Теория формирования полоролевого поведения (теория обучения, теория идентификации, когнитивная теория, теория полоролевой схематизации).

сихологические механизмы возникновения полоролевой идентификации рассматривались в рамках различных психологических теорий.
Так, например, как утверждают Дж.Л Хэмпсон и Д.Г.Хэмпсон (Коломинский Я.Л., Мелтеас М.Х., 1985), ориентация на половую роль мальчика или девочки не имеет врожденной, заранее образованной базы. Психологическое самоопределение половой принадлежности начинается со второго и закрепляется к третьему году жизни ребенка. К этому времени 75% детей уже считают себя мальчиками или девочками.
В соответствии с социально-когнитивной теорией (Бандура) и теорией социального научения (Дж Роттер) (Л.Хьелл, Д.Зиглер, 2000) модель идентификации возникает на основе абстрактной модели своего пола, создаваемой на многих наблюдениях над поведением лиц этого пола. Суть модели заключается в подражании ребенком в той мере, в которой ребенок считает это поведение соответствующим полу. Половая идентичность происходит после усвоения типичных ролей.
По теории идентификации Дж.Кагана и П.Массена (Коломинский Я.Л., Мелтеас М. Х., 1985), идентификация возникает на основе идентификации с одним из членов семьи. При этом идентификация отличается от простого подражания, и многие формы поведения приобретаются спонтанно без всякого подкрепления, прямой тренировки и вознаграждения и намерений учиться. При этом усваиваются не дискретные акты поведения, а комплексный интегрированный стабильный образец поведения на основе интимной личной связи с моделью.
В соответствии с теорией объектных отношений В.Файербраена и И.Мастерсона (Н. В. Дворянчиков, 1998) модель идентификации возникает на основе внутренних образов отца и матери, характеризующие особенности эго- объектных связей с матерью (оральной зависимости, симбиотической привязанности, нарциссического совершенства и т.п.). Отец является базой для более поздних интерперсональных связей личности и маскулинности. Маскулинность включает те типы поведения, которые обычно ожидаются от мужчин для поддержания целевой ориентации и отражающие невостребованность межличностных контактов. Маскулинная (инструментальная) компетентность определяется через уровень достижения при наличии широты значимых целей. Фемининная роль включает в себя виды активности, ориентированной на поощрение взаимно-полезных качеств в межличностных взаимодействиях и ориентированная на образ матери.
Идентификация в соответствии с данной моделью происходит путем интериоризации образов родителей с учетом характерологических особенностей и детско-родительских отношений с расщеплением на «плохие» и «хорошие» части. Идентификация с родителями становится внутренне противоречивой, неоднозначной, «хорошая» часть объекта позволяет удовлетворять либидозные желания, в этом смысле она фемининна, а «плохая» часть несет угрозу наказания, критику, и в этом смысле она маскулинна. Между маскулинностью и фемининностью существуют отношения борьбы или агрессии.
По теории социальных ролей Е.Маккоби (Коломинский Я.Л., Мелтеас М.Х., 1985) идентификация возникает на базе усвоения социальных ролей отца и матери. При этом идентификация определяется вместе с чувствами, установками, ценностными ориентациями, которые ребенок приписывает носителю этой роли (модели идентификации), социальное одобрение и подтверждение определяет формирование социальной роли и усваивается в объеме, определяемом интенсивностью и частотой взаимодействия между ребенком и моделью, социальной властью над ребенком и контролем над его ценностями. Усвоение модели происходит в процессе общения, поэтому в семье, где есть мальчики и девочки, в процессе идентификации у индивида наблюдаются черты противоположного пола.
Многофакторная теория половой идентичности Спенса (Н.В.Дворянчиков, 1998) описывает идентификацию на основе образцов поведения родителей и наблюдением за средой. Сутью модели являются составные полового самосознания: полоролевая идентичность- представления о типичном для пола своего поведения или функций, выражающихся как обобщенное суждение о мужественности или женственности и отношение к ним; полоролевые стереотипы - представление о стереотипах поведения и функциях, характеризующих мужчин или женщин в данном обществе; полоролевое поведение - отраженные паттерны поведения индивида в соответствии с социальными стереотипами мужчин или женщин или корреляты этих стереотипов; полоролевые предпочтения - ценности индивида в отношении стереотипов или коррелированное с ним поведение того или иного пола; сексуальные предпочтения - ценности индивида в отношении представителей другого биологического пола.
Психоаналитическая теория З.Фрейда (З.Фрейд, 1991, 2002) описывает идентификацию как идентификацию с родителем своего пола, которая приобретается под угрозой наказания и/или лишения любви.
В соответствии с когнитивно- генетической теорией С.Томпсона и Л.Кольберга и (Хьелл Л., Зиглер Д., 2000) модель идентификации основана на трех когнитивных процессах:
1) ребенок узнает, что существует 2 пола;
2) он включает себя в одну из 2-х категорий;
3) на основе самоопределения он руководит своим поведением.
Суть модели Томпсона и Кольберга заключается в активном отражении в сознании ребенка его собственного опыта путем усвоения когнитивных структур основных половых установок познавательной сферы. Процесс усвоения роли имеет следующие этапы:
1) самоопределение ребенка в роли мальчика или девочки
2) когнитивное самоопределение или первичная половая идентичность, при которой ребенок позитивно оценивает те вещи, действия и формы поведения, которые связаны с ролью;
3) типичное поведение для данного пола вызывает в нем положительные чувства;
4) половая типизация происходит у детей только тогда, когда они осознают необратимость своей половой принадлежности;
5) определенные черты родителей могут затормозить или облегчить половую типизацию, но не могут вызвать ее.
Модель идентификации Г.Мартина и Ц.Халверсона (Хьелл Л., Зиглер Д., 2000) построена на основе полоролевых стереотипов, существующих в виде схем, посредством которых организуется и структурируется информации.
По модели Мартина и Халверсона с усвоением половой роли связаны 2 схемы:
1) схема, которая содержит общую и необходимую ребенку информацию для категоризации поведения и роли мужчины или женщины;
2) схема своего пола, которая является более детальной специфической версией первой схемы и включает информацию о вещах, формах поведения, свойствах личности, характерных для своего пола.
По аналитической теории К.Юнга (К.Юнг, 1994) модель идентификации возникает на базе архетипов Анимы и Анимуса. При этом К.Юнг считает соотношение мужественностиженственности показателями зрелости- незрелости личности. Чтобы стать зрелой личностью индивиду следует освободиться от первичной фемининной идентичности, при этом мужчина должен преодолеть первичную фемининность, а женщина - комплекс матери.





Наши рекомендации