Теория и методы районирования и тпк
Виды районирования
Учение о районировании входит в теоретическое ядро географической науки. Оно получило название «районистика» – это научное направление, разрабатывающее общие принципы и методы систематизации географической информации путем районирования. Слово «районирование» явно связано со словом «район» и означает в самом общем смысле разделение какой-либо геотории (территории или акватории), представляемой в виде поверхности, на части, т.е. районы.
В пределах материков и океанов можно выделять природные районы. Социально-экономическую географию интересуют большей частью районы, связанные с жизнью общества (хотя экономическая и социальная география изучает и природно-ресурсные, и эколого-экономические районы). Принципы выделения и делимитации (установления границ) природных и социально-экономических районов различаются, хотя во многом и совпадают. Дальнейшее изложение касается только общественно-экономических (экономико-географических, социально-экономических, историко-культурных и т.п.) районов.
Однородное районирование. Оно нацелено на поиск одинаковых районов. Сходные объекты могут быть объединены в одну группу двумя способами — объединением и делением, что, в целом, соответствует двум способам познания — индуктивному и дедуктивному.
Объединение схожих по одному или нескольким признакам территорий позволяет выделить синтетические районы; этот вид районирования называется «районирование снизу». Он используется для изучения географического разнообразия относительно небольших по площади территорий. Районирование «снизу» начинается с выбора показателей, по которым будет проводиться выделение, разграничение и осмысление районов.
При «районировании сверху» (выделение аналитических районов), проводимом на обширных территориях, в масштабах всего Земного шара существование и наличие районов принимается априори. Задача исследователя сводится к выбору признаков, наиболее полно отражающих разграничение районов и их дальнейшее деление.
Объектами однородного районирования в экономической географии являются единицы административно-территориального деления, по которым собираются и публикуются усредненные статистические данные. При проведении профессиональных исследований абсолютные показатели «взвешиваются» с учетом площади территориальных единиц или численности населения.
Последовательность выделения районов |
При однородном районировании районы могут выделяться как по одному признаку (однопризнаковое районирование), так и по нескольким признакам (многопризнаковое районирование). Если мы проводим однопризнаковое районирование, то, как правило, существует один вариант проведения границы.
Если, признаков районирование несколько, то и вариантов размещения границ может быть несколько. Допустим, перед исследователем стоит задача выявить район экологического бедствия. Можно проводить районирование по загрязнению вод, можно по загрязнению почв или по числу роста заболеваний. Границы района, выделенного по загрязнению вод, наверняка точно не совпадут с границами районов загрязнения почв и роста заболеваний. Где же будет находиться эпицентр экологического бедствия? В этом случае используют методы многопризнакового районирования.
«Качество» районирования, т. е. соответствие выделенного района поставленным целям во многом зависит от выбора наиболее репрезентативных показателей. На их основе составляется и анализируется матрица статистических данных. Часто используется так называемая методика Моуля, согласно которой составляется серия карт для изучаемой территории с границами районов, выделенных по одному признаку, после чего их «накладывают» на общую основу. Там, где границы совпадают, выделяется многопризнаковый район. Учет большого числа признаков и показателей затрудняет выделение районов, т. к. появляются значительные по площади переходные зоны.
Границы между узловыми районами |
Узловое (или функциональное) районированиепредполагает выделение районов в зависимости от интенсивности хозяйственных связей внутри них. Оно выявляет сферы влияния городов, транспортных узлов, предприятий. Каждый узловой район имеет ядро, где отчетливо проявляются все показатели и явления. Интенсивность явления падает от ядра к периферии.
Границы района расположены там, где показатели принимают минимальные значения. Поэтому проведение собственно границ при разграничении функциональных районов существенного значения не имеет: вероятные ошибки не скажутся на характеристике района.
Принципы районирования. Важнейшим принципом при решении задач практического районирования является его непрерывность, т. е. каждый объект обязательно должен быть отнесен к какому-либо классу, и в сетке районов не должно быть «белых пятен». Система районов должна распространяться на объекты одинаковой природы, т. е. нельзя включать в одну схему такие принципиально разные объекты, как например, животных и реки, сушу и море, королей и капусту…и т. д.
Районирование должно служить конкретной цели, которая определяет набор признаков и число выделяемых районов. От правильного выбора признаков районирования во многом зависит достоверность конечных результатов. Во-первых, признаки должны отражать свойства самих объектов районирования; во-вторых, среди них важно выбрать наиболее существенные, по которым и следует разделять территорию. Показатели, используемые для деления на более «высоких» уровнях, должны иметь более важное значение для целей районирования, чем признаки, используемые на низких уровнях.
Региональная политика
Региональная политика – система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития.
Виды рег политики:
Экономическая
Социальная
Демографическая
Экологическая
Научно-техническая
Объекты рег политики: денежно-финансовые, социальные, производственные
Субъекты рег политики:
Представители государственной и региональной власти (физические лица)
Отдельные учреждения, организации и предприятия (юридические лица)
Формы рег политики:
Прогнозирование
Программирование
Планирование
Задачи рег политики:
Сохранение единства и территориальной целостности РФ
Децентрализация власти
Выравнивание реальных прав субъектов РФ
Повышение экономической самостоятельности регионов
Реальное обеспечение прав человека и гражданина на всей территории РФ
Разграничение полномочий федеральных органов власти и органов субъектов федерации
Среди инструментов региональной политики можно выделить 2 сектора:
I. Финансовые (материальные) инструменты.
Включают макро и микроинструменты. К макроинструментам относится: дифференциация денежно-кредитной, налоговой и тарифной политики на уровне региона. К микроинструментам относится: точечное, локальное воздействие на отдельные объекты, находящиеся на территории региона, причем воздействие идет по 2м направлениям: воздействие на труд и воздействие на капитал.
Макроинструменты региональной политики:
- Дифференциация денежно-кредитной политики заключается в том, что отдельным регионам предоставляется кредит на более льготных условиях (с меньшими процентными ставками, на более длительный срок). Это также относится и к международным кредитам. Кроме того, регионам могут предоставляться субсидии или дотации для реализации региональных целей.
- Дифференциация налоговой политики – это льготное налогообложение, то есть сокращение отдельных налогов (налоговых ставок), предоставление налоговых каникул, освобождение от отдельных налогов на некоторое время.
- Дифференциация тарифной политики используется для регионов со сложными климатическими условиями и отдаленных от центра. Льготные тарифы могут предоставляться по транспорту, стоимости топлива, земли, ЖКХ
Микроинструменты региональной политики
Все микроинструменты – это воздействие на локальные объекты, действующие на территории региона.
К инструментам региональной политики, кроме перечисленных макро- и микроинструментов, относятся правовые инструменты, то есть введение особых организационных хозяйственных режимов, санация депрессивных регионов и другие меры, направленные на стабилизацию экономики региона и поддержание стабильной социальной и экологической ситуации.
Первый этап: 30-е годы XX в. Произошло долгожданное осознание важности региональных проблем и принятие первых программ помощи отдельным старопромышленным и слаборазвитым территориям. Такая необходимость диктовалась в первую очередь последствиями известного экономического кризиса 1929-1933 гг. При этом региональные мероприятия «по настоящему» были развернуты лишь в двух государствах - Великобритании и США. (В первом из них в 1933 г. были выделены «специальные районы», призванные стать объектом целенаправленного воздействия государственной политики в контексте антикризисных мероприятий).
Второй этап: 40-50-е гг. За эти годы расширился круг стран, практикующих региональные мероприятия. Очередной экономический кризис - послевоенный (особенно в Западной Европе) снова привел к спаду в традиционных отраслях промышленности и обострению социально-экономических проблем в Эльзасе, Лотарингии и Севером районе Франции, Южной Бельгии, Руре и Сааре в ФРГ, Новой Англии и Средне-Атлантических штатах в США, ряде районов на севере и западе Великобритании. Обострение сырьевых проблем подтолкнуло правительства к более энергичному освоению Аляски в США, северных районов Канады и Скандинавии.
Третий этап: 60-е — начало 70-х гг. Это своеобразный Ренессанс региональной политики, период резкого ее оживления. Во многих странах в ранг государственной политики возводятся мероприятия по разгрузке крупнейших районов и агломераций (хотя эффективность подобных попыток в целом оказалась низкой).
Четвертый этап: середина 70-х годов -1993 г. (год подписания Маастрихтских соглашений, давших импульс для проведения принципиально новой, «наднациональной» региональной политики в рамках ЕС). Данный этап эволюции региональной политики связан с частичным ее «откатом» назад в связи с новым экономическим кризисом, охватившим развитые страны после 1974 г. Замедление темпов экономического развития выдвинуло на «повестку» дня вопросы структурной реорганизации промышленности и модернизации производственного аппарата в целом. Стали более популярны макроэкономические, а не региональные цели.
Пятый этап: с 1993 г. - по настоящее время. Подписание Маастрихтских соглашений открыло прямой путь к превращению «Европы национальных государств» в «Европу регионов». И хотя идеи создания последней благодаря успешному развитию интеграционных процессов имеют большее отношение к территории Европейского сообщества, они в случае полной реализации ознаменуют собой принципиально новую веху в развитии региональной политики вообще.
Цели и задачи региональной политики.
1) создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности (федерализма в полиэтнических, федеративных государствах);
2) относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
3) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства;
4) максимальное использование природных, в т. ч. ресурсных особенностей регионов;
5) предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др.
Основные направления региональной политики западноевропейских государств преимущественно связываются с судьбой так называемых проблемных районов: депрессивных старопромышленных, слаборазвитых (аграрно-индустриальных и с экстремальными природными условиями), чрезмерной концентрацией населения и хозяйства и кризисных территорий в пределах крупнейших агломераций и т. п.
Методы проведения региональной политики
Методы проведения региональной политики:
— выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику;
— «реанимация» депрессивных районов;
— «стимулирующая» политика;
— «компенсирующая» политика.
Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают:
— прямую финансовую помощь;
— займы на выгодных условиях и налоговые льготы;
— создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры;
— размещение государственных заказов;
— политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.
Зарубежный опыт рег. Пол
Особенностью региональной политики ЕС является её строгая последовательность с учётом меняющихся условий. После Маастрихтского соглашения (1993 г.) была разработана стратегия региональной политики, в «русле» которой осуществляются «отраслевые» (межотраслевые) и территориальные программы. Отраслевые программы носят инновационный характери способствуют интеграции стран ЕС. Наиболее известными стали программы «термоядерного синтеза», «информатики», «биотехнологии», «телекоммуникаций» и др.
Территориальные программы ориентированы на развитие территорий, которые имеют низкий стартовый экономический потенциал (страны Восточной Европы). Целью программ является подъём экономического и социального развития этих стран. Второй тип программ нацелен на реструктуризацию региональных экономик, снижение традиционных и рост инновационных отраслей хозяйства.Третий тип программ направлен на создание коммуникаций, рыночной и линейной инфраструктуры, содействующих интеграции территорий в единое европейское пространство.
Для принятия эффективных мер по разрешению территориальных проблем следует обратиться к опыту антидепрессионной региональной политики в зарубежных странах, проанализированных в трудах отечественных учёных2. При этом, естественно, должны учитываться особенности социально-экономического развития России и её регионов.
В российских условиях наиболее приемлем опыт антидепрессионной региональной политики в Великобритании, Германии, США, Италии и других странах. В Великобритании социально-экономическая депрессивность наиболее остро проявилась в индустриальных агломерациях, где концентрируются традиционные отрасли – угледобыча, производство стали и текстиля. Примером депрессионного региона была Центральная Шотландия. В Германии депрессионным регионом был Рур с угольно-металлургической специализацией. В США к подобным регионам относятся территории с высоким уровнем безработицы и низким уровнем доходов. Классический пример – Аппалачский регион. В Италии выделяется Юг с аграрной ориентацией.
Общей закономерностью региональной политики в высокоразвитых странах является зависимость антидепрессионной парадигмы от тонуса национальной экономической жизни, задающего определённое психологическое восприятие этой проблемы. В то же время в каждой стране используется индивидуальная система мер по оздоровлению экономики и подъёму социального развития.
В Великобритании были разработаны мягкие, косвенные методы стимулирующего и сдерживающего контроля за размещением производства. Региональная политика опиралась на три группы мер:
- финансовые меры, стимулирующие размещение и рост производства в депрессивных регионах (гарантии на капиталовложения, займы, налоговые льготы, региональные премии за занятость и др.).
- непосредственная инвестиционная деятельность государства по развитию производственной и социальной инфраструктуры, в первую очередь – транспорта и жилья.
- меры «негативного контроля» за промышленным строительством, предусматривающие разрешение на промышленное предпринимательство.
Виды районирования
Учение о районировании входит в теоретическое ядро географической науки. Оно получило название «районистика» – это научное направление, разрабатывающее общие принципы и методы систематизации географической информации путем районирования. Слово «районирование» явно связано со словом «район» и означает в самом общем смысле разделение какой-либо геотории (территории или акватории), представляемой в виде поверхности, на части, т.е. районы.
В пределах материков и океанов можно выделять природные районы. Социально-экономическую географию интересуют большей частью районы, связанные с жизнью общества (хотя экономическая и социальная география изучает и природно-ресурсные, и эколого-экономические районы). Принципы выделения и делимитации (установления границ) природных и социально-экономических районов различаются, хотя во многом и совпадают. Дальнейшее изложение касается только общественно-экономических (экономико-географических, социально-экономических, историко-культурных и т.п.) районов.
Однородное районирование. Оно нацелено на поиск одинаковых районов. Сходные объекты могут быть объединены в одну группу двумя способами — объединением и делением, что, в целом, соответствует двум способам познания — индуктивному и дедуктивному.
Объединение схожих по одному или нескольким признакам территорий позволяет выделить синтетические районы; этот вид районирования называется «районирование снизу». Он используется для изучения географического разнообразия относительно небольших по площади территорий. Районирование «снизу» начинается с выбора показателей, по которым будет проводиться выделение, разграничение и осмысление районов.
При «районировании сверху» (выделение аналитических районов), проводимом на обширных территориях, в масштабах всего Земного шара существование и наличие районов принимается априори. Задача исследователя сводится к выбору признаков, наиболее полно отражающих разграничение районов и их дальнейшее деление.
Объектами однородного районирования в экономической географии являются единицы административно-территориального деления, по которым собираются и публикуются усредненные статистические данные. При проведении профессиональных исследований абсолютные показатели «взвешиваются» с учетом площади территориальных единиц или численности населения.
Последовательность выделения районов |
При однородном районировании районы могут выделяться как по одному признаку (однопризнаковое районирование), так и по нескольким признакам (многопризнаковое районирование). Если мы проводим однопризнаковое районирование, то, как правило, существует один вариант проведения границы.
Если, признаков районирование несколько, то и вариантов размещения границ может быть несколько. Допустим, перед исследователем стоит задача выявить район экологического бедствия. Можно проводить районирование по загрязнению вод, можно по загрязнению почв или по числу роста заболеваний. Границы района, выделенного по загрязнению вод, наверняка точно не совпадут с границами районов загрязнения почв и роста заболеваний. Где же будет находиться эпицентр экологического бедствия? В этом случае используют методы многопризнакового районирования.
«Качество» районирования, т. е. соответствие выделенного района поставленным целям во многом зависит от выбора наиболее репрезентативных показателей. На их основе составляется и анализируется матрица статистических данных. Часто используется так называемая методика Моуля, согласно которой составляется серия карт для изучаемой территории с границами районов, выделенных по одному признаку, после чего их «накладывают» на общую основу. Там, где границы совпадают, выделяется многопризнаковый район. Учет большого числа признаков и показателей затрудняет выделение районов, т. к. появляются значительные по площади переходные зоны.
Границы между узловыми районами |
Узловое (или функциональное) районированиепредполагает выделение районов в зависимости от интенсивности хозяйственных связей внутри них. Оно выявляет сферы влияния городов, транспортных узлов, предприятий. Каждый узловой район имеет ядро, где отчетливо проявляются все показатели и явления. Интенсивность явления падает от ядра к периферии.
Границы района расположены там, где показатели принимают минимальные значения. Поэтому проведение собственно границ при разграничении функциональных районов существенного значения не имеет: вероятные ошибки не скажутся на характеристике района.
Принципы районирования. Важнейшим принципом при решении задач практического районирования является его непрерывность, т. е. каждый объект обязательно должен быть отнесен к какому-либо классу, и в сетке районов не должно быть «белых пятен». Система районов должна распространяться на объекты одинаковой природы, т. е. нельзя включать в одну схему такие принципиально разные объекты, как например, животных и реки, сушу и море, королей и капусту…и т. д.
Районирование должно служить конкретной цели, которая определяет набор признаков и число выделяемых районов. От правильного выбора признаков районирования во многом зависит достоверность конечных результатов. Во-первых, признаки должны отражать свойства самих объектов районирования; во-вторых, среди них важно выбрать наиболее существенные, по которым и следует разделять территорию. Показатели, используемые для деления на более «высоких» уровнях, должны иметь более важное значение для целей районирования, чем признаки, используемые на низких уровнях.
Теория и методы районирования и тпк
Экономическое районирование – это деление территории страны на экономически целостные части, которые отличаются друг от друга своей специализацией и структурой хозяйства, а также особенностями ЭГП. Экономическое районирование особенно важно для государств с обширной территорией.
Основные принципы экономического районирования:
1) экономический, в соответствии с которым район рассматривается как специализированная территориальная часть единого народного хозяйства страны с определенным комплексом вспомогательных и обслуживающих производств,
2) национальный - учет национального состава населения, его исторически сложившихся особенностей труда и быта,
3) административный, определяющий единство экономического районирования и территориально-административного устройства страны.
Таблица 2
Функции экономического районирования
Функции | Содержание |
Политическая | Укрепление устойчивости государства |
Социально- хозяйственная | Создание наилучших условий для формирования в стране рациональных территориальных пропорций и развитых эффективных региональных комплексов национального хозяйства |
Организационная | Обеспечение приносящей требуемые результаты управляемости территориями |
Прогнозирование, планирование и программирование рег экономики
Основные функциональные формы региональной политики:
1. Прогнозирование – научное предвидение предполагаемых направлений и параметров в социально-экономическом развитии регионов (на основе анализа всех показателей и источников развития региона).
2. Региональное программирование – целенаправленное вмешательство в развитие региона с определением целей и задач социально-экономического развития, сроков достижения целей и необхлдимых затрат на достижения.
3. региональное планирование – установление конкретных целей и задач на планируемый период с указанием источников финансирования и непосредственных исполнителей.
Все эти методы часто называются програмно-целевыми, которые используются как в период административно-командной, так и в условиях рыночной экономики.
Региональная политика
Региональная политика – система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития.
Виды рег политики:
Экономическая
Социальная
Демографическая
Экологическая
Научно-техническая
Объекты рег политики: денежно-финансовые, социальные, производственные
Субъекты рег политики:
Представители государственной и региональной власти (физические лица)
Отдельные учреждения, организации и предприятия (юридические лица)
Формы рег политики:
Прогнозирование
Программирование
Планирование
Задачи рег политики:
Сохранение единства и территориальной целостности РФ
Децентрализация власти
Выравнивание реальных прав субъектов РФ
Повышение экономической самостоятельности регионов
Реальное обеспечение прав человека и гражданина на всей территории РФ
Разграничение полномочий федеральных органов власти и органов субъектов федерации
Среди инструментов региональной политики можно выделить 2 сектора:
I. Финансовые (материальные) инструменты.
Включают макро и микроинструменты. К макроинструментам относится: дифференциация денежно-кредитной, налоговой и тарифной политики на уровне региона. К микроинструментам относится: точечное, локальное воздействие на отдельные объекты, находящиеся на территории региона, причем воздействие идет по 2м направлениям: воздействие на труд и воздействие на капитал.
Макроинструменты региональной политики:
- Дифференциация денежно-кредитной политики заключается в том, что отдельным регионам предоставляется кредит на более льготных условиях (с меньшими процентными ставками, на более длительный срок). Это также относится и к международным кредитам. Кроме того, регионам могут предоставляться субсидии или дотации для реализации региональных целей.
- Дифференциация налоговой политики – это льготное налогообложение, то есть сокращение отдельных налогов (налоговых ставок), предоставление налоговых каникул, освобождение от отдельных налогов на некоторое время.
- Дифференциация тарифной политики используется для регионов со сложными климатическими условиями и отдаленных от центра. Льготные тарифы могут предоставляться по транспорту, стоимости топлива, земли, ЖКХ
Микроинструменты региональной политики
Все микроинструменты – это воздействие на локальные объекты, действующие на территории региона.
К инструментам региональной политики, кроме перечисленных макро- и микроинструментов, относятся правовые инструменты, то есть введение особых организационных хозяйственных режимов, санация депрессивных регионов и другие меры, направленные на стабилизацию экономики региона и поддержание стабильной социальной и экологической ситуации.
Первый этап: 30-е годы XX в. Произошло долгожданное осознание важности региональных проблем и принятие первых программ помощи отдельным старопромышленным и слаборазвитым территориям. Такая необходимость диктовалась в первую очередь последствиями известного экономического кризиса 1929-1933 гг. При этом региональные мероприятия «по настоящему» были развернуты лишь в двух государствах - Великобритании и США. (В первом из них в 1933 г. были выделены «специальные районы», призванные стать объектом целенаправленного воздействия государственной политики в контексте антикризисных мероприятий).
Второй этап: 40-50-е гг. За эти годы расширился круг стран, практикующих региональные мероприятия. Очередной экономический кризис - послевоенный (особенно в Западной Европе) снова привел к спаду в традиционных отраслях промышленности и обострению социально-экономических проблем в Эльзасе, Лотарингии и Севером районе Франции, Южной Бельгии, Руре и Сааре в ФРГ, Новой Англии и Средне-Атлантических штатах в США, ряде районов на севере и западе Великобритании. Обострение сырьевых проблем подтолкнуло правительства к более энергичному освоению Аляски в США, северных районов Канады и Скандинавии.
Третий этап: 60-е — начало 70-х гг. Это своеобразный Ренессанс региональной политики, период резкого ее оживления. Во многих странах в ранг государственной политики возводятся мероприятия по разгрузке крупнейших районов и агломераций (хотя эффективность подобных попыток в целом оказалась низкой).
Четвертый этап: середина 70-х годов -1993 г. (год подписания Маастрихтских соглашений, давших импульс для проведения принципиально новой, «наднациональной» региональной политики в рамках ЕС). Данный этап эволюции региональной политики связан с частичным ее «откатом» назад в связи с новым экономическим кризисом, охватившим развитые страны после 1974 г. Замедление темпов экономического развития выдвинуло на «повестку» дня вопросы структурной реорганизации промышленности и модернизации производственного аппарата в целом. Стали более популярны макроэкономические, а не региональные цели.
Пятый этап: с 1993 г. - по настоящее время. Подписание Маастрихтских соглашений открыло прямой путь к превращению «Европы национальных государств» в «Европу регионов». И хотя идеи создания последней благодаря успешному развитию интеграционных процессов имеют большее отношение к территории Европейского сообщества, они в случае полной реализации ознаменуют собой принципиально новую веху в развитии региональной политики вообще.
Цели и задачи региональной политики.
1) создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности (федерализма в полиэтнических, федеративных государствах);
2) относительное выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
3) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства;
4) максимальное использование природных, в т. ч. ресурсных особенностей регионов;
5) предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов и др.
Основные направления региональной политики западноевропейских государств преимущественно связываются с судьбой так называемых проблемных районов: депрессивных старопромышленных, слаборазвитых (аграрно-индустриальных и с экстремальными природными условиями), чрезмерной концентрацией населения и хозяйства и кризисных территорий в пределах крупнейших агломераций и т. п.
Методы проведения региональной политики
Методы проведения региональной политики:
— выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику;
— «реанимация» депрессивных районов;
— «стимулирующая» политика;
— «компенсирующая» политика.
Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают:
— прямую финансовую помощь;
— займы на выгодных условиях и налоговые льготы;
— создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры;
— размещение государственных заказов;
— политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.