Развитие тифлопедагогики как науки в России и за рубежом

До XVIII века мир не знал учебных заведений для незрячих. Французский просветитель Валентин Гаюи обратился к книге французского философа – энциклопедиста Денни Дидро «Письмо о слепых в назидание зрячим». В этой книге, а позднее в знаменитой «Энциклопедии» (раздел «Слепой») была предпринята попытка исследования психической деятельности при отсутствия зрения. Д. Дидро выдвинул гипотезу о разработке специальной письменности для незрячих, убедительно показал, что слепые способны к самым разным видам деятельности, профессиям не только простым, но и сложным. Стремясь помочь массам обездоленных слепых, В. Гаюи решил основать свое учебное и ремесленное заведение для детей средних способностей и бедных сословий. Домашняя школа В. Гаюи получала название «Мастерская трудящихся слепых». Воспитание и обучение в школе было поставлено на научную основу. Гаюи разработал специальную методику обучения незрячих различным предметам. Им же были сконструированы технические устройства: приборы, матрицы для изготовления рельефных наглядных пособий, географических карт и глобусов. В 1786 г. Людовик XVI издал указ о преобразовании школы Гаюи в Королевский институт для слепых детей. Вслед за ним аналогичные учебные заведении я были созданы в Ливерпуле – 1791 г. и Лондоне – 1801 г. (Англия); в Эдинбурге – 1801 г. (Шотландия); Берлине – 1806 г. (Германия); Неаполе – 1818 г. (Италия); Вене – 1806 г.; Праге – 1807 г. (Австро-Венгрия); Амстердаме – 1808 г. (Голландия).

В 1803 г. В. Гаюи получил предложение императора Александра I открыть в Санкт-Петербурге учебно-воспитательное заведение для незрячих детей. Однако с первых же дней пребывания в России Гаюи столкнулся с трудностями, которые преследовали его постоянно. Российские бюрократы заявили: «В России слепых нет». Гаюи сам был вынужден разыскивать их при поддержке своих сторонников, таких как, студент словесник А.И.Галич и других. В институт принимались дети без различия вероисповедания и сословий. В программу обучения и воспитания входили общеобразовательные предметы: чтение по рельефно-линейным книгам и письму этим же способом, Закон Божий, русский язык, литература, арифметика, история, география, пение, обучение игре на фортепиано, струнных и духовых музыкальных инструментах. Из ремесел преподавались плетение корзин, стульев, вязание, токарное дело по дереву, бумаго-картонажные работы, книгопечатание. Высокий уровень обучения детей достигался здесь благодаря большим научным знаниям и практическому опыту Гаюи. В институте получили подготовку первые незрячие ремесленник и, музыканты и учителя – тифлопедагоги, которые были готовы продолжать дело образования слепых в России. Но в условия крепостнической монархии (Екатерины II) институт просуществовал недолго, ам после отъезда Гаюи из России в 1819 г. институт был передан в ведение Императорского Человеколюбивого общества и утратил свое значение как учебное заведение.

Другой выдающийся французский учитель слепых - Луи Брайль (1809-1852) вошел в историю мировой тифлопедагогики как создатель уникального шрифта для незрячих людей. Он предложил точечную систему обозначения букв, математических и нотных знаков, которая была построена с учетом осязательных возможностей слепых.

В конце XIX в. больших успехов достигла тифлопедагогика и в Германии. Первым директором Королевского Берлинского института был Август Цейне (1778 – 1853). А. Цейне был поборником широкого образования для людей с нарушениями зрения. Центральное место в образовании незрячих отводилось трудовому обучению как средству становления и развития личности; наряду с этим большое внимание уделялось естественным предметам и географии. Он создал методики обучения слепых этому предмету, методике работы с рельефными наглядными пособиями – географической картой и глобусом.

В становлении и развитии научной системы обучения незрячих людей важное место принадлежит видному австрийскому общественному деятелю и тифлопедагогу Иоганну Вильгельму Клейну (1765-1848). Опираясь на личный опыт обучения слепого ребенка, И.В. Клейн подошел к идее основания Венского королевского института слепых (1806). По его инициативе были открыты инститиуты слепых в Праге (1807), Братиславе (1818), Будапеште (1825) и ряде других городов.

Решающее влияние на развитие английской педагогики оказали известные деятели образования слепых В. Мун (1818 – 1894) и Г. Армитедж (1824 – 1890). Первому из них принадлежит заслуга создания оригинальной системы письма, получившей достаточно широкое распространение во многих странах. Г. Армитедж получил известность как благотворитель и организатор «Ассоциации британских и иноземных слепых», а также как поборник внедрении я новых методов в практику обучения слепых. Он показал достоинства точечного шрифта Л. Брайля как универсальной системы письма для слепых.

Обучение слепых детей в Соединенных Штатах Америки началось с некоторым отставанием от европейских стран. Однако уже к концу 70-х гг. XIX в. подготовка слепых осуществлялась в 20 специальных учреждениях. Бостонский врач и педагог Самуэль Грайдли Хоува, изучив европейские педагогические системы обучения незрячих детей, пришел к выводу о возможности их широкого образования. Он включил в учебный план института слепых (кроме традиционных дисциплин) ботанику, зоологию, физику, историю, английскую литературу, геометрию и другие предметы. В целях гармоничного развития учащихся большое внимание уделялось их физическому воспитанию и профессионально-трудовой подготовке. Обучение музыке носило профессиональный характер.

Заслугой Хоува являлось также изобретение нового способа печатания книг для слепых, который вошел в историю тифлопедагогики как бостонский линейный (штриховый) тип.

В 1881 г. в России царское правительство возложило обязанности организатора обучения слепых детей на Мариинское попечительство о слепых. В 1893 г. в России работало уже 20 училищ для слепых, выпускался журнал «Русский слепец». Мариинское попечительство печатало литературу для слепых, изучало передовые методы призрения этой категории населения, имело Мариинский институт слепых девиц, училища в разных губерниях, приют для слепых девочек, провело перепись слепых в стране. О численности слепых в России (по переписи населения Российской Империи 1897 г.) говорилось, что огромное количество выявленных случаев слепоты (247 тыс.) падает на Сибирь, а так же на Казанскую и Уфимскую губернии. Факты распространения слепоты убедительно указывают на причины ее происхождения: бескультурье, низкий уровень жизни, отсутствие медицинской помощи.(228)

Полезным начинанием этого попечительства была организация летучих отрядов врачей-окулистов. За 8 лет их деятельности они оказали помощь 330 тысячам больных, сделали более 100 тысяч операций. Попечительством были созданы глазные лечебницы в различных губерниях страны, 75 глазных пунктов, организованы курсы врачей – окулистов, открыто 23 училища для слепых детей.

Императорский институт слепых для взрослых и детей мужского пола призревал сирот 8-12 лет всех сословий. Дети получали образование в объеме начальных училищ, их обучали игре на различных инструментах по особой методике, имелся оркестр, хор, типография. В 20-летнем возрасте их переводили в помещение квартирантов, где они пользовались квартирой и полным содержанием. Желающие жили самостоятельно, зарабатывая себе на жизнь игрой на фортепиано и доступными рукоделиями.

В отличие от Западной Европы и Северной Америки в России обучение слепых носило хотя и благотворительный, но централизованный характер. Училища слепых работали по единому плану и программам. Обучение было платным (300 р. в год). Следовательно, оно было недоступным не для всех. В 1910 г. в России был издан «букварь» для слепых по системе Брайля, что значительно ускорило процесс обучения слепых и предопределило появление библиотек для слепых.

Таким образом, в России на рубеже веков закладывались основы социальной, медицинской и профессиональной реабилитации незрячих.

После революции 1917 г. началась перестройка всей системы образования. Уже в первые годы Советской власти были приняты законы и распоряжения правительства о трудовом устройстве и профессиональном обучении слепых. «Для всеобщего и обязательного воспитания и обучения слепых дошкольников, школьников, и внешкольного возраста должны быть открываемы соответственно учреждения: ясли, детские сады, учебные мастерские, различного рода курсы и т.д. Обучение и воспитание слепых должно быть основано на социально-трудовых принципах» (из Резолюции секции физической дефективности, 1920 г.).

Для более успешной борьбы инвалидов по зрению за собственные права в 1923 г. было создано Всероссийское общество слепых (ВОС). В апреле 1924 г. вышел первый номер журнала «Жизнь слепых», инициатором этого издания был незрячий писатель А.П. Белоруков.

Важная роль Советского государства в лице его первых организаторов народного просвещения В.М. Бонч-Бруевича, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского и др. заключалась в том, что оно в короткий исторический срок сумело привлечь к созданию новой специальной школы слепых опытных тифлопедагогов: А.Б. Бирилева, В.А. Гандера, М.К. Мухина, Г.П. Мельникова, А.М. Щербину, а также передовых русских ученых П.П. Блонского, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского и других.

В 1919 г. в Москве был создан институт дефективного ребенка, который выдвигал следующие задачи:

- изучение и исследование детской дефективности и ее социальных факторов;

- подготовка новых кадров;

- «Опытное воспитание и обучение этих детей» (228, 28).

В 1924 году воспитанием и обучением слепых занималось 22 учреждения. Вначале обращалось внимание только на разработку средств и методов обучения в школах слепых, но затем возникла необходимость изучения закономерностей развития психики слепых, их познавательной деятельности, определения их компенсаторных возможностей. Исследования особенностей психического развития детей с нарушениями зрения строились с опорой на научные идеи Л.С. Выготского, А.И. Зотова, А.Г. Литвака, Л.И. Солнцевой. Л.С. Выготский утверждал, что с помощью специальных педагогических воздействий могут быть сняты отрицательные вторичные изменения психики. Для этого необходимы благоприятные социальные условия и мобилизация компенсаторных возможностей ребенка. В 1921 году тифлопедагогом В.А. Гарднером впервые в нашей стране был поднят вопрос об организации специального обучения слабовидящих детей. В 1932 году в Ленинграде при массовых школах было открыто 7 классов охраны зрения, в Московской школе-интернате №1 для слепых детей появился класс слабовидящих, а в 1933 году при массовых школах в Москве открылись еще 4 специальных класса.

Практика показала, что при обучении в специальных классах у детей повышается успеваемость, перестают прогрессировать заболевания глаз, иногда даже улучшается зрение. Всё это помогло открыть в 1940 году первую школу для слабовидящих детей в Москве. Сегодня школы-интернаты для слабовидящих детей есть во многих регионах России.

К 1932 году 200 человек слепых учились в высших и средних учебных заведениях. Советское законодательство предоставило повышенную пенсию на рабфаках, в техникумах, на подготовительных курсах для поступления в высшие образовательные и высшие технические учебные заведения, на период учебы.

В 50-60е годы ХХ века в России и за рубежом складывается система реабилитации инвалидов по зрению, которая помогает восстановить прерванные и утраченные связи в социальной среде, скорректировать и скомпенсировать познавательную деятельность в условиях сенсорной депривации. В результате восстанавливается социальный и психический статус личности инвалида по зрению, который оказывается способным утвердить себя в обществе нормально видящих людей – интегрировать в общество зрячих.

В 1960-1980-х годах в Институте дефектологии АПН СССР была разработана концепция дошкольного (Л.И. Солнцева) и школьного (М.И. Земцова) образования слепых и слабовидящих детей, предусматривающая получение ими среднего образования. Большое внимание уделялось качественному улучшению содержания и методов обучения. На базе исследования психологических особенностей осязательного восприятия у слепых и зрительного восприятия слабовидящих Ю.А. Кулагиным был разработан ряд специальных технических средств, основанных на применении фотоэффекта и на преобразовании зрительно воспринимаемых признаков предмета в звуковые сигналы.

Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам сделал профессор Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена Б.И. Коваленко. Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с именами таких ученых, как М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н.Б. Коваленко, А.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Н.В. Серпокрыл, Ю.А. Кулагин, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, В.П.Ермаков, А.И.Каплан, А.Б. Гордин, Р.С.Муратов, Б.В. Сермеев, В.А. Феоктистова, Э.М. Стернина, И.С. Моргулис, Б.К. Тупоногв, Л.И. Плаксина, В.З. Денискина и др.

В 60-90е годы в городах Санкт-Петербурге, Бийске, Волоколамске и Чебоксарах ВОС создало школы восстановления трудоспособности (ШВТС), которые осуществляли всестороннюю социальную реабилитацию слепых.

Учебно-производственные предприятия (УПП). После революции 1917 г. и окончания Гражданской войны остро встал вопрос о трудоустройстве инвалидов по зрению. Несколько попыток создать трудовые учреждения для слепых в 20-30 годы закончились неудачно и лишь в 1943 г. УПП передали ВОС, которая начала проводить активную работу по расширению сети таких предприятий. К 1963 году проблема трудоустройства незрячих была полностью решена путем создания предприятий для слепых, которые могли быть самоокупаемыми. Некоторые категории незрячих (с дополнительной патологией, сельские жители) обеспечивались работой на дому. УПП не только обеспечивали инвалидов по зрению работой, но и занимались их реабилитацией и интеграцией (обучение ориентировке в пространстве, самообслуживанию; организация досуга; ознакомление с правами инвалидов; обучение письму и чтению по системе Брайля; проведение лечебно-оздоровительных мероприятий). Сегодня многие УПП закрыты, а оставшиеся по существу являются медико-психолого-реабилитационными центрами. Причина закрытия УПП состоит в том, что в нынешних условиях эти предприятия не могут себя окупать, не имея никакой поддержки со стороны государства. Благодаря техническому прогрессу автоматизирована ручная работа, которую мог предложить незрячий, и стало невыгодно содержать таких работников. На сегодняшний день многие инвалиды по зрению остаются нетрудоустроенными.

Вопросы и задания для творческого саморазвития.

1. Назовите основные периоды в развитии теории и практики воспитания и обучения детей с нарушениями зрения.

2. Какова роль французских и немецких тифлопедагогов в развитии практики обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения?

3. Как проходило развитие отечественной теории и практики обучения детей с нарушениями зрения?

4. Какие ученые внесли свой вклад в развитее тифлопедагогики Советского периода?

5. Каковы достижения тифлопедагогической науки на современном этапе совершенствования специального образования в России?

Список литературы:

1. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, воспитание и обучение детей с нарушениями зрения / В.П. Ермаков. - М., 2000.

2. Карандаева, Т.А. Социально-педагогическая реабилитация детей с нарушением зрения / Т.А. Карандаева . – М., 1998.

3. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак.- Каро, 2006.

4. Лубовский, В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. – М.: «Академия», 2003.

5. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. Учебник для вузов / Н.М. Назарова. – М.: Академия, 2007.

6. Феоктистова, В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики / Феоктистова В.А. М.: Просвещение, 1981.

Наши рекомендации