Сюр Н.В. Правовая интеграция Украины в Европейский Союз: теоретико-правовое исследование.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.01 — теория и история государства и права; история политических и правовых учений. Киевский национальный университет внутренних дел, Киев, 2006.
Диссертационная работа посвящена исследованию процессов правовой интеграции Украины в Европейский Союз. В ней анализируется институционно-правовой механизм европейской интеграции в целом, и функционирование Европейского Союза в частности, характеризуется его правовая природа. Особое внимание в диссертационном исследовании уделено анализу становления и развития правового механизма европейской интеграции, начиная с заключения Парижского договора 1951 года и учреждения ЕСУС, что заложило основу европейской консолидации и способствовало прекращению многовекового соперничества в Европе и образованию системы организованного и перспективного сотрудничества. Учитывая опыт деятельности ЕСУС, государства-участники в 1957 году создали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евроатом).
Создание в 1992 году европейского союза знаменовало начало второго этапа развития правового механизма европейской интеграции (Маастрихтский договор). Договор о Европейском Союзе внес ряд фундаментальных изменений в природу и механизм интеграционного процесса.
Следует отметить, что Маастрихтским договором было оформлено создание Европейского Союза, основанного на трех опорах, а именно: 1/ Европейских сообществах, 2/ общей внешней политике и политике безопасности, а также 3/ сотрудничестве в сфере внутренних дел и юстиции. Все три опоры были объединены общей институционной структурой.
2 октября 1997 года был подписан, а 1 мая 1999 года вступил в силу Амстердамский договор, который внес изменения в этот организационно-правовой механизм европейской интеграции и определил основы его функционирования на современном этапе. Договор закрепил бесспорную обязанность государств-участников строго соблюдать и защищать фундаментальные права человека. Было провозглашено превращение Европейского Союза в “пространство свободы, безопасности и справедливости”.
Однако, этот механизм оказался непригодным для обеспечения дальнейшей интеграции в Евросоюз новых государств-учасников. Поэтому 29 марта 2000 года был подписан Ниццкий договор. В нем были разрешены некоторые безотлагательные проблемы институционной реформы — установлены численность и состав институций ЕС после завершения расширения, распределения голосов в Совете, порядок применения принципа квалифицированного большинства и т.д. Третий этап развития Европейского Союза и его права связан с разработкой Конституции для Европы. 29 октября 2004 года в Риме был подписан “Договор, устанавливающий Конституцию для Европы”. Этот документ закрепляет базовые принципы существования и функционирования, а также цели, ценности и программу дальнейшего развития интеграционных процессов на Европейском континенте в целом.
В исследовании подчеркивается, что право Европейского Союза является самостоятельной правовой системой, которая отличается от правовых систем отдельных государств, тесно интегрированных в нее, и объединяет в себе черты, присущие как международным объединениям, так и межправительственным организациям. Право Европейского Союза — это сложный набор правовых средств и инструментов (и прежде всего правовых норм), которые регулируют и направляют процессы европейской интеграции в наиболее важных сферах сообщества. Правовую основу функционирования институтов Европейского Союза составляют учредительные договоры, а основными регуляторами интеграционных процессов выступают нормативные акты этих институтов Евросоюза.
Право Европейского Союза органически связано с национальным правом стран-учасниц, эта взаимосвязь определяется несколькими базовыми принципами, в частности, это принцип прямого действия правовых норм ЕС на всей территории стран-участниц, это принцип первичности права ЕС, а также принцип субсидиарности, который четко разграничивает компетенцию Европейского Союза, с одной стороны, а с другой — компетенцию стран-учасниц.
Особое внимание в исследовании уделено освещению теоретико-правовых проблем адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза. Подчеркнуто, что они имеют фундаментальный характер и требуют первоочередного решения, потому что затягивание в этом процессе превратится в камень преткновения при решении практических задач европейской интеграции Украины. К проблемам общетеоретического характера следует отнести, в частности, неопределенность самого понятия "Европейское право", соотношение публичного и частного права в правовой системе Украины и др. Кроме того, дана характеристика нормативно-правовой основе, а также институционному обеспечению сотрудничества между Украиной и ЕС, проанализированы состояние и перспективы их развития и совершенствования.
Ключевые слова: Европейская интеграция, право Европейского Союза, институционные механизмы ЕС, адаптация законодательства, гармонизация и унификация законодательства.
SUMMARY