ТЕМА: История менеджмента как науки и практики управления за рубежом (4 лекции)

МЕНЕДЖМЕНТ

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-ГСЭ.Р.04)

направление 032000 «Документоведение и архивоведение»

для бакалавров очной формы обучения

Екатеринбург

ТЕМА: История менеджмента как науки и практики управления за рубежом (4 лекции) - student2.ru

Программа дисциплины «Менеджмент» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки

бакалавра по направлению 032000 «Документоведение и архивоведение» по циклу «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр 5

Общая трудоемкость дисциплины 130 часов,

в том числе:

Лекций 36 часов

Практические занятия 18 часов

Контрольные мероприятия:

Рефераты: нет

Коллоквиумы: нет

Эссе: нет

Контрольные работы: 2

Другие: 4

Составитель (разработчик): СОЛОВЬЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, ассистент кафедры документационного и информационного обеспечения управления Уральского государственного университета им. А.М. Горького

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры Документационного и информационного обеспечения управления

от 15 февраля 2010 г. № 1.

© Уральский государственный университет, 2010

© Соловьева Т.В., 2010

I. ВВЕДЕНИЕ

Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.

Значение данной дисциплины связано и с ролью документа в управлении: система управления держится на документационном обеспечении управления, а документооборот является отражением системы управления. Студентам в ходе изучения менеджмента следует прививать следующие знания, умения и навыки:

Знать:

- основные термины и определения курса;

- школы научного управления, национальные модели менеджмента;

- основных функциях управления и современных концепциях управления;

- принципы развития и закономерности функционирования организации;

- роль, функции и задачи менеджера в современной организации;

- принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;

- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами.

Уметь:

- транслировать знания по дисциплине на сферу ДОУ, оценивать роль документа в управлении;

- применять процессный и системный подходы к решению управленческих проблем;

- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию.

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- организовать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

- представлять информацию в виде презентации, использовать элементы лекторского искусства в выступлениях.

Владеть (методами, приемами):

- навыками анализа системы управления исходя материала курса;

- владеет навыками принятия управленческого решения (в решении управленческих задач);

- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

- современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Р А З Д Е Л I

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1 ТЕМА: Менеджмент: проблема определения. (4 часа)

Управление, руководство, менеджмент и администрирование. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент в системе научного знания. Методы управления. Менеджер: профессия, должность и призвание. Особенности карьеры менеджера, профессиональные и личностные требования. Роль менеджера в организации. Роли менеджера. Требования к менеджеру. Самоменеджмент.

Итого: 36 часов.

Р А З Д Е Л III

КОММУНИКАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

(ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)

13 ТЕМА: КОММУНИКАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА. (2 часа)

Понятие коммуникаций. Роль коммуникаций в деятельности менеджера. Структура коммуникаций в современной организации.

14 ТЕМА: ЭТИКА И ЭТИКЕТ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. (2 часа)

Понятие этикета, история этикета. Разновидности этикета. Деловой этикет: правила приветствия, правила знакомства, правила проведения встреч и совещаний.

Этика: понятие и эволюция. Метракорпоративная этика. Этика руководителя, этика подчиненного.

15 ТЕМА: ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА. (2 часа)

Типы восприятия: темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), типы по соционике, способы восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики), отношение к изменениям (консерваторы, новаторы), невербальное общение.

16 ТЕМА: МАНИПУЛИРОВАНИЕ. НЛП. (2 часа)

Понятие манипулирования. Этапы манипуляции. Приемы манипулирования (обращение к авторитетам, запугивание, развитие сомнение, работа со слабым аргументом и т.д.) Защита от манипуляций.

17 ТЕМА: ЛЕКТОРСКОЕ ИСКУССТВО. (2 часа)

Применение лекторского (ораторского) искусства в менеджменте. Подготовка выступления. Приемы овладения и удержания внимания. Методы развития ораторских качеств.

18 ТЕМА: ЛИДЕРСТВО. (2 часа)

Лидерство: проблема определения. Концепции лидерского поведения. Роль лидера в группе: руководитель и лидер (полномочия и власть). Методы развития лидерских качеств.

19 ТЕМА: КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ, КОНФЛИКТОЛОГИЯ. (2 часа)

Команда и группа: общее и различное. Роли в команде. Этапы командообразования. Методы построения команд. Командообразование и проектный менеджмент.

Конфликтология: история развития. Понятие конфликта. Классификация конфликтов. Этапы развития конфликтной ситуации. Методы управления конфликтом. Значение конфликта в развитии организации.

20 ТЕМА: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИГРЫ, РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ, РАЗРАБОТКА МОТИВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ КОНКРЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. (2 часа)

21 ТЕМА: РОЛЬ ДОКУМЕНТАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УПРАВЛЕНИЯ (2 часа)

Итого: 18 часов.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

1. Теоретические проблемы менеджмента: определение термина «менеджмент»,

2. Теоретические проблемы менеджмента: определение термина «менеджер». Особенности карьеры менеджера.

3. Функции управления. Цикл PDCA.

4. Организация как функция управления: организация, типы и виды организационных структур.

5. Организация как функция управления: эволюция организаций, современные характеристики организаций.

6. Организация как функция управления: закономерности развития и преобразования организаций.

7. Системный подход к менеджменту (организации).

8. Процессный подход к управлению.

9. Планирование как функция управления.

10. Бизнес план.

11. Стратегическое управление. ССП.

12. Контроль как функция управления.

13. Мотивация как функция управления: особенности мотивации труда, мотивационные типы работников.

14. Мотивация как функция управления: управление мотивацией сотрудников в организации.

15. Лидерство как фактор управления организацией.

16. Группа и коллектив. Процесс командообразования.

17. Организационная (корпоративная) культура, ее роль в управлении.

18. Координация как функция управления: типы и виды полномочий.

19. Координация как функция управления: делегирование полномочий.

20. Школа научного управления.

21. Административная школа науки управления.

22. Школа человеческих отношений.

23. Новая школа науки управления (количественная школа).

24. Гуру менеджмента.

25. История менеджмента в СССР.

26. Национальные модели менеджмента. Особенности менеджмента в РФ на современном этапе.

27. Современные тенденции и концепции управления организациями.

28. СМК как одна из современных концепций менеджмента.

29. Экологический менеджмент

30. Управление знаниями.

31. Коучинг.

32. Управление карьерой.

33. Коммуникация в управлении: соционика.

34. Коммуникация в управлении: НЛП.

35. Коммуникация в управлении: невербальное общение.

36. Этика управления и деловой этикет.

37. Лекторское искусство.

38. Манипулирование.

39. Вопросы как метод управления.

40. Управление конфликтами.

41. Тайм-менеджмент. Электронные планировщики.

42. Поведенческие типы личностей.

43. Техника активного слушания.

44. Правила подготовки презентаций.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ:

1. Теория и практика внедрения систем менеджмента качества в российских организациях
2. Опыт управления организациями в СССР, история управленческой мысли (менеджмента) в СССР
3. Управление качеством в России: история идеи, практика внедрения, специфика и создание систем менеджмента качества на современном этапе
4. Требования к документам в системе менеджмента качества
5. Процессный подход к управлению организацией
6. Теория и практика внедрения систем экологического менеджмента на предприятиях Екатеринбурга
7. Сертификация как метод развития организации
8. Рынок сертификационных услуг в Екатеринбурге
9. Эволюция системы организационной документации в XX в.
10. Система обучения в современной организации (менеджмент знаний, корпоративные университеты)
11. Разработка мотивационной политики в современной организации
12. Особенности мотивации персонала в условиях кризиса
13. Конкуренция как метод мотивирования
14. Методы оперативной и стратегической мотивации персонала
15. Тайм-менеджмент в организации совещаний
16. Ведение ежедневника как искусство самоорганизации
17. Документационное обеспечение планирования в организации
18. Документационное обеспечение маркетинговой деятельности в организации
19. Имиджеология
20. Имидж организации
21. Роль и особенности корпоративной культуры в СКСиТ
22. Методы личностной диагностики (невербальный язык, соционика, НЛП)
23. Стресс менеджмент
24. Национальные особенности ведения переговоров, этикета и т.д.
25. Еvent management; управление проектами в сфере СКСиТ
26. Жизненный цикл организации в сфере туризма
27. Выявление ролей в группе, формирование лидерства, типы лидеров
28. Конфликтология в сервисной деятельности

V. Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Пустынникова, Е. В. Основы менеджмента : учеб. пособие. М., 2008.

2. Веснин, В. Р.. Стратегическое управление : учеб. пособие . СПб. [и др.], 2009. Веснин В.Р. Менеджмент – М.: Инфра, 2007. - 504

3. Виханский, О. С.. Менеджмент : учебник . М., 2008.

4. Друкер, Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2007.

5. Друкер, Питер Ф. Энциклопедия менеджмента / П. Ф. Друкер ; [пер. с англ. О. Л. Пелявского]. — М. ; СПб. ; Киев : Вильямс, 2004. — 422 с.

6. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов/ А.И. Кравченко. – М.: Альма Матер, 2008. – 560с.

Дополнительная литература

7. Веснин В.Р. Менеджмент – М.: Инфра, 2007. - 504

8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Гардарика, 2-е изд. - 1996. - 416 с.

9. Друкер П.Ф.адачи менеджмента в XXI веке. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2007.

10. Друкер, П. Ф. Энциклопедия менеджмента / П. Ф. Друкер ; [пер. с англ. О. Л. Пелявского]. — М. ; СПб. ; Киев : Вильямс, 2004. — 422 с.

11. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов/ А.И. Кравченко. – М.: Альма Матер, 2008. – 560с.Акофф, Расселл Л. Акофф о менеджменте / Р. Л. Акофф ; Пер. с англ. Ю. Канского под ред. Л. А. Волковой. — СПб. : Питер, 2002. — 447 с.

12. Альтманн Г.Х. Звёздные часы лидерства. Лучшие стратегии управления в мировой истории. - Пер. с нем. - М.: АО "Интерэкспорт", 1999. - 272 с.

13. Альтшулер, И.Г. Диалектика бизнеса: ситуации, суждения, парадоксы / И. Г. Альтшулер, А. Г. Городнов. — 2-е изд., испр. — [Нижний Новгород] : ДЕКОМ, 2002. — 304 с.

14. Андерсон, Кристин. Менеджмент, ориентированный на потребителя : CRM-технологии как основа новых отношений с клиентами / К. Андерсон, К. Керр ; Пер. с англ. А. Успенского. — М. : Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 288 с.

15. Антонова А., Бернабей П., Менегетти А. - Бизнес-интуиция: Материалы конгресса Бизнес-интуиция, 2004 (пер. с итал.). Изд. 2-е, перераб., доп. – 432 с.

16. Афонин И.В. Инновационный менеджмент. – М.: Гардарики, 2007. – 224 с.

17. Брю, Грег. Шесть сигм для менеджеров / Г. Брю ; [пер. с англ. В. Н. Егорова]. — М. : ГРАНД : ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 272 с.

18. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учеб. для вузов по эконом. спец. — М.: Финпресс, 2000. — 1056 с.

19. Винтер Г. Модель экологического менеджмента. – М., 2002. – 320.

20. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. / М.: Изд-во МГУ, 1995.

21. Гайденко П.П. Основы менеджмента. - М.: издательство Финансы, 2008.

22. Гвишиани, Джермен Михайлович. Организация и управление / Д. М. Гвишиани ; Моск. ин-т экон., политики и права. — 3-е изд., перераб. — М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. — 332 с.

23. Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. Экономика знаний – СПб.: Питер, 2003. — 528 с.

24. Гончаров, Вадим Владимирович. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении / В. В. Гончаров. — М. : МНИИПУ, 1998. — 175 с.

25. Гуленко В. Менеджмент слаженной команды. Соционика для руководителей. – М.:Астрель, 2003. – 288 с.

26. Де Боно Э. Нестандартное мышление. Самоучитель. - Пер. с англ. -Минск: ООО <Попурри>, 2000. - 223 с.

27. Друкер П. Эффективное управление. - Пер. с англ. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 288 с.

28. Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление - М.: Инфра-М, 2005. — 319 с.

29. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. - М.: АРМАДА, 1998. - 511 с.

30. Ершов В.Ф. Бизнес-проектирование. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.

31. Зайцев М.Г. Методы оптимизации управления для менеджеров: Компьютерно-ориентированный подход: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2002.

32. Зуб А.Т., Смирнов С.Г. Лидерство в менеджменте // Воскресенье. ЗАО <Принт - Ателье>. М., 1999. - 212 с.

33. Каплан, Роберт С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р. С. Каплан, Д. П. Нортон ; [пер. с англ. М. Павловой]. — М. : Олимп-Бизнес, 2005. — 320 с.

34. Каптерев, Андрей Игоревич. Менеджмент знаний: от теории к технологиям : науч.-метод. пособие / А. И. Каптерев. — М. : Либерея, 2005. — 296 с.

35. Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров. - Пер. со шведского. - М.: Дело, 1996. - 352 с.

36. Карьера начинающего менеджера. / Мори Стеттнер, Диана Айронс, Стеттнер М., Айронс Диана. – М.: Изд.: Гранд – Фаир, 2003 г. – 224 с.

37. Клегг, Брайан. Стресс-менеджмент / Б. Клегг ; Пер. с англ. М. Б. Овечкиной под ред. И. В. Андреевой. — СПб. : Нева, 2003. — 188 с.

38. Коллинз Дж., Поррас И. Построенные навечно, 2005. – 350 с.

39. Конти Т. Самооценка в организациях. - Пер. с англ. - М.: РИА <Стандарты и качество>, 2000. - 328 с.

40. Королев В.И. Стратегический менеджмент. — М.: ВАВТ, 2008.

41. Кузнецов А. Н., Кузнецов И. Н. Деловое общение. Деловой этикет. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник - Издательство журнала "Юнити", ЮНИТИ-ДАНА, ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2008. – 431.

42. Кузык Б.Н., Яковец Ю. В. Россия 2050. Стратегия инновационного прорыва. – Ростов-н/Д: ЗАО «Книга», 2004. – 496 с.

43. Кук, Маршалл. Эффективный тайм-менеджмент : Как рационально спланировать свое рабочее и свободное время / М. Кук ; Пер. с англ. К. Давыдовой. — М. : ФАИР-ПРЕСС : Гранд, 2003. — 336 с.

44. Кунде Йеспер. Корпоративная религия. Создание сильной компании с яркой индивидуальностью и корпоративной душой. – С-Пб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004. - 272 с.

45. Курс MBA по менеджменту / ред. А. Р. Коэн ; [науч. ред. А. Куницын ; пер. с англ. А. Исаенко, А. Лисовского]. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. — 597 с.

46. Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – С-Пб., 2005. – 280 с.

47. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. - М.: УЦ <Перспектива>, 1997. - 288 с.

48. Льюис Г. Менеджер - наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний. - Пер. с англ. - Минск: Амалфея, 1998. - 288 с.

49. Льюис Д. Стресс-менеджер. – М.: АСТ, 2006. – 266 с.

50. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством : Учеб.пособие для студентов вузов - М.: Высшая школа, 2003, - 334 с.

51. Майкл Л. Джорж Бережливое производство и 6 сигм - 2005. – 402 с.

52. Макдермот Ян, Венди Яго. Практический курс НЛП. Психотехнологии успеха. – М., Эксмо, 2005. – 224 с.

53. Макиавелли Н. Государь. - М.: Планета, 1990.

54. Менегетти А. Психология лидера. - Пер. с итальянского. - М.: Славянская Ассоциация Онтопсихологии, 1999.

55. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. // Дело, М., 1998 - 542 с.

56. Минцберг, Генри. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Г. Минцберг ; Пер. с англ. Д. Раевской под общ. ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб. : Питер, 2003. — 512 с.

57. Мирошниченко В.Н., Шапарь В.Б. Этика и психология менеджмент: Учебное пособие – М.: Феникс, 2002. – с 152.

58. Михаэльсон, Джеральд. Сунь-цзы. "Искусство войны" для менеджеров. 50 стратегических правил наступления и обороны в бизнесе / Д. Михаэльсон ; [пер. с англ. К. Давыдовой]. — М. : ГРАНД : ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 192 с.

59. Молл Ег. Управление карьерой менеджера Ю9 М752 1281518

60. Моргенстерн, Джулия. Тайм менеджмент : Искусство планирования и управления временем и своей жизнью / Дж. Моргенстерн ; Пер. Д. Букова. — М. : Добрая книга, 2002. — 255 с.

61. Налимов В.В. Спонтанность сознания. - М.: Прометей, 1989. - 288 с.

62. Основы менеджмента / Под ред. В.И. Королева — М.: Магистр, 2008.

63. Пайпе С. Проектный менеджмент: ускоренный курс. – М.: Изд-во Дело и Сервис, 2005. - 192 с.

64. Перкинс Д.Н.Т. Лидерство на грани. Уроки лидерства, почерпнутые из героической саги об антарктической экспедиции Шеклтона. – М.:.Феникс. – 400 с.

65. Разработка сбалансированной системы показателей : практ. руководство / под ред. А. М. Гершуна, Ю. С. Нефедьевой. — М. : Олимп-Бизнес : Маг Консалтинг, 2004. — 96 с.

66. Рамперсад, Хьюберт К. Универсальная система показателей деятельности. Как достигать результатов, сохраняя целостность / Х. К. Рамперсад ; с предисл. Д. А. Леонард ; [пер. с англ. А. Логиновой, А. Лисицыной, А. Лисовского ; науч. ред. С. Турко]. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. — 352 с.

67. Риддерстрале Йонас, Нордстрем Кьелл. Караоке-капитализм. Менеджмент для человечества, 2004. – 328 с.

68. Романов, Павел Васильевич. Формальные организации и неформальные отношения: Кейс-стади практик управления в современной России / П. В. Романов. — Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2000. — 192 с.

69. Рыбкин И. Коучинг социального успеха – М.:Институт общегуманитарных исследований, 2005. – 224 с.

70. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации // Пер. с англ. - М.: ЗАО <Олимп - Бизнес>, 1999 - 406 с.

71. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М. Г. Лапусты. / М.: ИНФРА-М, 1996.

72. Современный бизнес: Учеб. в 2 т. Т. 1: Пер. с англ. / Д. Дж. Речмен, М. Х. Мескон, К. Л. Боуви, Дж. В. Тилл. - М.: Республика, 1995.

73. Стеттнер, Мори. Карьера начинающего менеджера. Ступени роста и подводные камни / М. Стеттнер ; [пер. с англ. М. Котельниковой]. — М. : ГРАНД : ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 212 с.

74. Ступаков В.С. Риск-менеджмент У9(2) М139 1294774

75. Тебекин, Алексей Васильевич. Менеджмент организации : учебник : [для вузов по экон. специальностям] / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. — М. : Кнорус, 2006. — 409 с.

76. Тейлор, Фредерик Уинслоу. Принципы научного менеджмента. Вып. 1 / Ф. У. Тейлор ; Пер. с англ. А. И. Зак. — М. : Контроллинг, 1991. — 104 с.

77. Тичи Н., Диванна М.А. Лидеры реорганизации (Из опыта американских корпораций). - Пер. с англ. - М.: Экономика, 1990. - 204 с.

78. Трайбус М. Вирусная теория менеджмента. - Пер. с англ. - М.: РИА <Стандарты и качество>, 1997. - 27 с.

79. Трошин А. И. Экономика и коммерция. - Электронная техника, серия 9, вып. 4, 1995. - С. 135-140.

80. Уитмор Дж. Coaching - новый стиль менеджмента и управления персоналом. Практическое пособие. - Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 160 с.

81. Управление персоналом организации: Ученик / Под ред. А. Я. Кибанова. / М.: ИНФРА-М, 1997.

82. Уткин, Э. А. Этика бизнеса: учебник для вузов / Э. А. Уткин. – М.: ТЕИС, 2003. – 272 с.

83. Филанович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджеров: 17 - модульная программа для менеджеров <Управление развитием организации>. Модуль 9 // <ИНФРА - М>, М., 1999. - 328 с.

84. Философия бизнеса в обществах переходного типа: монография / В.И. Орлов. – Мн.: Экономпресс, 2004. – 288 с.

85. Финкельштейн, Сидни. Ошибки топ-менеджеров ведущих корпораций: анализ и практические выводы / С. Финкельштейн ; [пер. с англ. Н. Скворцовой]. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2004. — 394 с.

86. Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. - Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1987. - 272 с.

87. Фрайлингер К. Сила видения. - Пер. с нем. - Без издательства, 1997. - 209 с.

88. Фритцше Дж. Д. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. Издательство: Олимп – Бизнес, 2002 г. – 336 с.

89. Хант Р., Базан Т. Как создать Интеллектуальную организацию. - М.:Инфра-М, 2002. – 203 с.

90. Харрингтон Дж., Эсселинг К. С. Оптимизация бизнес-процессов: документирование, анализ, управление, оптимизация. — СПб.: Азбука, БМикро, 2003. — 317 с.

91. Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование , 2002. – 400 с.

92. Школа выживания для менеджеров / Мори Стеттнер. — Пер. с англ. В. Н. Егорова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 224 с.

93. Эллиот Жак. Лидерство в менеджменте: ключ к хорошей организации. Хрестоматия <Управление Обучением> // The Open University. МИМ <ЛИНК>, 1994

VII. Технологическая карта

Текущий контроль (100 баллов)

Мероприятия текущего контроля Количество баллов
Посещение лекций
Посещение практических занятий 16 (2 балла за 1 пару)
Лабораторные работы
Контрольные точки (не менее трёх):
1 Контрольная работа №1.
2 Контрольная работа №2
3 Презентация по материалу одной из лекций. 10 (5 за идею презентации и ее воплощение, 5 за содержание)
4 Доклад по теме 3-его раздела курса. 10 (5 за организацию доклада и 5 за содержание)
5 Конспект монографии по менеджменту
6 Публикации по тематике курса. Дополнительные работы.
Итого

Итоговый контроль (100 баллов)

Коэффициент соотношения текущего и итогового контроля (устанавливается преподавателем):

Текущий контроль Итоговый контроль
60% 40%

ТЕМА: История менеджмента как науки и практики управления за рубежом (4 лекции) - student2.ru

Лист № 1

изменений рабочей программы дисциплины

«Менеджмент»,

для рабочей программы, утвержденной «25» февраля 2010 г.

Учебный план № 032000

1. На титульном листе название высшего учебного заведения читать:

ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

ТЕМА: История менеджмента как науки и практики управления за рубежом (4 лекции) - student2.ru

МЕНЕДЖМЕНТ

Программа дисциплины

(Стандарт ПД-ГСЭ.Р.04)

направление 032000 «Документоведение и архивоведение»

для бакалавров очной формы обучения

Екатеринбург

ТЕМА: История менеджмента как науки и практики управления за рубежом (4 лекции) - student2.ru

Программа дисциплины «Менеджмент» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки

бакалавра по направлению 032000 «Документоведение и архивоведение» по циклу «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Семестр 5

Общая трудоемкость дисциплины 130 часов,

в том числе:

Лекций 36 часов

Практические занятия 18 часов

Контрольные мероприятия:

Рефераты: нет

Коллоквиумы: нет

Эссе: нет

Контрольные работы: 2

Другие: 4

Составитель (разработчик): СОЛОВЬЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА, ассистент кафедры документационного и информационного обеспечения управления Уральского государственного университета им. А.М. Горького

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры Документационного и информационного обеспечения управления

от 15 февраля 2010 г. № 1.

© Уральский государственный университет, 2010

© Соловьева Т.В., 2010

I. ВВЕДЕНИЕ

Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.

Значение данной дисциплины связано и с ролью документа в управлении: система управления держится на документационном обеспечении управления, а документооборот является отражением системы управления. Студентам в ходе изучения менеджмента следует прививать следующие знания, умения и навыки:

Знать:

- основные термины и определения курса;

- школы научного управления, национальные модели менеджмента;

- основных функциях управления и современных концепциях управления;

- принципы развития и закономерности функционирования организации;

- роль, функции и задачи менеджера в современной организации;

- принципы целеполагания, виды и методы организационного планирования;

- основные виды и процедуры внутриорганизационного контроля;

- основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами.

Уметь:

- транслировать знания по дисциплине на сферу ДОУ, оценивать роль документа в управлении;

- применять процессный и системный подходы к решению управленческих проблем;

- анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию;

- анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности;

- диагностировать организационную культуру, выявлять ее сильные и слабые стороны, разрабатывать предложения по ее совершенствованию.

- ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций;

- организовать командное взаимодействие для решения управленческих задач;

- представлять информацию в виде презентации, использовать элементы лекторского искусства в выступлениях.

Владеть (методами, приемами):

- навыками анализа системы управления исходя материала курса;

- владеет навыками принятия управленческого решения (в решении управленческих задач);

- методами реализации основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование и контроль);

- современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Р А З Д Е Л I

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

1 ТЕМА: Менеджмент: проблема определения. (4 часа)

Управление, руководство, менеджмент и администрирование. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент в системе научного знания. Методы управления. Менеджер: профессия, должность и призвание. Особенности карьеры менеджера, профессиональные и личностные требования. Роль менеджера в организации. Роли менеджера. Требования к менеджеру. Самоменеджмент.

ТЕМА: История менеджмента как науки и практики управления за рубежом (4 лекции)

Роль управления в формировании общества. Управленческие концепции до начала XX в. Формирование менеджмента как науки в начале XX в. Понятие школы управления. Школа научного управления (Тейлор, Гантт, супруги Гилберт, Форд). Школа административного управления (Файоль, Вебер). Школа человеческих отношений (Хотторнские эксперименты Мэйо), поведенческая школа (Маслоу, Макклелланд, Герцберг, Макгрегор, Врум, Лок и др..). Новая школа науки управления (Бир, Берталанфи, Орлов, Немчинов). Вклад Мескона в развитие менеджмента.

3 ТЕМА: История управленческой мысли в СССР. (6 часов)

Основные этапы развития управленческой мысли в СССР. Научная организация труда, вклад П.М. Керженцева, А.К. Гастева, Н. Кондратьева, С. Струмилина, А. Гастева, А.А. Богданова, Н. Витке, П. М. Керженцева, А. Журавского, О. Ерманского, В. Бехтерева, А.Ф. Журавского, И.М. Сеченова, И.Р. Пригожина, В.М. Глушкова и др. Национальные модели менеджмента. Роль менталитета в управлении. Преемственность и национальные черты, потенциал развития.

4 ТЕМА: Тенденции развития менеджмента в условиях информационного общества. (2 часа)

Глобализация как фактор развития менеджмента. Информация как ресурс и объект управления. Инновации как объект управления. Человеческий фактор в производстве и управлении. Современные концепции и теории управления: СМК, 6 сигма, управление знаниями, ССП, франчайзинг, бенчмаркинг, контроллинг, коучинг, экологический менеджмент, логистика, маркетинговый подход, реинжиниринг, бюджетирование, тайм-менеджмент, НЛП, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент, управление проектами, экологический менеджмент, система «точно вовремя» и др. Автоматизация процессов управления как актуальная тенденция развития менеджмента (на примере АСУ «Галактика»).

5 ТЕМА: Система менеджмента качества как основа постоянного совершенствования производства и управления. (2 часа)

Поиск универсальных принципов управления организацией в XX веке. Качество как критерий эффективности управления. Система стандартов по СМК (ИСО и ГОСТ), ее эволюция. Опыт разработки систем по управлению качеством в СССР. Причины и этапы внедрения СМК в организациях. Основные принципы СМК, процессный подход к управлению, цикл Э. Деминга. СМК как способ непрерывного совершенствования. Документационное обеспечение СМК. Потенциал СМК и особенности управления качеством в организациях России: история и современный опыт, проблемы внедрения.

6 ТЕМА: Системный и процессный подходы к управлению организацией. (2 часа)

Тектология, теория хаоса, кибернетика, синергетика как управленческие теории. Закономерности развития и функционирования организации как системы.

Роль А. Файоля в определении функций управления, появление и развитие процессного подхода к управлению: цикл Э. Деминга. Понятие процесса в системе менеджмента качества. Значение процессного подхода в российской управленческой

Р А З Д Е Л II

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕНТА

7 ТЕМА: Организация как объект и функция управления. (6 часов)

Сущность и функции организации. Организация как субъект и объект управления. Виды организаций. Типы организационных структур: бюрократические (линейная, линейно-функциональная, дивизиональная, штабная структура), адаптивные (проектная, матричная структуры), тенденции изменения оргструктур в информационном обществе (партисипативная, рыночная, предпринимательская, сетевая структуры). Закономерности организационного поведения: жизненный цикл организации. Направления и методы реорганизации: реинжиниринг, сетизация. Теории альянсов и внутренних рынков.

8 ТЕМА: Планирование как функция управления. (4 часа)

Планирование как функция управления. Виды планирования. Миссия, видение, цели, задачи: правила их постановки. План реализации Дерево целей организации. Цели организации, подразделения и человека: единство или противоречие. Стратегическое планирование; стратегическое управление. Виды эталонных стратегий. Документационное обеспечение планирования. Индивидуальные планы в организации труда работников. Тайм-менеджмент в планировании личного времени. Планирование карьеры. Бизнес-план как метод создания органиации и ее совершенствования. Управление проектами.

9 ТЕМА: Мотивация как функция управления. (2 часа)

Мотивация: определение и роль в управлении. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Соотношение понятий потребность, мотив, стимул, мотивационная система человека. Особенности трудовой мотивации. Мотивационная политика организации. Документационное обеспечение процесса мотивации. Роль руководителя в мотивировании сотрудников. Планирование, контроль и делегирование полномочий как методы мотивирования.

10 ТЕМА: Контроль как функция управления. (2 часа)

Контроль: определение, виды контроля. Психологические аспекты контроля. Традиционные ошибки в контроле. Эффективный контроль. Контроллинг. Система сбалансированных показателей.

11 ТЕМА: Координация как функция управления. (2 часа)

Координация: определение. Полномочия: определение, типы и виды полномочий. Нормы управляемости. Правила делегирования полномочий. Менеджер как координатор.

12 ТЕМА: Корпоративная культура. (2 часа)

Роль корпоративной культуры в организации управления. Проблема определения корпоративной культуры. Структура корпоративной культуры. Эффективная, сильная культура. Методы управления корпоративной культурой.

Итого: 36 часов.

Р А З Д Е Л III

КОММУНИКАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ

(ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ)

13 ТЕМА: КОММУНИКАЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА. (2 часа)

Понятие коммуникаций. Роль коммуникаций в деятельности менеджера. Структура коммуникаций в современной организации.

14 ТЕМА: ЭТИКА И ЭТИКЕТ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. (2 часа)

Понятие этикета, история этикета. Разновидности этикета. Деловой этикет: правила приветствия, правила знакомства, правила проведения встреч и совещаний.

Этика: понятие и эволюция. Метракорпоративная этика. Этика руководителя, этика подчиненного.

15 ТЕМА: ДИАГНОСТИКА КОММУНИКАЦИОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА. (2 часа)

Типы восприятия: темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик), типы по соционике, способы восприятия (аудиалы, визуалы, кинестетики), отношение к изменениям (консерваторы, новаторы), невербальное общение.

16 ТЕМА: МАНИПУЛИ

Наши рекомендации