Соотношение цели и средства в уголовном процессе

Участники нравственных отношений, вступая в них и действуя соответствующим образом, так или иначе, мотивируют свои поступки и поведение. Мотив является основанием поступка. Он представляет собой внутреннее побуждение к действию, заинтересованность в его совершении. Мотив реализуется в цели. Цель – это желаемый результат предпринимаемого субъектом действия или поступка. Участники уголовно-процессуальных отношений, действуя в пределах установленных законом рамок, преследуют разные цели и стремясь к их достижению, используют разные средства. Проблема соотношения цели и средства – одна из важнейших в этике. В современном уголовном процессе цивилизованного общества проблема соотношения цели и средства решается на иных нравственных и правовых началах.

Цель уголовного процесса – защита личности и общества от преступных посягательств путем справедливого правосудия. Задачи же состоят в раскрытии преступлений, изобличении виновных, привлечении их к справедливой ответственности, восстановлении нарушенных преступлением прав.

Классификация целей в уголовном процессе представляет интерес с нравственных позиций. При этом для судебной этики особенно важно рассмотрение соотношения официальных целей, определяемых законом или из него выводимых, и неофициальных, то есть тех, которые определяют поведение субъектов уголовного процесса в реальной жизни в зависимости от мотивов, которыми те руководствуются на самом деле. Так, закон определяет компетенцию судьи, прокурора, следователя, органов дознания, обязанности экспертов, свидетелей и т.д. Однако на практике приходится сталкиваться с преступлениями против правосудия, сокрытием преступлений, прекращением уголовных дел по надуманным основаниям и т.п.

Цели же подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего вряд ли вообще можно отрегулировать законодательно. Мотивы, которыми руководствуется каждый из них в каждом конкретном случае, никто заранее определить не может.

Что касается средств в уголовном процессе, то они должны быть дозволены законом, быть этичными, быть подлинно научными, быть максимально эффективными, быть экономичными [4, стр. 60].

Законодательство и организационно-правовые меры должны создавать условия для постановки только общественно полезных нравственных целей и использования соответствующих средств правоприменителями. Этому служат ограждение независимости судей, работников правоохранительных органов, понятие престижа их профессии.

Средства, применяемые субъектами уголовного процесса, должны соответствовать его целям, этическим нормам, быть законными. При этом, независимо от своих целей, никто из участвующих в деле лиц не вправе прибегать к средствам, не разрешенным законом. Что касается обвиняемого и подозреваемого, то от них нельзя требовать совпадения целей, к которым они стремятся, с официальными целями, которым подчинен уголовный процесс. Но аморальные средства, которые могут быть ими использованы, все равно останутся аморальными. Судья, следователь, прокурор, защитник обязаны правильно определять цели своей деятельности, которые не должны противоречить закону и нравственности, и применять для их достижения лишь нравственно дозволенные средства.

Контрольные вопросы:

1. В чём заключается суть конституционного принципа презумпции невиновности?

2. В чём выражается принцип справедливости и гуманизма в правосудии при рассмотрении уголовных дел?

3. Что означает принцип законности в уголовном судопроизводстве?

4. Назовите основные международные акты принятые международным сообществом, в которых нашли своё воплощение единство законности и нравственности?

5. Охарактеризуйте правовые и нравственные отношения, возникающие в уголовном процессе.

Литература:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.

2. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 года: текст по состоянию на 12 марта 2007 г. - Минск: Амалфея, 2007. - 336 с.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: с обзором изменений и практики применения/ авт. обзора Л.Л. Зайцева. - Минск: Амалфея, 2009. - 528 с.

4. Кобликов, А.С. Юридическая этика: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2000. - 168 с.

5. Порубов, Н.И. Юридическая этика: Учеб. пособие. - Минск.: высш. Шк, 2003. - 352 с.

Наши рекомендации