Свойства, типы и функции политической системы общества

Политическая система представляет собой внутренне органи­зованное, субординационно-координационное структурное об­разование. Обеспечивая организацию, функционирование и реа­лизацию политической власти, она обладает рядом только ей присущих свойств, позволяющих эффективно воздействовать на социальные отношения. В современной политической науке при­нято выделять следующие основные свойства политической системы.

Целостность. Это свойство означает, что политическая сис­тема как единое образование функционирует и развивается, вы-полняет свое функциональное предназначение на пс1т
взаимосвязи и взаимодействия составляют^, теСН0Й

катаемые политической системы „ер"~ Г^Г" Все бой и взаимодействуют друг с другРомР ц^™" "^ до­ской системы выражается также и в том что^»^ п°™™че-

шм» что каждый ее щем^ит занимает в ней строго определенное место и вЗлняеТкГкоГ ную специфическую роль в механизме организации и реГГцГи политической власти. Однако отдельные слагаемые системы™ когда не существовали и не смогут существовать сами по себе" изолированно от других. И наконец, целостность проявляется в совместимости всех элементов политической системы, в ее спо­собности компенсировать или взаимодополнять функциональное предназначение отдельных элементов.

Структурность. Она выражается в наличии связей и отно­шений между элементами политической системы, имеющих формальный, строго регламентированный характер, не завися­щий от конкретного содержания ее элементов. Например, как бы ни менялся персональный состав правительства, его функ­ции и задачи в системе органов государственной власти в своей основе сохраняются. Кроме того, сами люди в политической системе часто действуют не в личном качестве, а выполняют предписанную им формальную роль. Так, в войне солдаты про­тивоборствующих армий убивают друг друга не из-за личной ненависти, а потому, что поставлены в определенные политиче­ские условия и подчинены им. Структурность проявляется и в том, что части системы оказываются взаимозависимыми: изме­нение одной из них влечет за собой заметную перестройку всех остальных и сшгемы в целом. Так, советская политическая сис­тема распалась, как только в ней была подорвана руководящая роль коммунистической партии.

ИеРарХтпость. Политическая ^Г^^^л
ко ей присущей внутренней организацией и СТРУ^
элементе струны имеет свое "Р^^ХГмеГв
назначение, в соответствии с которым °пРе^я{е ов.

механизме функционирования политической системы. Безуслно, ее ведущим системообразующим элементом является полити­ческая организация, которая генерирует и обусловливает состоя­ние и возможности других элементов политической системы, ка­ждый из которых находится в определенной зависимости от нее, обладая вместе с тем относительной самостоятельностью. Об ие­рархичности политической системы свидетельствует также стро­го формализованный характер ее организации и функционирова­ния, взаимодействия ее элементов.

Динамизм. Как свойство политической системы он проявля­ется в ее подвижности и гибкости, способности эволюциониро­вать и изменяться под влиянием внешних условий и внутренних импульсов. Политическая система, как правило, реагирует на по­ступающие на «входе» поддержку и требования, адекватными политическими решениями и действиями на «выходе». Она по­стоянно совершенствуется и модифицируется как по структуре, соотношению составляющих ее элементов, содержанию их взаи­модействий, так и по характеру, глубине и направленности воз­действий на общество. Глубинным источником подвижности и изменений политической системы является наличие в обществе разнообразных интересов, носителями которых выступают раз­личные социальные группы (классы, этносы и т.д.). Эти группы собственным политическим поведением стремятся внести в по­литическую систему свои ценности и приоритеты, соответст­вующие их интересам. Даже те системы, которые сохраняют при­вычные характеристики и выглядят вполне стабильными, посто­янно претерпевают изменения, порой незаметные для обыденно­го сознания. В зависимости от того, в каких формах и какими способами осуществляются изменения политической системы, они могут иметь реформистский, революционный или контрре­волюционный характер, быть прогрессивными, регрессивными или реакционными. Процесс и результат развития современных обществ и их политических систем в науке называют трансфор­мацией, модернизацией, постмодернизацией, транзитологией.

Многогранность. Это свойство политической системы за­ключается в ее всестороннем и всеохватывающем воздействии на общество. Выполнение принятых в рамках политической систе­
мы решений обязательно для всех других общественных систем
а выработанный ею политический курс определяет приоритеты и
направления общественного развития. Политическая система лю
бого общества - это составная часть мирового политического со-
общества, оказывающая влияние на решение глобальных про­
блем человечества. р

Взаимозависимость политической системы и окружающей среды. Структура политической системы, ее организация и функ­ционирование находятся в тесной взаимосвязи с внешними по отношению к ней условиями и факторами. Своевременная и точ­ная реакция политической системы на поступающие из внешней среды импульсы, адекватность реакции на них обеспечивают ее выживаемость, стабильность и развитие, эффективное обратное воздействие на внешнюю среду.

Внешние условия и факторы, с одной стороны, воздейст­вующие на политическую систему, а с другой - являющиеся объектом ее влияния, условно можно разделить на две группы. Первую группу составляют характеристики социума, создавше­го данную политическую и другие системы общества (экономи­ческая, социальная, культурная и т.д.). К ним относятся: уро­вень развития производительных сил общества; природные бо­гатства страны и степень их освоения; господствующие формы собственности; численность населения; демографическая струк­тура общества, его социальный и этнический состав; историче­ский опыт, традиции и образ жизни народа; национальный ха­рактер и национальная мораль; состояние науки и культуры и т.д. Они создают специфическое пространство, которое при­дает каждой политической системе собственное своеобразие и специфику, в чем-то сохраняющуюся даже при смене господ­ствующей в обществе элиты. Вторую группу составляют усло­вия и факторы, являющиеся внешними по отношению к кон­кретному социуму. Среди них: географическая среда и геополи­тическое положение страны; международное право; междуна­родные правительственные, общественные, коммерческие и другие объединения (ООН, ОБСЕ, СНГ, ТНК, Движение непри­соединения и т.д.); международная обстановка и политика от­дельных государств; место страны в системе международного разделения труда и др. Политическая система постоянно адап­тируется к этим факторам, влияет на них, изменяет их характер и содержание.

Перечисленные свойства присущи, как правило, всем поли­тическим системам, хотя каждая из них обладает своими кон­кретными характеристиками и по-своему уникальна. В связи с этим для более глубокого понимания сущности и характера поли­тических систем в науке принято выделять их различные типы. В исторической ретроспективе и в современных условиях клас­сификация политических систем осуществлялась и осуществля­ется по различным основаниям.

Одной из первых стала классовая типологизация политиче­ских систем, разработанная в марксизме. Ее основу составляли тип формации и характер социально-экономической структуры общества. С учетом этого основания выделялись рабовладельче­ская, феодальная, буржуазная, социалистическая политические системы и политические системы освободившихся стран (в про­шлом - страны национальной демократии). Отличительной осо­бенностью данной типологии является жесткая противопостав­ленность каждого из выделенных типов друг другу.

М. Вебер при классификации политических систем основы­вался на формах и способах их функционирования, доминирую­щем типе властвования и принципе его легитимности. С учетом этого основания получило признание деление политических систем на традиционные, в которых механизмы и способы вла­ствования определяются обычаем; рациональные или бюрокра­тические, в которых политическая жизнь зиждется на признании прав человека и роли государства в установлении и поддержа­нии разумного порядка; харизматические, где власть основыва­ла на личности лидера, которому приписываются исключи­тельные черты.

В соответствии с особенностями политических традиций и менталитета народа американский политолог Г. Алмонд выде­лял англоамериканскую, континентально-европейскую, тотали­тарную и доиндустриальную политические системы. Дж. Коулмэн писал о конкурентной, полуконкурентной и авто­ритарной системах, а Д. Эптер - о диктаторской, олигархиче­ской, косвенно-представительной и прямой представительной системах. Л.С. Санистебан, используя исторический подход описал в качестве существовавших в различные эпохи следую­щие политические системы: империю, конфедерацию, совре­менное национальное государство1.

Достаточно часто классификация политических систем осу­ществляется по типам политического режима. В этом случае вы­деляют тоталитарные, авторитарные и демократические полити­ческие системы. Иногда к ним добавляют либеральный тип поли­тической системы. По форме государства политические системы подразделяются на монархические (абсолютные или конституци­онные) и республиканские (парламентские или президентские). По административно-территориальному устройству страны поли­тические системы делятся на унитарные, в которых действует единая централизованная система органов государственной вла­сти и правосудия, и федеративные, в которых составляющие ее политические единицы обладают некоторой политической само­стоятельностью .

В современных условиях в зависимости от степени и на­правленности политических изменений различают традицион­ные и модернизированные политические системы. Для первых характерны устаревшие принципы организации общества, не­развитость элементов гражданского общества и форм политиче­ского поведения, консерватизм в осуществлении общественно необходимых структурных изменений, слабая дифференциро­ван ность политических ролей, харизматический способ властво-

вания. Модернизированные политические системы отличаются провозглашением в качестве общей цели членов общества оп­тимизации важнейших организаций, институтов и учреждений. Целью политической модернизации объявляется преодоление противоречий, порождаемых наличием в обществе глубоких социальных контрастов.

Политическая система - живое, активно действующее обра­зование, оказывающее существенное влияние на познавательную и предметно-практическую деятельность личности и общества. Свое социальное предназначение и роль она реализует посредст­вом осуществления ряда функций. Знание функций политической системы, с одной стороны, позволяет понимать недоступные обыденному восприятию причинно-следственные связи и зави­симости в общественно-политической жизни. Это дает возмож­ность субъектам политики вырабатывать реалистические практи­ческие решения, определять эффективные формы и способы дея­тельности по преобразованию социальной действительности. С другой стороны, анализ функций показывает возможности и пределы политической системы в регулировании и регламента­ции общественных отношений.

В научной литературе имеются различные подходы к выде­лению и характеристике функций политической системы. Не ос­танавливаясь подробно на их раскрытии, следует отметить доста­точно часто встречающуюся неточность, которая в логике назы­вается подменой тезиса. Так, по словам одного из авторов, цен­ность введения в научный оборот понятия политической системы состоит в том, что «акцент стал делаться не столько на том, како­ва сущность власти, сколько на проблеме ее конкретных функ­ций, на том, что и как она делает»1. В действительности же функ­ции власти и функции политической системы суть разные вещи. Вторые призваны не только обеспечить реализацию политиче­ской власти, ее действенность и эффективность, но и сохранить стабильность и согласие в обществе.

Политические системы организуются и функционируют не только по воле власти. Необходимо согласие всего населения с существующим порядком властвования. Согласие основывается на исторических обычаях и традициях, безразличии людей к вла­сти, их страхе или убеждении в том, что власть адекватно выра­жает интересы личности, государства и общества. Поэтому управление и подчинение являются взаимодополняющими аспек­тами любой политической системы и ее функции не сводятся только к отправлению власти.

К основным функциям политической системы относятся: {.Согласование разнообразных интересов государства и социальных групп общества. Интересы личности, общества го­сударства - явления относительно самостоятельные, требующие для достижения и обеспечения социальной стабильности посто­янной координации и согласования. Известны ситуации, когда удовлетворение интересов одних социальных субъектов ущем­ляет интересы других. Так, реализация права на самоопределе­ние народа, находящегося в составе единого государственного образования, вступает в противоречие с интересами общества и государства, заключающимися в необходимости сохранения территориальной целостности страны. Или усиление в общест­венной жизни государственных начал, абсолютизация власти ведут к ущемлению прав человека и гражданина. Для преду­преждения таких ситуаций и предназначена политическая сис­тема, которая призвана выражать и защищать интересы людей с помощью имеющихся у нее возможностей и механизмов; коор­динировать и согласовывать интересы личности, общества и государства. Оптимально выполняет эту функцию демократиче­ская политическая система, в которой различные группы инте­ресов имеют реальную возможность влиять на власть, участво­вать в выработке ее решений.

2. Артикуляция и манифестация политических интересов различных групп населения. Эта функция осуществляется путем передачи политической системой обобщенных и систематизиро­ванных требований различных социальных групп и их предложе-

ний органам власти (государству) для принятия решений по их реализации. Требования и предложения могут предъявляться как отдельными людьми, так и социальными группами, институтами и организациями (ассоциированными и неассоциированными), по официальным и неофициальным каналам. Политическая система создает также пространство, в котором субъекты общественных отношений получают возможность заявить о своих чаяниях и ин­тересах, предъявить свои требования к власти.

3. Выработка и утверждение легитимных принципов рас­пределения материальных и духовных ценностей. Именно поли­тическая система вырабатывает, утверждает и реализует в обще­стве публично сформированный порядок распределения матери­альных и духовных ценностей. Она обеспечивает действенность механизма принятия решений и создает условия, способствую­щие их эффективному проведению в жизнь, при необходимости перераспределяя материальные и духовные ценности в соответ­ствии с приоритетами социально-экономического и культурного развития общества. При этом политическая система должна кон­тролировать реализацию принципа справедливости в их перерас­пределении, не допуская возникновения или нарастания среди населения социальной напряженности. Например, Д. Истон рас­сматривал политическую систему как совокупность взаимодейст­вий по поводу распределения ценностей. По его мысли, политика заключается в авторитарном распределении ценностей, а полити­ческая система, реагируя на поступающие извне импульсы, пре­дотвращает возникающие по этому поводу конфликты.

4. Обеспечение диалога между государством и гражданским обществом. Смысл и значение этой функции состоит в том, что гражданское общество, не подменяя государство, берет на себя часть его функций, например, в областях образования, благотво­рительности, экологии. Наряду с этим, создавая структуры, отно­сительно независимые от власти, оно осуществляет контроль над государством и его органами. Со своей стороны государство в процессе диалога с гражданским обществом получает возмож­ность усилить собственную легитимность, получить обществен-

ную поддержку своей политики, а следовательно, повысить ее эффективность.

5. Внедрение определенных правил политического поведения людей. Эта функция политической системы заключается в обес­печении ею предельно широкого регулирования поведения лю­дей в обществе. Однако уместно напомнить, что есть разные способы социальной регламентации и регулирования общест­венной жизни. Право и государственное принуждение - один из них. Другие (политическая мораль, политические традиции, по­литические идеалы и др.) вырабатываются невластными, него­сударственными механизмами политической системы. Но все они вкупе служат средством обеспечения контроля за соблюде­нием законов и правил, пресечения действий, нарушающих по­литические нормы.

6. Обеспечение политического участия граждан, под кото­
рым понимаются все виды добровольных действий, с помощью
которых отдельные индивиды, создаваемые ими группы и общ­
ности прямо или опосредованно включаются в дела государства,
в его организацию и деятельность, а значит, в формирование
публичной политики. В предельно широком значении политиче­
ское участие масс (от случайных разговоров о политике до ак­
тивных целенаправленных действий политических партий и дру­
гих образований) становится возможным благодаря наличию
многогранной и диверсифицированной политической системы.
Именно последняя обеспечивает мобилизацию ресурсов общест­
ва на достижение общественно значимых целей.

7. Политическая социализация членов общества. В процессе
реализации этой функции политической системы в обществе
складываются определенные условия для приобщения людей к
миру политики, усвоения политических традиций, норм и пра­
вил ее осуществления. В результате люди на всех этапах своей
жизни поддерживают или изменяют основные нормы политиче­
ской культуры. Политическая социализация включает в себя все
виды политического обучения: государственное, общественное
и религиозное, формальное и неформальное, стихийное и управ-

управляемое. Она на протяжении более или менее длительного исторического периода обеспечивает относительное единообра­зие политико-культурных норм и стандартов поведения членов политической общности.

Социальная роль политической системы в научной и учебной литературе нередко рассматривается также и через анализ ее функционального предназначения, основанного на наличии у нее потенциальных исполнительских возможностей. В данном случае акцент делается не на реальных результатах функциони­рования политической системы, а на имеющихся у нее внутрен­них резервах и ресурсах. Принято выделять четыре группы ис­полнительских возможностей политической системы:

1) интегративные - возможности политической системы формировать общество национального единства и рациональной бюрократии путем создания соответствующих политических ин­ститутов;

2) интернациональные - возможности политической систе­мы налаживать разного рода международные и межгосударст­венные контакты;

3) возможности участия — это резервы и ресурсы политиче­ской системы по формированию гражданской политической культуры и демократической политической структуры;

4) распределительные - возможности политической системы по распространению определенных жизненных стандартов лю­дей, согласованию принципов их реализации в политической, экономической и социальной структурах общества.

Функции политической системы служат сплочению, консо­лидации общества и поддержанию стабильности его развития. При всей их относительной самостоятельности они взаимосвя­заны и дополняют друг друга, так как действенность каждой из них зависит от степени реализации всех других. В то же время не только в теории, но и на практике возможна гипертрофия от­дельных функций, что на деле будет означать не разрушение, а перерождение политической системы. Так, в современных ин­дустриально развитых странах существующие политические

системы все более слабо осуществляют функцию привлечения граждан к политическому участию. Это проявляется в устойчи­вом массовом абсентеизме, нарастающем неприятии людьми политики и их отчуждении от нее, что дает основание говорить о несовершенстве демократии в постиндустриальных и инфор­мационных обществах.

Понимание сущности, структуры, свойств, типов и функций политической системы позволяет выделить и охарактеризовать особенности этого феномена в отдельных странах, в том числе и в современной России. Так, современная российская политиче­ская система не в полной мере адекватна уровню развития обще­ства, не отражает содержания, характера и тенденций его функ­ционирования и развития. Она является переходной политиче­ской системой. Ей присущи неоформленность и незавершенность структурных элементов, нестабильность, несбалансированность взаимоотношений с другими общественными системами, граж­данским обществом. Слабо обеспечивается реализация принципа разделения и баланса ветвей государственной власти, пока не оформились взаимодействие и распределение власти как по вер­тикали, так и по горизонтали. Зарождающиеся демократические институты и процедуры власти оказывают слабое воздействие на общественные отношения.

Сегодня России необходима стабильная и эффективная поли­тическая система. Ее формирование возможно на основе тради­ционных политических ценностей и приоритетов российского общества, опыта организации и функционирования политических систем демократических стран. Большое значение имеет также утверждение в общественной жизни России законности и право­порядка, широкого политического плюрализма, формирование основ гражданского общества.

Политическая система общества - это сложный и многогран­ный организм, органически взаимосвязаннный со всеми сферами общественной жизни и составляющий фундамент политики и по­литической власти. Политическая система обладает только ей присущими свойствами, позволяющими воздействовать на соци­альные отношения и зависящими от ее внутренней организации, характера функционирования и социального предназначения. Эффективность ее функционирования определяется адекватно­стью ее структур и социальной роли общественным потребно­стям, способностью к саморегулированию и самообновлению.

По различным основаниям политическая система подразде­ляется на типы, каждый из которых обладает своими особенно­стями и степенью воздействия на общественные отношения. Тип политической системы и продуктивность ее функционирования определяются уровнем цивилизованности общества, степенью социальной зрелости господствующей в обществе политической элиты, избранным ею политическим курсом. Политическая сис­тема выполняет в обществе жизненно важные функции, обеспе­чивающие его стабильное и прогрессивное развитие, интеграцию в систему международных отношений. Магистральным направ­лением совершенствования современных политических систем является их демократизация, тесное взаимодействие с граждан­ским обществом.

Литература

Х.АнохинМ.Г. Политические системы: адаптация, динамика, ус­тойчивость. - М., 1996.

2. Дербишайр Денис, Дербишайр Ян. Политические системы мира: В 2 т.: Пер. с англ. - М: Рипол классик, 2004.

3. Кретов Б. И. Современная российская политическая система. -М., 1998. ||. ИИ

4. Политическая система США. Актуальные измерения. - М, 2000.

5. Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравни­тельный анализ. - СПб., 1995.

б.ФранчукВ.И. Политическая система как средство выживания общества и основа его реформирования // Социально-гуманитарные

знания. -2005.- № 1.

7. Формирование политической системы России. - М., 1996.

Глава VII

Наши рекомендации