Багдасарян, сусанна джамиловна 11 страница

Глава 9 определяла предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК: утверждение и изменение Конституции РСФСР, общее руководство внутренней и внешней политикой, принятие в состав РСФСР и другие вопросы, имевшие общегосударственное значение. Исключительным правом Всероссийского съезда Советов являлось установление, дополнение и изменение основных начал Конституции и ратификация мирных договоров.

Главы 10-12 раздела III определялиорганизацию власти на местах, где создавались областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы

В разделе IV (главы 13-15) были закрепленыосновные принципы избирательной системы. Избирать и быть избранными могли все граждане РСФСР независимо от пола, национальности, вероисповедания, "добывающие средства к жизни производительным и общественнополезным трудом", солдаты и нетрудоспособные. Были лишены избирательных прав лица, прибегавшие к наемному труду, жившие с процентов на капитал, частные торговцы, священнослужители, служащие и агенты бывшей полиции.

Порядок выборов не был четко определен. Выборы должны были производиться согласно установившимся обычаям, под руководством местных Советов. Голосование, как правило, был открытым, что закреплялось в специальных инструкциях по голосованию. Система выборов была многоступенчатой. Выборы в сельские и городские Советы были прямыми, делегаты всех последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования.

Конституция РСФСР обладала характерными чертами:

1) Конституция не ограничивала власть государства, т.к. государство диктатуры пролетариата представляло «самодержавие народа».

2) Отказ от принципа разделения властей, что вело к отсутствию четкого разграничения полномочий между Всероссийским съездом Советов, ВЦИК и СНК, осуществлявшими законодательную власть.

3) Отказ от принципа формального равенства граждан перед законом, которое возможно, по мнению авторов закона, только в бесклассовом обществе. В период диктатуры пролетариата, ставившей целью ликвидацию буржуазии, как класса, не может быть равенства между представителями бывших свергнутых классов и трудящимися. Конституционные права предоставлялись только пролетариату и крестьянству, причем пролетариат имел преимущества перед крестьянством.

РАЗВИТИЕ ПРАВА В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

В годы гражданской войны основным источником права оставалосьреволюционное правосознание. В нормах гражданского права нашли отражение процессы национализации, установление полного контроля государства над производством и распределением продуктов, введение прямого продуктообмена, заменившего товарно–денежные отношения.

Под контроль государства была поставлена торговля продовольствием, введена государственная монополия на заготовку и распределение хлеба, важнейших продуктов и товаров потребления. Заготовка хлеба и других продуктов регулировались не гражданско-правовыми договорами, а административными актами государства и его продовольственных органов.

14 февраля 1919 г. было принято Положение ВЦИК «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию». Вся национализированная земля объединялась в единый государственный фонд. Подчеркивалась необходимость перехода от единоличного хозяйства, как отживающей формы хозяйства, к коллективному землепользованию (совхозы, коммуны, артели, общества по совместной обработке земли). В Положении был определен порядок передела земли между крестьянами-единоличниками и устанавливался общий порядок землепользования и землеустройства.

Характерной чертой развития права периода гражданской войны является началокодификационной работы.

17 сентября 1918 г. был принят ВЦИК Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве. Кодекс признавал только гражданские браки, зарегистрированные в установленном порядке в органах загса. Церковные браки не признавались и не порождали никаких прав и обязанностей для вступивших в брак. Была дана подробная регламентация прав и обязанностей супругов. Было установлено, что перемена места жительства одного их супругов не создает для другого обязанность следовать за ним. Брак не создавал общности имущества супругов, и они могли вступать во все дозволенные законом имущественно-правовые отношения.

Были подробно регламентированы личные и имущественные права и обязанности родителей и детей. Воспитание детей кодекс рассматривал не как частное дело родителей, а как обязанность перед государством и обществом. Родители обязаны были воспитывать и содержать нетрудоспособных детей, а совершеннолетние, трудоспособные дети обязаны были содержать нетрудоспособных и нуждающихся родителей. Имущество родителей и детей было раздельным. Дети не имели права на имущество родителей и наоборот. Усыновление временно воспрещалось.

В декабре 1918 г. был принят первый Кодекс законов о труде. Его разработка была поручена Наркоматам юстиции, труда и ВЦСПС. Кодекс состоял из введения, девяти разделов и особых приложений к статьям.

Положения кодекса распространялись на всех лиц, работавших за вознаграждение на предприятиях, в учреждениях, в государственных и частных хозяйствах, у частных лиц. Все постановления и трудовые соглашения, противоречившие КЗоТ объявлялись недействительными.

Согласно КЗоТ были введены восьмичасовой рабочий день, семичасовая работа в ночную смену, шестичасовой рабочий день для подростков и для рабочих на предприятиях с вредным производством, обязательный обеденный перерыв, еженедельный бесперерывный 42 – часовой отдых, двухнедельный отпуск за шесть месяцев непрерывной работы и месячный – за год непрерывной работы. Сверхурочные работы допускались, но в исключительных случаях.

Для женщин и подростков запрещались работы в ночную смену, сверхурочные работы и работа в тяжелых или опасных для здоровья отраслях. Женщины получали дополнительный отпуск по случаю беременности (восемь недель до родов и восемь недель после родов).

Было провозглашено право граждан на труд по специальности, принцип равной оплаты за труд, дифференцированную оплату труда в соответствии с характером и условиями труда. Большая роль в определении вопросов о труде и отдыхе отводилась профсоюзам и инспекциям Наркомата труда. КЗоТ заменил социальное страхование (страховой фонд образовывался из взносов предприятий, учреждений, частных предпринимателей) системой социального обеспечения (выплаты из фонда государства).

Согласно КЗоТ вводилась всеобщая трудовая повинность для лиц в возрасте от 16 до 50 лет.

Первой попыткой создать свод норм уголовного права, обобщив деятельность судов и ревтрибуналов, явилось принятие Наркомюстом в декабре 1919 г. «Руководящих начал по уголовному праву РСФСР». В основу норм уголовного права был положен принцип целесообразности, который вытекал из теории «социальных функций права». «Руководящие начала» состояли из введения и восьми разделов: об уголовном праве, об уголовном правосудии, о преступлении и наказании, о стадиях осуществления преступления, о соучастии, о видах наказания, об условном осуждении, о пространстве действия уголовного права. Кодекс не содержал положений особенной части, при вынесении конкретных решений суды должны были руководствоваться общими положениями, революционным правосознанием и принципом целесообразности. Под преступлением понималось нарушение порядка общественных отношений, охраняемого уголовным правом, действие или бездействие, опасное для данной системы общественных отношений. В кодексе отсутствовало определение форм вины, понятий «крайняя необходимость» и «необходимая оборона».

При определении меры наказания суд должен был руководствоваться соображениями целесообразности. Необходимо было учитывать степень опасности для существующего строя совершенного преступления, характер социальной опасности преступника, его социальную принадлежность. Широко применялся принцип объективного вменения, когда степень наказания связывалась с результатом преступления, а не с его мотивами.

В «Руководящих началах» содержалось указание судам при назначении наказания учитывать смягчающие и отягчающие обстоятельства, К смягчающим обстоятельствам относились совершение преступления в состоянии голода или нужды, по невежеству или несознательности, в состоянии запальчивости, по легкомыслию и небрежности. К отягчающим обстоятельствам относились принадлежность лица, совершившего преступление, к имущим классам, совершение преступления в интересах восстановления власти угнетающего класса, рецидив, групповое преступление, совершение преступления с заранее обдуманным намерением, с особой жестокостью и коварством.

Были установлены следующиевиды наказаний:

– внушение;

– выражение общественного порицания;

– принуждение к действию,не представляющему физическо­го лишения (например, пройти известный курс обучения);

– объявление бойкота;

– исключение из объединения на время или навсегда;

– восстановление, а при невозможности – возмещение причиненного ущерба;

– отстранение от должности;

– воспрещение занимать ту или иную должность или испол­нять ту или другую работу;

– конфискация всего или части имущества;

– лишение политическихправ;

– объявление врагомреволюции и народа;

– принудительные работыбез помещения в места лишения свободы;

– лишение свободы на определенный срок или на неопределенный срок до наступления определенного события,

– объявление вне закона;

– расстрел;

– сочетание вышеназванных наказаний.

Смертную казнь не имели права применять народные суды, это было исключительным правом революционных трибуналов.

На практике широко использовался принцип аналогии, т.е. применение аналогичной нормы уголовного права при отсутствии нормы, разрешающей конкретный казус.

ТЕМА № 10. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД НЭПа (1921-1929 гг.)

После окончания гражданской войны были проведены реформы в экономике, не сопровождавшиеся изменениями в политической системе. Установившийся в годы войны политический режим был не только сохранен, но и усилен. Диктатура пролетариата постепенно превращалась в диктатуру партии, при которой партия сосредоточила в своих руках управление государством. Главным образом это достигалось путем назначения на все государственные должности исключительно членов партии большевиков, связанных жесткой дисциплиной. В результате усилились тенденции централизации в управлении страной.

Уточнена была компетенция ВЦИК, который стал заниматься более конкретными вопросами. В 1921 – 1922 гг. был увеличен его состав, при этом возросла роль Президиума ВЦИК. Президиум ВЦИК готовил съезды Советов и сессии ВЦИК, утверждал проекты декретов СНК.

В январе была разграничена компетенцияСНК, СТО и Малого Совнаркома. СТО СССР занимался утверждением народнохозяйственных планов, рассматривал отчеты экономических наркоматов и др. При исполкомах местных советов были образованы экономические совещания. СТО РСФСР в 1923 г. был преобразован в Экономическое совещание (ЭКОСО) РСФСР.

Малый СНК осуществлял предварительную подготовку дел и проектов для обсуждения в СНК и СТО, являлся подготовительной комиссией СНК по текущему законодательству, финансам и другим вопросам. Малый СНК не имел собственного аппарата и проводил работу через аппарат СНК.

В феврале 1921 г. была создана Государственная общеплановая комиссия при СТО РСФСР (ГОСПЛАН). Она была образована на основе комиссии ГОЭЛРО. Ее основной задачей являлась разработка единого общегосударственного плана развития хозяйства.

При переходе к нэпу была ликвидированасистема «главкизма» (строго централизованное управление всей промышленностью через систему главных управлений – главков, подчиненных ВСНХ). Центры и главки ВСНХ были преобразованы в органы планирования и контроля. В непосредственном управлении ВСНХ оставались только крупные предприятия, которые были объединены в тресты. Все остальные предприятия были переданы территориальным (губернским) советам народного хозяйства (совнархозам). В 1923 г. в структуре ВСНХ были созданы Главное экономическое управление (для руководства всей промышленностью) и Центральное управление государственной промышленности, разделенное на отделы по отраслям промышленности (руководило отраслевыми трестами).

В феврале 1922 г. ВЧК была преобразованав Государственное политическое управление (ГПУ). Задачами ГПУ являлись предупреждение, раскрытие и пресечение враждебной деятельности антисоветских элементов внутри страны, а также борьба с иностранными разведками. Все общеуголовные дела по спекуляции, должностным и другим преступлениям, находившиеся в ведении ВЧК, были изъяты из ведения ГПУ и переданы в следственно-судебныеорганы.

Для осуществления своих задач ГПУ имело право на розыскную деятельность, проведение дознания и следствия, применение мер административного воздействия. Внесудебные репрессии отменялись. Для ГПУ были установлены общие процессуальные сроки проведения следствия и дознания (предъявление обвинения не позднее 2 недель после ареста, передача дела в суд или прекращение дела не позднее 2 месяцев после ареста).

Однако уже в сентябре 1922 г. ВЦИК предоставил ГПУ право «внесудебной расправы вплоть до расстрела в отношении лиц, взятых с поличным на месте преступления при бандитских налетах и вооруженных ограблениях».

После образования СССР в 1923 г ГПУ было преобразовано в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) СССР. 15 ноября 1923 г. было утверждено ЦИК СССР Положение об ОГПУ. Создавалась система органов ОГПУ: ГПУ республик, особые отделы, пограничные отделы, транспортные органы. Была образована единая централизованная система органов госбезопасности. Проводилась перестройка работы органов милиции. В 1922 г. было принято положение о Наркомате внутренних дел РСФСР, в составе которого существовало Главное управление милиции. Были четко определены права и обязанности работников милиции. В 1922 г. Уголовный розыск был выделен из органов милиции и подчинен Управлению уголовного розыска при НКВД РСФСР. В 1920 г. Наркомат РКИ был реорганизован из народного комиссариата народного контроля, РКИ занималась контролем за деятельностью хозяйственных органов и имела широкие права, вплоть до приостановления незаконных действий и привлечения виновных к судебной ответственности.

В 1923 г. РКИ была объединена с органом партийного контроля - Центральной контрольной комиссией (ЦКК) ЦК РКП(б). СозданиеЦКК-РКИ свидетельствовало о сращивании партийного и государственного аппаратов.

В связи с переходом к мирной жизни была реорганизована система местных органов власти и управления. Были упразднены чрезвычайные органы военного времени: комбеды, ревкомы, чрезвычайные уполномоченные. В 1922-1925 гг. были разработаны и утверждены положения о местных Советах, в которых была определена компетенция местных Советов. Высшими органами на своей территории являлись съезды местных Советов, избиравшие из своего состава исполкомы. При исполкомах создавались отделы для управления отраслями хозяйства.

В ноябре 1922 г. было принято Положение о судоустройстве РСФСР, положившее начало проведению судебной реформы. Была создана единая судебная система.

1) народный суд в составе судьи и двух народных заседателей рассматривал большинство дел, менее значительные дела мог рассматривать единолично постоянный судья. Судьи и заседатели избирались исполкомами Советов;

2) губернские суды являлись первой инстанцией по некоторым категориям наиболее важных дел и кассационной инстанцией для народных судов,

3) Верховный суд республики являлся высшей судебной инстанцией. Он действовал в составе Президиума, Пленума и семи коллегий. Верховный суд был первой инстанцией по наиболее опасным преступлениям, кассационной инстанцией для губернских судов и надзорной инстанцией для всех судебных органов.

Было сокращено число революционных трибуналов.

В мае 1922 г. было утвержденоПоложение о прокурорском надзоре. При разработке проекта было высказаномнение о двойном подчинении органов прокуратуры (по вертикали – вышестоящим прокурорским органам, по горизонтали – местному губисполкому). Принцип двойного подчинения был подвергнут резкой критике со стороны В.И. Ленина и по его настоянию органы прокуратуры были подчинены исключительно центру.

По Положению органы прокуратуры осуществляли надзор за законностью действий всех органов власти, ОГПУ, организаций и граждан, поддерживали обвинение в суде, наблюдали за местами лишения свободы. Возглавлял прокуратуру Прокурор Республики, в качестве которого выступал нарком юстиции.

В 1922 г. было принято Положение об адвокатуре, по которому при губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, члены которых утверждались губисполкомом. Адвокаты оказывали юридическую помощь гражданам и осуществляли защиту в суде.

Переход от гражданской войны к мирному развитию требовал внесения изменений в систему права. Стабильное развитие экономики, налаживание внешнеполитических связей были невозможны без укрепления законности.

В начале 20-х годов развернулась дискуссия по вопросу о содержании и соотношении понятий «революционная законность» и «революционное правосознание», разграничение между которыми в предшествующий период не производилось. В итоге дискуссии было выработано понимание революционной законности как установленного и определенного государством правопорядка. Революционное правосознание рассматривалось как ведущий принцип, положенный в основу правотворчества. Правосознание выполняло роль метода, восполняющего пробелы в законе. При вынесении решения судья должен был руководствоваться действующим законодательством, а в случае отсутствия там соответствующей нормы, принимать решение, ориентируясь на общие принципы классовой политики.

Основным источником права становился закон, революционное правосознание играло второстепенную роль.

С 1919 г. была начата активная подготовка к проведению кодификации права. Необходимость кодификации была обусловлена следующими факторами: 1) после октября 1917 г. было издано множество законодательных актов, которые необходимо было систематизировать; 2) введение нэпа требовало внесения серьезных изменений в законодательство.

Главную роль в разработке проектов кодексов играл Наркомат юстиции РСФСР. К кодификационной работе привлекались также и другие ведомства, видные советские юристы, практические работники. Подготовленные проекты передавались на рассмотрение в СНК и ВЦИК. В СНК кодификационная работа, проводилась в специальных комиссиях, проекты рассматривались и на заседаниях СНК. Во ВЦИК каждый кодекс слушался в двух чтениях. Сначала проводилась общая дискуссия по проекту, а затем он с замечаниями передавался в специально создаваемую комиссию, после чего вновь обсуждался и принимался постатейно и в целом.

В 1922-1923 гг. были разработаны и приняты Уголовный, Гражданский, Земельный, Уголовно-процессуальный кодексы. Кодекс законов о труде, Гражданский процессуальный и Лесной кодексы.

Подготовка Уголовного кодекса была поручена Наркомату юстиции, проект его обсуждался на съездах работников юстиции. В основу проекта были положены «Руководящие начала по уголовному праву» 1919 г. В июне 1920 г. общая схема проекта УК была утверждена коллегией наркомюста. Тогда же проект был рассмотрен III Всероссийским съездом деятелей советской юстиции, который принял решение продолжить его обсуждение в губернских отделах юстиции.

К сентябрю 1920 г, были подготовлены первые разделы УК. Постатейноеобсуждение проекта продолжалось в течение всего 1921 г. В январе 1922 проект вновь был рассмотрен на Московском губернском, а затем на IV Всероссийском съездах работников юстиции. При утверждении кодекса на сессии ВЦИК развернулась острая дискуссия:

– некоторые работники выступили в принципе против принятия кодекса, считая необходимым предоставить право судьям руководствоваться, как и прежде, исключительно революционным правосознанием;

– было высказано мнение о необходимости исключения смертной казни как меры наказания;

– было предложено разделить все преступления на две группы: преступления, направленные против общественных и экономических отношений, установленных Советской властью, и преступления, направленные против пережитков дореволюционного строя, сохранение которых было необходимо в переходный период. Это предложение было отвергнуто, но было проведено разграничение преступлений по степени их социально-экономической опасности.

После постатейного обсуждения УК РСФСР был утвержден ВЦИК в мае 1922 г., а затем передан в Президиум ВЦИК для окончательного редактирования. В июне 1922 г. УК РСФСР вступил в действие. Однако вскоре он был вновь существенно переработан и в новой редакции утвержден в 1926 г.

Разработка Гражданского кодекса была начата после введения нэпа с лета 1921 г. Первоначально предполагалось разработать лишь раздел, содержавший нормы обязательственного права, потребность в котором особенно остро ощущалась в связи с возрождением товарно-денежных отношений и элементов частной собственности. Общая часть этого раздела получила название Кодекса законов об обязательствах, вытекающих из договоров. Проект был обсужден коллегией Наркомюста и разослан другим Наркоматам на отзыв.

В основу проекта были положены важнейшие нормы частного права, принятые в европейских государствах. Это вызвало возражения В.И. Ленина, который в письме наркому юстиции Д.И. Курскому 28 февраля 1922 г. «О задачах наркомата в условиях НЭПа», утверждал, что не следует перенимать старое буржуазное понятие о гражданском праве, основанное на своде законов римского права, а создавать новое, в основе которого будет положен принцип революционного правосознания. Пролетарское государство должно иметь возможность широкого вмешательства в частноправовые отношения, исхода из интересов революции и рабочего класса

Указания Ленина были учтены при издании Декларации основных частных имущественных прав, признаваемых РСФСР, принятой ВЦИК в мае 1922 г. На основе общих принципов, содержавшихся в Декларации, был разработан Гражданский кодекс.

Завершилась подготовка нового проекта ГК к осени 1922 г. Он был обсужден коллегией Наркомюста, а затем СНК. Для редактирования проекта была образована специальная комиссия. ГК был утвержден 31 декабря 1922 г. и вступил в действие с 1 января 1923 г

На IX Всероссийском съезде Советов было принято решение о разработке свода законов о земле к весне 1922 г. В мае 1922 г. были утвержденыЗакон о трудовом землепользовании и Закон о порядке разрешения земельных споров. К осени 1922 г. был подготовлен проект Земельного кодекса и опубликован газете «Беднота». Проект обсуждался в комиссиях при президиуме ВЦИК и при СНК. Земельный кодекс был утвержден ВЦИК осенью 1922 г. и был введен в действие с 1 декабря 1922 г.

Лесной кодекс был разработан Наркомземом и принят ВЦИК в июле 1923 г. Весной 1922 г. была начата разработка новогоКодекса законов о труде. Наркомтруду было предложено подготовить проект в весьма сжатые сроки – к сентябрю 1922 г. Проект Кодекса законов о труде дважды обсуждался на местах и в окончательном варианте был принят ВЦИК в октябре 1922 г. В 1922-1923 гг. были приняты Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы. В 1926 г. был принят брачно-семейный кодекс РСФСР.

После образования СССР кодификационная работа была завершена принятием основ союзного законодательства. В 1924 г. ЦИК СССР утвердил Основы судоустройства и судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В декабре 1928 г. были приняты Общие начала землепользования и землеустройства СССР.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР 1922 г.

Уголовный кодекс РСФСР был принят ВЦИК в мае 1922 г. и введен в действие с 1 июня 1922 г. Он состоял из введения и двух частей – общей и особенной.

Кодекс носил ярко выраженный классовый характер. Под преступлением понималось «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистическому строю период времени». В общую часть вошли разделы о пределах действия УК, общих началах применения наказания, определении меры наказания, родах и видах наказаний и других мерах социальной защиты, порядке отбывания наказания. Последний раздел содержал также нормы исправительно-трудового права в силу отсутствия Исправительно-трудового кодекса.

УК было дано определение понятия вины в форме умысла и неосторожности. Наступление уголовной ответственности предусматривалось при наличии состава преступления. Серьезным отступлением от этого принципа явилось введение понятия «социально опасной личности». В ст. 49 говорилось: «Лица, признанные судом по своей преступной деятельности или по связи с преступной средой данной местности социально опасными, могут быть лишены по приговору суда права пребывания в определенных местностях на срок не свыше трех лет». Это давало возможность привлекать к уголовной ответственности лиц, не совершивших преступления, но признанных опасными для общества, что противоречило принципу законности.

В УК был также введен принцип аналогии. «В случае отсутствия в Уголовном кодексе прямых указаний на отдельные виды преступлений наказания или меры социальной защиты применяются согласно статей Уголовного кодекса, предусматривающих наиболее сходные по важности и роду преступления, с соблюдением правил общей части сего кодекса». Введение принципа аналогии давало судам возможность широкого толкования закона.

Целями наказания были предупреждение новых правонарушений, приспособление нарушителя к условиям общежития, лишение преступника возможности совершать новые преступления. Судебные органы назначали наказания на основе «социалистического правосознания». «Руководящих начал по уголовному праву» и УК РСФСР. Применялся принцип целесообразности наказания. При определении меры наказания судьи должны были учитывать степень и характер социальной опасности преступления и личности преступника.

Вводились следующиевиды наказаний, изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно, лишение свободы со строгой изоляцией и без таковой, принудительные виды работы без содержания под стражей, условное осуждение, конфискация имущества (полная или частичная), штраф, поражение прав, увольнение от должности, общественное порицание, возложение обязанности загладить вред, высшая мера наказания – расстрел.

Впервые вводилось понятие меры социальной защиты, которое включало в себя как наказание, так и другие формы воздействия. К таким формам воздействия относились меры медико-педагогического характера, удаление из определенной местности (высылка), воспрещение занимать ту или иную должность или заниматься той или иной деятельностью или промыслом.

Система преступлений включала:

1) государственные преступления:

– контрреволюционные преступления, под которыми понималось всякое действие, направленное против Советской власти, и действия «в направлении помощи международной буржуазии» (карались смертной казнью и конфискацией имущества);

– преступления против порядка управления – участие в массовых беспорядках, организация и участие в бандах, отказ от уплаты налогов, уклонение от воинской повинности и др.

2) должностные (служебные) преступления;

3) нарушение правил об отделении церкви от государства;

4) хозяйственные преступления – трудовое дезертирство, неисполнение обязательств по договору, расточительное отношение арендатора к государственному имуществу и др. При определении составов хозяйственных преступлений была учтена специфика нэпа. Так, было уточнено понятие «спекуляция» и ее отличие от разрешаемой законом частной торговли. Под спекуляцией понимались сговор с целью повышения цен, злостный невыпуск товаров на рынок, скупка и сбыт запрещенных к продаже товаров. От спекуляции следовало отличать контрабанду, нарушение торговых монополий, фальсификацию товаров, ростовщичество;

5) преступления против жизни, здоровья и свободы и достоинства личности – убийства, телесные повреждения и насилия над личностью, оставление в опасности, преступления в области половых отношений и др.;

6) имущественные преступления – кража, грабеж, вымогательство, мошенничество и др.;

7) воинские преступления;

8) нарушение правил, охраняющих народное здравие, обще­ственную безопасность, публичный порядок.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС 1922 г.

Гражданский кодекс состоял из общей части, вещного, обязательственного и наследственного права. В ГК были внесены статьи, регламентировавшие хозяйственные отношения периода нэпа, когда происходило развитие товарно-денежных отношений и был допущен частный капиталпри сохранении ведущей роли государства в развитии экономики.

ГК носил ярко выраженный классовый характер, что нашло отражение в ст.1. о применении гражданского законодательства на практике и ст. 4 о нормировании общего порядка разрешения гражданских споров. Был установлен порядок зашиты имущественных прав, при котором главным критерием являлось их соответствие «социально–хозяйственному назначению». Это давало возможность для широкого толкования закона. Судьи при вынесении решения основывались на принципе целесообразности.

Наши рекомендации