Глава 13. Политическое сознание и современные политические идеологии. процессам в обществе, к тем изменениям, трендам, которые имеют место, но пока латентны
процессам в обществе, к тем изменениям, трендам, которые имеют место, но пока латентны. Кроме того, слишком много накопилось проблем, которые не могут быть решены волевым способом, подразумевая направленное, интегрированное, сознательное участие народа. В связи с этим важность углубленного анализа идеологических явлений общественной жизни представляется очевидной.
Сегодня и теоретики, и практики признают, что идеология — одно из самых сложных и неоднозначных понятий и одна из самых дискуссионных проблем в истории социально-политической мысли и общественных наук. Существование различных подходов к определению понятия служит тому подтверждением. По мнению автора фундаментальной работы «Идеология» Т. Иглетона, который проанализировал более 20 определений понятия идеологии, ни одно из них нельзя признать адекватным.
Понятие «идеология» было введено в научный оборот в 1796 г. в докладе «Проект идеологии» А. Д. де Траси — лидером группы философов, получивших в дальнейшем название «идеологов». В этом докладе и в более позднем исследовании «Элементы идеологии» де Траси стремился разработать методологию систематизации идей выдающихся мыслителей Нового времени — Бэкона, Локка, Кон-дильяка, Гельвеция и др., тем самым заложив основы общей «теории идей», или науки об идеологии. Во главу угла ставится понимание той всеобъемлющей роли, которую идея как один из основных элементов человеческого мышления и восприятия играет в жизни человека и всего общества. Идеологии предназначалось стать основой разумного и справедливого устройства общества, изменить лицо мира. Однако идеология де Траси носила абстрактный характер, не учитывала интересы наций, классов, социальных групп, имела субъективно-идеалистическую методологическую основу. Отвлеченность «науки идеологии» от реальной жизни объясняется причиной методологического характера. Д. де Траси придерживался субъективно-идеалистических взглядов, видел задачу философии в исследовании фактов сознания вне их связи с объективной реальностью.
Стремление создать новую науку об идеях — идеологию, с одной стороны, и противостояние идеологии и политики — с другой, положили начало рассмотрению идеологии в разных ракурсах: гносеологическом — соотношение
13.3. Политическая идеология: сущность, структура и функции 525
идеологии и науки, онтологическом — связь с практикой, политикой. Эта связь может быть апологетической или критической1.
В активный социально-политический оборот понятие «идеология» было введено основателями марксизма в XIX в. Заимствуя понятие идеологии у его создателей — «идеологов» XVIII в., К. Маркс использовал его для разоблачения притязаний на власть со стороны буржуазии, при этом он не возлагал надежд на идеологию как на источник общезначимых ценностей. Он раскрыл ее «мнимую всеобщность», которой она пытается прикрыть связь с интересами вполне определенных социальных групп, и сделал отсюда вывод о принципиальной неистинности идеологии, определив ее как «ложное сознание». Иллюзорное и идеологическое отражение действительности Маркс и Энгельс рассматривали как тождественные понятия. Но иллюзии — ложные и превращенные формы сознания — в определенных условиях могут быть упразднены. Разоблачению фетишистских форм сознания, в том числе идеологии как «ложного сознания», сопутствует уверенность в наличии истинного сознания (носителем которого будет выступать пролетариат), способного вытеснить не только ложные, но и превращенные его формы, а также присущие ему фетишизмы. Наука может лишь разоблачать иллюзорные мыслительные формы, но упразднены они могут быть лишь практически. Следовательно, идеология может быть адекватной по отношению к объективной действительности, но может быть и превратной, извращенной. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса содержится мысль о необходимости искать источник социальных идей, понимания исторического процесса в реальной жизни людей, их практической деятельности, материальных отношениях.
В работах исследователей более позднего времени идеология рассматривалась как сознание общества, мировоззрение, при этом указывалось на ее связь с потребностями и интересами людей. Например, П. Сорокин под идеологией общества понимал совокупность представлений, понятий, суждений и их комплексы: убеждения, верования, теории, «мировоззрение», свойственные членам общества, переживаемые и мыслимые про себя и проявленные во вне
1 Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать ее наука. М. : Эксмо, 2002 ; Пащенко В. Я. Идеология евразийства. М.: Изд-во МГУ, 2000.