Основные этапы становления и развития политических идей и теорий

Основные этапы становления и развития политических идей и теорий

Политика как явление существует более 2500 лет, поэтому становится предметом научного исследования довольно рано. В целом выделяют следующие этапы становления и развития политических идей и теорий.

I этап – политическая мысль древности.

II этап – эпоха средневековья – конец V-XIV

III – эпоха возрождения - XV-XVII века

IV – политические учения нового времени – 17-19 век

V – современная политическая наука – середина 19 – наше время.

Первые четыре этапа называются периодом предыстории развития науки. До середины 19 века политология развивалась в рамках истории, философии и других наук. С середины 19 века политология выделилась в самостоятельную учебную и научную дисциплину

I этап.

Ведущие представители – Платон, Аристотель. Они анализировали формы государственного устройства, были в поиске наилучшей формы правления, заложили некоторые принципы и идеи демократии правового государства. На формирование провового государства особую роль сыграла Римское право.

II этап

Политическая мысль развивалась в рамках христианского религиозного мировоззрения и богословия. Представители – Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, Августин Блаженный.

Была разработана теологическая концепция политической власти, обоснован приоритет церкви над государством.

III этап

Представители Томас Мор, Жан Боден, Никколо Макиавелли.

Никколо Макиавелли рассматривал учение о политике как самостоятельную область знания, обосновал принцип реализма в политике, внедрил в оборот термин государство. И самое гдавное обосновал тезис, что светское государство зависит от государственной власти, а не от власти Бога. При этом государь создающий государство может руководствоваться принципом «Цель оправдывает средства». Исследовал проблемы:

- способы и методы завоевания и удержания власти

- цели, средства и механизмы достижения власти

Жан Боден в частности разработал идею централизованного государства.

VI этап

Представители – Томас Гоббс, Локк, Монтескье, Жан Жак Руссо, Карл Маркс, Томас Джеферсон, Кант и другие.

Разработана концепция общественного договора. Обоснованы идеи верховенства закона, разделения властей, народовластия, формирование концепции прав человека и гражданина, либеральной, консервативной и социолистической идеологий, материалистическое объяснение государства, политики, права.

Становление современной политологии. Направления и школы 20 века.

Теоретические исследования привели к тому, что во второй половине 19 века политология выделилась в самостоятельную науку и учебную дисциплину.

Причины:

1. к середине 19 века накоплено много знаний о политике выходящих за пределы предмета философии, права, социологии;

2. политика стала публичной и относительно автономной сферой жизни общества;

3. утверждение в промышленно развитых странах государственных и политических институтов, которые составляют в совокупности современную политическую систему, т.е. происходит процесс институционализации политических знаний.

Показателем самостоятельности политологии стало появления вузов, школ которые исследуют политологию.

1857 г. – кафедра политической науки.

1903 г. – создана Американская ассоциация политической науки.

К началу 20 века процесс оформления политологии в самостоятельную научную дисциплину был в основном завершен.

1949 г. – создана международная ассоциация политической науки.

Современная политическая наука проходит в развитии следующие этапы:

1. конец 19 - 40-е года 20 века – политические идеи развивались в основном социологами. Моска, Парето, Мискель. Проблемы: бюрократизм (макс вебер), политическая элита (Гайтан Амус).

2. конец 40-х – вторая половина 70-х годов 20 века – происходит послевоенная поведенческая революция. Большое влияние оказал бихивиолизм (политолог не должен индивидуально анализировать то что наблюдает).

3. середина 70-х годов до современности – современная эпоха характеризуется поиском парадигм политологии.

Объект, предмет, функции.

Объект – политическая реальность или политическая сфера общества. Политическая сфера общества отличается от других сфер тем, что она выполняет верховенствующую роль по отношению к ним. К числу структурных компонентов политической сферы относятся – политические отношения, государство, партии политические организации, политическая культура.

Предмет политологии – феномен политической власти, т.е. тенденции, закономерности, формирования и развития политической власти, формы и методы ее функционирования и использования в обществе.

Функции:

Теоретико-познавательная, Мировоззренческая, Методологическая, Прогностическая, Инструментальная, Воспитательная.

4. Предмет политологии определяет ее структуру как науки и учебной дисциплины.

В соответствии с изучаемой проблематикой в структуре политологии выделяются следующие разделы:

1) теория и методология политики

2) теория политических систем

3) теория управления социально-политическими процессами

4) история политических учений и политическая идеология

5) теория международных отношений

Тесная связь характерна для политологии и философии. Политическая философия осуществляет мировоззренческое осмысление политики и ее природы, выявляет универсальные законы и принципы во взаимоотношениях общества, государства и личности, разрабатывает теорию познания политики, соотношение объективного и субъективного, материального и духовного, рационального и иррационального в политике. Наиболее тесно политология связана с социологией и особенно с политической социологией. Политическая социология изучает систему взаимодействия политики с социальной средой. Она показывает, как социальная структура общества, различные социальные образования, общественное мнение влияют на политику и каковы пути воздействия политики на социальные отношения и социальную жизнь. Политология тесно соприкасается и с правовыми науками, так как политические и правовые отношения неразрывно связаны между собой. Смежными науками являются политология и политическая история, исследующая процессы развития политической жизни общества, становление государственных институтов, партий, движений. Очевидна связь политологии с психологией. Знание психологии помогает раскрыть субъективные механизмы политического поведения индивидов и групп, влияние убеждений, ценностных ориентаций и установок людей на их поведение, психологические особенности различных типов политических лидеров.

Необходимо взаимодействие политологии с целым рядом так называемых формальных наук – логикой, кибернетикой, статистикой, общей теорией систем. Эти науки дают общее представление об уровнях и формах связи в мире; предлагают методы обработки эмпирических данных; учат построению моделей любых, в том числе и политических явлений.

5. Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры. Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством, под которой понимался полис.

Итак, назначение (функции) политики заключается в следующем:

- политика есть инструмент реализации властно значимых интересов социальных групп;

- политика призвана обеспечивать урегулированность и порядок социальных процессов и отношений, условий материального общественного производства и совместного труда;

- политика обеспечивает как преемственность, так и инновационность общественного развития. Инновация проявляется в обосновании и реализации новых моделей развития;

- политика необходима для того, чтобы рационализировать общественные отношения, сгладить социальные противоречия и направить ситуацию на поиск взвешенных решений.

К структурным составляющим политики следует отнести:

* политические отношения;

* политическое сознание;

* политический интерес;

* политическая деятельность субъектов политики;

* политический процесс как совокупность видов деятельности субъектов политики;

* политическая организация, отражающий роль институтов публичной власти как центров управления системными процессами.

Взаимодействие политики с:

1) Экономикой.Поскольку в политике отражаются коренные интересы государств и социальных групп, она нередко считается концентрированным выражением экономики. Политика оказывает сильное прогрессивное или регрессивное влияние на экономическую сферу жизни общества, производства, обмен, распределение и потребление;

2) Правом. Самым тесным образом политика связана с правом: правовые акты законодательно закрепляют основные политические принципы, нормы и процедуры, определяют допустимые границы и возможности политической деятельности правящих структур и оппозиции. Политика, в свою очередь, с одной стороны, стремится закреплять и совершенствовать право, а с другой -- даже в демократическом обществе нередко вторгается в правовую сферу, пренебрегает правовыми нормами;

3) Моралью. Взаимоотношения политики и морали представляют особый интерес. Являясь сферой социального выбора индивидов, групп, организаций, политика органично связана с моралью. Выбор проектов желаемого будущего, значимость тех или иных целей, определение средств и методов их достижения основывается на моральных представлениях человека, группы о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести и достоинстве.

Так же политика взаимодействует идеологией, культурой и религией.

- идеология

Политика неразрывно и диалектично связана с идеологией. Это родственные, но не совпадающие социальные явления. Отождествление политики и идеологии ведет к избыточной идеологизации как духовной стороны политики, так и в особенности политических отношений и государственных структур. В то же время неоправданным является отрицание идеологического основания политики;

- культура

Поступательность общественного развития обеспечивается взаимодействием политики с такой важной сферой жизнедеятельности человека как культура. Интеллект, духовность, характер ценностей во многом определяют уровень развития данного общества, а, следовательно, и характер политики;

- религия

Выступая мировоззрением и мироощущением, а также соответствующим поведением, основанным на вере в существование Бога (сверхъестественного), религия имеет противоречивое отношение с политикой. Эта противоречивость проявляется, с одной стороны, в их полном слиянии (царь -- наместник Бога на земле), с другой стороны, в дистанцировании (отделение церкви от государства);

Демократический режим

Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – народовластие – одна из основных форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов. Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

характерные черты демократического режима:

-Суверенитет народа. Народ выбирает своих представителей в органы власти и может периодически менять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.

-Периодическая выборность основных органов государства. Правительство «рождается» из выборов на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

-Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, – это необходимое условие демократии, однако отнюдь не достаточное.

-Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право каждого гражданина на информацию и на участие в конкурентной борьбе за руководящие посты в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решений путем консенсуса или большинством голосов.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Ее суть в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы при принятии политических решений, принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ.

Государство. Концепция.

Государство – исторически сложившийся основной институт политической системы, обладающий верховной властью (суверенитетом) на территории страны призванной обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной.

Государство возникает в период разложения родового строя (разделение труда привело к возникновению частной собственности, в результате чего возникла необходимость в управлении). То есть государство появилось, как организация призванная обеспечить целостность общества.

Существует много концепций:

1. Патриархальная (Аристотель, Платон) – государство это расширенная форма семьи.

2. Теологическая (Фома Аквинский, период средневековья) – происхождение государства это результат деятельности Бога.

3. В 17-18 веках возникает теория общественного договора (Гоббс, Локк, Жан Жак Руссо) – государство это результат соглашения между людьми, которые желая сохранить собственность, добровольно соглашаются на ограничение своей свободы и подчинение государству.

4. Концепция Маркса. Он считал, что государство это аппарат насилия одного класса над другим.

5. Теория насилия (представители анархизма) – государство это орудие насилия над личностью и для достижения свободы его следует уничтожить.

Несмотря на множество подходов, концепций ученые принимают все объяснения, т.е. учитывают все факторы государства.

Республика

Республика – форма правления, где глава государства избирается либо народом, либо формируется общенациональными представителями учреждений. Сегодня это наиболее распространенная форма правления. Современные республики делятся на:

1. Парламентские

2. Президентские

3. Смешанные

Парламентская республика – верховенство власти сосредоточено в руках парламента.

Избиратели выбирают парламент, который формирует правительство, которое подотчетно парламенту.

Парламент обладает законодательной властью, избирается гражданами страны и представляет собой высший орган государственной власти. Формирует правительство, контролирует его, издает законы принимаемые правительством к исполнению, принимает бюджет.

Правительство сохраняет исполнительную власть до тех пор пока пользуется доверием парламента. То есть парламент может выразить правительству «Вотум недоверия», что влечет за собой отставку правительства (падение кабинета) или роспуск парламента и проведения досрочных выборов. Официально руководитель и глава правительства канцлер (в Германии), премьер министр является первым лицом государства, но не его главой.

+ и – парламентской республики (Австрия, Турция, Греция, Италия)

+ для решения проблем требуется большинство в парламенте

- непрочность многопартийной коалиции может привести к отставке правительства, конфликту в обществе

- парламент не уравновешивается, каким либо другим органом

Президентская республика

Избиратели выбирают и парламент и президента. Президент формирует правительство, которое подотчетно президенту.

Отличительная черта – большие полномочия в системе государственной власти сосредоточены у президента. Основные черты:

1. Президент является главой государства, правительства, является верховным главнокомандующим вооруженных сил.

2. И президент и парламент избираются всенародно и независимо друг от друга.

3. Президент формирует правительство, руководит его деятельностью, ведет заседания, то есть правительство ответственно перед президентом.

4. Роль парламента в формировании правительства незначительна. Президент согласовывает предлагаемые им кандидатуры.

5. Характерно жесткое разделение властей. Между парламентом и президентом отношения основываются на существующей системе сдержек, противовесов и взаимозависимостей, то есть они могут отменять или приостанавливать решения друг друга: парламент не может вынести правительству вотум недоверия, но и президент не может распустить парламент. Но президент наделяется правом отлагательного вето на решения парламента.

6. Импичмент – отставка президента – может быть выражена парламентом только в случае серьезных антиконституционных действий или преступлений президента.

Примеры – классическая – США

+ и - :

+ Президент избирается народом и ответственен перед ним

+ Стабильное правительство, так как президент, как глава правительства, имея полномочия, быстро реагирует на проблемы общества.

+ Четкое и уравновешенное разделение властей

- Сосредоточение большой власти и поддержки народа в руках одного человека чревато единоличной диктатурой или супер президентской республикой.

+- Данная форма правления зависит от нравственных, моральных, физических и прочих качеств президента.

Смешенная республика – сочетает в себе элементы и парламентской и президентской республики, но главная черта – двойная ответственность правительства и перед президентом и перед парламентом. Президент и парламент избирается народом. Главой государства является президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расстановки сил в парламенте. Парламент может контролировать правительство и выносить вотум недоверия.

Смешенные формы правления РБ, Франция, Португалия и т.д.

К смешенной форме правления относится суперпрезидентская республика. Главная черта – институт президента стоит во главе всех ветвей власти. Институт президентства обладает широкой сферой полномочий и механизмов воздействия. Президент является пожизненным главой государства.

(20 вопрос – продолжение)

Политические партии

Сам термин «партия» латинского происхождения (partis), что означает "часть".

Политическая партия – это добровольная политическая организация, представляющая интересы определенной социальной группы и ставящая своей целью их реализацию путем достижения политической власти

Возникновение и развитие партий и партийных систем в современном смысле слова связано с эпохой буржуазных революций, с появлением и развитием парламентаризма как формы организации и осуществления государственной власти. В генезисе партии как политического института выделяют, согласно общепринятой в политологии классификации М. Вебера, три этапа: аристократическая группировка – политический клуб – массовая партия

Прототипы современных политических партий (группировки и клубы), существовавшие в XVII – начале XIX вв., значительно отличались от сегодняшних партий по своим функциям, способам организации и деятельности. Небольшие по численности, они действовали, прежде всего, в стенах парламента и опирались на узкую прослойку "избранных" граждан. Отсутствие централизованного руководства, слабость организационных связей восполнялись общностью взглядов их членов. Качественные изменения в характере политических партий произошли в XIX веке в результате расширения избирательного права и возникновения организованного рабочего движения.

В научной литературе сложились различные подходы к пониманию сущности политических партий и их определению. Идеологическое направление рассматривает партию как идейную общность, союз идейных единомышленников, которых объединяют общие взгляды, интересы и убеждения. рганизационный подход подчеркивает, прежде всего, организационно-структурный аспект деятельности партии. Выделяются такие признаки партии, как наличие особой структуры, длительность существования, связи между организациями, работа со сторонниками и др. Функциональный подход предполагает исследование политических действий, роли и задач партий в политическом механизме.

Специфика партии как политического института – это открытая борьба за политическую, государственную власть. Какую бы конкретную цель ни ставила перед собой партия – будь то построение коммунизма или охрана окружающей среды – она добивается того с помощью борьбы за власть.

Как политический институт партия современного общества имеет четыре конституирующих ее признака:

1. Любая партия является носителем идеологии или по меньшей мере особого видения мира и человека.

2. Партия - это организация, то есть достаточно длительное объединение людей на самых разных уровнях политики - от местного до международного.

3. Цель партии - завоевание и осуществление (чаще всего в коалиции) власти.

4. Каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа - от голосования за нее до активного членства.

Общественные объединения

Общественные объединения и движения, их роль в политикеОбщественные объединения: признаки, функции, типы

Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения.

В социологической науке выделяются следующие признаки, которыми обладает социальная организация:иерархичность, устойчивость, единство цели, эффективность, определенный набор статусов и ролей, разделение функций членов организации, присутствие в ней отношений власти, наличие определенных правил и норм, регулирующих поведение ее членов.

В своей деятельности общественные движения выполняют ряд функций:

- представительства и защиты интересов граждан;- объединения граждан;- мобилизации действий;

- посредничества;- формирования общественного мнения.

Разнообразие типов общественных движений и большое их количество предопределило существование различных типологий:

- Политические и неполитические

- В зависимости от долговременной ориентации:

а) консервативные (выступают за сохранение сложившегося порядка, поддерживают власть, опираются на нее);

б) реформаторские (выступают за постепенные перемены, но действуют в рамках установленного порядка);

в) движения протеста (резко протестуют против существующего порядка вещей, критикуют власть).

- По способам и методам действий:

а) насильственные (допускают применение насилия и террора для достижения своих целей);

б) ненасильственные (избегают силовых методов, предпочитая пассивное сопротивление и привлечение внимания общественности).

- Половозростная типология:

а) женские;

б) молодежные;

в) детские;

г) ветеранские организации и т.д.

- По социальной принадлежности:

а) рабочие;

б) крестьянские;

в) дворянские движения и т.д.

- По профессиональному признаку.

- По целям и задачам.

Функции выборов

Одним из элементов формирования к,. функционирования политической системы государств являются политические выборы. Субъектом их выступает общество в лице его дееспособных граждан, а объектом — политико-государственная власть. Политические выборы — это способ формирования органов государственной власти и управления обществом с помощью выражен политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной системой. Посредством выборов формируются центральные и местные представительные органы государственной власти, определяются кандидаты на выборные должности (от президента или главы правительства до руководителей местного самоуправления). Выборы бывают:

• президентские,

• парламентские,

• муниципальные, т.е. выборы в органы местного, обычно городского, самоуправления,

• очередные,

• внеочередные,

• дополнительные.

Выборы выполняют ряд основных функций:

- выражение интересов различных социальных слоев и групп;

- обеспечение возможности смены власти (элит) мирным путем;

- формирование органов государственной власти;

- мирное разрешение конфликта между политическими силами и их лидерами, претендующими на властей;

- политическая социализация и мобилизация граждан.

Избирательное право – совокупность законов, регулирующих процедуру выборов (кто может избираться, порядок выборов, подведение итогов, порядок отзыва и т.д.)

Активное избирательное право – право человека избирать, лично участвовать в выборах. Осуществление такого права может быть прямым (депутаты избираются гражданами непосредственно) и косвенно.

Пассивное избирательное право – право быть избранным, т.е. право – быть кандидатом на определённую должность.

Принцип всеобщности – все совершеннолетние граждане государства, независимо от пола, местожительства, расы, имеют право участвовать в выборах. В большинстве государств мира действует этот принцип. Но он никогда не соблюдался в полной мере. Существует большое количество методов ограничения избирательного права.

Цензы – установленные законом обязательные требования, которыми должен обладать гражданин для получения права в участии в голосовании.
34. понятие и типы избирательных систем. Их особенности, достоинства и недостатки.

Избирательная система - это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов проведения голосования, определения его результатов и распределения депутатских мандатов.Избирательная система - это также определенный порядок формирования выборов государственной и местной власти.

Существуют две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная. Они оцениваются по трем критериям: репрезентативность, то есть способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил; простота механизма выборов; корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.

При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и относительное.

При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% плюс 1 голос). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором туре участвуют два кандидата, избравшие большинство голосов в первом туре. Во втором туре могут действовать обе разновидности мажоритарной системы, но преобладает система относительного большинства. Она предполагает, что кандидат-победитель должен набрать больше голосов, чем его соперник.

Относительным считается простое большинство голосов по сравнению с числом голосов, набранных другими кандидатами.

Мажоритарный выбор привлекает простотой, поскольку обеспечивает отсечение кандидатов, представляющих меньшинство в обществе. Однако это меньшинство зачастую незначительно уступает большинству. В результате оказывается нереализованным критерий репрезентативности, поскольку "оппозиционная" точка зрения представлена в выборном органе не в той мере, в какой она распространена в обществе.

Наконец, мажоритарная система несовершенна ввиду практического отсутствия механизма отзыва депутатов. При мажоритарной системе, как правило, возникают непосредственные связи между кандидатом (а затем и депутатом) и избирателями. Она способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по своему влиянию партий, становлению двух- или трехпартийной системы.

35. Особенности избирательной системы РБ. Референдум как институт непосредственной демократии.

Правовую основу избирательной системы в Республике Беларусь составляет Конституция. Конституция Республики Беларусь содержит специальную главу, посвященную избирательной системе.

В Республике Беларусь избираются Президент, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики, депутаты местных Советов депутатов.

Избирательное право в Республике Беларусь построено на демократических принципах, предусматривающих всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании и свободном участии в выборах, что закреплено в Конституции, Избирательном кодексе, иных актах законодательства.

В Республике Беларусь на основе прямых выборов избираются Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, депутаты местных Советов депутатов. Путем косвенных выборов на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов избираются члены Совета Республики.

Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет.

Безусловно, период становления демократического общества в Республике Беларусь разработка законодательной основы референдума является существенным шагом вперед. Референдум относят к непосредственной демократии. В отличие от выборов, объектом референдума является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, который выносится на голосование.

Статья 3 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в

Республике Беларусь является народ. Референдум обеспечивает практическую реализацию данного положения. О важности этого института говорит и то, что он выделяется в самостоятельную статью Конституции.

В настоящее время некоторые западные страны стремятся к уменьшению использования на практике института референдума. Причиной этого является стабильное экономическое положение стран с развитой инфраструктурой, и здесь требуются коренные изменения в политической жизни общества.

Референдум часто проводится в переходные периоды развития государств, что можно наблюдать из истории становления суверенной Республики Беларусь.
36. Понятие, структура и функции политической системы.

Политическая система - система институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Полит.институт - это элемент полит. системы(гос-во, партии, общественные организации).

Состав полит. системы:

1. гос-во, полит.партии, общественные организации, которые в совокупности образуют полит. организацию, выступающую как подсистема в полит.системе общества;

2. полит. партии;

3. полит.отношения;

4. полит. сознание и полит.культура.

Стуктура:

Полит. система, автономна и имеет границы со средой называющиеся "вход" и "выход".

"Вход" - это практически любое событие, которое по отношению к политической системе является внешним, воздействует на неё и способно её изменить(требования в адрес власти служащие сигналом о наличии потребности в чем-то общества).

"Выход" - это ответная реакция на взаимодействие, преобразованное политической системой, её специализированными институтами в решения, которые передаются как информационный сигнал в среду. Обратная связь между "входом" и "выходом" осуществляется через окружающую среду. Это так называемая "петля обратной связи".

Функции:

Функции на "входе":

1) политическая социализация (процесс приобщения личности к политике как особой сферы жизнедеятельности, личность усваивает определённые политические нормы, ценности, модели поведения) и рекрутирование(личности выполняют определённые политические роли: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, судьи и т.д);

2) артикуляция интересов(процесс, посредством которого выражаются требования; группы интереса, которые определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе к властным органам);

3) агрегирование интересов(превращения требований в альтернативы государственной политики; Агрегирование интересов оформляется в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы);

4) политическая коммуникация(обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой).

На "выходе" политическая система выполняет функции:

1) нормотворчества(процесс разработки законов, по которым строятся правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов);

2) применения правил и норм(т.е. приведение их в действие, в социальную практику) 3) контроля за соблюдением правил и норм(включает в себя интерпретацию законов, выявление фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это; находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти.).

СМИ и их структура

Современные массово-коммуникационные отношения предполагают взаимодействие двух субъектов - коммуникатора и коммуникантов (аудитории), в рамках которого каждый участник этого процесса, осуществляя свою специфическую деятельность, предполагает активность также и в партнере. Лишь в этом случае аудитория включена во всю систему общественных отношений. Коммуникатору же для установления диалоговых отношений или реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории, включающие и ряд специфических, формируемых при прямом участии средств массовой информацию. Отставания в использовании новых технологий телевидения и радиовещания существенным образом влияют на СМИ. Технические средства позволяют принимать телевизионную информацию, однако современные технологии (к примеру, кабельное и спутниковое телевидение) используются населением пока недостаточно активно. Развитие новых информационных и коммуникационных технологий – важная мировая тенденция. Интернет как средство массовой информации используется во многих странах. Следует отметить, что у многих СМИ имеются свои электронные версии, в Интернете появляется множество самостоятел

Наши рекомендации