Тема 13. Политическое сознание. Современные политические идеологии 179
Ориентированную рыночную экономику, идеологический и политиче-
Ский плюрализм.
С точки зрения технологии осуществления общественных идеалов политические идеологии делятся на радикальные (революционные), предлагающие глубокие системные преобразования общества; консервативные (традиционалистские), стремящиеся сохранить и закрепить существующий порядок в обществе; умеренные (реформистские), предлагающие медленные структурные преобразования, не затрагивающие сущности общества.
По сфере распространения, политическому влиянию и общественному статусу политические идеологии делятся на общественные, которые действуют прежде всего в сфере гражданского общества, выступая
идейной платформой политических партий и движений; государственные (господствующие), которые имеют государственный масштаб и проявляются в сфере государственной политики.
Совокупность всех существующих идеологий составляет идеологический или идейно-политический спектр современного общества, а взаимодействие их на политическом пространстве обозначается поняти-
ем «идеологический дискурс». Из всего многообразия идеологических течений мы отберем для анализа лишь те, которые во-первых, наиболее влиятельны в современном
мире, оказывая наибольшее воздействие на политическое сознание и политическую деятельность больших и малых социальных групп, общественных движений и политических партий. Их можно назвать главными
политическими идеологиями современности. Это — либерализм, консерватизм и социализм.
Далее рассмотрим новые политические идеологии, которые пытаются выйти за пределы идеологических стереотипов главных идеологий.
Их можно назвать альтернативными политическими идеологиями. Это - феминизм, экологизм и коммунитаризм. Главные политические идеологии — это идеологии эпохи Просвещения, модерна и становления индустриального общества.
Либерализм. Так называют идеологию и движение сторонников свободного предпринимательства и парламентской демократии. Теоретическое кредо либерализма было сформулировано в XVII-XVIII вв.
английскими мыслителями Д. Локком, Т. Гоббсом, А. Смитом,
Д. Миллем и др. «Классически» либерализм основывался на учении о естественных правах человека на жизнь, свободу и собственность. Либеральная программа базировалась на трех китах — мир, деловое государство, реформы.
В начале XX в. традиционный либерализм подвергается серьезной модификации в соответствии с духом времени: обосновывается необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь для создания благоприятных условий свободному предпринимательству и конкуренции. Иначе говоря, государству вменяются социальные функции. Либерализм становится неолиберализмом. Общая идея большинства неолиберальных теорий — обоснование делового партнерства и сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Сохраняется принцип ォклассическогоサ либерализма — высшая ценность — индивид, обладающий частной собственностью и свободой предпринимательства. Будучи одной из самых влиятельных политических идеологий, либерализм вместе с тем постоянно модернизирует себя, беря на вооружение некоторые идеи других идейнополитических теорий, в особенности консерватизма и социал-
демократии. Консерватизм. Идеология консерватизма сложилась в конце XVII первой половине XIX вв. как реакция на Великую французскую революцию 1789 г. и последовавшие за ней бурные перемены и потрясения европейской и всей мировой истории. Основоположниками консерватизма называют таких мыслителей, как Э. Берк, Жозеф де Местр, Ф.Р. Шатобриан и др.
Консерватизм базируется на следующих основных принципах: неизменности человеческой природы и сущности; незыблемости института частной собственности; религиозности как основы нравственности и по-
рядка. Опора на традиции, решительное неприятие теории и практики коренной, революционной ломки существующих общественных порядков — главное в идеологии консерватизма.
В 70-е годы прошлого столетия консерватизм обретает второе дыхание, получив теоретическое обоснование в работах Ф. Хайека.
Неоконсерватизм выступает против усиления вмешательства государства в экономику, предлагая обществу проект его реформирования путем стимулирования частнопредпринимательской
инициативы. Социалистическая и коммунистическая идеологии. Идейный предшественник социалистических и коммунистических идеологий — западноевропейский утопический социализм XVI-XIX вв. в лице
Т. Мора, Т. Кампанеллы, Г. Бабефа, Сен-Симона, Фурье, Оуэна и др. В 40-е годы К. Маркс и Ф. Энгельс превращают социалистическую идею в общественную теорию, опиравшуюся на философию, политическую
экономию и научный коммунизм. Основные принципы научного коммунизма как политической идеологии марксизма: историческая миссия рабочего класса, пролетарская революция, диктатура пролетариата как условие и главное средство построения социалистического общества. В 60-90-е годы XIX в. марксистская концепция социализма и коммунизма господствовала в европейском рабочем движении. Эпоха революционных потрясений в Европе закончилась. Ставка на пролетарские революции не оправдала себя. Уровень жизни рабочего класса в результате забастовочной борьбы повысился. Все это предопределило
раскол рабочего движения, которое развивалось под знаменем марксизма, на два направления.
1. Социал-демократическое течение как политико-идеологическое отражение и организационное оформление реформистской тенденции рабочего движения, для которого характерна абсолютизация реформистских, легальных, парламентских средств борьбы за социализм и неприятие революционного прорыва к новому обществу с использованием насильственных средств.
2. Революционно-коммунистическое течение рабочего движения с его ориентацией на революционно-насильственные средства построения социализма и признание реформ лишь в качестве дополнительного
и второстепенного аспекта революционных преобразований общества. Судьба этого направления известна: утверждение в СССР и ряде стран мира и затем падение модели административно-бюрократической мо-
дели общества, именовавшейся «реальным социализмом».
Социал-демократическое течение, вопреки обещаниям его политических партий, стоявших десятилетия у власти в ряде капиталистических стран, не сумело превратить капитализм в социализм ни в од-
ной стране мира. Однако социал-демократия внесла большой вклад в процесс гуманизации современного капиталистического общества, в процесс улучшения жизненного уровня трудящихся, в создание сис-
темы защиты прав и свобод человека. И сегодня социал-демократия - одна из наиболее влиятельных и авторитетных политических идеологий. Современные альтернативные идеологические течения отражают
новую проблематику (противоречия) современного индустриального общества, ставшего уже постиндустриальным (постмодерным, постматериальным, информационным, цифровым и др.). Философской основой альтернативных идеологий является постмодернизм (Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж.-Ф. Лиотар, Р. Рорти), который отрицает все метатеории, провозглашает радикальный плюрализм (множественность), обостряет
сознание справедливости и будит новую чувствительность в отношении несправедливости.
Феминизм. Эта идеология отличается плюрализмом (наиболее видные ее представительницы: Ю. Кристева, Э. Сиксу, Л. Иригарай, С. Кофман — во Франции; Э. Шоуолтер, Б. Кристиан, С. Гилберт, С. Губар — в США). В феминистскую идеологию включается множество идей, связанных с опытом каждой женщины, угнетаемой и оскорбляемой женоненавистническим фаллократическим обществом, которое создали мужчины. Существуют различные виды феминизма: либеральный, радикальный, социалистический, психоаналитический, черный и
даже лейсбийский феминизм. Главная цель феминизма — свергнуть господство мужчин над женщинами, которое проявляется в постели, на службе, на улице, в зале парламента. Для этого нужно объяснить и понять причины данного господства. Идеология феминизма предназначена для того, чтобы изменить
существующее положение вещей. Отсюда призыв: тотальное сопротивление.
Основные приоритеты феминизма: борьба со всеми формами насилия над женщиной; проблемы здравохранения, болезни и смерти; борьба с неравными экономическими шансами и социальной дискриминацией