Тема 4. Основы гражданского права
План семинарского занятия
1. Предмет, метод принципы гражданского права.
2. Физические лица как субъекты гражданского права.
3. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений.
4. Понятие и содержание права собственности. Приобретение и прекращение права собственности.
5. Обязательства в гражданском праве. Основания возникновения обязательств.
6. Обеспечение исполнения обязательств. Ответственность за нарушение обязательств.
Темы докладов
1. Правоспособность и дееспособность физических лиц.
2. Виды юридических лиц.
3. Реорганизация и ликвидация юридического лица.
4. Стороны обязательств.
5. Множественность лиц в обязательствах. Перемена лиц в обязательствах.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) // Российская газета №237, 25 декабря 1993г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ)// СЗ РФ. – 1994. - № 32. – ст. 3301; СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
3. Белов В.А. Гражданское право. Общая часть:Учебник / В. А. Белов.- М.: Юрайт.-(Магистр). Т.1.: Введение в гражданское право.- 2011.-521 с.
4. Зенин П.А. Гражданское право. К 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова: учебник/И. А. Зенин.- 14-е изд., перераб. и доп.- М. :Юрайт, 2011.- 663 с.
5. Комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации/ под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина; Ин-т гос-ва и права РАН.- 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрайт. Т. 1: части первая, вторая ГК РФ.- 2010.- 926 с.
6. Марченко М.Н. Основы государства и права: Учебник /М. Н. Марченко, Е. М. Дерябина ; Москов. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, юрид. фак.- М.: Проспект, 2011.-360 с.
7. Мухаев Р.Т. Правоведение: учебник / Р. Т. Мухаев. – М. : Юнити-Дана, 2009.
8. Правоведение: учебник/ под. ред. Б. И. Пугинского. – М.: Юрайт-издат, 2010. – 480 с.
9. Правоведение: учеб. для вузов/ под. ред. М. Б. Смоленского. – М.: Данилов и К, 2009. – 480 с.
10. Правоведение: учебное пособие/под ред. Г. Н. Комковой.-М.: Проспект, 2011.– 256 с.
Тема 5. Основы семейного права
План семинарского занятия
1. Общие положения семейного права. Отношения, регулируемые семейным законодательством.
2. Особенности брачно-семейных отношений.
3. Правовые вопросы заключения и прекращения брака.
4. Взаимные права и обязанности супругов.
5. Взаимные права и обязанности родителей.
6 .Лишение и ограничение родительских прав.
7. Ответственность по семейному праву.
Задача 1.Попов в возрасте 10 лет остался сиротой и был взят на воспитание дядей, у которого была родная дочь Лариса. Дети росли и воспитывались вместе, а когда им исполнилось по 18 лет, решили пожениться, но органы ЗАГСа отказали им в регистрации брака по мотивам близкого родства и принимая во внимание возражения родителей Ларисы.
Законны ли действия органов ЗАГСа? Изменится ли решение, если будет установлено, что дядя усыновил Попова?
Задача 2.Михеева и Третьяков при вступлении в брак решили сохранить свои добрачные фамилии. Однако перед рождением ребенка они решили, что у них должна быть общая фамилия, и обратились в ЗАГС с заявлением о присвоении им общей фамилии путем присоединения. Органы ЗАГСа отказали им в перемене фамилии, ссылаясь на то что это допускается только при вступлении в брак или при расторжении брака и что двойная фамилия не допускается.
Законны ли действия ЗАГСа? Когда супруги вправе решать вопрос о перемене фамилии? Допускается ли двойная фамилия по законодательству РФ?
Задача 3.Бусовы при расторжении брака пришли к соглашению, что дочь Ольга 4 лет остается жить с отцом, дочь Элина 2 лет - с матерью. Администрация детского комбината, который посещали обе девочки, при поддержке соседей обратились в органы опеки с просьбой защитить права детей, так как они тоскуют друг без друга, когда утром каждый из родителей приводит девочек в комбинат и они встречаются в вестибюле, невозможно без слез смотреть, как они радуются, целуя и обнимая друг друга, как после обеда угощают друг друга сладостями и пытаются лечь друг к другу в постель. Еще более трагична картина вечером, когда родители разводят девочек по разным домам. Обе сестры горько плачут, просят родителей не уводить их друг от друга. Родители нервничают, стараясь скорее прекратить эту сцену, кричат на детей, насильственно растаскивая их.
Явившись по вызову органов опеки, родители пояснили, что раздел детей - единственный приемлемый для них вариант, так как после обмена квартиры каждому досталось по однокомнатной квартире, двум девочкам вместе жить негде. Органы опеки предъявили иск об отобрании детей и помещении их вместе в приемную семью, где условия жизни позволяли содержать обеих девочек в одной комнате.
Законны ли действия органов опеки? Как решить дело?
Задача 4.Болотова и Вишневский имели сына Владимира, в отношении которого они были лишены родительских прав Владимир был помещен на воспитание в детский дом. Администрация детского дома предъявила родителям ребенка иск о взыскании алиментов. Суд взыскал в пользу детского учреждения на содержание ребенка алименты в размере 1/4 заработка родителей, т.е. с каждого из родителей по 1/8 их заработка. Алименты поступали в адрес администрации, которая приходовала деньги и тратила на содержание детей, находящихся в детском доме.
Законны ли решения суда и действия администрации детского учреждения? Каков порядок расходования алиментов на ребенка, помещенного в детское учреждение?
Задача 5.Шумилин 17 лет вступил в брак с Ушаковой 15 лет. Брачный возраст им был снижен в установленном законом порядке. Ушакова имела ребенка в возрасте 1 года. Шумилин пожелал его усыновить и обратился в органы опеки, чтобы собрать все необходимые документы. Мать Ушаковой, опекун внука, возражала против усыновления, так как сама хотела усыновить ребенка. Однако жена Шумилина давала согласие на усыновление только мужу, сама при этом просила сохранить за ней родительские права. Органы опеки разъяснили Шумилину, что до 18 лет он не может быть усыновителем, а после 18 лет он должен встать на централизованный учет кандидатов в усыновители. Также на централизованный учет должен быть поставлен ребенок. Но практически усыновление невозможно, пока его жене не исполнится 18 лет, так как против усыновления возражает опекун ребенка, т.е. его бабушка, без согласия которой усыновление не допускается. Согласие матери ребенка не имеет правового значения, так как она сама является несовершеннолетней.
Законны ли разъяснения органов опеки? Какие требования предъявляют к кандидатам в усыновители? Имеет ли правовое значение согласие на усыновление, данное несовершеннолетними родителями ребенка?
Темы докладов
1. Понятие и правовая природа брака.
2. Опека и попечительство в праве РФ.
3. Личные и имущественные права и обязанности супругов.
4. Личные неимущественные и имущественные права детей.
5. Основания возникновения алиментных обязательств.
6. Форма, содержание и порядок заключения брачного договора.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) // Российская газета №237, 25 декабря 1993г.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ //СЗ РФ. – 1996. – № 1. – Ст.16.
3. Комментарий к семейному кодексу Российской Федерации/отв. ред. А. М. Нечаева; Ин-т гос. и права, РАН.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2009.-560 с.
4. Нечаева А.М. Семейное право: Учебное пособие/ А. М. Нечаева; РАН, Ин-т государства и права.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт, 2011.-286 с.
5. Мухаев Р.Т. Правоведение: учебник / Р. Т. Мухаев. – М. : Юнити-Дана, 2009.
6. Правоведение: учебник/ под. ред. Б. И. Пугинского. – М.: Юрайт-издат, 2010. – 480 с.
7. Правоведение: учеб. для вузов/ под. ред. М. Б. Смоленского. – М.: Данилов и К, 2009. – 480 с.
8. Правоведение: учебное пособие/под ред. Г. Н. Комковой.-М.: Проспект, 2011.– 256 с.