Багдасарян, сусанна джамиловна 5 страница

Крепостными (феодально – зависимыми) являлись частновладельческие и государственные крестьяне, хотя положение последнихбыло несколько легче.

Помещики обладали широкими правами в отношении крестьян: правом распоряжаться их имуществом, осуществлять суд по мелким уголовным и гражданским делам, заключение брака возможно было с согласия помещика. Петр I пытался несколько смягчить положение крепостных крестьян. В 1721 было разрешено продавать крестьян только семьями, по указу 1724 г. – помещикам запрещалось принуждать крестьян к браку. Однако эти указы не оказали существенного влияния на положение крепостных крестьян. С начала XVIII в. крепостные крестьяне попали в полную зависимость от помещиков, которые относились к ним, как к принадлежавшим им вещам.

Источники пополнения крепостных крестьян: рождение от крепостных, брак с крепостным, кабала, покупка «инородцев», плен, обращение в крепостное состояние участников восстаний против правительства.

Прекращение крепостного состояния:

– отбывание рекрутской повинности (при этом освобождались и жены рекрутов);

– ссылка помещиками крепостных крестьян с семьями на поселение в Сибирь.

ПРАВО В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.

Становление абсолютизма в России в первой четверти XVIII в. ведет к появлению новых тенденций в развитии права. Основным источником права становятся законы в форме указов, регламентов, уставов, манифестов. Издается большое количество правовых актов, регулирующих все стороны жизни общества и личности. На российское право оказывают существенное влияние новые буржуазно-правовые понятия и категории.

При Петре I делаются первые попытки проведения кодификации права. В 1700 г. была создана Палата об уложении, которая должна была привести в соответствие с Соборным уложением 1649 г. вновь принятые правовые акты, систематизировав их. С 1720 г. по 1725 г. работала Уложенная комиссия. Однако кодификационная работа не была завершена. Тем не менее, был издан ряд сводов законов, в которых была сделана попытка систематизировать правовые нормы по отраслям.

Нормы уголовного права были сведены в Артикулы воинские (1715 г.) – свод военно – уголовного законодательства. Артикулы воинские являются составной частью Воинского устава (1716 г.). Воинские артикулы состоят из 24 глав и 219 статей. При их составлении применена новая юридическая техника. Законодатель пытается уйти от казуальной системы права, вводя новые абстрактные понятия, давая к ряду статей толкования.

Впервые появляется термин «преступление», обозначающий наказуемое деяние, наносящее вред и убыток государству. Под преступлением понималось нарушение законов, ослушание царской воли. Субъектом преступления являлись все физические лица. Возраст наступления уголовной ответственности не оговорен. Лишь в одной статье говорится об освобождении от ответственности «воров–младенцев», но их родители наказывались розгами. Не освобождало полностью от ответственности наличие психических заболеваний. В отношении умалишенных наказание «умаляется или совсем оставляется».

Институт соучастия разработан недостаточно. Отсутствует определение видов соучастия и выделение ролей соучастников. Все соучастники наказывались одинаково сурово, независимо от степени вины каждого.

Субъективная сторона предполагала наличие умысла, неосторожности и случайности. Наказуемыми были умышленные и неосторожные деяния. Случайные деяние не влекли уголовной ответственности. Законодатель стремился к тому, чтобы наказание зависело от тяжести вины: умышленные преступления наказывались строже. Однако принцип объективного вменения применялся. В зависимости от результата деяния неосторожные преступления могли наказываться так же, как и умышленные. Ответственность за деяние могли нести не только лица, совершившие его, но и родственники (за государственные преступления).

К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние аффекта, малолетство преступника, служебное рвение. К отягчающим обстоятельствам – состояние опьянения, рецидив. Допускалась необходимая оборона, но при наличии условий: а) оборона должна соответствовать нападению (нельзя применять оружие против безоружного); б) чтоб опасность еще не миновала; в) чтоб опасность уже наступила. За преступления, совершенные в условиях крайней необходимости (состояние голода и т.д.) наказание не применялось или смягчалось.

Объективная сторона преступления предполагала наличие следующих стадии: голый умысел (наказуем при совершении политических преступлений), покушение (наказуемо, но при этом учитываются причины, не позволившие завершить преступление), законченное преступление.

Виды преступлений:

– преступления против веры – богохульство (каралось прожжением языка раскаленным железом и отсечением головы), несоблюдение церковных обрядов (влекло штраф и тюремное заключение), чародейство и др.;

– государственные преступления – посягательство на жизнь и здоровье императора и его семьи, измена, «возмущение» и бунт. Эти преступления карались смертной казнью:

– должностные преступления – взяточничество (простое получение взятки, нарушение служебного долга вследствие получения взятки, совершение преступления за взятку), нарушение дисциплины, нерадивое отношение к службе и др.;

– преступления против порядка управления – срывание и истребление правительственных указов (карались смертной казнью или каторгой), фальшивомонетничество (каралось смертной казнью через сожжение), подделка печатей и актов (в некоторых случаях влекло смертную казнь), ложный донос;

– преступления против суда – лжеприсяга, лжесвидетельство (карались отсечением двух пальцев и ссылкой на каторгу);

– имущественные преступления – кража простая и квалифицированная (во время наводнения или пожара, из военных хранилищ, во время караула, церковная кража, кража человека). Простая кража на сумму свыше 20 руб. и большинство квалифицированных краж карались смертной казнью. Грабеж (невооруженный и с оружием в руках) влек за собой смертную казнь. Мошенничество: а) карманная кража на торгу; б) внезапное отнятие чужого имущества; в) срывание шапки, отрезание полы чужого платья; г) похищение имущества путем обмана. Повреждение и истребление чужого имущества (поджигатели карались смертной казнью через сожжение);

– преступления против личности:

а) преступления противжизни – убийство простое каралось отсечением головы и квалифицированное (ребенка в младенчестве, отцеубийство, солдатом офицера, отравление, наемное убийство) наказывалось колесованием. Самоубийство и участие в дуэли приравнивалось к убийству. Неудачник-самоубийца и дуэлянты подвергались смертной казни;

б) преступления против телесной неприкосновенности – побои и увечья;

г) преступления против чести – клевета.

Главной цельюнаказания становится устрашение, чтоб «другим неповадно было». Наказание преследовало также другие цели – возмездие, изоляция и выделение преступника из общества, эксплуатация труда преступников. Система наказаний носила сословный характер, применялось объективное вменение, формулировки наказаний отличались неопределенностью.

Виды наказаний:

– смертная казнь применялась значительно чаще, чем в предшествующий период. Существовала простая (отсечение головы мечом, повешение, расстрел) и квалифицированная (смертная казнь, четвертование, колесование, сожжение, закапывание живьем в землю);

– телесные наказания:

а) членовредительные – урезание языка, прожжение языка каленым железом, отсечение суставов пальцев, руки, отсечение носа и ушей, клеймение;

б) болезненные – наказание кнутом, батогами, шпицрутенами;

– ссылка на каторжные и другие работы;

– тюремное заключение (простое и жестокое – с заковыванием в «железо»);

– лишение чести и прав: а) в форме позорящих наказаний – прибитие имени к виселице, повешение за ноги казненного, публичное испрашивание прощения на коленях, получение пощечин от палача, раздевание донага: б) «шельмование» – имя преступника прибивалось к виселице, палач переламывал над его головой шпагу и он объявлялся вне закона, т.е. он не мог выступать свидетелем на суде, его можно было безнаказанно ограбить, побить, ранить. Он предавался анафеме т.е. отлучался от церкви; в) «политическая смерть» – наказание кнутом с последующей ссылкой и лишением всех прав;

– имущественные наказания – конфискация имущества, штраф в пользу государства и частных лиц, вычет из жалования;

– церковное покаяние.

Петром I были проведены реформысистемы судебных органов. Делались первые попытки отделить суд от администрации ввести коллегиальное устройство судов Верховным судьей являлся монарх. Он мог сам решать дела, отменять приговоры судов любой инстанции, он обладал правом помилования и правом утверждения смертных приговоров.

Следующей инстанцией являлся Сенат. Это высшая апелляционная инстанция (по делам, рассмотренным юстиц – коллегией) и первая инстанция по делам, направляемым туда императором, как правило, о должностных преступлениях сенаторов и других высших должностных лиц.

Юстиц – коллегия являлась высшим специальным судебным органом и была апелляционной инстанцией по отношению к губернским надворным судам и первойинстанцией по некоторым видам важных преступлений.

Должностные преступления чиновников рассматривали соответствующие коллегии – Коммерц – коллегия (торговые и вексельные дела), Вотчинная коллегия (земельные споры), Мануфактур – коллегия. Камер –коллегия (финансовые преступления).

Наиболее важные государственные преступления рассматривались особыми органами – Тайной канцелярией (1697 г.) и Канцелярией тайных розыскных дел (1718 г.).

В 1713 г. в губерниях учреждена должность ландрихтеров, а в 1719 г. были учреждены надворные суды (в 10 городах). По замыслу Петра I они не должны были зависеть от администрации. Это не было реализовано, т.к. президентами этих судов назначались губернаторы или вице-губернаторы. Состав надворных судов: президент, вице-президент, 2 – 6 асессоров. Решения принимались коллегиально. Надворные суды являлись первой инстанцией для рассмотрения ряда уголовных и гражданских дел и апелляционной инстанцией для нижних судов. В 1727 г надворные суды были ликвидированы, а их функции перешли к губернаторам. Надворным судам подчинялись нижние суды, созданные во всех городах. Нижние суды были двух видов: коллегиальные и единоличные.

Коллегиальные состояли из председателя, обер – ландрихтера и асессоров. Нижние суды рассматривали основную массу уголовных и гражданских дел между дворянами, а также дела по тяжким уголовным преступлениям, совершенным крестьянами. Приговоры нижних судов к смертной казни и к «политической смерти» утверждались надворными судами. В 1722 г. нижние суды были упразднены, и в провинцияхбыл создан провинциальный суд (воевода и асессоры). В удаленных от провинциальных центров юродах вводилась должность судебного комиссара для рассмотрениянезначительных гражданских и уголовных дел.

Уголовные и гражданские дела горожан рассматривали магистраты, апелляционной инстанцией являлся Главный магистрат. Специальному военному суду – кригсрехту – были подсудны дела военнослужащих. Военный суд был в двух инстанциях: высший военный суд (генеральный кригерехт) и полковой кригсрехт. Особые суды существовали для духовных лиц, церковных и монастырских крестьян. Крепостные крестьяне были подсудны суду помещиков (кроме дел по тяжким уголовным преступлениям).

В 1697 г. по Указу «об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску» широко вводился розыскной (инквизиционный) судебный процесс. В 1715 г. было принято «Краткое изображение процессов и судебных тяжб», подробно регламентирующее проведение розыскного судебного процесса. Процесс носил негласный и письменный характер, судоговорение заменялось допросом сторон судьей. Дело начиналось по жалобе лица, либо по инициативе судьи. Судебный процесс делился на стадии.

1) Оповещение о явке заинтересованных лиц в суд. Затем выяснялись претензии челобитчика и доводы ответчика (в письменной форме).

2) Анализ доказательств.

Виды доказательств:

– собственное признание. Для его получения применялись допрос с пристрастием и пытка (по уголовным делам и в особых случаях по гражданским). Закон определял характер и порядок проведения пыток. Не применялись пытки к дворянам, «служителям высоких чинов», в возрасте 70 лет, недорослям, беременным женщинам (за исключением государственных преступлений и убийств);

– свидетельские показания. Не могли быть свидетелями определенные категории лиц (клятвопреступники, совершившие ранее уголовные преступления, лица моложе 17 лет, иностранцы и др.). Свидетелей допрашивал судья. Важность показаний определялась по формальным признакам (показания богатого важнее показаний бедного, показания мужчины важнее показаний женщины и т.д.);

– письменные документы;

– присяга (приносилась ответчиком в случае недостаточно­сти иных доказательств);

– вынесение приговора.

В 1723 г. принят Указ «О форме суда», вновь вводивший состязательный судебный процесс для рассмотрения гражданских и большей части уголовных дел. Было восстановлено судоговорение. Дело начиналось с подачи жалобы истцом, в которой истец указывал пункты обвинения, а ответчик обязан был ответить по каждому из них. Речи истца и ответчика протоколировались и затем подписывались сторонами. Стороны могли иметь своих представителей в суде. Роль судьи в ходе процесса увеличилась (не давал сторонам «много лишнего говорить»).

Через год подсудность состязательного суда была ограничена исключительно гражданскими делами. Вновь роль состязательной формы судебного процесса возросла лишь в царствование Екатерины II.

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РОССИИ В СЕРЕДИНЕ И ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

После смерти Петра I происходит серия дворцовых переворотов, повлекших за собой ряд изменений в системе государственного управления Российской империей.

Роль Сената как высшего органа управления начинает снижаться. С 1722 г. Сенат фактически сохранял только контрольные функции за деятельностью коллегий. В 1726 г. в период правления Екатерины 1 был учрежден Верховный Тайный Совет, который обладал правом законодательства, обсуждения вопросов внешней политики, контроля над администрацией и судом. Сенат превратился в одну из коллегий и был непосредственно подчинен Совету.

В 1730 г. Верховный Тайный Совет был упразднен императрицей Анной, а в 1731 г. был образован Кабинет министров, обладавший такими же полномочиями, как и Совет. Кабинет состоял из тpex членов. С 1735 г. акты, подписанные всеми членами Кабинета министров, приравнивались к указам императрицы. Сенат в это время приобрел несколько большее значение. Он был разделен на 5 департаментов: духовных, военных, финансовых, судебных, торгово-промышленных дел. Дела по – прежнему решались коллегиально на общем собрании.

В 1741 г. Кабинет министров был упразднен, и вместо него в последующие годы создавались подобные органы: Кабинет ее Величества при Елизавете Петровне, Императорский совет (1762 г.) при Петре III, Совет при высочайшем дворе (1769 г.) при Екатерине II. Совет Екатерины II занимался вопросами внутренней политики, военными вопросами, но не обладал законодательными функциями. Роль Сената в эти годы продолжала увеличиваться, ему вновь были подчинены коллегии. При Елизавете Петровне Сенатом даже было издано несколько законодательных актов. При Екатерине II Сенат вновь превратился в центральное административное учреждение. Он был разделен на 6 департаментов. Дела решались в каждом департаменте единогласно, в случае разногласий обсуждение переносилось на общее собрание.

Система коллегий также претерпела ряд изменений. Сокращалось число коллегий и состав их членов, усиливалось единоличное начало в управлении ими. При Екатерине II в состав коллегии входили 6 человек, из них по очереди заседала лишь одна половина. При разногласиях во время голосования голос президента был решающим, что фактически означало установление единоначалия. В 70 – 80 гг. XVIII в большинство коллегий было упразднено. В 1796 г., после их восстановления Павлом I, во главе коллегий был поставлен директор, принцип единоначалия установился окончательно.

Для периода правления Екатерины II характерно установление особого политического режима – «просвещенного абсолютизма». Такой политический режим характерен для стран со сравнительно медленным развитием капитализма (Россия, Пруссия и др.). В его основе лежали идеи о возможности преодолеть старые отжившие феодальные порядки путем направленной политики монархов, руководствующихся идеями философов-просветителей. При этом монарх выступал как блюститель законов, стремящийся к установлению «законной монархии». Эти идеи были провозглашены Екатериной II в Манифесте о восшествии на престол. Монархия считалась единственно возможной для России формой правления, однако в целях укрепления законности признавалось необходимым проведение правовой реформы.

Важнейшим мероприятием политики «просвещенного абсолютизма» явился созыв в 1767 г. Уложенной комиссии с целью подготовки нового Уложения – свода законов. Для этой комиссии Екатерина II подготовила «Наказ», в котором излагались принципы правовой политики. Более половины текста являлась прямой компиляцией из сочинений французских просветителей – трактатов Ш. Монтескье «О духе законов», Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», «Энциклопедии» Д. Дидро и др. Тем не менее, это было самостоятельное произведение, формулировавшее принципы российского «просвещенного абсолютизма». Монархия признавалась лучшей формой правления, призванной совершенствовать общество путем издания мудрых законов. Декларируя принцип равенства людей, Екатерина II обосновывала неравное положение сословий перед властью и законом. Сословная структура признавалась естественным состоянием общества.

В работе комиссии участвовали представители от дворян, учреждений, горожан, государственных крестьян, казаков и нерусских народов. Комиссия не приняла новое Уложение и была распущена в связи с началом войны с Турцией в январе 1769 г. Сама же Екатерина II своей цели достигла. Изучив настроения различных сословий, она получила возможность проводить курс на дальнейшее укрепление абсолютизма, централизацию и бюрократизацию управления.

В 1775 г. Екатериной II было издано Учреждение об управлении губерниями, изменившеесистему местного управления.До реформы страна делилась на 23 губернии, 66 провинций, около 180 уездов. Причем размеры и численность населения в отдельных губерниях были различны. В основу нового деления страны на губернии Екатерина II положила численность населения. В каждой губернии должно было проживать от 300 до 400 тыс. душ мужского пола, а в уезде – от 20 до 30 тыс. Первоначально страна была разделена на 40 губерний, позже их число увеличилось до 51. Провинции были упразднены. Во главе губернии императором назначался губернатор, обладавший широкими полномочиями по управлению губернией. При губернаторе имелось губернское правление, состоявшее из губернатора, губернского прокурора и двух советников. Помощником губернатора был вице-губернатор, который возглавлял казенную палату. Казенная палата ведала казенными доходами и расходами, каченными зданиями, переписями, откупами и т.д. Приказ общественного призрения занимался школами и больницами. Надзор за законностью губернского управления осуществлял губернский прокурор. Он руководил деятельностью прокуроров при других губернских учреждениях (при верхнем земском суде, губернском магистрате, верхней расправе). Помощниками губернского прокурора были два стряпчих – по казенным и уголовным делам.

Генерал – губернатор управлял несколькими губерниями. Ему подчинялись губернаторы, он являлся главнокомандующим в отсутствие императора, имел право непосредственного доклада императору, принятия экстренных мер в случае народных волнений и стихийных бедствий.

Во главе уездного правления стоял земский исправник или капитан и нижний земский суд. Они избирались местным дворянством уезда. Нижний земский суд состоял из земского исправника и двух заседателей. Он руководил полицией, следил за исполнением законов и решений губернских правлений.

После смерти Петра I происходит дальнейшая консолидация и укрепление позиций дворянства. Были отменены некоторые указы Петра I, вызывавшие недовольство дворянства в правление Анны Иоанновны было отменен порядок обязательной пожизненной службы дворян с 15-летнего возраста. Отныне дворяне обязаны были поступать на службу с 20 лет и служить в течение 25 лет, при этом один из сыновей имел право не служить и заниматься хозяйством. Расширялись права помещиков над крестьянами. С 1747 г. помещики получили право продавать крестьян для сдачи их в рекруты. В 1760 г. им было разрешено ссылать крестьян в Сибирь за «дерзостные проступки», а в 1765 г. – отдавать их на каторжные работы.

В 1762 г. был издан Манифест Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», по которому дворяне освобождались от обязательной военной службы. С 1771 г. было запрещено принимать на службу лиц податных сословий, государственная служба стала также привилегией дворянства.

Окончательное оформление привилегий дворян произошло после издания в 1785 г. Екатериной II «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного дворянства», по которой закреплялось право собственности дворян на пахотную землю и недра, право «иметь фабрики и заводы по деревням», заниматься торговлей. Дворяне освобождались от обязательной военной службы, от уплаты податей государству, от различных повинностей, от телесных наказаний. Они не могли быть лишены дворянского звания, чести, жизни и имущества, иначе, как по приговору суда и с утверждения царя. Дворянство было подсудно особому дворянскому суду.

По Жалованной грамоте дворянству создавались органы корпоративного дворянского самоуправления. Дворянство каждой губернии составляло особую корпорацию и образовывало губернские и уездные органы самоуправления – дворянские собрания. В них могли принимать участие дворяне, обладавшие определенным возрастным и имущественным цензом (имевшие деревни и получившие обер-офицерский чин на действительной службе). Губернские и уездные собрания избирали сословных должностных лиц – предводителей дворянства и их помощников. Губернские и уездные предводители дворянства руководили деятельностью дворянских собраний, имели право подавать в Сенат или непосредственно императору жалобы о своих нуждах, проверяли и составляли родословные книги, занимались делами по опеке, раскладкой повинностей (в том числе и рекрутской) в дворянских имениях, составляли сметы и т.д. В известной степени деятельность дворянских собраний была поставлена под контроль губернаторов, созывавших дворянские собрания и утверждавших в должности избранных ими лиц.

Во второй половине XVIII в. происходило дальнейшее сужение привилегий духовенства. По указу 1762 г: Петром III церковные и монастырские земли были изъяты из ведения Синода и переданы Коллегии экономии, а крестьяне, жившие на них, перешли в разряд экономических. Екатерина II вначале отменила этот указ и упразднила Коллегию экономии. Но в 1764 г. издала указ о секуляризации церковных земель. За архиерейскими домами на правах пользования оставлялись ненаселенные наделы размером в 30 десятин, за монастырями 6 – 9 десятин (в 1767 г. количество земли увеличено соответственно до 60 и 30 десятин). Епархиальные архиереи и монастыри переводились на штатные оклады.

Экономическое положение приходского духовенства не изменилось. Однако в 1778 г. были утверждены новые приходские штаты. Всем представителям духовенства и их детям не моложе 15 лет, не получившим место, было предложено по выбору поступать «в купечество, в крестьянство и в военную службу».

Большинство жителей городов образовывало сословье мещан. В 1785 г. Екатериной II была подписана «Грамота на права и выгоды городам Российской империи». Все население городов делилось на шесть разрядов:

– I разряд составляли настоящие городовые обыватели, которые имели в городе землю и другую недвижимую собственность;

– II разряд составляли купцы, которые делились на три гильдии. К первой гильдии относились купцы с капиталом от 10 тыс. до 50 тыс. руб., ко второй – от 5 тыс. до 10 тыс. руб., к третьей – от 1 тыс. до 5 тыс. руб.;

– III разряд составляли ремесленники, записанные в цехи. Делами каждого цеха управлял сход, избиравший управу во главе со старшиной и двумя его товарищами (помощниками);

– IV разряд составляли иностранцы и иногородние, записавшиеся в мещане;

– V разряд составляли именитые горожане с капиталом свыше 50 тыс. руб., банкиры, оптовые торговцы, владельцы кораблей, ученые, художники, музыканты, а также лица, занимавшие выборные городские должности;

– VI разряд составляли все прочие посадские люди, не вошедшие в предыдущие пять разрядов.

Мещане имели право заниматься ремеслами и торговлей. Они являлись податным сословьем и несли различные повинности в пользу государства (в том числе и рекрутскую). Мещане не могли владеть землями, насаленными крестьянами. Однако некоторые категории городского населения обладали дополнительными привилегиями.

Именитые граждане и купцы первой и второй гильдии имели право владеть фабриками, заводами, речными и морскими судами. Они были освобождены от подушной подати и рекрутской повинности. При этом они платили определенный процент с капитала и по 500 руб. с рекрута. Они были освобождены от телесных наказаний.

По Жалованной грамоте городам создавались органы городского самоуправления. Обыватели города, достигшие 25–летнего возраста и обладавшие определенным имущественным цензом, составляли «градское общество». Органами «градского общества» были Общая и Шестигласная городские думы. Члены Общей думы (гласные) избирались от каждого из шести разрядов юродского населения. Шестигласная дума состояла из представителей каждого разряда городских обывателей, выбранных общей думой из своей среды. Выборы в городские думы проводились раз в три года. Общая дума собиралась по мере надобности. Шестигласная работала постоянно. Городская дума должна была заботиться о нуждах города, наблюдать за городским хозяйством, разрешать споры горожан по «ремеслам и гильдиям», следить за порядком и благочинием и т.д.

Органы городского самоуправления были поставлены под контроль местных правительственных учреждений. Собрания городского общества созывались по приказанию и с дозволения губернатора или вице-губернатора. Губернаторы и казенные палаты контролировали расходование городских сумм.

Основным податным сословьем являлоськрестьянство.Во второй половине XVIII в. продолжали существовать следующие категории крестьян: государственные, дворцовые, экономические (с 1786 г. слились с государственными), посессионные, однодворцы и помещичьи – самая многочисленная категория крестьянства. Продолжалось усиление зависимости помещичьих крестьян от их владельцев.

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА I: УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

В 1801 г. в результате государственного переворота на престол взошел Александр I. К этому времени в экономике России уже формировался капиталистический уклад, развитию которого препятствовало крепостное право. В Западной Европе все большую популярность получали идеи политической свободы, гражданского равенства. В конце XVIII в. во Франции произошла буржуазная революция. По мнению молодого императора Александра I, избежать подобных потрясений Россия могла, встав на путь реформ. Воспитанный Екатериной II в традициях просвещения, Александр I поставил перед собой задачу «даровать России свободу и предохранить ее от поползновений деспотизма и тирании». В стремлении к реформам он опирался на друзей и единомышленников П. Строганова, А. Чарторыйского, Н. Новосильцева, В. Кочубея, которые составилиНегласный (неофициальный) комитет (1801 - 1803 гг.). Первые годы правления Александра I характеризовались возрождением политики «просвещенного абсолютизма». Была объявлена амнистия по государственным преступлениям, подтверждены Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г., ликвидирована Тайная экспедиция Сената. 30 марта 1801 г. «для рассуждения о дедах государственных» был учрежден Непременный совет.

К первым законодательным актам Александра I относились закон от 12 декабря 1801 г., разрешавший приобретать незаселенные земли мещанам и государственным крестьянам, и указ от 20 февраля 1801 г. о«вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам по их желанию отпускать крестьян на волю поодиночке или деревнями с наделением землей за выкуп. В Негласном комитете обсуждались также предложения запретить продажу крестьян без земли, что вызвало противодействие определенной части дворянства и, в силу этого, реализовано не было. Радикальных изменений в положении крестьян Александр I не предполагал, предпочитая придерживаться принципа постепенности, боясь оппозиции дворянства.

Значительно большее внимание членами Негласного комитета уделялось вопросампреобразований государственного строяРоссии. Важнейшей задачей представлялось укрепление законности в стране. С этой целью предполагалось усилить роль Сената, предоставив ему высшие контрольные и законодательные функции.8 сентября 1802 г. был издан указ, объявлявший Сенат верховным органом и хранителем законности. Министры обязаны были ежегодно предоставлять Сенату отчеты. Сенат получал право представлять замечания на «высочайшие» указы, т.е. ставить вопрос о пересмотре законов. Однако уже в 1803 г. Сенат был лишен этого права.

Наши рекомендации