Багдасарян, сусанна джамиловна 18 страница

В результате проведенной реформы пост Президента оказался как бы искусственной вставкой, четко не связанной ни с законодательными, ни с исполнительными органами власти. Создавшееся положение было исправлено 26 декабря 1990 г. Законом «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». В соответствии с ним Президент стал возглавлять систему органов государственного управления СССР, получил право отменять постановления и распоряжения правительства, акты министерств СССР, приостанавливать исполнение соответствующих актов Советов министров республик в случаях нарушения ими Конституции и законов СССР. Правительство СССР, являясь исполнительно-распорядительным органом, обязано было подчиняться Президенту СССР и несло теперь ответственность и перед ним, и перед Верховным Советом. Этим Законом была введена должность вице-президента СССР, на которого возлагались выполнение по поручению Президента отдельных его полномочий и замещение высшего должностного лица в случае отсутствия и невозможности осуществления им своих обязанностей. Эти перемены повлекли за собой и изменение названия правительства: вместо Совета Министров СССР появился Кабинет Министров СССР, возглавляемый премьер-министром. Исполнительные органы на местах не претерпели изменений, ими оставались исполнительные комитеты местных Советов.

Вслед за органами Союза ССР изменению подверглись и республиканские органы государственного управления: в них также стали учреждаться посты президентов. В Российской Федерации это произошло 24 мая 1991 г., когда четвертый Съезд народных депутатов РСФСР внес соответствующие изменения и дополнения в Конституцию. Одновременно с постом Президента в России был учрежден и пост вице–президента. Учитывая опыт в регламентации правового статуса высших органов государственного управления Союза, в Российской Федерации сразу же было предусмотрено, что Президент является главой исполнительной власти, руководит деятельностью Совета Министров РСФСР, а правительство, в свою очередь, подотчетно Президенту. Полномочия вице-президентов России и Союза были аналогичны. Вслед за постом российского Президента стали вводиться аналогичные должности в субъектах Российской Федерации (президенты Марийской, Мордовской, Чувашской, Якутской–Саха ССР), также считавшиеся главами исполнительной власти и входившие в единую систему, возглавляемую Президентом России. Президент формировал и правительство: заместители председателя Совета Министров, министры, председатели государственных комитетов назначались и освобождались от должности Президентом по представлению Председателя Совета Министров, а последний назначался на должность с согласия Верховного Совета РСФСР. Этот порядок был частично изменен 9 декабря 1992 г.: четыре ключевые должности в правительстве – министров иностранных дел, обороны, безопасности и внутренних дел Российской Федерации – должны были назначаться Президентом с согласия Верховного Сонета России.

Исполнительным органом края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) являлась администрация, подотчетная в своей деятельности как соответствующему Совету народных депутатов, так и вышестоящим исполнительным органам. Деятельностью администраций руководили на основе принципа единоначалия главы администраций, которые могли быть избраны на свою должность соответствующим Советом народных депутатов или назначены в зависимости от уровня Президентом или главой вышестоящей администрации. Глава администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа входит в единую систему исполнительной власти, подчиняется Президенту и Правительству России. Он подписывает и обнародует законы, принятые соответствующими представительными органами, и обладает правом «вето». Законы могут быть до истечения срока, установленного для их подписания, возвращены главой администрации в принявший их представительный орган для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон будет принят в прежней редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов законодательного органа, то глава администрации обязан его подписать.

В субъекты Российской Федерации назначались представители Президента, которые подчинялись непосредственно ему и несли перед ним персональную ответственность. В их полномочия входило: представительство Президента в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, войсковыми формированиями и гражданами на соответствующей территории; координация деятельности территориальных служб федеральных органов исполнительной власти, организация их проверки; осуществление по указу или распоряжению Президента отдельных полномочий органов исполнительной власти, а также выполнение других его поручений. Вместе с тем представитель Президента не вправе был вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций и издавать решения, обязательные для исполнения на соответствующей территории. Представитель Президента и его аппарат входили в структуру Администрации Президента Российской Федерации.

После сентябрьско–октябрьского переворота, когда вице-президент России выступил на стороне парламента, произошло усиление органов исполнительной власти: до формирования новой структуры органов представительной власти они стали выполнять их функции. Вице-президент был освобожден от должности.

После 12 декабря 1993 г. Российская Федерация по форме правления стала президентской республикой. Президент получил юридическую возможность роспуска Государственной Думы и назначения новых выборов. Он вправе самостоятельно принимать решения об отставке Правительства, перед вновь избранным Президентом старое правительство слагает свои полномочия, Президент имеет право председательствовать на заседаниях высшего исполнительного органа страны, за ним остается окончательное решение об отставке по собственной воле Председателя Правительства. Упростилось наименование высшего органа исполнительной власти: теперь он стал называться «Правительство Российской Федерации» без добавления «Совет Министров».

Разрушение экономики и отечественной государственности неизбежно приводит к падению авторитета страны на международной арене. Советский Союз, а тем более его правопреемники уже не в состоянии проводить независимую международную политику.

ТЕМА № 16. СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА

Начало 90-х годов для России знаменовалось сложной внутригосударственной обстановкой. В наследство от СССР Российской Федерации досталась масса нерешенных проблем. Поспешный, непродуманный раздел союзной собственности, разрушение складывающегося десятилетиями народнохозяйственного комплекса обусловили затяжной кризис российской экономики. Одновременно с этой проблемой предстояло решить непростые задачи, связанные с либерализацией цен, приватизацией и акционированием промышленности и сельского хозяйства, антимонопольной налоговой политикой, финансовой стабилизацией.

Либерализация цен началась в январе 1992 года. В среднем цены выросли в 100 –150 раз. Резко понизился уровень жизни основной массы населения. Реструктуризация экономики вызвала значительный спад производства – только за период 1994 – 1996 гг. падение объема промышленного производства составило около 50% от уровня 1990 года.

Ситуация осложнялась огромным дефицитом бюджета, ростом безработицы, войной в Чечне, внутриполитическими и внутрипартийными неуряди­цами, непоследовательностью и непродуманностью действий Правительства.

В таких трудных условиях развернулась колоссальная работа по обновлению всего российского законодательства. С принятием новой Конституции потребовалось привести все законодательство в соответствие с Основным законом. В силу этого середина 90-х годов отмечена активными кодификационными работами. В октябре 1994 года Государственной Думой была принята первая часть Гражданского кодекса РФ, в апреле 1995 года – Арбитражный процессуальный кодекс РФ, в октябре 1995 года – Водный кодекс РФ1, в декабре 1995 – вторая часть Гражданского кодекса РФ, в декабре 1996 года – Уголовно-исполнительный кодекс РФ, в январе 1997 года – Лесной кодекс РФ, в феврале 1997 года – Воздушный кодекс РФ, в апреле 1998 года – Градостроительный кодекс РФ, в июле 1998 года – Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ.

Процесс преобразования общественных отношений в России 90-х годов развивался настолько стремительно, что порой законодатели не успевали выработать новые правовые нормы. Практически постоянно шел процесс внесения изменений и дополнений в кодексы.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Характерной чертой российского гражданского права начала 90-х годов стала выраженная «пестрота» источников. Продолжали действовать нор мы Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года, новых российских законов, президентских указов, различных подзаконных актов. Эти источники часто противоречили друг другу и создавали трудности в правоприменительной практике, требовалось комплексное обновление гражданского законодательства.

Это обусловило разработку и принятие по частям Гражданского кодекса Российской Федерации.

Часть первая Гражданского кодекса была принята Государственной Думой 21 октября 1994 года, введена в действие с 1 января 1995 года. Гражданский кодекс стал одним из самых важных и крупных законов после принятия Конституции 1993 года. Сложившаяся в России система гражданского законодательства (общие положения, субъекты гражданского права – граждане и юридические лица, собственность, обязательственное право) была сохранена. В то же время переход к рыночным отношениям потребовал включения в Кодекс новых гражданско-правовых институтов. Были пересмотрены многие концепции «социалистического» права собственности – единство государственной социалистической собственности, ограничения частной собственности и др. Ст. 1 ГК определяет, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Товары, услуги и финансовые средства свободно пе­ремещаются на всей территории РФ.

Гражданское законодательство направлено на всемерную охрану имущественных отношений участников гражданского оборота. Так, возрождены забытые ранее основополагающие институты права собственности – частная собственность, интеллектуальная собственность, деление имущества на движимое и недвижимое и др., а также институт сервитута – права ограниченного пользования чужим имуществом.

В соответствии с новым законодательством в частной собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество (земля, средства производства, предметы потребления), не изъятое из гражданского оборота. Количество и стоимость такого имущества не ограничиваются. Новый Гражданский кодекс при регламентации отношений собственности исходит из существования не «различных форм собственности», а единого по содержанию права собственности, у которого могут быть различные субъекты – граждане, юридические лица, государственные и муниципальные образования. ГК впервые закрепил принцип свободного распоряжения субъектами принадлежащих им гражданских прав. Граждане сами определяют свои права и обязанности в объеме любых, не противоречащих законодательству условий договоров.

Новым для отечественного гражданского законодательства является признание общепринятых принципов международного права и положений международных договоров Российской Федерации. Эта мера направлена на дальнейшее развитие рыночных отношений, облегчение интеграции российской экономической системы в мировую.

Необходимость адаптации гражданского права России к рыночным условиям обусловила появление и новых видов гражданских договоров – публичного, договора присоединения, предварительного договора. Примером публичного договора является предоставление населению коммунальных услуг, транспортных перевозок. Цена товара и стоимость услуг должны быть одинаковы для всех клиентов.

Сущность договора присоединения заключается в приеме очередным контрагентом стандартных условий договора, часто заключаемого при однородных юридических сделках.

По предварительному договору стороны обязуются заключить в буду­щем основной договор. При этом предварительный договор должен предусматривать основные условия основного договора: наименование договора, его предмет, сроки и т. д.

В Гражданском кодексе РФ дано четкое разграничение акционерных обществ открытого и закрытого типов. Акционерное общество открытого типа может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. Акционерное общество закрытого типа не вправе про­водить открытую подписку на выпускаемые им акции. ГК закрепил права акционеров на участие в управлении обществом и использовании имущества общества, ввел дополнительные гарантии по защите права кредиторов.

Следует отметить особенность части I Гражданского кодекса РФ - отсрочку вступления в силу главы 17 «Право собственности и другие вещные права на землю» до принятия Земельного кодекса. Коммунистическое большинство Государственной Думы первого созыва заблокировало ее введение. В результате федеральное регулирование поземельных отношений в основном осуществлялось многочисленными указами Президента РФ, (например, Указ Президента РФ от 14 февраля 1996 года «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности»), а также федеральными законами («О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, индивидуального строительства» и др.).

Еще одной особенностью ГК явилось обилие отсылочных норм к законам, которые еще предстояло принять в будущем. (Предполагалось принять более 30 законов – о благотворительной деятельности, об акционерных обществах, о некоммерческих организациях и т. п.)

В 1995 году была принята часть вторая ГК РФ. В ней получил отражение современный опыт экономических рыночных отношений с учетом мировой практики их регулирования. Были восполнены существовавшие пробелы и устранены многие недостатки прежнего законодательства. Основываясь на общих началах нового гражданского права России, закрепленных в Конституции 1993 года и части первой ГК, часть вторая ГК устанавливает развернутую систему норм об отдельных обязательствах и договорах, обязательствах из причинения вреда (деликтах) и неосновательном обогащении.

По своему содержанию и значению часть вторая ГК – крупный этап в создании нового гражданского законодательства РФ, отвечающего требованиям экономики рыночного типа. Сохраняя традиционную для российского гражданского права систему обязательств и последовательность их законодательного изложения, часть вторая ГК существенно расширяет круг регулируемых договоров, вводя в российское законодательство такие рыночные договоры как продажа недвижимости и предприятий, финансирование под уступку денежного требования, коммерческая концессия и др.1 С принятием этой части Гражданского кодекса в имущественные правоотношения были введены новые, не известные ранее отечественному гражданскому законодательству правовые институты: лизинг, факторинг, договор доверительного управления имуществом и т. д.

Таким образом, обновленное российское гражданское право создает необходимую правовую базу для становления и развития рыночной экономики.

С 1 марта 2002 года введена в действие часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1110 – 1224), принятая 26 ноября Законом РФ от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ2. Она посвящена регулированию наследственных прав и также весьма отличается от действовавших ранее. В частности, введены новые правила наследования по закону и завещанию.

ТРУДОВОЕ ПРАВО

Трудовое право на современном этапе отражает переходный характер российской экономики. Прежде всего, это сказывается на самих источниках этой отрасли права, каковыми являются Конституция РФ 1993 года, федеральные законы, содержащие нормы права, указы Президента, направленные на регулирование трудовых отношений, а также действовавший до последнего времени КЗОТ РСФСР, принятый еще Верховным Советом РСФСР в 1971 году. Изменившиеся условия жизни потребовали приведения норм трудового права к требованиям рыночной экономики. В силу этого в КЗОТ, начиная с 1973 года, было внесено более 30 различных поправок. Этот процесс особенно активизировался в середине 90-х годов. Только в 1995 году было принято 5 федеральных законов, посвященных регулированию трудовых отношений.

Особенно значение имел Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», принятый 11 марта 1992 года. Закон направлен на регулирование отношений между работниками и работодателем. Содержание коллективного договора определяет права и обязанности сторон, условия труда и его оплаты, социальные гарантии. В случае уклонения от подписания подобного договора работодатель может быть привлечен к административной ответственности (штраф до десятикратной величины минимального размера оплаты труда за каждый день после истечения срока, предусмотренного для заключения договора). Нарушение условий коллективного договора грозит работодателю штрафом до стократной величины минимального размера оплаты труда. Работники предприятий получили право объявить в знак протеста забастовку, предварительно уве­домив работодателя не позднее чем за 14 дней до ее начала. Решение о забастовке должно быть принято на общем собрании трудового коллектива не менее чем 2/3 голосов от общего числа работников.

С 1 февраля 2002 года вступил в действие новый Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый Законом РФ от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ1.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Уголовное право с изменением общественных отношений, переходом к рыночной экономике существенным образом преобразовалось. Необходимость обеспечения основных прав и законных интересов граждан, дальнейших экономических и политических преобразований, защиты конституционного строя, общественного порядка и безопасности потребовали разработки и принятия нового уголовного законодательства. 1 июля 1993 года был принят Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю». В преамбуле говорилось, что Закон направлен на защиту прав и законных интересов потребителей, а также интересов государства в условиях перехода к рыночным отношениям. Закон явился определенной вехой в развитии российского уголовного права. Содержание предусмотренных им уголовно-правовых норм охватывало широкий спектр правонарушений, характерных для периода становления рыночных отношений.

В июне 1996 года был принят новый Уголовный кодекс РФ, вступив­ший в действие с 1 января 1997 года. Основным источником для нового Кодекса стал УК РСФСР 1960 года и Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года. Он состоит из двух частей – Общей и Особенной, XII разделов, 34 глав и 360 статей. Общая часть отражает общие принципы уголовной политики. Заметно стремление законодателя к преодолению заидеологизированности, декларативности, зависимости охраны прав и законных интересов субъектов от их социального положения, неисполнимости многих уголовно-правовых запретов, несоответствия системы санкций требованиям справедливости.

Впервые в российском уголовном праве УК имеет нормы, содержащие принципы законности, вины, справедливости, гуманизма, равенства граждан перед законом. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести (максимальное наказание не превышает двух лет лишения свободы), средней тяжести (до пяти лет), тяжкие преступления (до 10 лет) и особо тяжкие (свыше 10 лет).

Рост профессиональной и организованной преступности вызвал необходимость решить проблемы множественности и совокупности преступлений. В соответствии со ст. 18 УК есть два вида рецидива преступлений: опасный и особо опасный. Рецидивом признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление. Совокупностью преступлений признается совершение двух и более преступлений или одно действие, содержащее признаки преступлений, предусмотренные двумя и более статьями УК. При совокупности преступлений ответственность наступает за каждое совершенное преступление.

Кодекс установил возраст уголовной ответственности с 16 лет (с 14 лет за совершение тяжких и особо тяжких преступлений). Новый УК четко определил понятие соучастия: соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух и более лиц. Определены виды соучастия: исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник.

Наказание определяется как мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание заключается в лишении свободы или ограничении прав и свобод виновного лица.

Целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. УК установил следующие виды наказаний: штраф, лишение права занятия определенных должностей или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина, государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, конфискация имущества, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Перечень смягчающих и отягчающих вину обстоятельств пополнился значительным количеством ранее неизвестных законодательству.

Особенная часть УК состоит из шести разделов, определяющих систему преступлений:

– преступления против личности;

– преступления в сфере экономики;

– преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта;

– преступления против государственной власти;

– преступления против военной службы;

– преступления против мира и безопасности человечества.

Система Особенной части отразила принципиально новые подходы к иерархии защищаемых уголовным правом ценностей: личность, общество, государство. Появились новые главы, что связано с включением в УК ранее неизвестных составов преступлений, например, глава 23 «Преступления в сфере компьютерной информации», глава 26 «Экологические преступления». Впервые появился раздел «Преступления против мира и безопасности человечества».

УК отразил и появление новых видов общественно опасных деяний – многие главы дополнены новыми статьями: «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации» (ст. 120), «Нарушение неприкосновенности частной жизни» (ст. 137) и т. д. Значительное внимание уделено законодательной базе для борьбы с организованной преступностью. Ст. 210 «Организация преступного сообщества» предусматривает ответственность до 20 лет лишения свободы.

Принципиально новые, отвечающие изменениям в общественных отношениях подходы показаны в конструкции раздела «Преступления в сфере экономики». Особое значение имеет глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности», включившая целый ряд ранее неизвестных уголовному праву составов преступлений: незаконная банковская деятельность, лжепредпринимательство, отмывание незаконных доходов, ложная реклама, невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте, преднамеренное банкротство и др. Глава 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» полностью новая. Таким образом, новый УК России полнее отражает задачи уголовной политики и точнее определяет ответственность за совершение преступлений по сравнению с предыдущим законодательством.

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

В соответствии с Концепцией Судебной реформы был принят ряд законодательных актов, важнейшим среди которых является Закон Российской Федерации от 16 июля 1993 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР», «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях».

Принятый Закон внес значительные изменения в уголовно-процессуальное законодательство. Основу этих изменений отражает новый раздел, дополнивший действовавший до последнего времени Уголовно-процессуальный кодекс, под названием «Производство в суде присяжных».

Для реализации положений Закона на практике была разработана соответствующая программа. В соответствии с программой для выработки оптимальных форм принципиально нового судоустройства и судопроизводства в нескольких регионах России производилась отработка на практике новых положений процессуального и судоустройственного законодательства, регламентирующего деятельность суда присяжных.

В Ивановской, Саратовской, Рязанской, Московской областях и Ставропольском крае были осуществлены конкретные меры по подготовке к работе судов в новых условиях. В 1993 году 436 судей и 60 прокуроров из этих регионов прошли специальное обучение в Российской правовой академии Минюста России. Целью обучения являлось повышение профессиональной подготовки тех юристов, которые будут участвовать в рассмотрении дел с участием присяжных заседателей.

В названных регионах России рассмотрение уголовных дел в областных судах предполагалось в двух формах: коллегией из трех профессиональных судей либо судом присяжных в составе одного профессионального судьи и двенадцати присяжных заседателей. С согласия обвиняемого судья также единолично рассматривает дела о преступлениях, за которые не может быть назначено более строгое наказание, чем лишение свободы сроком на пять лет.

В связи с этим Закон «О судоустройстве РСФСР» был дополнен разделом «Присяжные заседатели», определяющим требования, предъявляемые к присяжным заседателям, порядок составления списков, оплату труда, гарантии независимости и неприкосновенности присяжных заседателей. Суду присяжных подсудны дела об измене Родине, террористических актах, бандитизме, дела об убийствах и изнасилованиях, совершенных при отягчающих обстоятельствах, о получении взяток в особо крупных размерах, о преступлениях против правосудия и др. Суть обязанностей присяжных заседателей сводится к ответу на три главных вопроса: имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый; совершил ли это деяние тот, кто предан суду и виновен ли подсудимый в совершении этого деяния. Ответы на вопрос составляют основу выноси­мого присяжными вердикта. В случае вынесения оправдательного вердикта судья обязан вынести оправдательный приговор, в случае обвинительного – применить к осужденному соответствующую меру уголовного наказания. С вынесением вердикта участие присяжных в суде заканчивается.

Как известно, суд присяжных в России был введен Александром II в короткие сроки в результате последовательных и эффективных преобразований судебной системы. Проведение же нынешней реформы растянулось на долгие годы, к началу 2001 года только в 9 субъектах Российской Федерации были введены суды присяжных: Алтайского, Краснодарского и Ставропольского краев, Ивановской, Московской, Ростовской, Рязанской, Саратовской и Ульяновской областей.

23 мая 1995 года Совет по судебной реформе при Президенте РФ одобрил распространение в 1996 году работы суда присяжных еще на территории 12 субъектов РФ, но, в связи с невозможностью финансирования данного проекта, практической его реализации на деле не произошло.

К тому же из подсудности суда присяжных изъяты дела об уголовной ответственности за возбуждение национальной, расовой или религиозной розни, изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, хищение особо ценных предметов, нарушение законодательства о континентальном шельфе, надругательство над Государственным гербом или флагом РФ, а также ограничено право рассмотрения ряда уголовных дел, за совершение которых предусмотрено лишение свободы до 15 лет.

Возрождение суда присяжных в России – шаг к правовому государству, в котором демократические процедуры несовместимы с попранием человеческого достоинства и привычкой расправы.

В августе 2000 года приступил к производству по уголовным, гражданским и административным делам институт мировых судей. Мировые судьи – являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в ее единую судебную систему.

В основу их деятельности положена идея доступности большой части населения к правосудию, что гарантирует право на получение квалифицированной и незамедлительной юридической помощи. Мировые судьи рассматривают дела единолично, положив в основу своей деятельности примирительное начало, поиск компромисса между спорящими сторонами.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Судебные участки создаются из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ. Мировой судья назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет.

Наши рекомендации