Специфика российской Особенности развития политических идей в
политической мысли России были обусловлены:
- особым видением мира, сложившимся в рамках русской культуры, которое было связано прежде всего с православием;
- божественный характер власти в православии органично сочетался с уникаль-ной российской традицией – соборностью, порожденной специфическим бытием древнерусского общества;
- основой социальной организации общества выступала община. Соборность предполагала коллективный поиск истины, полновластие большинства, исключа-ла существование автономной личности. Тем самым соборность подпитывала авторитарный характер власти князя, поскольку большинству для подавления оп-позиции необходима сильная власть. Следовательно, сила власти и государства не только определялись их божественным характером, но и основывалась на согла-сии между правящими и подданными;
- согласно традиции православия государству и власти князя приписывались вы-сокие моральные добродетели – добро, истина, милосердие, ответственность за подданных, праведность. Все, кто стремился разрушить государство, олицетворя-ли силы зла, были слугами Антихриста; таковыми считались бояре-изменники;
- всевластие князя, царя на долгие годы, века стало определяющим принципом политического устройства российского общества. Политическая мысль также стремилась к обоснованию праведности неограниченной власти монарха;
- в силу географического положения (расположенности России между Западом и Востоком) русская политическая мысль развивалась в значительной мере путем заимствования идей, испытывая влияние и западной, и восточной мысли. После принятия христианства более заметным было влияние Византии, а начиная с XVII века усилилось влияние Запада – возникло идейно-политическое движение «за-падников», заимствовавших либеральные ценности европейской цивилизации.
Русская идея- Россия пыталась найти собственный путь развития, собствен-
ный путь развития, собственную идею. Символом, который выражал самобытность народа, была русская идея. Она стала одной из централь-ных идей политических теорий, что нашло отражение в формировании широкого движения славянофилов;
- политическая мысль России развивалась параллельно с развитием государства, которое относилось к идеократическому типу: объединение индивидов в нем происходит на основе общей для всех идеи, которую и берет на вооружение власть. На разных этапах российской истории таким идеями выступали: «Мос-ква – третий Рим», «православие, самодержавие, народность», идея «светлого бу-дущего» и т.д.;
- то обстоятельство, что русская политическая мысль развивалась внутри рели-гиозной, обусловило ее определенное отставание от западных политических уче-ний. Это выразилось в более позднем осознании значимости идей парламен-таризма, демократии, гражданского общества и др.
Вопрос «Основные направления развития российской
политической мысли (XVII-XIX веков)
Влияние идей французскогоТакое влияние проявилось (хотя на русской поч-
Просвещенияве оно было относительным) в следующем:
- с XVII в. начинает происходить секуляриза-ция политической мысли, она становится более самостоятельной;
- многие идеи Просвещения (в частности, теория разделения властей, теория об-щественного договора, естественных прав личности и т.д.) не смогли тогда укоре-ниться в российском общественном сознании, но процессы рационализации поли-тической мысли, сближения ее с наукой набирали силу. Это выразилось прежде всего в том, что власть перестала рассматриваться как исключительно божест-венный дар.
Взгляды В.Н.Татищева, И.Т.По- Взгляды сторонников идеи просвещен-
сошкова, Ф.Прокоповича ного абсолютизма В.Н.Татищева (1686-
-1750), И.Т.Посошкова(1652-1726) и др.:
- они трактовали государство как средство обеспечения общего блага, главное условие сохранения жизни и продолжения рода человеческого. Государство вни-мает разуму подданных, правит, опираясь на строго соблюдаемый свод хорошо разработанных законов;
- по-прежнему ставили верховного носителя власти (монарха) над гражданами и сословиями, оправдывали любые его действия. Сам правитель рассматривался как просвещенный монарх, правитель-мудрец.
Идеи сподвижника Петра I, церковного деятеля Феофана Прокоповича (1681-1737): - он пытался соединить идею божественной сущности власти
с ее разумным использованием по реализации естественных прав народа;
- считал, что государство – результат сознательного объединения людей, по внушению Бога народ передал власть монарху. Таким образом, Бог поставил мо-нарха выше народа и закона, и никто не вправе ограничить его власть или рас-торгнуть договор между монархом и народом;
- лучшей формой правления признавал абсолютную власть, которая может быть либо наследственной, либо выборной. Более эффективна наследственная форма, поскольку правящий монарх стремится передать своему наследнику про-цветающее государство.
Однако под влиянием идей Просвещения нарастала критика концепции
просвещенного абсолютизма. На волне критики абсолютной власти роди-
лась идея ее ограничения, введения принципов конституционализма и
парламентаризма. В развитии собственно политической мысли России
можно выделить три направления: либеральное, консервативное и ради-
кальное.
Либеральная политическая Либерализм как политическая идеология ис-
мысль. «Западники». ходит из верховенства прав и свобод личности
над интересами государства и общества. Но коль скоро социально-экономические (наличие самостоятельного хозяйствующе-го индивида, среднего класса) и политико-правовые (гражданское общество, верховенство права и закона) условия для развития либерализма в России отсут-ствовали, то и влияние его на российскую политическую мысль было ограничено.
Теоретические положения классического западного либерализма в разное время были взяты на вооружение различными сословиями, организациями, движениями:
- до отмены крепостного права дворянские революционеры («декабристы») в обоснование своего протеста против самодержавия исходили из теории естествен-ного права, отстаивая права каждого человека на жизнь, свободу, собственность, равенство всех перед законом; при разработке основ формирования институтов государственной власти использовали идею разделения власьей;
- после отмены крепостного права ориентация на западные ценности приобрела масштаб широкого идейно-политического и общественного движения, получив-шего название «западники». Они исходили из идеи общности исторических су-деб России и Запада.
Направления либерализма в России:
Охранительный либерализм – был основан профессором права Б.Н.Чичери-ным (1828-1900), который:
- активно развивал либеральную идею правового государства;
- выступал за верховенство закона, ограничивающего всякую власть;
- не разделял идею о естественных и неотчуждаемых правах, поскольку считал, что их утверждение может привести к анархии;
- полагал, что права даются государством;
- считал политическим идеалом конституционную монархию, созданную путем заимствования принципов и политических институтов Запада.
Концепция социального государства – развивалась профессором Москов-ского университета П.И.Новгородцевым (1866-1924). По его мнению:
- только подобное государство гарантирует каждому гражданину право на достойное человеческое существование;
- свобода возможна лишь при наличии необходимых материальных условий.
Русский консерватизм. Два на-Ориентация на западные ценности, стрем-
правления в «славянофильстве»ление к реформам одной части российско-
го общества (предпринимателей, интелли-генции) обусловила в другой части усиление консерватизма.