Возникновение и развитие науки управления за рубежом.
В первой половине XX в. получили развитие четко различимые научные управленческие школы:
1. Школа «научного управления».
2. Административная (классическая) школа.
3. Школа психологии (ее два крыла школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук»).
4. Школа «Науки управления» – количественные (экономико-математические) методы, исследование операций.
Кроме этого имеет большое значение для развития науки управления эмпирическая школа, которая считает себя школой практики управления 1. Школа научного управления.
Ф. У. Тейлор и его последователи (1885 – 1920 гг.)
Принципы и методы рациональной организации Ф. Тейлора:
- метод наблюдений, анализ трудовых процессов;
- замеры, хронометраж, фиксации движений рабочих
- специальная киносъемка и фотографии трудовых операций;
- внимание к человеческому фактору в форме материальной заинтересованности работника;
- управление – это самостоятельная область научных исследований;
- определение разумных норм труда и плата за их перевыполнение, «лучше и больше производишь – больше получаешь»;
- подбор людей, которые физически и интеллектуально подходили к выполняемым работам и операциям;
- обучение и подготовка кадров;
- управление как функция – это особая профессия.
Г. Форд продолжил идеи Ф. Тейлора в области организации производства. Он сформулировал основные принципы организации производства, впервые отделил основную работу от ее обслуживания.
2. Административная (классическая) школа управления. А. Файоль (1920 – 1950 гг.)
Классическая школа начала вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создавать основы организации управленческого труда. Основателем административной школы управления является французский инженер-администратор Анри Файоль. Его главная книга – «Общее и промышленное управление». А. Файоль сформулировал следующие 14 принципов организации управления:
1. Разделение труда.
2. Полномочия и ответственность.
3. Дисциплина.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большого масштаба.
7. Вознаграждение персонала.
8. Централизация. Как разделение труда, централизация является естественным порядком вещей.
9. Скалярная цепь. Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, вниз, до руководителя низового звена
10. Порядок. Место для всего и все на своем месте.
11. Справедливость. Справедливость – это сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала.
13. Инициатива. Свобода предложений и осуществления. Начальник, умеющий предоставлять инициативу своему персоналу, бесконечно превосходит начальника, не умеющего это делать.
14. Корпоративный дух. Союз – это сила, а она является результатом гармонии персонала.
3. Школа психологии (школа «человеческих отношений» и школа «поведенческих наук») Э. Мэйо (1930 – 1950 гг.)
Использование психологии в управлении привело к возникновению двух взаимосвязанных школ – школы «человеческих отношений» (1920?1950 гг.) и школы «поведенческих наук» (1950 – по настоящее время). Эта школа выделилась вследствие того, что классическая школа и ее предшественники недостаточно учитывали человеческий фактор как основной элемент организации.
Основные положения и принципы школы «человеческих отношений»:
- обратить внимание на человека;
- знать чувства, настроения рабочих, обеспечивать взаимное доверие;
- гуманные отношения, уважение к личности, демократизм;
- делегирование властных полномочий;
- ответственность не перед «кем-то, а за что-то» (за дело, которому служишь);
- участие, гармония интересов, партнерство.
4 Школа количественная (школа «науки управления») (с 1950-х г. по настоящее время)
Становление школы науки управления, или количественной школы, связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и связанных с ними областей знаний. Количественные методы с общим названием «исследование операций» применялись при решении военно-тактических задач во Вторую мировую войну. Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбер, Л.В. Канторович (Нобелевский лауреат), В.В. Новожилов и др.
Исследование операций – это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации.
Ключевой характеристикой науки управления – исследования операций является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.