Политико-географическое (геополитическое) положение

Категория географического положения, характеризующая положение того или иного

пространственного объекта по отношению к другим, очень широко применяется в географии.

Эта категория имеет несколько разновидностей: физико-географическое положение,

экономико-географическое положение (ЭГП), транспортно-географическое положение. В

системе политико-географических знаний на первое место выдвигается политико-

географическое положение (ПГП).

Между категориями ЭГП и ПГП нет абсолютно четкой границы. Так, положение той или

иной страны или региона по отношению к важнейшим экономическим центрам, мировым

транспортным и торговым путям, интеграционным группировкам, туристским потокам имеет

значение не только для экономической, но и для политической географии. Ведь их

безопасность, нормальное функционирование в конечном счете зависят от политической

ситуации в мире. В качестве примера выгодного сочетания ЭГП и ПГП можно привести малые

страны и территории, относящиеся к числу «квартиросдатчиков» или «посредников», ныне

занимающих значительное место в международном географическом разделении труда

(Сингапур, Багамы и др.). Пример гораздо менее выгодного сочетания ЭГП и ПГП являют

собой страны, не имеющие выхода к открытому морю.

Что касается самого определения ПГП, то, по М. М. Голубчику, политико-географическое

положение – это положение объекта (страны, ее части, группы стран) по отношению к другим

государствам и их группам как политическим объектам. ПГП государства в широком смысле –

это комплекс политических условий, связанных с географическим положением страны

(региона), выражающийся в системе политических взаимоотношений с окружающим миром.

Эта система подвижна, на нее воздействуют процессы и явления, происходящие как в

окружающем пространстве, так и в самом изучаемом объекте.[16]

Принято различать макро-, мезо– и микро-ПГП.

Макро-ПГП страны или региона – это их положение в системе глобальных политических

взаимоотношений. Его оценивают в первую очередь в зависимости от положения страны

(региона) по отношению к основным военно-политическим и политическим группировкам,

очагам международной напряженности и военных конфликтов (горячим точкам),

демократическим и тоталитарным политическим режимам и т. д. Макро-ПГП – историческая

категория, изменяющаяся во времени. Для доказательства этого утверждения можно сравнить

обстановку в мире в период «холодной войны» и после ее окончания.

Мезо-ПГП – это обычно положение страны в пределах своего региона или субрегиона. При

его оценке особую роль играет характер непосредственного соседства, которое, в свою очередь,

определяется прежде всего политическими взаимоотношениями. Для иллюстрации достаточно

привести, с одной стороны, примеры отношений между ФРГ и Францией, США и Канадой,

Японией и Республикой Корея, Россией и Финляндией, а с другой – примеры отношений между

Израилем и соседними арабскими странами, между Ираком и Ираном, Индией и Пакистаном,

США и Кубой. В период, когда в ЮАР господствовал расистский режим, соседние с этой

страной государства называли прифронтовыми.

Под микро-ПГП страны обычно понимают выгодность или невыгодность (как с

политической, так и с военно-стратегической точки зрения) расположения отдельных участков

ее границы, характер соприкосновения пограничных районов с сопредельными государствами.

Рис. 8. Геополитическое положение России (по Е.Л.Плисецкому)

Анализу нового геополитического положения России (после распада СССР) посвящено

большое число работ. Их авторы отмечают, что общие потери России на мезо– и микроуровне

оказались очень большими, как в плане разрушения прежнего единого политического и

экономического пространства, потери значительной части демографического, экономического и

научно-технического потенциала, увеличения «северности» всей страны и в значительной мере

отгораживания ее от Балтийского и Черного морей, так и в сугубо геополитическом аспекте.

Немало геополитических проблем возникло в отношениях России с ближним зарубежьем,

т. е. с другими странами СНГ. На западной границе это в меньшей степени относится к

Белоруссии, с которой в 1999 г. Россия подписала Союзный договор о создании единого

государства, но в гораздо большей – к Украине и Молдавии (Крым и Севастополь,

Черноморский флот, статус Приднестровья, тарифы за перекачку российских нефти и

природного газа в зарубежную Европу). После вступления стран Балтии и Польши в НАТО

возникли новые трудности в организации сухопутных связей с Калининградской областью. На

южной границе произошло некоторое охлаждение отношений с Азербайджаном и в

особенности с Грузией (разногласия по вопросу о путях транспортирования каспийской нефти,

о статусе Абхазии и Южной Осетии, о российских военных базах и т. д.). На Юго-Востоке не

может не беспокоить усиливающееся военное присутствие США в некоторых республиках

Средней Азии. Немалое политическое потрясение испытали в последнее время и те из стран

СНГ, где произошли «революция роз» (Грузия), «оранжевая революция» (Украина),

«революция тюльпанов» (Киргизия).

C этому перечню проблем нужно добавить необустройство части государственных границ

страны, поскольку многие из них фактически «вынесены» на рубежи бывшего СССР.

Российские пограничники остаются, например, на границе Таджикистана с Афганистаном,

тогда как на собственных границах России со странами СНГ пограничный и таможенный

контроль не такой жесткий. Нельзя забывать и о том, что общая протяженность границ России

составляет 60,9 тыс. км и что очень многие субъекты Федерации (почти половина) после

распада СССР стали пограничными территориями.

Еще больше геополитических проблем связано с дальним зарубежьем. На западных

рубежах России бывшие социалистические страны быстро переориентировались в своих

политических предпочтениях. «Продвижение НАТО на Восток» означает включение этих стран

в западные политические и военные структуры, а вхождение их в Европейский союз – и в

экономические структуры. В странах Балтии осуществляется дискриминация этнических

русских, выдвигаются территориальные претензии к России. В Польше и Чехии создаются

элементы противоракетной обороны Запада. На Юге и Юго-Востоке исламские государства

стремятся к вовлечению в свою орбиту бывшей советской Средней Азии и Азербайджана;

сложная обстановка сложилась на границе с Афганистаном. На Дальнем Востоке положение

России стало более стабильным, несмотря на спор с Японией из-за Курильских островов.

Попытки отразить геополитическое положение России на карте встречаются не так часто,

но все же они есть (рис. 8).

В качестве своего рода комментария к этой карте можно привести краткую характеристику

геополитического положения отдельных частей современной России, данную академиком А. Г.

Гранбергом: «Специфика геоэкономического и геополитического положения России в

Наши рекомендации