.
С ростом городов увеличивалась численность и усложнялась структура посадского населения.
– гости – наиболее привилегированная категория посадских людей. Они освобождались от общинных податей и повинностей, от платежа торговых пошлин, имели право владеть вотчинами и поместьями, подлежали суду царя. Несли службу в пользу государства (осуществляли финансовое управление, заведовали таможнями). Звание гостя давалось наиболее богатым купцам, занимавшимся торговлей с иноземными государствами;